Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.02.2012 N 15АП-329/2012 ПО ДЕЛУ N А53-12207/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2012 г. N 15АП-329/2012

Дело N А53-12207/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2012 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Пономаревой И.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Клята Е.В.
при участии:
от ОАО ТЭПТС "Теплоэнерго": представитель Макарова Т.В. по доверенности от 30.12.2011 N 5665, представитель Стукало В.А. по доверенности от 03.02.2012 N 410
от ООО "Управляющая компания "Центральное": представитель Жерносенко М.С. по доверенности N 16.47 от 10.01.2012, представитель Горшенина Н.А. по доверенности N 172 от 03.02.2012, представитель Решенкин А.Г. по доверенности N 2 от 21.12.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центральное" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.12.2011 по делу N А53-12207/2011 (судья Чебанова Л.В.)
по иску открытого акционерного общества ТЭПТС "Теплоэнерго" (ИНН 6154023190, ОГРН 1026102578446)
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центральное" (ИНН 6154563438, ОГРН 1096154004770)
о взыскании задолженности в размере 1410457,56 руб.
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центральное"
к ответчику открытому акционерному обществу ТЭПТС "Теплоэнерго"
о признании договора теплоснабжения недействительным в части

установил:

открытое акционерное общество Теплоэнергетическое предприятие "Теплоэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центральное" (далее - компания) о взыскании 1337477,93 руб. задолженности, возникшей в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате тепловой энергии за период январь - май 2011 г. (уточненные требования).
В свою очередь, компания обратилась со встречным иском к обществу о признании договора теплоснабжения N 381 от 10.08.2010 недействительным в части п. 1.1 договора, начиная со слов "в точку поставки" до слов "а потребитель обязуется", а также п. 4.4, абз. 2 п. 4.5., п. 4.6., п. 4.7., п. 4.8., п. 4.9 договора (уточненные требования).
Решением от 02.12.2011 первоначальный и встречные иски удовлетворены. Суд исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие задолженности компании. Общество правомерно произвело расчет исковых требований по нормативам, так как в спорной период в находящихся в управлении компании многоквартирных домах общедомовые приборы учета отсутствовали. Спорные условия договора признаны как противоречащие Жилищному кодексу РФ и Правилам N 307.
Не согласившись с принятым судебным актом, компания обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 02.12.2011 в части удовлетворения первоначального иска и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что по первоначальному иску были предъявлены требования с учетом поставки обществом компании не только тепла, но и горячей воды (ее подогрева). Между тем, спорный договор теплоснабжения N 381 от 10.08.2010 не является договором на горячее водоснабжение (ГВС), не определяет порядок взаимодействия и расчетов между сторонами за подогрев воды, а, следовательно, не может являться основанием для взыскания платы за горячую воду. Сумма задолженности по ГВС, в отличие от отопления, рассчитана обществом не на основании договора, а на основании факта потребления данного коммунального ресурса жителями обслуживаемых ответчиком многоквартирных домов. По мнению заявителя, основанием для расчета должен был служить утвержденный тариф на горячую воду, однако РСТ Ростовской области тариф на горячую воду на спорный период для общества не утверждался. В представленном обществом расчете стоимость горячей воды (ее подогрев) в закрытой системе теплоснабжения фактически определяется применением уменьшающего коэффициента (0,045) к тарифу на отопление. Обжалуемым решением не установлена обоснованность включения обществом в сумму задолженности за энергоресурсы суммы НДС. Компания ссылается на полное отсутствие задолженности за спорный период. Никаких дополнительных платежных требований или счетов на оплату энергии, поставленной в спорном периоде, обществом компании выставлено не было. Компания указывает, что общество полностью контролирует вопросы начисления и оплаты за поставленную тепловую энергию и компания не имеет возможности и права распоряжаться денежными средствами, поступившими от потребителей в качестве оплаты за тепло. По мнению заявителя, плата за коммунальные услуги должна рассчитываться исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, ввиду чего предъявленная истцом разница между расчетами по нормативам и расчетами по методикам в размере 907625,01 руб. взысканию не подлежит.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители истца возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Судебный акт проверяется в обжалуемой части по правилам части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10.08.2010 г. между обществом (поставщиком) и компанией (потребителем) заключен договор теплоснабжения N 381, (в редакции протокола согласования разногласий) согласно п. 1.1 которого поставщик обязуется подавать тепловую энергию в точку поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и присоединенной тепловой сети теплоснабжающей или теплосетевой организации, а потребитель обязуется принять и оплатить принятую тепловую энергию, а также обеспечить учет потребляемой тепловой энергии и соблюдать предусмотренный "Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок" режим ее потребления по каждому объекту, обеспечивать безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
В соответствии с п. 4.1 договора, учет тепловой энергии осуществляется в соответствии с "Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, техническими инструкциями по эксплуатации приборов, входящих в состав узлов учета тепловой энергии (УУТЭ) и "Рекомендациями по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы".
Пунктом 4.4 договора (в редакции протокола согласования разногласий) предусмотрено, что в случае непредставления показаний расчетных приборов учета для определения количества полученной тепловой энергии фактом поставки тепловой энергии считается объем тепловой энергии, рассчитанный поставщиком с учетом максимальных часовых нагрузок объектов потребителя и в соответствии с пп. 4.6 - 4.9 договора.
При выходе из строя приборов учета, с помощью которых определяется количество тепловой энергии, а также приборов, регистрирующих параметры теплоносителя, ведение учета тепловой энергии и его регистрация осуществляется на основании показаний этих приборов, взятых за предшествующие выходу из строя 3-х суток с корректировкой, на период расчета, по фактической температуре наружного воздуха (п. 4.5 договора).
При наличии узла учета на источнике тепловой энергии поставщика и при отсутствии либо выходе из строя прибора учета у потребителя, количество тепловой энергии, полученной потребителем, определяется поставщиком и принимается к оплате потребителем на основании показаний приборов учета тепловой энергии котельной, рассчитанной в соответствии с разделом 6 "Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (утв. приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105) (п. 4.6 договора в редакции протокола согласования разногласий).
Согласно п. 4.9 договора (в редакции протокола согласования разногласий) в объем фактически принятой потребителем тепловой энергии по каждому объекту включаются тепловые потери теплосети потребителя от точки поставки до места установки приборов учета, а при отсутствии приборов учета - тепловые потери на наружных сетях потребителя, в пределах границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (приложение N 1), определяемые поставщиком расчетным путем.
Результаты расчетов полученной потребителем тепловой энергии, выполненные поставщиком в соответствии с разделом IV договора, отражаются в акте поставки тепловой энергии, и предоставляются потребителю при согласовании акта поставки в срок до 1-го числа рабочего дня месяца, следующего за отчетным (п. 4.10 договора в редакции протокола согласования разногласий).
Цена и расчеты определены разделом V договора. Дополнительным соглашением N 1 от 01.09.2010 г. стороны изменили порядок оплаты, указанный в п. 5.4 договора теплоснабжения N 381 от 10.08.2010 г.
В силу п. 5.4.1, 5.4.2 дополнительного соглашения оплата за тепловую энергию производится путем безакцептного списания денежных средств с расчетного счета потребителя на основании платежного требования, которое предъявляется поставщиком ежемесячно в срок до 7 числа, следующего за отчетным на сумму в размере 1/12 планируемого годового отпуска тепловой энергии по действующему тарифу для поставщика, утвержденному РСТ РО.
03.03.2011 г. между сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 к договору N 381 от 10.08.2010 г., по условиям которого стороны пришли к соглашению об увеличении объема планируемого отпуска тепловой энергии путем добавления тепловой нагрузки объектов, по адресу: ул. Фрунзе, 55 а., а также об изменении договора в части добавления в Приложение N 1 и N 2 к договору жилого дома по адресу: ул. Фрунзе, 55 а.
Во исполнение договора истец поставил ответчику в спорный период тепловую энергию на общую сумму 11 551 430,47 рублей.
Истец предъявлял платежные требования, исходя из расчета 1/12 планируемого годового отпуска тепловой энергии по действующему тарифу для поставщика, утвержденному РСТ РО.
Ответчик в спорный период произвел частичную оплату в сумме 10 140 972,91 руб., что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными документами.
С 01.01.2011 г. расчеты между сторонами производились исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, в связи с чем, истец начислил ответчику плату за потребленную в январе - мае 2011 г. тепловую энергию в размере 1 410 457,56 руб.
Ответчик в процессе рассмотрения дела произвел частичную оплату в сумме 72 979,63 руб. что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными документами, в результате чего задолженность ответчика составляет 1 337 477,93 руб.
В сроки, указанные в договоре теплоснабжения (так и в более поздние сроки) ответчик не произвел оплату за тепловую энергию за период с января по май 2011 г., что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями. В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Договор энергоснабжения представляет собой отдельный вид договора купли-продажи, который регулируется параграфом 6 главы 30 ГК РФ, а также параграфом 1 главы 30 ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами кодекса о договоре энергоснабжения (п. 5 ст. 454 ГК РФ).
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544).
В данном случае потребителем энергии является управляющая организация, то есть исполнитель коммунальных услуг для собственников многоквартирных домов.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 до приведения в соответствие с Жилищным Кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному Кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ".
Таким образом, согласно положениям указанных норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации установлен приоритет Жилищного кодекса и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации к иным правовым актам относится постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
В пункте 8 Правил предоставления услуг граждан установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведения (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Изложенная позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.09 N 525/09, согласно которому применение тарифа, установленного Региональной службой по тарифам и определение количества потребленной энергии без учета норматива потребления противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии со статьей 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденными органом местного самоуправления.
Согласно пункту 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих и состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.
В соответствии с пунктом 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов, учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам.
Таким образом, согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктам 7 и 19 Правил оказания коммунальных услуг при отсутствии общедомовых приборов учета, количество отпущенной тепловой энергии на отопление определяется исходя из норматива потребления, установленного органом местного самоуправления.
Определение количества тепловой энергии иным способом, не предусмотренным законом и Правилами, противоречит статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 8 Правил оказания коммунальных услуг.
Согласно пунктам 6, 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования N 520) тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды. В силу пункта 1 Основ ценообразования N 109 они определяют основные принципы и методы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.
Пунктами 47, 48 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования N 109).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о тарифах), действовавшего в спорный период, тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования). Органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования, при условии наделения их такими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.
Данная правовая позиция определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 N 12845/10.
В материалы дела представлены нормативные акты органа местного самоуправления, которыми установлены тарифы на горячую воду на территории муниципального образования в спорный период (Постановление Администрации г. Таганрога N 5826 от 30.11.2009 "Об установлении тарифов на горячую воду на территории муниципального образования "город Таганрог" на 2010 год).
Судом проверен тариф на услуги горячего водоснабжения, который приведен к показателям в кубических метрах.
Таким образом, требования истца о взыскании задолженности в размере 1 337 477,93 руб. подтверждены представленными документами в связи с чем правомерно удовлетворены судом.
Контррасчет суммы задолженности в арифметическом виде за потребленные энергоресурсы ответчиком в материалы дела не представлен.
Довод заявителя жалобы о необоснованном включения обществом в сумму задолженности за энергоресурсы суммы НДС не принимается поскольку указанный довод не согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 1 Постановления Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы", в котором указано, что согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.
Указание в жалобе на не выставление счетов по оплате услуг по энергоснабжению в спорный период само по себе не означает, что поставленная энергия не должна оплачиваться.
В части удовлетворения встречного иска решение от 02.12.2011 компанией не обжалуется.
При таких обстоятельствах основания к отмене или изменению решения в обжалуемой части отсутствуют.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.12.2011 по делу N А53-12207/2011 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
М.Г.ВЕЛИЧКО

Судьи
Ю.И.БАРАНОВА
И.В.ПОНОМАРЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)