Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5781/2011) Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2011 по делу N А46-5629/2011 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом-Сервис" к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 25.04.2011 N 1-145/Б,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области - Бронская А.В. (удостоверение, доверенность от 12.01.2011 сроком действия до 31.12.2011);
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом-Сервис" - Яновская М.Г. (паспорт, доверенность от 05.05.2011 сроком действия 3 года);
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Дом-Сервис" (далее - ООО "УК "Дом-Сервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - Госжилстройнадзор Омской области, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 25.04.2011 N 1-145/Б, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением от 23.06.2011 по делу N А46-5629/2011 требования заявителя были удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе административный орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
На основании договоров от 16.11.2011 и 01.12.2011 управления многоквартирным домом, заключенных с обществом с ограниченной ответственностью Домостроительная компания "Стройбетон" и Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска соответственно, ООО "УК "Дом-Сервис" обязалось предоставлять услуг и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Омска, ул. 2-я Челюскинцев, д. 15, корп. 3, предоставлять коммунальные услуги.
07.02.2011 между открытым акционерным обществом "Омскоблгаз" (ОАО "Омскоблгаз") и заявителем заключен договор N 1ТО/55-19 на техническое обслуживание систем газоснабжения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Омск, ул. 2-я Челюскинцев, д. 15, корп. 3. В соответствии с пунктом 1.1. данного договора ОАО "Омскоблгаз" обязуется принять на техническое обслуживание газовое оборудование согласно Перечню, являющемуся неотъемлемым приложением (Приложение N 1) к договору, а ООО "УК "Дом-Сервис" - оплачивать проведение данных работ в соответствии с условиями договора.
18.02.2011 Госжилстройнадзору Омской области от прокуратуры Центрального административного округа г. Омска поступило обращение гражданки Джуманиязовой Г.И., проживающей по адресу: г. Омск, ул. 2-я Челюскинцев, д. 15, корп. 3, кв. 87.
Распоряжением первого заместителя начальника Госжилстройнадзора Омской области Скоробогатько А.В. от 04.03.2011 N 584 по указанному обращению назначена к проведению внеплановая, выездная проверка ООО "УК "Дом-Сервис", предметом которой определено соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными актами. Срок проведения проверки с 09.03.2011 по 04.04.2011.
Требованием (уведомлением) от 09.03.2011, направленным обществу средствами факсимильной связи, последнее поставлено в известность о проведении в отношении него 10.03.2011 в 10 час. 00 мин. внеплановых мероприятий по контролю в связи с обращениями граждан. Потребовано обеспечить присутствие руководителя или иного уполномоченного должностного лица, обеспечить доступ в подвальное помещение и квартиру указанного дома, предоставить договор управления и квитанцию об оплате, а также документы, подтверждающие полномочия лиц, уполномоченных присутствовать при проведении проверки.
В ходе назначенной проверки государственным жилищным инспектором Омской области Поповым Л.В. с участием специалиста по эксплуатации Жарковой О.В. составлен 10.03.2011 в 11 час. 15 мин. акт, в которым установлено нарушение пунктов 6, 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, выразившееся в отсутствии газоснабжения дома 15 корпус 3 по улице 2-я Челюскинцев в г. Омске.
Письмом от 15.03.2011 Госжилстройнадзор Омской области уведомил общество о необходимости явки его представителя для составления протокола об административном правонарушении 16.03.2011 в 16 час. 30 мин. по адресу места нахождения заинтересованного лица. Письмо направлено заявителю посредством факсимильной связи.
16.03.2011 государственным жилищным инспектором Омской области Поповым Л.В. с участием представителя общества Чащина А.А. составлен протокол об административном правонарушении N 18. В данном протоколе зафиксировано, что при проведении внепланового мероприятия по контролю в отношении общества установлено нарушение правил содержания и ремонта дома, расположенного в г. Омске по ул. 2-я Челюскинцев, д. 15, корп. 3, ООО "УК "Дом-Сервис", ответственного за его содержание, эксплуатацию и ремонт. Указанное нарушение выразилось в не заключении договора газоснабжения, что повлекло за собой отсутствие газоснабжения в указанном доме, чем нарушены пункты 6, 9, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, и квалифицировано как правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 7.22 КоАП РФ.
Копия протокола вручена представителю общества в день его составления.
Определением от 21.03.2011 административный орган истребовал у заявителя документы, содержащие сведения о причинах отсутствия договора газоснабжения указанного жилого дома.
Определением от 28.03.2011 продлен срок рассмотрения дела об административном правонарушении, а также отложено рассмотрение дела об административном правонарушении на 11.04.2011 на 11 час. 40 мин.
28.03.2011 заинтересованное лицо истребовало у общества документы, содержащие сведения о принятии ООО "УК "Дом-Сервис" мер по заключению договора газоснабжения многоквартирного дома по адресу: г. Омск, ул. 2-я Челюскинцев, д. 15, корп. 3, а определением от 11.04.2011 у закрытого акционерного общества "Газпром межрегионгаз Омск" (ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск") истребованы документы, содержащие сведения об отсутствии договора газоснабжения указанного дома, документы, свидетельствующие о том, направлялись ли в адрес ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" документы для заключения непосредственно с ООО "УК "Дом-Сервис" договора газоснабжения указанного многоквартирного дома как с исполнителем коммунальной услуги.
Названные определения направлялись указанным обществам посредством факсимильной связи.
В ответ на определение от 11.04.2011 ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" представило письмо от 24.03.2011 N 06/871 с указанием на то, что ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" заключает договоры поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан индивидуально с каждым собственником жилых помещений (квартир), расположенных по адресу: г. Омск, ул. 2-я Челюскинцев, д. 15, корп. 3. По состоянию на 24.03.2011 заключено 42 договора, пуск газа будет осуществлен при условии заключения всеми жильцами договоров поставки газа.
18.04.2011 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении заявителя было отложено на 25.04.2011 на 10 час. 20 мин., данное определение направлено заявителю посредством почтовой связи совместно с сопроводительным письмом от 19.04.2011 N 431-11/10, которые вручены ему 21.04.2011 (почтовое уведомление о вручении N 644007 37 02825 0).
25.04.2011 первым заместителем начальника Госжилстройнадзора Омской области Скоробогатько А.В. с участием представителя заявителя Чащина А.А. рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении ООО "УК "Дом-Сервис" и принято постановление N 1-145/Б, которым указанное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей. Административным органом действия (бездействие) переквалифицированы со статьи 7.22 КоАП РФ на статью 7.23 КоАП РФ с указанием на то, что именно бездействие ООО "УК "Дом-Сервис" повлекло за собой нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения, проживающего в доме N 15 корпус 3 по улице 2-я Челюскинцев в г. Омске, коммунальной услугой - газоснабжением. При этом обязанность обеспечения указанной услугой принята обществом по договору управления многоквартирным домом от 01.12.2010, а также возложена на него пунктами 2, 3, 5, 6, 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Копия постановления направлена обществу посредством почтовой связи и вручена ему 29.04.2011 (почтовое уведомление о вручении корреспонденции N 644099 41 84313 0).
Полагая, что общество без наличия к тому оснований привлечено к административной ответственности, ООО "УК "Дом-Сервис" обратилось в арбитражный суд с вышеназванным требованием.
Удовлетворяя требования заявителя суд первой инстанции исходил из того, что согласно пункту "а" части 13 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549) самостоятельным основанием для отказа от заключения договора газоснабжения является отсутствие у заявителя подключенного коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, а, поскольку, общим собранием жильцов было решено не устанавливать коллективный счетчик газа, то Общество не имело возможности по заключению договора газоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
В апелляционной жалобе административный орган выразил свое несогласие с названным выводом суда первой инстанции, отметив, что означенные Правила в силу пункта 1 таковых, не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Также административный орган отмечает, что вопреки утверждению суда в действиях заявителя присутствует вина в совершении правонарушения, поскольку Общество не предпринимало попыток по заключению договора газоснабжения.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч рублей до десяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного административного правонарушения являются действия (бездействие), послужившие причиной нарушения установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
Указанные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 3 Правил исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пунктом 6 Правил установлено, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю, в том числе, такую коммунальную услугу как газоснабжение.
Особенности предоставления коммунальной услуги по газоснабжению потребителей по присоединенной сети установлены разделом XII Правил. В соответствии с пунктом 92 Правил исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям газопринимающего устройства, внутреннего газопровода и другого необходимого внутридомового газового оборудования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что данное постановление подлежит применению как специальный нормативный акт по отношению к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, регулирующий особенности предоставления такой коммунальной услуги как газоснабжение, а также как акт, принятый позднее, чем Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Из анализа понятия "абонент", а также пунктов 7, 43, 44 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан следует, что договор на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан может заключаться как с физическим лицом (гражданином), для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, так и юридическим лицом (управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным и иным специализированным кооперативом), приобретающим газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Самостоятельным основанием для отказа от заключения указанного договора в соответствии с подпунктом "а" пункта 13 названных Правил является отсутствие у заявителя подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, - в случаях, когда заявитель - юридическое лицо приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению или когда заявитель-гражданин приобретает газ для газоснабжения индивидуального домовладения.
При этом апелляционный суд не принимает доводы подателя жалобы о том, что положения пункта "а" части 13 названных Правил не могут быть применены к спорным правоотношениям.
Действительно абзацем вторым части 1 означенных правил установлено, что таковые не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению
Между тем, положения пункта "а" части 13 напрямую регулируют отношения между ресурсоснабжающей организацией и юридическим лицом, приобретающим газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, в части оснований отказа для заключения договора.
Таким образом, названная норма является специальной по отношению к абзацу второму части 1 Правил, а, следовательно, подлежит применению в спорной ситуации.
Поскольку общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Омск, ул. 2-я Челюскинцев, д. 15 корп. 3, от 06.04.2011 было принято решение не устанавливать общедомовой прибор учета газа на указанном доме, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у ООО "УК "Дом-Сервис" отсутствовала возможность по заключению договора на приобретение газа в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая, что у заявителя отсутствовала объективная возможность по заключению с газоснабжающей организации договора на поставку газа для оказания услуги по газоснабжению собственникам помещений отмеченного выше дома, суд приходит к выводу об отсутствии вины заявителя в совершении указанного правонарушения, следовательно, и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
При этом не имеет значения то обстоятельство, что Общество не предпринимало попыток по заключению договоров, поскольку такие попытки в любом случае не могли привести к положительному результату - заключению договора газоснабжения.
Между тем из материалов дела усматривается, что Обществом заключен 07.02.2011 договор N 1ТО/55-19 от 07.02.2011 на техническое обслуживание систем газоснабжения в указанном многоквартирном доме, наличие которого в соответствии с подпунктом "к" пункта 9 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан является обязательным условием для заключения договора на поставку газа непосредственно с гражданами.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии Обществом необходимых мер по обеспечению условий, необходимых для обеспечения населения коммунальной услугой - газоснабжение.
Подтверждением названного вывода является то обстоятельство, что по состоянию на 24.03.2011 жильцами многоквартирного дома заключено 42 индивидуальных договора с ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" (указанные сведения были предоставлены ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" на определение Госжилстройнадзора Омской области от 11.04.2011 об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела).
При названных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что административным органом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2011 по делу N А46-5629/2011 оставить без изменения. Апелляционную жалобу Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.09.2011 ПО ДЕЛУ N А46-5629/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2011 г. по делу N А46-5629/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5781/2011) Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2011 по делу N А46-5629/2011 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом-Сервис" к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 25.04.2011 N 1-145/Б,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области - Бронская А.В. (удостоверение, доверенность от 12.01.2011 сроком действия до 31.12.2011);
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом-Сервис" - Яновская М.Г. (паспорт, доверенность от 05.05.2011 сроком действия 3 года);
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Дом-Сервис" (далее - ООО "УК "Дом-Сервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - Госжилстройнадзор Омской области, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 25.04.2011 N 1-145/Б, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением от 23.06.2011 по делу N А46-5629/2011 требования заявителя были удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе административный орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
На основании договоров от 16.11.2011 и 01.12.2011 управления многоквартирным домом, заключенных с обществом с ограниченной ответственностью Домостроительная компания "Стройбетон" и Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска соответственно, ООО "УК "Дом-Сервис" обязалось предоставлять услуг и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Омска, ул. 2-я Челюскинцев, д. 15, корп. 3, предоставлять коммунальные услуги.
07.02.2011 между открытым акционерным обществом "Омскоблгаз" (ОАО "Омскоблгаз") и заявителем заключен договор N 1ТО/55-19 на техническое обслуживание систем газоснабжения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Омск, ул. 2-я Челюскинцев, д. 15, корп. 3. В соответствии с пунктом 1.1. данного договора ОАО "Омскоблгаз" обязуется принять на техническое обслуживание газовое оборудование согласно Перечню, являющемуся неотъемлемым приложением (Приложение N 1) к договору, а ООО "УК "Дом-Сервис" - оплачивать проведение данных работ в соответствии с условиями договора.
18.02.2011 Госжилстройнадзору Омской области от прокуратуры Центрального административного округа г. Омска поступило обращение гражданки Джуманиязовой Г.И., проживающей по адресу: г. Омск, ул. 2-я Челюскинцев, д. 15, корп. 3, кв. 87.
Распоряжением первого заместителя начальника Госжилстройнадзора Омской области Скоробогатько А.В. от 04.03.2011 N 584 по указанному обращению назначена к проведению внеплановая, выездная проверка ООО "УК "Дом-Сервис", предметом которой определено соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными актами. Срок проведения проверки с 09.03.2011 по 04.04.2011.
Требованием (уведомлением) от 09.03.2011, направленным обществу средствами факсимильной связи, последнее поставлено в известность о проведении в отношении него 10.03.2011 в 10 час. 00 мин. внеплановых мероприятий по контролю в связи с обращениями граждан. Потребовано обеспечить присутствие руководителя или иного уполномоченного должностного лица, обеспечить доступ в подвальное помещение и квартиру указанного дома, предоставить договор управления и квитанцию об оплате, а также документы, подтверждающие полномочия лиц, уполномоченных присутствовать при проведении проверки.
В ходе назначенной проверки государственным жилищным инспектором Омской области Поповым Л.В. с участием специалиста по эксплуатации Жарковой О.В. составлен 10.03.2011 в 11 час. 15 мин. акт, в которым установлено нарушение пунктов 6, 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, выразившееся в отсутствии газоснабжения дома 15 корпус 3 по улице 2-я Челюскинцев в г. Омске.
Письмом от 15.03.2011 Госжилстройнадзор Омской области уведомил общество о необходимости явки его представителя для составления протокола об административном правонарушении 16.03.2011 в 16 час. 30 мин. по адресу места нахождения заинтересованного лица. Письмо направлено заявителю посредством факсимильной связи.
16.03.2011 государственным жилищным инспектором Омской области Поповым Л.В. с участием представителя общества Чащина А.А. составлен протокол об административном правонарушении N 18. В данном протоколе зафиксировано, что при проведении внепланового мероприятия по контролю в отношении общества установлено нарушение правил содержания и ремонта дома, расположенного в г. Омске по ул. 2-я Челюскинцев, д. 15, корп. 3, ООО "УК "Дом-Сервис", ответственного за его содержание, эксплуатацию и ремонт. Указанное нарушение выразилось в не заключении договора газоснабжения, что повлекло за собой отсутствие газоснабжения в указанном доме, чем нарушены пункты 6, 9, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, и квалифицировано как правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 7.22 КоАП РФ.
Копия протокола вручена представителю общества в день его составления.
Определением от 21.03.2011 административный орган истребовал у заявителя документы, содержащие сведения о причинах отсутствия договора газоснабжения указанного жилого дома.
Определением от 28.03.2011 продлен срок рассмотрения дела об административном правонарушении, а также отложено рассмотрение дела об административном правонарушении на 11.04.2011 на 11 час. 40 мин.
28.03.2011 заинтересованное лицо истребовало у общества документы, содержащие сведения о принятии ООО "УК "Дом-Сервис" мер по заключению договора газоснабжения многоквартирного дома по адресу: г. Омск, ул. 2-я Челюскинцев, д. 15, корп. 3, а определением от 11.04.2011 у закрытого акционерного общества "Газпром межрегионгаз Омск" (ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск") истребованы документы, содержащие сведения об отсутствии договора газоснабжения указанного дома, документы, свидетельствующие о том, направлялись ли в адрес ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" документы для заключения непосредственно с ООО "УК "Дом-Сервис" договора газоснабжения указанного многоквартирного дома как с исполнителем коммунальной услуги.
Названные определения направлялись указанным обществам посредством факсимильной связи.
В ответ на определение от 11.04.2011 ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" представило письмо от 24.03.2011 N 06/871 с указанием на то, что ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" заключает договоры поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан индивидуально с каждым собственником жилых помещений (квартир), расположенных по адресу: г. Омск, ул. 2-я Челюскинцев, д. 15, корп. 3. По состоянию на 24.03.2011 заключено 42 договора, пуск газа будет осуществлен при условии заключения всеми жильцами договоров поставки газа.
18.04.2011 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении заявителя было отложено на 25.04.2011 на 10 час. 20 мин., данное определение направлено заявителю посредством почтовой связи совместно с сопроводительным письмом от 19.04.2011 N 431-11/10, которые вручены ему 21.04.2011 (почтовое уведомление о вручении N 644007 37 02825 0).
25.04.2011 первым заместителем начальника Госжилстройнадзора Омской области Скоробогатько А.В. с участием представителя заявителя Чащина А.А. рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении ООО "УК "Дом-Сервис" и принято постановление N 1-145/Б, которым указанное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей. Административным органом действия (бездействие) переквалифицированы со статьи 7.22 КоАП РФ на статью 7.23 КоАП РФ с указанием на то, что именно бездействие ООО "УК "Дом-Сервис" повлекло за собой нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения, проживающего в доме N 15 корпус 3 по улице 2-я Челюскинцев в г. Омске, коммунальной услугой - газоснабжением. При этом обязанность обеспечения указанной услугой принята обществом по договору управления многоквартирным домом от 01.12.2010, а также возложена на него пунктами 2, 3, 5, 6, 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Копия постановления направлена обществу посредством почтовой связи и вручена ему 29.04.2011 (почтовое уведомление о вручении корреспонденции N 644099 41 84313 0).
Полагая, что общество без наличия к тому оснований привлечено к административной ответственности, ООО "УК "Дом-Сервис" обратилось в арбитражный суд с вышеназванным требованием.
Удовлетворяя требования заявителя суд первой инстанции исходил из того, что согласно пункту "а" части 13 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549) самостоятельным основанием для отказа от заключения договора газоснабжения является отсутствие у заявителя подключенного коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, а, поскольку, общим собранием жильцов было решено не устанавливать коллективный счетчик газа, то Общество не имело возможности по заключению договора газоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
В апелляционной жалобе административный орган выразил свое несогласие с названным выводом суда первой инстанции, отметив, что означенные Правила в силу пункта 1 таковых, не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Также административный орган отмечает, что вопреки утверждению суда в действиях заявителя присутствует вина в совершении правонарушения, поскольку Общество не предпринимало попыток по заключению договора газоснабжения.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч рублей до десяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного административного правонарушения являются действия (бездействие), послужившие причиной нарушения установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
Указанные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 3 Правил исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пунктом 6 Правил установлено, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю, в том числе, такую коммунальную услугу как газоснабжение.
Особенности предоставления коммунальной услуги по газоснабжению потребителей по присоединенной сети установлены разделом XII Правил. В соответствии с пунктом 92 Правил исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям газопринимающего устройства, внутреннего газопровода и другого необходимого внутридомового газового оборудования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что данное постановление подлежит применению как специальный нормативный акт по отношению к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, регулирующий особенности предоставления такой коммунальной услуги как газоснабжение, а также как акт, принятый позднее, чем Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Из анализа понятия "абонент", а также пунктов 7, 43, 44 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан следует, что договор на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан может заключаться как с физическим лицом (гражданином), для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, так и юридическим лицом (управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным и иным специализированным кооперативом), приобретающим газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Самостоятельным основанием для отказа от заключения указанного договора в соответствии с подпунктом "а" пункта 13 названных Правил является отсутствие у заявителя подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, - в случаях, когда заявитель - юридическое лицо приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению или когда заявитель-гражданин приобретает газ для газоснабжения индивидуального домовладения.
При этом апелляционный суд не принимает доводы подателя жалобы о том, что положения пункта "а" части 13 названных Правил не могут быть применены к спорным правоотношениям.
Действительно абзацем вторым части 1 означенных правил установлено, что таковые не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению
Между тем, положения пункта "а" части 13 напрямую регулируют отношения между ресурсоснабжающей организацией и юридическим лицом, приобретающим газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, в части оснований отказа для заключения договора.
Таким образом, названная норма является специальной по отношению к абзацу второму части 1 Правил, а, следовательно, подлежит применению в спорной ситуации.
Поскольку общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Омск, ул. 2-я Челюскинцев, д. 15 корп. 3, от 06.04.2011 было принято решение не устанавливать общедомовой прибор учета газа на указанном доме, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у ООО "УК "Дом-Сервис" отсутствовала возможность по заключению договора на приобретение газа в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая, что у заявителя отсутствовала объективная возможность по заключению с газоснабжающей организации договора на поставку газа для оказания услуги по газоснабжению собственникам помещений отмеченного выше дома, суд приходит к выводу об отсутствии вины заявителя в совершении указанного правонарушения, следовательно, и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
При этом не имеет значения то обстоятельство, что Общество не предпринимало попыток по заключению договоров, поскольку такие попытки в любом случае не могли привести к положительному результату - заключению договора газоснабжения.
Между тем из материалов дела усматривается, что Обществом заключен 07.02.2011 договор N 1ТО/55-19 от 07.02.2011 на техническое обслуживание систем газоснабжения в указанном многоквартирном доме, наличие которого в соответствии с подпунктом "к" пункта 9 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан является обязательным условием для заключения договора на поставку газа непосредственно с гражданами.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии Обществом необходимых мер по обеспечению условий, необходимых для обеспечения населения коммунальной услугой - газоснабжение.
Подтверждением названного вывода является то обстоятельство, что по состоянию на 24.03.2011 жильцами многоквартирного дома заключено 42 индивидуальных договора с ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" (указанные сведения были предоставлены ЗАО "Газпром межрегионгаз Омск" на определение Госжилстройнадзора Омской области от 11.04.2011 об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела).
При названных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что административным органом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2011 по делу N А46-5629/2011 оставить без изменения. Апелляционную жалобу Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)