Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 15.12.2011 N 33-18612/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 декабря 2011 г. N 33-18612/2011


Судья: Литвинова И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Вологдиной Т.И.
судей Рогачева И.А., Пучинина Д.А.
при секретаре П.
рассмотрела в судебном заседании от 15 декабря 2011 года гражданское дело N 2-1185/11 по кассационной жалобе ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 25 октября 2011 года по иску К. к ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" об обязании произвести перерасчет за недопоставленные услуги по теплоснабжению, взыскании компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Вологдиной Т.И.,
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:

К., проживающий в квартире <адрес>, является потребителем коммунальных услуг, оплату за потребление которых вносит управляющей организации ООО "Жилкомсервис г. Петродворца", осуществляющей техническое содержание и обслуживание многоквартирного жилого дома.
К., обратился в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО "Жилкомсервис г. Петродворца", в котором просил признать незаконным отказ ответчика в перерасчете платы за недопоставленные коммунальные услуги в период с 07.10.2010 года по 21.11.2010 года, взыскать в его пользу понесенные убытки в сумме 1 381 руб. 38 коп., а также компенсацию морального вреда в размере 8 000 руб.
В обоснование иска ссылался на положения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, и указывал на ненадлежащее исполнение управляющей организацией обязанностей по своевременной подготовке многоквартирного жилого дома, санитарно-технического и иного инженерного оборудования к эксплуатации в зимних условиях, что повлекло отсутствие теплоснабжения в квартире истца в период с 07.10.2010 года до 22.11.2010 года, о чем составлен акт, подписанный жильцами дома.
Представитель ответчика против удовлетворения иска возражал.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 25 октября 2011 года исковые требования К. к ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" об обязании произвести перерасчет за недопоставленные услуги по теплоснабжению, взыскании компенсации морального вреда удовлетворены частично. Суд обязал ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" произвести перерасчет платы за недопоставленные услуги по теплоснабжению квартиры <адрес> за период с 07.10.2010 года по 21.11.2010 года в размере 711 руб. 47 коп., в остальной части иска отказал. С ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 200 руб.
В кассационной жалобе представитель ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, что не является в силу ст. 354 ГПК РФ препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, поскольку времени и месте судебного разбирательства стороны извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, обсудив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения суда, отвечающего требованиям закона и представленным в материалы дела доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Разрешая заявленный спор, суд правильно руководствовался положениями ст. ст. 161, 162 действующего Жилищного кодекса РФ, устанавливающего обязанность соблюдения при управлении многоквартирным домом, осуществляемых в соответствии с требованиями законодательства РФ, прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, предоставление коммунальных услуг путем обеспечения постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме на основании заключенных с собственниками многоквартирного дома договоров управления с условиями, одинаковыми для всех собственников помещений.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно п. 3 указанных Правил, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Разделом VII Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 06.05.2011) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", предусмотрен порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, согласно п. 60 которых при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
Согласно п. 61 Правил, при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с п. 10 настоящих Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.
В силу п. 62 Правил, объем (количество) непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, количества потребителей (для водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредоставления коммунальной услуги.
Как установлено судом и подтверждается представленными по делу доказательствами истец зарегистрирован и проживает в квартире <адрес>, принадлежащей в равных долях на праве собственности К. и ее несовершеннолетним детям К.В., К.Д.
Управление многоквартирным домом <адрес> на основании договора N <...> от 31.03.2010 года осуществляет ООО "Жилкомсервис г. Петродворца".
07.10.2010 года ООО "Петербургтеплоэнерго" дом <адрес> был подключен к системе теплопотребления.
В связи с отсутствием длительное время отопления, жильцы дома коллективно обратились с жалобой по вопросу нормализации теплоснабжения дома <адрес> в Жилищный отдел Правительства Санкт-Петербурга, из ответа на которую от 03.11.2010 года следует, что по результатам рассмотрения жалобы директору ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" было предложено поручить принять срочные меры по нормализации теплоснабжения указанного дома, произвести перерасчет размера платы за недопоставку услуг по теплоснабжению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307.
Из ответа ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" от 22.11.2010 года следует, что после начала отопительного сезона, то есть после 07.10.2010 года, тепло поступало во все квартиры, но в связи с производством наладочных работ ООО "Петербургтеплоэнерго" по котельной и отопительным сетям, происходило завоздушивание отдельных стояков по квартирам. Работы по ликвидации воздушных пробок по квартирам выполнялись по мере поступления заявок жителей. В этом же ответе истцу сообщено, что оснований для перерасчета размера платы за недопоставку услуг по теплоснабжению дома нет.
Из ответа ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" от 23.11.2010 года, в том числе в адрес Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга, также следует, что жильцы дома <адрес> неоднократно обращались по вопросу нормализации теплоснабжения дома; в связи с проведением наладочных работ на котельной и тепловых сетях специалистами ООО "Петербургтеплоэнерго" происходило неоднократное завоздушивание стояков центрального отопления в квартирах; работы по нормализации теплоснабжения данного жилого дома выполнены специалистами управляющей компании ООО "Жилкомсервис г. Петродворца", согласно расписке жителей от 22.11.2010 года теплоснабжение квартир нормализовано. При этом в ответе имеется указание на то, что квартир, в которых полностью отсутствовало отопление в указанном доме не установлено, актов о непредоставлении услуги по теплоснабжению не составлялось, а потому оснований для перерасчета размера платы за недопоставку услуг по отоплению не усматривается.
Таким образом, факт предоставления коммунального ресурса в виде отопления в спорный период с перебоями в теплоснабжении дома подтверждается многочисленными обращениями жильцов дома в различные инстанции с жалобами на отсутствие в квартирах тепла.
При таких обстоятельствах, с учетом представленных в материалы дела доказательств, в том числе показаний свидетеля З., суд пришел к обоснованному выводу о доказанности истцом обстоятельств предоставления ответчиком услуг по теплоснабжению в период с 07.10.2010 года по 21.11.2010 года ненадлежащего качества, признав за истцом, как потребителем коммунальных услуг, право требовать перерасчета размера платы за недопоставку услуг по отоплению в спорный период.
Представленной в подтверждение доводов ответчиком расписке жильцов дома <адрес> от 22.11.2010 года, из содержания которой следует, что жильцы дома претензий к отоплению не имеют, суд дал надлежащую правовую оценку, правильно указав, что сам факт сбора подписей у жильцов многоквартирного дома свидетельствует о том, что до указанного периода времени теплоснабжение дома нормализовано не было.
Оспаривая обоснованность выводов суда первой инстанции, представитель ответчика ссылался на несоблюдение истцом порядка уведомления исполнителя о предоставлении услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленные сроки, отсутствие правового основания для производства перерасчета в связи с отсутствием акта о непредоставлении коммунальной услуги, либо акта о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Между тем, положениями п. 64, 65 Правил предусмотрена возможность уведомления исполнителя в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, как в письменной, так и в устной форме (в том числе по телефону). При этом, регистрация сообщения потребителя подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 66). В силу п. 67 Правил в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
Согласно п. 68 Правил если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей. В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 69).
В соответствии с п. 77 Правил, в соответствии с законодательством о защите прав потребителей, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в предусмотренных договором, в том числе в случаях: если температура воздуха в жилом помещении в многоквартирном доме (в том числе в отдельной комнате в квартире) или в жилом доме ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в приложении N 1 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период; если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредоставлении.
Таким образом, поскольку положениями Правил предусмотрена возможность потребителя устно информировать исполнителя о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, доводы кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для производства перерасчета в связи с отсутствием надлежаще оформленного акта, составление которого является обязанностью исполнителя, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
По тем же основаниям судебная коллегия не принимает доводы ответчика об отсутствии сведений о регистрации заявок истца в соответствующем журнале аварийно-диспетчерской службы, поскольку факт отсутствия теплоснабжения в квартире истца подтвержден представленными по делу доказательствами, а правильность регистрации каких-либо заявок от воли истца не зависит.
При этом порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, указанный в пунктах 64 - 74 Правил, установлен с целью добровольного производства исполнителем перерасчета коммунальных услуг, но не устанавливает определенный порядок и средства доказывания при разрешении судебного спора, в рамках которого суд может оценивать любые доказательства, имеющие отношение к заявленному спору, соответствующие требованиям статьи 55 ГПК РФ.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств, пришел обоснованному выводу о доказанности обстоятельств, свидетельствующих о предоставлении в спорный период услуг ненадлежащего качества, возложив на ответчика, как исполнителя услуг, обязанность произвести соответствующий перерасчет платы за теплоснабжение.
Выводы суда подробно мотивированы, всем приведенным истцом обстоятельствам, на которых истец основывал исковые требования и представленным по делу доказательствам в их совокупности судом дана оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным.
Довод кассационной жалобы о том, что работы по ликвидации воздушных пробок, вызванных производством наладочных работ ООО "Петербургтеплоэнерго" по котельной и отопительным сетям по квартирам выполнялись по мере поступления заявок жителей дома, не опровергает вывода суда о ненадлежащем теплоснабжении в квартире истца в спорный период. При этом ссылки на фактический теплоотпуск абоненту за октябрь и ноябрь 2010 года ООО "Петербургтеплоэнерго", подтвержденный расчетами производимыми между теплоснабжающей организацией и ответчиком, несостоятельны, поскольку не являются доказательством поступления и потребления тепловой энергии жильцами квартиры N <...> многоквартирного дома.
Другие доводы кассационной жалобы ответчика правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений приведенных выше правовых норм, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Поскольку в части отказа в удовлетворении исковых требований, заявленных К., решение суда сторонами по делу не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений ч. 1 ст. 347 ГПК РФ предметом проверки судебной коллегии не является.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 25 октября 2011 года оставить без изменения, а поданную кассационную жалобу - без удовлетворения.

















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)