Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.05.2011 N 33-2358/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 мая 2011 г. N 33-2358/2011


Судья: Пименова А.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Киреевой И.А.
судей Косарева И.Э., Свирской О.Д.
при секретаре П.
с участием прокурора Астапенко С.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Главы Бокситогорского городского поселения Ленинградской области на решение Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 05 апреля 2011 года, которым удовлетворено заявление прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании недействующей и отмене статьи 1 Порядка расчета размера оплаты населением коммунальных услуг, утвержденного решением Совета депутатов Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 08.12.2010 года N 106.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Киреевой И.А., объяснения представителя Совета депутатов Бокситогорского городского поселения Я., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:

Бокситогорский городской прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании недействующей и отмене статьи 1 Порядка расчета размера оплаты населением коммунальных услуг, утвержденного решением Совета депутатов Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 08.12.2010 года N 106.
В обоснование заявления указал, что 08.12.2010 года решением Совета депутатов Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области N 106 "О порядке расчета размера оплаты населением коммунальных услуг" был утвержден порядок расчета размера оплаты населением коммунальных услуг и в дальнейшем применен для расчета по отоплению за 1 кв. м общей площади жилого помещения усредненный среднегодовой норматив потребления тепловой энергии для населения. Прокурор полагает, что данный Порядок противоречит действующему законодательству.
Так, согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета, утверждены Постановлением Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 года N 313 для каждой из 4-х классификационных групп многоквартирных и жилых домов соответственно. При определении нормативов потребления учтены конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, а также количество этажей и год постройки многоквартирного дома (до и после 1999 года).
Установление Порядком расчета размера оплаты населением коммунальных услуг усредненного среднегодового норматива потребления тепловой энергии для населения не соответствует вышеуказанным Постановлениям Правительства РФ и Правительства ЛО.
14.01.2011 года прокурором был принесен протест на вышеуказанный порядок с требованием изменить статью 1 Порядка расчета, однако он был оставлен без удовлетворения. В суде первой инстанции прокурор заявление поддержала в полном объеме.
Представитель администрации Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в суд не явился, представил письменный отзыв, согласно которому с заявлением прокурора не согласен, поскольку во избежание роста социальной напряженности в городе, на 2011 год из установленных нормативов был выведен усредненный среднегодовой норматив потребления тепловой энергии на нужды отопления для населения, проживающего на территории Бокситогорского городского поселения, а Постановлением Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 года N 313 установлен норматив потребления коммунальных услуг для каждой из классификационных групп многоквартирных и жилых домов соответственно, который ставит население, проживающее на территории Бокситогорского городского поселения в неравные условия по оплате за коммунальные услуги одинакового качества.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе Глава Бокситогорского городского поселения ставит вопрос об отмене решения суда, полагает его незаконным и необоснованным, считает, что прокурор не вправе был обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, поскольку граждане по данному вопросу к Бокситогорскому городскому прокурору не обращались.
Кроме того, считает, что решение Совета депутатов Бокситогорского городского поселения N 106, содержащее оспариваемую норму, представительным органом поселения было принято 08.12.2010 года, в то время, как Постановление Правительства Ленинградской области N 313 от 24.11.2010 года вступило в силу только 15.12.2010 года, то есть, после принятия муниципального правового акта. Началом действия данного муниципального акта является 01.01.2011 года.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований к отмене или изменению решения суда по доводам жалобы, исходя из следующего.
В соответствии со ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 5 п.п. "д" Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении отопления - материалы стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования; согласно п. 10 нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
В соответствии с п. 11 вышеуказанных Правил нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с п. 12 изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления, в соответствии с п. 13 основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 года N 313 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению и отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета", вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликован в "Вестнике Правительства Ленинградской области" 15.12.2010 года), утверждены Нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета, согласно которым многоквартирные и жилые дома распределены на классификационные группы: дома постройки до 1945 года, дома постройки 1946 - 1970 годов, дома постройки 1971 - 1999 годов, дома постройки после 1999 года.
При этом нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению установлены в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению учтены конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, а также количество этажей и год постройки многоквартирного дома (до и после 1999 года). В норматив отопления включен расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. м площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги.
В соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном или муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образование.
Из смысла данной нормы процессуального права следует, что ограничений для обращения прокурора с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований не имеется, независимо от того, имели ли место обращения конкретных граждан к прокурору по данному вопросу.
Кроме того, согласно п. 2.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" прокурорам надлежит безотлагательно реагировать на все факты принятия решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, путем принесения протестов. В случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом - обращаться с заявлениями в суд. Добиваться реального исполнения заявленных прокурором требований, контролировать ситуацию до окончательного приведения нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Как следует из материалов дела, 08.12.2010 года решением Совета депутатов Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области N 106 "О порядке расчета размера оплаты населением коммунальных услуг" был утвержден Порядок расчета размера оплаты населением коммунальных услуг, и с 01.01.2011 года применен для расчета по отоплению за 1 кв. м общей площади жилого помещения, согласно которому для населения, проживающего на территории Бокситогорского городского поселения, рассчитан усредненный среднегодовой норматив потребления тепловой энергии.
С учетом приведенных норм права суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент вступления решения Совета депутатов Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района N 106 в действие оно не соответствовало Постановлению Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 года N 313 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, горячему водоснабжению и отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета" и приведено в соответствие с Постановлением Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 года N 313 не было.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции постановлено при правильном определении юридически значимых обстоятельств дела, правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат.
Руководствуясь статьями 360, 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:

решение Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 05 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Главы Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.

















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)