Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.12.2011 ПО ДЕЛУ N А23-1659/2011

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2011 г. по делу N А23-1659/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Артемовой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Издательство "Титул"
на решение Арбитражного суда Калужской области
от 14.10.2011 по делу А23-1659/2011 (судья Дорошина А.В.), принятое
по заявлению закрытого акционерного общества "Издательство "Титул" (249034, Калужская область, г. Обнинск, пр-т. Ленина, д. 144, ОГРН 1024000955153)
к администрации г. Обнинска (249037, Калужская область, г. Обнинск, пл. Преображения, д. 1, ОГРН 1024000937927)
о признании незаконными действий по формированию земельного участка площадью 5206 кв. м с кадастровым номером 40:27:030301:161 под жилым домом N 144 по пр. Ленина в г. Обнинске и обязании изменить границы данного земельного участка с учетом представленного расчета, включая территорию с элементами благоустройства,
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: закрытого акционерного общества "Издательство "Титул" - Борисова В.Л., директора, решение единственного учредителя от 17.01.2011 N 107, паспорт;
- Бесединой Е.А., доверенность от 28.11.2011, паспорт; Филимонова В.Н., доверенность от 28.11.2011, паспорт;
- от ответчика: администрации г. Обнинска - Лобачевой Ю.А., юриста-главного специалиста отдела правового и нормотворческого обеспечения деятельности правового управления, доверенность от 28.12.2010 N 01-23/2670, паспорт,

установил:

закрытое акционерное общество "Издательство "Титул" (далее - ЗАО "Издательство "Титул", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к администрации г. Обнинска (далее - администрация, ответчик) о признании незаконными постановлений администрации г. Обнинска от 08.02.2008 N 181-п и от 18.03.2009 N 314-п "О внесении изменений в постановление администрации г. Обнинска от 08.02.2008 N 181-п "Об утверждении графика проведения работ по кадастровому учету" в части включения в данный график жилого дома N 144 по пр.Ленина; а также постановления от 07.12.2010 N 2008-п "Об утверждении схем расположения земельных участков под многоквартирными жилыми домами на кадастровых планах территорий, расположенных по адресам: Калужская область, г. Обнинск, ул. Горького, д. 72; ул. Мира, дома N 9, 11; ул. Жукова, дом N 12, ул. Лейпунского, дом N 2; пр. Ленина, дома NN 62,63, 132, 144, 152, 152а; ул. Курчатова, дома NN 9, 10, 22, 22а, 30, 40, 41в, 52, 66; ул. Красных Зорь, дом N 13; ул. Белинская, дома NN 5а, 39; ул. Гагарина, дома NN 16,18; пр. Маркса, дом N 90; ул. Звездная, дома NN 13,15,17; ул. Аксенова, дома NN 4, 7, 9, 12, 13, 15; ул. Ляшенко, дом N 2; ул. Королева, дома NN 1,13" в части утверждения схемы расположения земельного участка под жилым домом N 144 по пр. Ленина и обязании администрации г. Обнинска обратиться с заявлением в ФГУ "Земельная кадастровая палата" о снятии с кадастрового учета земельного участка под жилым домом N 144 по пр. Ленина в г. Обнинске (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 14.10.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Издательство "Титул" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В ходе судебного разбирательства представитель ЗАО "Издательство "Титул" заявил ходатайство о проведении землеустроительной экспертизы по делу относительно вопроса соблюдения земельных и градостроительных норм и правил при определении необходимой площади границ спорного земельного участка и допустимости осуществления геодезических измерений способом, избранным ООО "Дом имущества плюс".
По мнению заявителя жалобы, в связи с проведением процедуры формирования земельного участка с нарушением норм законодательства затронуты права и законные интересы ЗАО "Издательство "Титул" и имеется необходимость назначить проведение вышеуказанной экспертизы.
Суд апелляционной инстанции, выслушав мнение представителя администрации г. Обнинска, возражавшего против его удовлетворения и указавшего на отсутствие доказательств невозможности заявления данного ходатайства в суде первой инстанции по причинам, не зависящим от Общества, считает, что оснований для удовлетворения заявленного ходатайства не имеется по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Согласно ч. 2 ст. 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
При рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых им было отказано судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции не вправе отказать в удовлетворении указанных ходатайств на том основании, что они не были удовлетворены судом первой инстанции (ч. 3 ст. 268 АПК РФ).
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
Как разъяснено в абзаце 2 пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 66 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", ходатайство о проведении экспертизы в суде апелляционной инстанции рассматривается судом с учетом положений части 2 статьи 268 АПК РФ.
В силу положений статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд установил, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции Общество не заявляло ходатайство о назначении экспертизы и при подаче такого ходатайства в суд апелляционной инстанции не представило доказательств невозможности его заявления в суде первой инстанции.
С учетом изложенного, принимая во внимание предмет заявленных требований, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для назначения экспертизы по заявленному ходатайству.
Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Издательство "Титул" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным номером 1024000955153, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.04.2011 N 1788 (т. 2, л. 32-44).
22.01.2004 между ЗАО "Издательство "Титул" и муниципальным предприятием "Управление капитального строительства города" заключен договор об инвестировании в жилищное строительство N 03-10/б-9А/51а-1 на строительство нежилых помещений в составе жилого дома N 144 по пр. Ленина в г. Обнинске.
ЗАО "Издательства "Титул" в доме N 144 по пр. Ленина г. Обнинска на праве собственности принадлежат помещение N 75 (назначение: нежилое, общая площадь 307,1 кв. м, этаж 1, подвал), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.07.2009, помещение N 2 (назначение: нежилое, общей площадью 204,7 кв. м), помещение N 3 (назначение: нежилое, общей площадью 1192,2 кв. м), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 04.12.2008.
Земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости, сформирован не был и на кадастровый учет не поставлен.
Постановлением администрации г. Обнинска от 08.02.2008 N 181-п утвержден график проведения работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков за счет средств местного бюджета, на которых расположены многоквартирные дома, в границах территории. Постановлениями администрации г. Обнинска от 18.03.2009 N 314-п, от 17.03.2010 N 320-п в данный график включен многоквартирный дом 144 по пр. Ленина в г. Обнинске (в связи с уточнением адресов многоквартирных домов). Вышеуказанный многоквартирный дом 144 по пр. Ленина включен в график с целью формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и дальнейшего проведения его государственного кадастрового учета (т. 2, л. 115-117).
14.10.2009 ЗАО "Издательство "Титул" обратилось в администрацию г. Обнинска с письмом N 196, в котором указало, что при строительстве жилого многоквартирного дома со встроенно-пристроенными помещениями ЗАО "Издательство "Титул" проектным решением для Общества были предусмотрены отдельный для жилого дома подъезд к офисам и площадка для стоянки служебных автомобилей с элементами благоустройства. Кроме того, учитывая принадлежность испрашиваемого земельного участка к собственности муниципального образования, Общество просит предоставить земельный участок, расположенный по адресу: г. Обнинск, пр. Ленина, в районе д. 144, в аренду сроком на 5 лет для целей, не связанных со строительством, для использования подъезда и подхода к офису и организации стоянки автомобилей.
В ответ на данное письмо администрация г. Обнинска сообщила Обществу, что обращение по вопросу предоставления земельного участка в границах выполненного благоустройства не может быть рассмотрено до завершения формирования земельных участков Зоны I в соответствии с утвержденным проектом планировки и проектом межевания территории Зоны I общественного центра г. Обнинска (письмо от 13.11.009 N 1422-орг.) (т. 1, л. 108).
Постановлением от 07.12.2010 N 2008-п "Об утверждении схем расположения земельных участков под многоквартирными жилыми домами на кадастровых планах территорий, расположенных по адресам: Калужская область, г. Обнинск, ул. Горького, д. 72; ул. Мира, дома N 9, 11; ул. Жукова, дом N 12, ул. Лейпунского, дом N 2; пр. Ленина, дома NN 62,63, 132, 144, 152, 152а; ул. Курчатова, дома NN 9, 10, 22, 22а, 30, 40, 41в, 52, 66; ул. Красных Зорь, дом N 13; ул. Белинская, дома NN 5а, 39; ул. Гагарина, дома NN 16,18; пр. Маркса, дом N 90; ул. Звездная, дома NN 13,15,17; ул. Аксенова, дома NN 4, 7, 9, 12, 13, 15; ул. Ляшенко, дом N 2; ул. Королева, дома NN 1,13" глава администрации утвердил, в частности, схему расположения земельного участка, г. Обнинск, пр. Ленина, д. 144, ориентировочной площадью 5 206 кв. м, с видом разрешенного использования - под многоквартирный дом (т. 2,л. 122).
26 января 2011 года земельный участок, расположенный относительно ориентира - дома N 144 по пр. Ленина г. Обнинска, площадью 5 206 +/-25 кв. м с разрешенным использованием: под многоквартирный дом поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 40:27:030301:161, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (т. 1, л. 111- 118).
Администрацией г. Обнинска принято постановление 21.09.2011 N 1434-п "О внесении изменений в постановление администрации г. Обнинска от 08.02.2008 N 181-п "Об утверждении графика проведения работ по кадастровому учету", в соответствии с которым в мотивировочной части постановления администрации г. Обнинска N 181-п от 08.02.2008 "Об утверждении графика проведения работ по кадастровому учету" слова "во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 N 185 "О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" заменены словами "в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185 "О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства", ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (т. 3, л. 31).
Полагая, что площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации названного многоквартирного дома, составляет 7 501, 2 кв. м и что администрация неправомерно утвердила схему расположения земельного участка площадью 5 206 кв. м, ЗАО "Издательство "Титул" обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании незаконными постановлений от 08.02.2008 N 181-п, от 18.03.2009 N 314-п, от 07.12.2010 N 2008-п.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии со статьей 33 ЗК РФ.
Для размещения и эксплуатации объектов недвижимости предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 ЗК РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Так, ст. 4 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Обнинск", утвержденных решением Обнинского городского Собрания от 12.03.2007 N 01-40, определено, что установленные предельные размеры земельных участков и формулы их расчета не применяются при формировании земельных участков для эксплуатации жилых многоэтажных домов в существующей застройке.
В соответствии с п. 5 ст. 4 названных Правил при формировании земельных участков под многоквартирными домами в существующей застройке в границы земельного участка не включаются территории общего пользования (основные проезды, детские, физкультурные и спортивные площадки и сооружения, массивы зеленых насаждений, иные объекты общего пользования) в границах квартала, микрорайона или иного элемента планировочной структуры.
Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации г. Обнинска от 08.02.2008 N 181-п "Об утверждении графика проведения работ по кадастровому учету" во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 N 185 "О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" утвержден график проведения работ по формированию и проведению за счет средств местного бюджета государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в границах территории муниципального образования "Город Обнинск".
Постановлениями администрации г. Обнинска от 18.03.2009 N 314-п, от 17.03.2010 N 320-п в данный график включен многоквартирный дом 144 по пр. Ленина в г. Обнинске (в связи с уточнением адресов многоквартирных домов).
Вместе с тем ссылка Общества на то, что оспариваемые постановления приняты в нарушение действующего законодательства, а именно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ), поскольку, по его мнению, основанием для формирования земельного участка под многоквартирным домом является исключительно решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не может быть принята во внимание в силу следующего.
Действительно, в пункте 3 статьи 16 Закона N 189-ФЗ установлено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. При этом формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (пункт 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных органов, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
В соответствии со ст. 69 ЗК РФ сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.
Таким образом, формирование рассматриваемых земельных участков возможно как на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, так и в силу пункта 1 статьи 69 ЗК РФ инициативно органами государственной власти или органами местного самоуправления, а с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П (далее - постановление N 12-П) и собственником нежилого помещения, расположенного в этом доме.
Следовательно, оспариваемые постановления приняты администрацией в пределах предоставленных ей полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, сами по себе действия органа местного самоуправления по принятию названных ненормативных актов не нарушают прав и законных интересов Общества, не возлагают какие-либо обязанности, не создают иных препятствий для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что включение в график земельного участка под многоквартирным жилым домом N 144 по пр. Ленина и утверждение этого графика постановлением от 08.02.2008 N 181-п с последующими изменениями и дополнениями не нарушило прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации г. Обнинска от 07.12.2010 N 2008-п утверждена схема расположения земельного участка под многоквартирным домом N 144 по пр. Ленина в г. Обнинске (т. 2, л. 121-122).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности с пояснениями сторон в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно установил, что формирование земельного участка под вышеуказанным многоквартирным домом осуществлялось администрацией г. Обнинска в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "город Обнинск", утвержденными решением Обнинского городского Собрания от 12.03.2007 N 01-40, нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 33, 35, п. 7 ст. 36 ЗК РФ.
При принятии постановления от 07.12.2010 N 2008-п администрацией соблюдена процедура публичности, а именно: в средствах массовой информации (в газете "Весть" от 16.11.2010 N 22) опубликована информация о том, что администрация г. Обнинска проводит согласование схем расположения земельных участков на кадастровых планах территорий, на которых расположены многоквартирные дома, в том числе и по пр. Ленина, дом 144 (т. 2, л. 120).
Межевой план образования земельного участка под многоквартирным домом N 144 по пр. Ленина в г. Обнинске выполнен обществом с ограниченной ответственностью "Дом Имущества плюс" на основании муниципального контракта, заключенного с администрацией г. Обнинска, по результатам проведения конкурса на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков под многоквартирными домами муниципального образования "г. Обнинск", а также задания на выполнение кадастровых работ с целью подготовки документов для осуществления государственного кадастрового учета под многоквартирными домами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что земельный участок, площадью 5206 кв. м под многоквартирным жилым домом N 144 по пр. Ленина сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 40:27:030301:161 в соответствии с действующим законодательством, в границах, исключающих земли общего пользования, согласно топосъемке Управления архитектуры и градостроительства администрации города Обнинска с отображением землеотвода под жилым домом и земель общего пользования (т. 2, л. 139), в связи с чем обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка подателя жалоба на то обстоятельство, что кадастровый учет земельного участка под жилым домом 144 по пр. Ленина в г. Обнинске проведен без учета встроенно-пристроенных помещений, принадлежащих ЗАО "Издательство "Титул", является несостоятельной.
В части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) определено, что кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Частью 1 ст. 7 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно п. 4 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлением об учете частей объекта недвижимости вправе обратиться только собственник этого объекта недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (ч. 1 ст. 23 Закона N 221-ФЗ).
Судом установлено, что земельный участок под многоквартирным домом N 144 по ул. Ленина г. Обнинска сформирован по инициативе администрации г. Обнинска с учетом помещений ЗАО "Издательство "Титул", которые располагаются непосредственно в его границах, за исключением земель общего пользования, что подтверждается топосъемкой Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Обнинска с отображением землеотвода под жилыми домами и земель общего пользования.
Из материалов дела следует, что земельный участок, находящийся под многоквартирным домом, поставлен на государственный кадастровый учет без учета встроенно-пристроенных помещений Общества.
Однако данное обстоятельство не противоречит п. 1 ст. 7 Закона N 221-ФЗ.
Таким образом, постановка на кадастровый учет земельного участка с отображением в межевом плане сведений о части земельного участка в виде многоквартирного жилого дома (т. 1, л. 113-114) и отсутствие указания о постановке на кадастровый учет земельного участка, находящегося под встроенно-пристроенными помещениями Общества, не нарушают нормы действующего законодательства, поскольку части помещений также могут быть внесены в сведения кадастрового учета по заявлению ЗАО "Издательство "Титул" как собственника помещений.
Довод заявителя жалобы об отсутствии согласия ЗАО "Издательство "Титул" как смежного землепользователя на согласование границ земельного участка под жилым домом N 144 по ул. Ленина г. Обнинска отклоняется судом первой инстанции по следующим основаниям.
Так, ч. 3 ст. 38 Закона N 221-ФЗ установлено, что, если в соответствии со статьей 39 настоящего Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Согласно ст. 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет) (ч. 3 ст. 39 Закона N 221-ФЗ).
Как установлено судом, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что в период проведения межевания заявитель являлся лицом, обладающим смежным земельным участком на каком-либо из вышеназванных прав.
Довод Общества о том, что администрацией не доказана необходимость проведения работ по кадастровому учету спорного жилого дома, отклоняется апелляционной инстанцией, так как противоречит смыслу и содержанию ч. ч. 3 и 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ.
Ссылка ЗАО "Издательство "Титул" на принятие администрацией г. Обнинска постановления от 21.09.2011 N 1434-п "О внесении изменений в постановление администрации г. Обнинска от 08.02.2008 N 181-п "Об утверждении графика проведения работ по кадастровому учету" не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, ввиду того, что названное постановление не является предметом рассматриваемого спора и может быть оспорено посредством предъявления самостоятельного иска.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку подателя жалобы на то обстоятельство, что на ЗАО "Издательство "Титул" незаконно возложена обязанность по уплате земельного налога, поскольку она не имеет отношения к предмету рассматриваемого спора и противоречит п. 7 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли.
Податель апелляционной жалобы ссылается на то обстоятельство, что оспариваемое постановление администрации г. Обнинска от 07.12.2010 N 2008-п нарушает права и законные интересы Общества, поскольку на межевом плане отсутствуют элементы дворового озеленения, благоустройства, инженерные коммуникации, которые выполнены за счет средств ЗАО "Издательство "Титул" и принадлежат Обществу.
Данная ссылка апеллянта не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, так как противоречит п. 12 ст. 85 ЗК РФ, п. 5 ст. 4 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Обнинск".
При этом заявителем не представлено доказательств, подтверждающих принадлежность элементов дворового озеленения, благоустройства и инженерных коммуникаций Обществу на каком-либо праве.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочным довод Общества о том, что опубликование информации о проведении администрацией г. Обнинска согласования схем расположения земельных участков под многоквартирными домами и, в частности, под домом N 144 по пр. Ленина г. Обнинска, не свидетельствует о соблюдении процедуры публичности, поскольку, как усматривается из материалов дела, информационное сообщение, размещенное в газете "Весть" 16.11.2010 N 22 в соответствии с п. 3 ст. 31 ЗК РФ, ст. 2 ГрК РФ, Порядком информирования населения о градостроительной деятельности на территории города Обнинска, утвержденным постановлением администрации от 25.08.2005 N 893-п, содержит сведения о том, что администрация г. Обнинска проводит согласование схем расположения земельных участков на кадастровых планах территорий, на которых расположены многоквартирные дома, в том числе и д. N 144 по пр. Ленина в г. Обнинске.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при обжаловании судебных актов по делам рассматриваемой категории юридическими лицами государственная пошлина уплачивается в размере 1 000 рублей.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ЗАО "Издательство "Титул" по платежному поручению от 10.11.2011 N 697 уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб., то есть в большем, чем предусмотрено п. п. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, госпошлина в сумме 1 000 руб. на основании ст. 333.40 НК РФ подлежит возврату.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 14.10.2011 по делу N А23-1659/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Издательство "Титул" (249034, Калужская область, г. Обнинск, пр. Ленина, д. 144, ОГРН 1024000955153) из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению от 10.11.2011 N 697.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА

Судьи
Г.Д.ИГНАШИНА
О.Г.ТУЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)