Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 15 апреля 2005 года Дело N А29-2040/2004-4э
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Отдельной Л.И., судей Прониной С.А., Синякиной Т.В., без участия представителей сторон рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Республики Коми на решение от 05.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 24.01.2005 по делу N А29-2040/2004-4э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Юдиной О.П., Юркиной Л.Ю., Вакулинской М.В., Дончевской О.А., по иску жилищно-строительного кооператива N 17, г. Сыктывкар, к Министерству финансов Республики Коми, г. Сыктывкар, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, г. Сыктывкар, Сыктывкарскому муниципальному унитарному предприятию "Управление жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика)", г. Сыктывкар, администрации муниципального образования "Город Сыктывкар", г. Сыктывкар, третьи лица - Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в городе Сыктывкаре, г. Сыктывкар, Управление по социальным вопросам администрации муниципального образования "Город Сыктывкар", г. Сыктывкар, о взыскании 382522 рублей 22 копеек и
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 17 (далее - ЖСК N 17) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству финансов Республики Коми и Сыктывкарскому муниципальному унитарному предприятию "Управление жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика)" о взыскании 382522 рублей 22 копеек убытков, возникших в связи с невозмещением истцу льгот и субсидий по жилищно-коммунальным услугам на основании законодательных актов, и разницы в тарифах на жилищно-коммунальные услуги, установленные для юридических лиц и населения.
Определением от 12.02.2004 суд привлек к участию в деле в качестве ответчиков Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми и администрацию муниципального образования "Город Сыктывкар".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в городе Сыктывкаре и Управление по социальным вопросам администрации муниципального образования "Город Сыктывкар".
До принятия решения истец в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уменьшил размер исковых требований до 29086 рублей 09 копеек за период 2001 - 2003 годов, в том числе по льготам - 27242 рублей 84 копеек, по субсидиям - 1843 рублей 25 копеек.
Суд первой инстанции решением от 05.11.2004 удовлетворил иск частично, взыскав в пользу ЖСК N 17 с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми 27073 рубля 30 копеек убытков и отказав в иске о взыскании 2012 рублей 79 копеек убытков. Суд также отказал в удовлетворении иска в отношении Сыктывкарского муниципального унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика)", Министерства финансов Российской Федерации и администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" и прекратил производство по делу в части взыскания 353436 рублей 13 копеек убытков. Суд руководствовался статьями 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив вину субъекта Российской Федерации - Республики Коми - в причинении истцу убытков в связи с реализацией законодательных и иных правовых актов Российской Федерации и Республики Коми.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.01.2005 решение изменено: в пользу истца взыскано с администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" за счет казны муниципального образования 8663 рубля 41 копейка убытков, возникших в результате невозмещения расходов по предоставлению льгот в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реализации жертв политических репрессий". В части взыскания 8663 рублей 41 копейки убытков в отношении Министерства финансов Республики Коми отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов Республики Коми обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в части взыскания с него 1843 рублей 25 копеек убытков, связанных с предоставлением субсидий малообеспеченным гражданам.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения статьи 15.4 Федерального закона от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", пунктов 1 и 6 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887, статьи 6 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", считает, что обязанность по выделению средств на предоставление субсидий возложена не только на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, но и на органы местного самоуправления и на федеральные органы власти.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность решения от 05.11.2004 и постановления апелляционной инстанции от 24.01.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-2040/2004-4э проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В статьях 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Изучив материалы дела, аргументы, изложенные в жалобе, и представленные доказательства, суд третьей инстанции не нашел оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно нее.
Предметом иска ЖСК N 17 явились убытки в размере 1843 рублей 25 копеек, возникшие в связи с предоставлением субсидий малоимущим гражданам при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Факт понесения истцом убытков в виде недополученных доходов подтвержден материалами дела и не оспаривается ни одним из участвующих в деле лиц.
Обязанность предоставления малоимущим слоям населения субсидий при оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрена Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики". В соответствии со статьей 15.4 этого Закона (введена в действие Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ) возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты населения осуществляется за счет средств бюджетов трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На основании статьи 56 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" Правительство Российской Федерации в постановлении от 01.04.2003 N 179 "О правилах предоставления из Фонда софинансирования социальных расходов консолидированных бюджетов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" установило уровень дотаций на выплату субсидий по субъектам Российской Федерации. Для Республики Коми этот уровень определен в размере восьми процентов.
Из материалов дела усматривается, что в 2003 году из федерального бюджета были перечислены в Республику Коми 13705000 рублей на частичное возмещение расходов от предоставления населению субсидий. Из этой суммы 2055000 рублей направлено в муниципальное образование "Город Сыктывкар".
Статьей 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Суд первой и апелляционной инстанций правильно указал в судебных актах, что порядок выделения и учета 92 процентов средств на компенсацию расходов по предоставлению субсидий, подлежащих финансированию из бюджетов Республики Коми и города Сыктывкара, субъект Российской Федерации не определил, чем нарушил требования пунктов 6 и 7 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887.
В бюджете Республики Коми на 2003 год средства на оплату субсидий по жилью и коммунальным услугам не были предусмотрены, муниципальному образованию также не выделялись.
Вина субъекта Российской Федерации усматривается из недостаточности финансирования расходов по предоставлению субсидий.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, поэтому суд округа считает, что ответственность правильно возложена на Министерство финансов Республики Коми как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения республиканского бюджета.
Суд правомерно на основании статьи 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления" и пункта 4 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" освободил от ответственности по иску администрацию муниципального образования "Город Сыктывкар", как не обеспеченную финансовыми средствами в полном объеме для осуществления государственных полномочий по реализации федерального закона.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты отвечают нормам материального права, сделанные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не выявлено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за кассационную жалобу не рассматривался, так как заявитель освобожден от ее уплаты в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 24.01.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-2040/2004-4э оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 15.04.2005 N А29-2040/2004-4Э
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 15 апреля 2005 года Дело N А29-2040/2004-4э
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Отдельной Л.И., судей Прониной С.А., Синякиной Т.В., без участия представителей сторон рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Республики Коми на решение от 05.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 24.01.2005 по делу N А29-2040/2004-4э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Юдиной О.П., Юркиной Л.Ю., Вакулинской М.В., Дончевской О.А., по иску жилищно-строительного кооператива N 17, г. Сыктывкар, к Министерству финансов Республики Коми, г. Сыктывкар, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, г. Сыктывкар, Сыктывкарскому муниципальному унитарному предприятию "Управление жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика)", г. Сыктывкар, администрации муниципального образования "Город Сыктывкар", г. Сыктывкар, третьи лица - Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в городе Сыктывкаре, г. Сыктывкар, Управление по социальным вопросам администрации муниципального образования "Город Сыктывкар", г. Сыктывкар, о взыскании 382522 рублей 22 копеек и
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 17 (далее - ЖСК N 17) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству финансов Республики Коми и Сыктывкарскому муниципальному унитарному предприятию "Управление жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика)" о взыскании 382522 рублей 22 копеек убытков, возникших в связи с невозмещением истцу льгот и субсидий по жилищно-коммунальным услугам на основании законодательных актов, и разницы в тарифах на жилищно-коммунальные услуги, установленные для юридических лиц и населения.
Определением от 12.02.2004 суд привлек к участию в деле в качестве ответчиков Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми и администрацию муниципального образования "Город Сыктывкар".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в городе Сыктывкаре и Управление по социальным вопросам администрации муниципального образования "Город Сыктывкар".
До принятия решения истец в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уменьшил размер исковых требований до 29086 рублей 09 копеек за период 2001 - 2003 годов, в том числе по льготам - 27242 рублей 84 копеек, по субсидиям - 1843 рублей 25 копеек.
Суд первой инстанции решением от 05.11.2004 удовлетворил иск частично, взыскав в пользу ЖСК N 17 с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми 27073 рубля 30 копеек убытков и отказав в иске о взыскании 2012 рублей 79 копеек убытков. Суд также отказал в удовлетворении иска в отношении Сыктывкарского муниципального унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика)", Министерства финансов Российской Федерации и администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" и прекратил производство по делу в части взыскания 353436 рублей 13 копеек убытков. Суд руководствовался статьями 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив вину субъекта Российской Федерации - Республики Коми - в причинении истцу убытков в связи с реализацией законодательных и иных правовых актов Российской Федерации и Республики Коми.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.01.2005 решение изменено: в пользу истца взыскано с администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" за счет казны муниципального образования 8663 рубля 41 копейка убытков, возникших в результате невозмещения расходов по предоставлению льгот в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реализации жертв политических репрессий". В части взыскания 8663 рублей 41 копейки убытков в отношении Министерства финансов Республики Коми отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов Республики Коми обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в части взыскания с него 1843 рублей 25 копеек убытков, связанных с предоставлением субсидий малообеспеченным гражданам.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения статьи 15.4 Федерального закона от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", пунктов 1 и 6 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887, статьи 6 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", считает, что обязанность по выделению средств на предоставление субсидий возложена не только на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, но и на органы местного самоуправления и на федеральные органы власти.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность решения от 05.11.2004 и постановления апелляционной инстанции от 24.01.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-2040/2004-4э проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В статьях 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Изучив материалы дела, аргументы, изложенные в жалобе, и представленные доказательства, суд третьей инстанции не нашел оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно нее.
Предметом иска ЖСК N 17 явились убытки в размере 1843 рублей 25 копеек, возникшие в связи с предоставлением субсидий малоимущим гражданам при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Факт понесения истцом убытков в виде недополученных доходов подтвержден материалами дела и не оспаривается ни одним из участвующих в деле лиц.
Обязанность предоставления малоимущим слоям населения субсидий при оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрена Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики". В соответствии со статьей 15.4 этого Закона (введена в действие Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ) возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты населения осуществляется за счет средств бюджетов трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
На основании статьи 56 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" Правительство Российской Федерации в постановлении от 01.04.2003 N 179 "О правилах предоставления из Фонда софинансирования социальных расходов консолидированных бюджетов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" установило уровень дотаций на выплату субсидий по субъектам Российской Федерации. Для Республики Коми этот уровень определен в размере восьми процентов.
Из материалов дела усматривается, что в 2003 году из федерального бюджета были перечислены в Республику Коми 13705000 рублей на частичное возмещение расходов от предоставления населению субсидий. Из этой суммы 2055000 рублей направлено в муниципальное образование "Город Сыктывкар".
Статьей 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Суд первой и апелляционной инстанций правильно указал в судебных актах, что порядок выделения и учета 92 процентов средств на компенсацию расходов по предоставлению субсидий, подлежащих финансированию из бюджетов Республики Коми и города Сыктывкара, субъект Российской Федерации не определил, чем нарушил требования пунктов 6 и 7 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887.
В бюджете Республики Коми на 2003 год средства на оплату субсидий по жилью и коммунальным услугам не были предусмотрены, муниципальному образованию также не выделялись.
Вина субъекта Российской Федерации усматривается из недостаточности финансирования расходов по предоставлению субсидий.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, поэтому суд округа считает, что ответственность правильно возложена на Министерство финансов Республики Коми как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения республиканского бюджета.
Суд правомерно на основании статьи 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления" и пункта 4 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" освободил от ответственности по иску администрацию муниципального образования "Город Сыктывкар", как не обеспеченную финансовыми средствами в полном объеме для осуществления государственных полномочий по реализации федерального закона.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты отвечают нормам материального права, сделанные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не выявлено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за кассационную жалобу не рассматривался, так как заявитель освобожден от ее уплаты в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 24.01.2005 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-2040/2004-4э оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
ОТДЕЛЬНАЯ Л.И.
ОТДЕЛЬНАЯ Л.И.
Судьи
ПРОНИНА С.А.
СИНЯКИНА Т.В.
ПРОНИНА С.А.
СИНЯКИНА Т.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)