Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2007 г.
Решение в полном объеме изготовлено 31 августа 2007 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего: судьи К.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску (заявлению)
Товарищество собственников жилья "Элит-7"
к ИФНС России N 13 по г. Москве
о возврате излишне взысканных сумм налогов в размере 208 691 руб.
при участии:
от истца (заявителя) - Л., дов. от 07.06.2007 г. N 03/07
от ответчика - не явился, надлежаще извещен
Товарищество собственников жилья "Элит-7" (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России N 13 по г. Москве (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о возврате излишне взысканных сумм налогов в размере 208 691 руб.
Заявление со ссылками на ст. 79 НК РФ мотивировано тем, что требования об уплате налога выставлены Инспекцией с нарушением норм Налогового кодекса Российской Федерации.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание арбитражного суда не явился, дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ. Отзыв суду не представлен.
Выслушав представителя ТСЖ, исследовав письменные доказательства, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекция ФНС России N 13 г. Москвы выставила ТСЖ "Элит-7" требования об уплате налога по состоянию на 14 августа 2006 г. N 9024 и N 9022.
Инспекцией предложено ТСЖ погасить задолженность: по требованию N 9024 (л.д. 10) - по налогу на прибыль в региональный бюджет в сумме 94 100 руб. и пени в сумме 59 431 руб.; по требованию N 9022 (л.д. 11) по налогу на добавленную стоимость в федеральный бюджет в сумме 157 063 руб. и пени в сумме 82 739 руб.
Как установлено судом по требованию N 9024 (л.д. 10) сумма налога на прибыль и пеней списаны со счета ТСЖ "Элит-7" инкассовыми поручениями от 24.10.2006 г. N 5463 (л.д. 14) на сумму 94 100 руб. (налог на прибыль), N 5464 (л.д. 15) на сумму 59 431 руб. (пени).
По требованию N 9022 суммы налога на добавленную стоимость и пеней по НДС, списаны инкассовыми поручениями от 24.10.2006 г. N 5461 (л.д. 12) на сумму 21 726 руб. (НДС), N 5462 (л.д. 13) на сумму 33 434 руб. (пени).
Как пояснил представитель заявителя ТСЖ "Элит-7" с 1 января 2004 г. перешло на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы", что подтверждается уведомлением ответчика о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 31.12.2003 г. (л.д. 8) и с 1 января 2004 г. не является плательщиком налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.
В период с 1 января 2004 г. по 14 августа 2006 г. никаких начислений в региональный бюджет налога на прибыль и налога на добавленную стоимость не производилось, налоговых проверок в отношении заявителя налоговым органом не проводилось.
Согласно Извещению ответчика N 267 от 24 января 2007 г. при проведении сверки расчетов ТСЖ с бюджетом Инспекция по состоянию на 1 января 2007 г. установила факты излишней уплаты налогов и сборов (л.д. 9) по НДС в общей сумме - 129 114 руб. (95 508,53 + 33 605,35), по ЕСН в размере - 22 618 руб.; по взносам на обязательное пенсионное страхование - 22 965 руб.; по налогу на прибыль в федеральный бюджет в размере 21 728 руб.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (ст. 346.11 п. 2 НК РФ).
С учетом изложенного, выставление требований об уплате налога на прибыль и налога на добавленную стоимость по состоянию на 14 августа 2006 г., обязанность начисления которых у заявителя с 1 января 2004 г. отсутствовала, неправомерно.
После перехода на упрощенную систему учета с 1 января 2004 г. заявитель начислял и уплачивал только единый налог в федеральный бюджет, что подтверждается копиями деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также платежными поручениями по перечислению в федеральный бюджет единого налога за 2004, 2005, 2006 годы.
Доказательств наличия у заявителя недоимки по единому налогу Инспекцией не представлено.
Суд считает необходимым отметить, что налоговым органом пропущен установленный законом пресекательный срок взыскания указанных в требованиях сумм налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, а также начисленных сумм пени.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих пеней должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате пени (налога). Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
Положения статьи 46 НК РФ применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога (п. 9).
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 марта 2005 г. N 13592/04 взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Именно с момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организаций.
В пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 г. N 71 указано, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Суд считает необходимым отметить, что несоблюдение установленного ч. 1 ст. 70 НК РФ срока не лишает налоговый орган права на взыскание налога и пеней в пределах общих сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, но и не влечет изменения порядка их исчисления.
Таким образом, срок уплаты налога за 2003 год истек 28 марта 2004 года.
Согласно п. 1 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.
В соответствии с п. 9 указанной выше статьи установленные ей правила применяются также и в отношении излишне взысканной пени.
При таких обстоятельствах суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ госпошлина подлежит взысканию с ИФНС России N 13 по г. Москве в пользу заявителя.
На основании ст. ст. 46, 70, 79 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176 АПК РФ, суд,
обязать ИФНС России N 13 по г. Москве возвратить на расчетный счет ТСЖ "Элит-7" N 40703810900020000033 в АКБ "ПЕРВЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ" (ЗАО) г. Москва к/с 30101810900000000408, БИК 044525408, КПП 771301001 излишне взысканную сумму налогов в размере 208 691 руб., а именно: 94 100 руб. налога на прибыль; 59 431 руб. пени по налогу на прибыль; 21 726 руб. НДС; 33 434 руб. пени по НДС.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ взыскать с ИФНС России N 13 по г. Москве в пользу ТСЖ "Элит-7" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 5674 руб.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия и в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 31.08.2007 ПО ДЕЛУ N А40-36104/07-139-213
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья); Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 31 августа 2007 г. по делу N А40-36104/07-139-213
Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2007 г.
Решение в полном объеме изготовлено 31 августа 2007 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего: судьи К.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску (заявлению)
Товарищество собственников жилья "Элит-7"
к ИФНС России N 13 по г. Москве
о возврате излишне взысканных сумм налогов в размере 208 691 руб.
при участии:
от истца (заявителя) - Л., дов. от 07.06.2007 г. N 03/07
от ответчика - не явился, надлежаще извещен
установил:
Товарищество собственников жилья "Элит-7" (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России N 13 по г. Москве (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о возврате излишне взысканных сумм налогов в размере 208 691 руб.
Заявление со ссылками на ст. 79 НК РФ мотивировано тем, что требования об уплате налога выставлены Инспекцией с нарушением норм Налогового кодекса Российской Федерации.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание арбитражного суда не явился, дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ. Отзыв суду не представлен.
Выслушав представителя ТСЖ, исследовав письменные доказательства, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекция ФНС России N 13 г. Москвы выставила ТСЖ "Элит-7" требования об уплате налога по состоянию на 14 августа 2006 г. N 9024 и N 9022.
Инспекцией предложено ТСЖ погасить задолженность: по требованию N 9024 (л.д. 10) - по налогу на прибыль в региональный бюджет в сумме 94 100 руб. и пени в сумме 59 431 руб.; по требованию N 9022 (л.д. 11) по налогу на добавленную стоимость в федеральный бюджет в сумме 157 063 руб. и пени в сумме 82 739 руб.
Как установлено судом по требованию N 9024 (л.д. 10) сумма налога на прибыль и пеней списаны со счета ТСЖ "Элит-7" инкассовыми поручениями от 24.10.2006 г. N 5463 (л.д. 14) на сумму 94 100 руб. (налог на прибыль), N 5464 (л.д. 15) на сумму 59 431 руб. (пени).
По требованию N 9022 суммы налога на добавленную стоимость и пеней по НДС, списаны инкассовыми поручениями от 24.10.2006 г. N 5461 (л.д. 12) на сумму 21 726 руб. (НДС), N 5462 (л.д. 13) на сумму 33 434 руб. (пени).
Как пояснил представитель заявителя ТСЖ "Элит-7" с 1 января 2004 г. перешло на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы", что подтверждается уведомлением ответчика о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 31.12.2003 г. (л.д. 8) и с 1 января 2004 г. не является плательщиком налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.
В период с 1 января 2004 г. по 14 августа 2006 г. никаких начислений в региональный бюджет налога на прибыль и налога на добавленную стоимость не производилось, налоговых проверок в отношении заявителя налоговым органом не проводилось.
Согласно Извещению ответчика N 267 от 24 января 2007 г. при проведении сверки расчетов ТСЖ с бюджетом Инспекция по состоянию на 1 января 2007 г. установила факты излишней уплаты налогов и сборов (л.д. 9) по НДС в общей сумме - 129 114 руб. (95 508,53 + 33 605,35), по ЕСН в размере - 22 618 руб.; по взносам на обязательное пенсионное страхование - 22 965 руб.; по налогу на прибыль в федеральный бюджет в размере 21 728 руб.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (ст. 346.11 п. 2 НК РФ).
С учетом изложенного, выставление требований об уплате налога на прибыль и налога на добавленную стоимость по состоянию на 14 августа 2006 г., обязанность начисления которых у заявителя с 1 января 2004 г. отсутствовала, неправомерно.
После перехода на упрощенную систему учета с 1 января 2004 г. заявитель начислял и уплачивал только единый налог в федеральный бюджет, что подтверждается копиями деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также платежными поручениями по перечислению в федеральный бюджет единого налога за 2004, 2005, 2006 годы.
Доказательств наличия у заявителя недоимки по единому налогу Инспекцией не представлено.
Суд считает необходимым отметить, что налоговым органом пропущен установленный законом пресекательный срок взыскания указанных в требованиях сумм налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, а также начисленных сумм пени.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих пеней должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате пени (налога). Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
Положения статьи 46 НК РФ применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога (п. 9).
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 марта 2005 г. N 13592/04 взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Именно с момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организаций.
В пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 г. N 71 указано, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Суд считает необходимым отметить, что несоблюдение установленного ч. 1 ст. 70 НК РФ срока не лишает налоговый орган права на взыскание налога и пеней в пределах общих сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, но и не влечет изменения порядка их исчисления.
Таким образом, срок уплаты налога за 2003 год истек 28 марта 2004 года.
Согласно п. 1 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.
В соответствии с п. 9 указанной выше статьи установленные ей правила применяются также и в отношении излишне взысканной пени.
При таких обстоятельствах суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ госпошлина подлежит взысканию с ИФНС России N 13 по г. Москве в пользу заявителя.
На основании ст. ст. 46, 70, 79 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176 АПК РФ, суд,
решил:
обязать ИФНС России N 13 по г. Москве возвратить на расчетный счет ТСЖ "Элит-7" N 40703810900020000033 в АКБ "ПЕРВЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ" (ЗАО) г. Москва к/с 30101810900000000408, БИК 044525408, КПП 771301001 излишне взысканную сумму налогов в размере 208 691 руб., а именно: 94 100 руб. налога на прибыль; 59 431 руб. пени по налогу на прибыль; 21 726 руб. НДС; 33 434 руб. пени по НДС.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ взыскать с ИФНС России N 13 по г. Москве в пользу ТСЖ "Элит-7" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 5674 руб.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия и в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)