Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 10 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А. В. Пятковой
судей З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Ткаченко
при участии - стороны в судебное заседание не явились, извещены
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Сахалинской области
апелляционное производство N 05АП-7290/2011
на решение от 14.09.2011
судьи С.О. Кучеренко
по делу N А59-3124/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску (заявлению) ООО "Управляющая компания "Сервис"
к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Сахалинской области от 24.06.2011 N 167 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40.000 руб.
Решением суда от 14.09.2011 заявленные требования удовлетворены, судебный акт мотивирован пропуском административным органом двухмесячного срока, предусмотренного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Государственная жилищная инспекция Сахалинской области в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
По мнению административного органа, судом не принято во внимание, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2006 N 307, а также Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, нарушение которых вменяется ООО "Сервис", приняты в целях защиты прав потребителей.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о защите прав потребителей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - по истечении одного года со дня обнаружения административного правонарушения.
Таким образом, судом необоснованно сделан вывод о пропуске срока давности привлечения к ответственности.
Кроме того, административный орган ссылается на нарушением судом норм процессуального права в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, влекущее безусловную отмену принятого судебного акта, поскольку судом не разрешено ходатайство общества о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Холмского городского прокурора и вынесено решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в дело.
В судебное заседание апелляционной инстанции Государственная жилищная инспекция Сахалинской области своего представителя не направила.
ООО УК "Сервис" в судебное заседание также не явилось, письменный отзыв не представило.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте рассмотрение дела, коллегия рассмотрела апелляционную жалобу административного органа в отсутствие представителей сторон в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела коллегией установлено.
Государственной жилищной инспекцией Сахалинской области была проведена проверка ООО УК "Сервис", по результатам которой было установлено наличие сухих желтых следов протечек кровли, отслоение потолочного слоя в подъезде многоквартирного жилого дома N 5 по улице Капитанской в городе Холмске, управление которым осуществляет ООО УК "Сервис" на основании заключенного с собственниками квартир указанного дома договора управления многоквартирным домом от 01.03.2008, над квартирой N 105 со стороны лестничной площадки со стороны внутреннего водостока и на потолке, о чем составлен акт от 17.02.2011.
15 апреля 2011 года административным органом на основании обращения депутата повторно проведено обследование жилого дома N 5 по улице Капитанской в городе Холмске над квартирой N 105, в ходе которого также установлено наличие протечек кровли.
По факту нарушения правил содержания и ремонта жилого дома N 5 в городе Холмске по улице Капитанская, заместителем Холмского городского прокурора 22.04.2011 вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов административного производства инспекцией 24.06.2011 вынесено постановление N 167 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении вмененного правонарушения с наложением административного штрафа в размере 40.000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Пунктами 4.6.1.1, 4.6.1.10 Правил N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования, воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующий конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки. Предельный срок для выполнения ремонта по устранению неисправностей, являющихся причиной протечек кровли, в том числе и в отдельных местах кровли, составляет 1 сутки.
В соответствии со ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из актов проверки от 17.02.2011 и от 15.04.2011 усматривается, что в подъезде жилого дома над квартирой N 105 имеются сухие следы от затекания кровли.
Поскольку функции по управлению и содержанию жилого дома по адресу: г. Холмск, ул. Капитанская, 5 переданы ООО УК "Сервис", то как обоснованно указал суд первой инстанции, именно на заявителе лежит обязанность по соблюдению Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, а также именно заявитель является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, в силу ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
В силу ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
При этом, длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 19 постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, факт нарушения правил содержания и ремонта жилых домов выявлен государственной жилищной инспекцией изначально 17.02.2011, а также при проведении повторной проверки 15.04.2011.
Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении вынесено заместителем Холмского городского прокурора 22.04.2011.
С учетом изложенного, вывод суда о том, что постановление о привлечении ООО УК "Сервис" к административной ответственности от 24.06.2011 вынесено Государственной жилищной инспекцией Сахалинской области с нарушением двухмесячного срока, предусмотренного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, коллегией признается правомерным.
Довод административного органа о том, что выявленное правонарушение относится к нарушению законодательства о защите прав потребителей и поэтому строк давности привлечения к ответственности составляет не два месяца, а год, коллегией отклоняется.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 п. 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в особенной части КоАП Российской Федерации административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
Судам необходимо также принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" названный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В рассматриваемом случае заявителю, как управляющей компании, вменяется нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, выраженное в неустранении неисправности, являющейся причиной протечки кровли.
Исходя из существа вменяемого правонарушения, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого в данном случае законодательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что при рассмотрении данного конкретного дела следует руководствоваться двухмесячным сроком давности привлечения к административной ответственности, определенным ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка административного органа на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2006 N 307, в преамбуле которых указано, что данные правила утверждены в целях защиты прав потребителей, коллегией во внимание не принимается, поскольку исходя из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и постановления о привлечении к административной ответственности, нарушение данных Правил обществу не вменяется.
Согласно п. 6 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При установленных по данному делу фактических обстоятельствах суд первой инстанции, руководствуясь п. 6 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в п. 18 постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", положениями ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Доводы жилищной инспекции о нарушении судом норм процессуального права, выраженного в том, что судом не разрешено ходатайство общества о привлечении к участию в дело в качестве третьего лица Холмского городского прокурора и принято решение о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, коллегией отклоняется.
Действительно, в заявлении о признании оспариваемого постановления незаконным, ООО УК "Сервис" указало в качестве третьего лица Холмского городского прокурора.
Вместе с тем, разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса в силу ст. 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является прерогативой суда и осуществляется при подготовке дела к судебному разбирательству.
В определении от 29.07.2011 о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному заседанию и назначении судебного разбирательства, суд указал, что вопрос о привлечении Холмского городского прокурора в качестве третьего лица будет решен в судебном заседании.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Согласно протоколу судебного заседания от 07.09.2011 ходатайство о привлечении к участию в дело третьих лиц, в том числе и прокурора, ни заявителем по делу, ни административным органом заявлено не было.
Таким образом, довод административного органа о том, что обществом было заявлено ходатайство о привлечении в качестве третьего лица Холмского городского прокурора, которое не было рассмотрено судом, коллегией отклоняется, как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
Сторонами при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются заявитель и административный орган, которым принято оспариваемое постановление.
В связи с чем довод жилищной инспекции о том, что судом принято решение о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, коллегией признается несостоятельным.
Кроме того, в силу ч. 5 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.
Однако, Холмский городской прокурор данным правом не воспользовался и не выразил своего желания участвовать в рассмотрении настоящего дела.
На основании изложенного, коллегия не усматривает процессуальных нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
Таким образом, апелляционная жалоба административного органа удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 14.09.2011 по делу N А59-3124/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.11.2011 N 05АП-7290/2011 ПО ДЕЛУ N А59-3124/2011
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2011 г. N 05АП-7290/2011
Дело N А59-3124/2011
Резолютивная часть постановления оглашена 10 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А. В. Пятковой
судей З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Ткаченко
при участии - стороны в судебное заседание не явились, извещены
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Сахалинской области
апелляционное производство N 05АП-7290/2011
на решение от 14.09.2011
судьи С.О. Кучеренко
по делу N А59-3124/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску (заявлению) ООО "Управляющая компания "Сервис"
к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Сервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Сахалинской области от 24.06.2011 N 167 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40.000 руб.
Решением суда от 14.09.2011 заявленные требования удовлетворены, судебный акт мотивирован пропуском административным органом двухмесячного срока, предусмотренного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Государственная жилищная инспекция Сахалинской области в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
По мнению административного органа, судом не принято во внимание, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2006 N 307, а также Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, нарушение которых вменяется ООО "Сервис", приняты в целях защиты прав потребителей.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о защите прав потребителей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - по истечении одного года со дня обнаружения административного правонарушения.
Таким образом, судом необоснованно сделан вывод о пропуске срока давности привлечения к ответственности.
Кроме того, административный орган ссылается на нарушением судом норм процессуального права в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, влекущее безусловную отмену принятого судебного акта, поскольку судом не разрешено ходатайство общества о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Холмского городского прокурора и вынесено решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в дело.
В судебное заседание апелляционной инстанции Государственная жилищная инспекция Сахалинской области своего представителя не направила.
ООО УК "Сервис" в судебное заседание также не явилось, письменный отзыв не представило.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте рассмотрение дела, коллегия рассмотрела апелляционную жалобу административного органа в отсутствие представителей сторон в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела коллегией установлено.
Государственной жилищной инспекцией Сахалинской области была проведена проверка ООО УК "Сервис", по результатам которой было установлено наличие сухих желтых следов протечек кровли, отслоение потолочного слоя в подъезде многоквартирного жилого дома N 5 по улице Капитанской в городе Холмске, управление которым осуществляет ООО УК "Сервис" на основании заключенного с собственниками квартир указанного дома договора управления многоквартирным домом от 01.03.2008, над квартирой N 105 со стороны лестничной площадки со стороны внутреннего водостока и на потолке, о чем составлен акт от 17.02.2011.
15 апреля 2011 года административным органом на основании обращения депутата повторно проведено обследование жилого дома N 5 по улице Капитанской в городе Холмске над квартирой N 105, в ходе которого также установлено наличие протечек кровли.
По факту нарушения правил содержания и ремонта жилого дома N 5 в городе Холмске по улице Капитанская, заместителем Холмского городского прокурора 22.04.2011 вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов административного производства инспекцией 24.06.2011 вынесено постановление N 167 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении вмененного правонарушения с наложением административного штрафа в размере 40.000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Пунктами 4.6.1.1, 4.6.1.10 Правил N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования, воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующий конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки. Предельный срок для выполнения ремонта по устранению неисправностей, являющихся причиной протечек кровли, в том числе и в отдельных местах кровли, составляет 1 сутки.
В соответствии со ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из актов проверки от 17.02.2011 и от 15.04.2011 усматривается, что в подъезде жилого дома над квартирой N 105 имеются сухие следы от затекания кровли.
Поскольку функции по управлению и содержанию жилого дома по адресу: г. Холмск, ул. Капитанская, 5 переданы ООО УК "Сервис", то как обоснованно указал суд первой инстанции, именно на заявителе лежит обязанность по соблюдению Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, и Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, а также именно заявитель является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, в силу ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
В силу ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
При этом, длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 19 постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, факт нарушения правил содержания и ремонта жилых домов выявлен государственной жилищной инспекцией изначально 17.02.2011, а также при проведении повторной проверки 15.04.2011.
Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении вынесено заместителем Холмского городского прокурора 22.04.2011.
С учетом изложенного, вывод суда о том, что постановление о привлечении ООО УК "Сервис" к административной ответственности от 24.06.2011 вынесено Государственной жилищной инспекцией Сахалинской области с нарушением двухмесячного срока, предусмотренного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, коллегией признается правомерным.
Довод административного органа о том, что выявленное правонарушение относится к нарушению законодательства о защите прав потребителей и поэтому строк давности привлечения к ответственности составляет не два месяца, а год, коллегией отклоняется.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 п. 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в особенной части КоАП Российской Федерации административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
Судам необходимо также принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" названный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В рассматриваемом случае заявителю, как управляющей компании, вменяется нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, выраженное в неустранении неисправности, являющейся причиной протечки кровли.
Исходя из существа вменяемого правонарушения, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого в данном случае законодательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что при рассмотрении данного конкретного дела следует руководствоваться двухмесячным сроком давности привлечения к административной ответственности, определенным ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка административного органа на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2006 N 307, в преамбуле которых указано, что данные правила утверждены в целях защиты прав потребителей, коллегией во внимание не принимается, поскольку исходя из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и постановления о привлечении к административной ответственности, нарушение данных Правил обществу не вменяется.
Согласно п. 6 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При установленных по данному делу фактических обстоятельствах суд первой инстанции, руководствуясь п. 6 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в п. 18 постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", положениями ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
Доводы жилищной инспекции о нарушении судом норм процессуального права, выраженного в том, что судом не разрешено ходатайство общества о привлечении к участию в дело в качестве третьего лица Холмского городского прокурора и принято решение о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, коллегией отклоняется.
Действительно, в заявлении о признании оспариваемого постановления незаконным, ООО УК "Сервис" указало в качестве третьего лица Холмского городского прокурора.
Вместе с тем, разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса в силу ст. 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является прерогативой суда и осуществляется при подготовке дела к судебному разбирательству.
В определении от 29.07.2011 о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному заседанию и назначении судебного разбирательства, суд указал, что вопрос о привлечении Холмского городского прокурора в качестве третьего лица будет решен в судебном заседании.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Согласно протоколу судебного заседания от 07.09.2011 ходатайство о привлечении к участию в дело третьих лиц, в том числе и прокурора, ни заявителем по делу, ни административным органом заявлено не было.
Таким образом, довод административного органа о том, что обществом было заявлено ходатайство о привлечении в качестве третьего лица Холмского городского прокурора, которое не было рассмотрено судом, коллегией отклоняется, как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
Сторонами при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются заявитель и административный орган, которым принято оспариваемое постановление.
В связи с чем довод жилищной инспекции о том, что судом принято решение о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, коллегией признается несостоятельным.
Кроме того, в силу ч. 5 ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.
Однако, Холмский городской прокурор данным правом не воспользовался и не выразил своего желания участвовать в рассмотрении настоящего дела.
На основании изложенного, коллегия не усматривает процессуальных нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
Таким образом, апелляционная жалоба административного органа удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 14.09.2011 по делу N А59-3124/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.В.ПЯТКОВА
А.В.ПЯТКОВА
Судьи
З.Д.БАЦ
Е.Л.СИДОРОВИЧ
З.Д.БАЦ
Е.Л.СИДОРОВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)