Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Алтаевой Я.В., с участием:
от ОАО энергетики и электрификации "Самараэнерго" - представителя Шалухи В.В., доверенность от 31 декабря 2008 года N 9,
от государственной жилищной инспекции Самарской области - представителя Псяниной Г.В., доверенность от 03 июня 2009 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 августа 2009 года апелляционную жалобу ОАО энергетики и электрификации "Самараэнерго"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 июля 2009 года по делу N А55-11471/2009, судья Стенина А.В., принятое по заявлению ОАО энергетики и электрификации "Самараэнерго", г. Самара, к государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 13 мая 2009 года N Е-303 по делу об административном правонарушении по ст. 7.23 КоАП РФ,
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" (далее - ОАО "Самараэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - Госжилинспекция, административный орган) от 13 мая 2009 года N Е-303 по делу об административном правонарушении по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Решением суда от 03 июля 2009 года в удовлетворении заявления ОАО "Самараэнерго" отказано на том основании, что в действиях общества содержатся признаки вменяемого состава административного правонарушения.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования общества, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку ОАО "Самараэнерго" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представитель административного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Госжилинспекцией в ходе мероприятий по контролю использования, сохранности и содержания жилых домов (жилых помещений), проведенному по адресу: Самарская область, г. Жигулевск выявлено нарушение нормативов обеспечения населения услугами горячего водоснабжения. В ходе проверки установлено, что в период с 14 часов с 27 апреля 2009 года до 16 часов 29 апреля 2009 года была отключена котельная N 13 городского округа Жигулевск от подачи электроэнергии, в результате чего была прекращена подача горячей воды в 53 домах городского округа Жигулевск. Тем самым общество нарушило требования п. 5.3.2 ПиН ТЭЖФ-2003, Постановления Правительства Российской Федерации от 23 марта 2006 года N 307.
Результаты проверки оформлены актом от 29 апреля 2009 года N Е 303 (л.д. 16).
Госжилинспекция, усмотрев в допущенных обществом нарушениях признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, 04 мая 2009 года составила протокол об административных правонарушениях N 002050 (л.д. 14).
Постановлением Госжилинспекции от 13 мая 2009 года N Е-303 ОАО "Самараэнерго" привлечено к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
ОАО "Самараэнерго" и МУП ЖКХ и благоустройства города Жигулевска (далее - МУП ЖКХ г. Жигулевска) заключили договор на поставку электроэнергии от 01 ноября 2007 года N 0007э, согласно которому ОАО "Самараэнерго" обязалось поставлять электрическую энергию и мощности МУП ЖКХ г. Жигулевска в целях оказания последним коммунальных услуг гражданам, в том числе на котельную N 13.
Отключение электроэнергии было произведено ОАО "Самараэнерго" в связи с задолженностью МУП ЖКХ г. Жигулевска по оплате за апрель 2009 года энергоснабжения в сумме 3353,67 тыс. руб.
Отключение электроэнергии привело к затоплению системы канализации, энергоснабжение которой осуществляется от котельной N 13, что привело к невозможности соблюдения санитарно-эпидемиологического режима, ставя под угрозу здоровье и безопасность граждан, привело к невозможности соблюдения технологического процесса работы оборудования. Оборудование котельной и системы канализации не имеют возможности работать без электроэнергии. Отключение электроэнергии привело к отключению насосов и не позволило МУП ЖКХ г. Жигулевска надлежащим образом выполнить свои обязательства по предоставлению услуг населению, своевременно их оплачивающему.
Основания для приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также порядок регламентируется гл. 10 Постановления Правительства N 307 от 23 мая 2006 года и имеет исчерпывающий перечень оснований.
Отключение или ограничение отопления жилищного фонда во время отопительного сезона не допускается, за исключением аварийных ситуаций.
Согласно статьям 546, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, не допускается (п. 85); при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (п. 9); горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение (п. 6); "ресурсоснабжающей организацией" признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющий продажу коммунальных ресурсов.
В соответствии с Письмом Минрегионразвития РФ от 20 марта 2007 года N 4967-СК/07 "О применении п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307" в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы, ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим подачи энергии на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещения в многоквартирном доме к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 3 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530, предусмотрено, что субъектами розничных рынков являются энергоснабжающие организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающие эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии (далее - энергоснабжающие организации) и исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг.
Согласно Приложению N 6 к Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530, объекты водоснабжения и канализации относятся к перечню потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается.
В соответствии с пунктом 189 данных Правил в случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и (или) экологической безопасности, по требованию потребителя устанавливается величина аварийной брони. Порядок определения величины аварийной брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.
Пунктом 173 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики установлено, что в случае если ограничение режима потребления, инициированного на основании неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии потребителям, надлежащим образом исполняющим свои обязательства по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей сетевая организация или иной собственник (владелец) объектов электросетевого хозяйства, к чьим сетям присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, обязаны: незамедлительно уведомить об этом инициатора введения ограничения; разработать в срок, не превышающий 3 дней, дополнительные организационно-технические меры по обеспечению введения ограничения режима потребления, предусматривающие в том числе соблюдение прав и законных интересов 3-х лиц (других потребителей); предпринять все необходимые действия для поставки электрической энергии таким потребителям в установленном договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) объеме.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, приостановление оказания услуг по передаче электрической энергии не влечет за собой расторжение договора.
Потребитель услуг не может быть ограничен в потреблении электрической энергии менее величины мощности, установленной в акте согласования аварийной и технологической брони, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (п. 31).
При присоединении к электрической сети, в том числе опосредованном, и заключении договора за любым потребителем услуг закрепляется право на получение электрической энергии в любой период времени действия договора в пределах присоединенной мощности, определенной договором, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям.
Ограничение права на получение электрической энергии, приводящее к дефициту мощности, возможно только в случае возникновения аварийной ситуации и (или) вывода объектов электроэнергетики в ремонт или из эксплуатации.
При этом ограничение потребления электрической энергии осуществляется в соответствии с актами согласования аварийной и технологической брони (п. 43).
В соответствии с п. 53, 54, 55, 58, 62 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, утвержденных Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 18 марта 2008 года N 124, технологической броней электроснабжения являются наименьшая потребляемая мощность и продолжительность времени, необходимые потребителю для безопасного завершения технологического процесса, цикла производства, после чего может быть произведено отключение соответствующих энергопринимающих устройств.
В нарушение вышеуказанных норм ОАО "Самараэнерго" ограничило режим потребления электрической энергии предприятию МУП ЖКХ г. Жигулевска, относящемуся к объектам водоснабжения и канализации, без учета уровня аварийной брони ниже технологической броней электроснабжения. Отключение производилось с 14 часов 27 апреля 2009 года до 16 часов 29 апреля 2009 года, создавая угрозу жизни и здоровью людей и экологической безопасности.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, общество не предприняло все зависящие от него меры по выполнению вышеуказанных требований законодательства, что привело к нарушению нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (в том числе горячим водоснабжением).
Вина ОАО "Самараэнерго" в совершении административного правонарушения материалами дела доказана, оснований для освобождения общества от ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ не усмотрено.
Административное наказание назначено обществу с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, степени его общественной опасности.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, не принимается.
Как видно из материалов дела, в рассматриваемой ситуации ненадлежащее оказание коммунальных услуг произошло по вине ОАО "Самараэнерго".
Диспозиция статьи 7.23 КоАП РФ не предусматривает в качестве субъекта правонарушения исключительно организации, непосредственно оказывающие коммунальные услуги.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном вменении судом ограничения режима потребления электроэнергии в отношении насосов откачки канализации не принимается, поскольку ограничение подачи электроэнергии привело к затоплению канализации в связи с отключением насосов откачки канализации, которые подключены к котельной N 13, что нашло отражение в материалах проверки (л.д. 38).
Вместе с тем в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении обществу не вменяется ограничение режима потребления электроэнергии в отношении насосов откачки канализации. Данное обстоятельство явилось следствием допущенного обществом нарушения, что суд первой инстанции обоснованно принял во внимание.
Ссылки общества на неустановление аварийной и технологической брони не повлияли на законность выводов суда о совершении обществом административном правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Довод общества об отсутствии противоправности в его действиях в связи с соответствием договору энергоснабжения несостоятелен, поскольку в данном случае общество привлечено к административной ответственности не в рамках гражданско-правового договора, а за нарушение установленных законодательством ограничений при осуществлении энергоснабжения объектов жилищно-коммунального хозяйства и, в конечном итоге, граждан-потребителей коммунальных услуг.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 13 июля 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена. В этой связи следует возвратить ОАО "Самараэнерго" ошибочно уплаченную по платежному поручению от 22 июля 2009 года N 7254 госпошлину в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 июля 2009 года по делу N А55-11471/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО энергетики и электрификации "Самараэнерго" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Самараэнерго" ошибочно уплаченную по платежному поручению от 22 июля 2009 года N 7254 госпошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2009 ПО ДЕЛУ N А55-11471/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2009 г. по делу N А55-11471/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 сентября 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания Алтаевой Я.В., с участием:
от ОАО энергетики и электрификации "Самараэнерго" - представителя Шалухи В.В., доверенность от 31 декабря 2008 года N 9,
от государственной жилищной инспекции Самарской области - представителя Псяниной Г.В., доверенность от 03 июня 2009 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 августа 2009 года апелляционную жалобу ОАО энергетики и электрификации "Самараэнерго"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 июля 2009 года по делу N А55-11471/2009, судья Стенина А.В., принятое по заявлению ОАО энергетики и электрификации "Самараэнерго", г. Самара, к государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 13 мая 2009 года N Е-303 по делу об административном правонарушении по ст. 7.23 КоАП РФ,
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" (далее - ОАО "Самараэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - Госжилинспекция, административный орган) от 13 мая 2009 года N Е-303 по делу об административном правонарушении по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Решением суда от 03 июля 2009 года в удовлетворении заявления ОАО "Самараэнерго" отказано на том основании, что в действиях общества содержатся признаки вменяемого состава административного правонарушения.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования общества, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку ОАО "Самараэнерго" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представитель административного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Госжилинспекцией в ходе мероприятий по контролю использования, сохранности и содержания жилых домов (жилых помещений), проведенному по адресу: Самарская область, г. Жигулевск выявлено нарушение нормативов обеспечения населения услугами горячего водоснабжения. В ходе проверки установлено, что в период с 14 часов с 27 апреля 2009 года до 16 часов 29 апреля 2009 года была отключена котельная N 13 городского округа Жигулевск от подачи электроэнергии, в результате чего была прекращена подача горячей воды в 53 домах городского округа Жигулевск. Тем самым общество нарушило требования п. 5.3.2 ПиН ТЭЖФ-2003, Постановления Правительства Российской Федерации от 23 марта 2006 года N 307.
Результаты проверки оформлены актом от 29 апреля 2009 года N Е 303 (л.д. 16).
Госжилинспекция, усмотрев в допущенных обществом нарушениях признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, 04 мая 2009 года составила протокол об административных правонарушениях N 002050 (л.д. 14).
Постановлением Госжилинспекции от 13 мая 2009 года N Е-303 ОАО "Самараэнерго" привлечено к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
ОАО "Самараэнерго" и МУП ЖКХ и благоустройства города Жигулевска (далее - МУП ЖКХ г. Жигулевска) заключили договор на поставку электроэнергии от 01 ноября 2007 года N 0007э, согласно которому ОАО "Самараэнерго" обязалось поставлять электрическую энергию и мощности МУП ЖКХ г. Жигулевска в целях оказания последним коммунальных услуг гражданам, в том числе на котельную N 13.
Отключение электроэнергии было произведено ОАО "Самараэнерго" в связи с задолженностью МУП ЖКХ г. Жигулевска по оплате за апрель 2009 года энергоснабжения в сумме 3353,67 тыс. руб.
Отключение электроэнергии привело к затоплению системы канализации, энергоснабжение которой осуществляется от котельной N 13, что привело к невозможности соблюдения санитарно-эпидемиологического режима, ставя под угрозу здоровье и безопасность граждан, привело к невозможности соблюдения технологического процесса работы оборудования. Оборудование котельной и системы канализации не имеют возможности работать без электроэнергии. Отключение электроэнергии привело к отключению насосов и не позволило МУП ЖКХ г. Жигулевска надлежащим образом выполнить свои обязательства по предоставлению услуг населению, своевременно их оплачивающему.
Основания для приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также порядок регламентируется гл. 10 Постановления Правительства N 307 от 23 мая 2006 года и имеет исчерпывающий перечень оснований.
Отключение или ограничение отопления жилищного фонда во время отопительного сезона не допускается, за исключением аварийных ситуаций.
Согласно статьям 546, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, не допускается (п. 85); при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (п. 9); горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение (п. 6); "ресурсоснабжающей организацией" признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющий продажу коммунальных ресурсов.
В соответствии с Письмом Минрегионразвития РФ от 20 марта 2007 года N 4967-СК/07 "О применении п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307" в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы, ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим подачи энергии на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещения в многоквартирном доме к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 3 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530, предусмотрено, что субъектами розничных рынков являются энергоснабжающие организации, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающие эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии (далее - энергоснабжающие организации) и исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг.
Согласно Приложению N 6 к Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530, объекты водоснабжения и канализации относятся к перечню потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается.
В соответствии с пунктом 189 данных Правил в случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и (или) экологической безопасности, по требованию потребителя устанавливается величина аварийной брони. Порядок определения величины аварийной брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.
Пунктом 173 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики установлено, что в случае если ограничение режима потребления, инициированного на основании неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии потребителям, надлежащим образом исполняющим свои обязательства по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей сетевая организация или иной собственник (владелец) объектов электросетевого хозяйства, к чьим сетям присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, обязаны: незамедлительно уведомить об этом инициатора введения ограничения; разработать в срок, не превышающий 3 дней, дополнительные организационно-технические меры по обеспечению введения ограничения режима потребления, предусматривающие в том числе соблюдение прав и законных интересов 3-х лиц (других потребителей); предпринять все необходимые действия для поставки электрической энергии таким потребителям в установленном договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) объеме.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, приостановление оказания услуг по передаче электрической энергии не влечет за собой расторжение договора.
Потребитель услуг не может быть ограничен в потреблении электрической энергии менее величины мощности, установленной в акте согласования аварийной и технологической брони, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (п. 31).
При присоединении к электрической сети, в том числе опосредованном, и заключении договора за любым потребителем услуг закрепляется право на получение электрической энергии в любой период времени действия договора в пределах присоединенной мощности, определенной договором, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям.
Ограничение права на получение электрической энергии, приводящее к дефициту мощности, возможно только в случае возникновения аварийной ситуации и (или) вывода объектов электроэнергетики в ремонт или из эксплуатации.
При этом ограничение потребления электрической энергии осуществляется в соответствии с актами согласования аварийной и технологической брони (п. 43).
В соответствии с п. 53, 54, 55, 58, 62 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, утвержденных Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 18 марта 2008 года N 124, технологической броней электроснабжения являются наименьшая потребляемая мощность и продолжительность времени, необходимые потребителю для безопасного завершения технологического процесса, цикла производства, после чего может быть произведено отключение соответствующих энергопринимающих устройств.
В нарушение вышеуказанных норм ОАО "Самараэнерго" ограничило режим потребления электрической энергии предприятию МУП ЖКХ г. Жигулевска, относящемуся к объектам водоснабжения и канализации, без учета уровня аварийной брони ниже технологической броней электроснабжения. Отключение производилось с 14 часов 27 апреля 2009 года до 16 часов 29 апреля 2009 года, создавая угрозу жизни и здоровью людей и экологической безопасности.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, общество не предприняло все зависящие от него меры по выполнению вышеуказанных требований законодательства, что привело к нарушению нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (в том числе горячим водоснабжением).
Вина ОАО "Самараэнерго" в совершении административного правонарушения материалами дела доказана, оснований для освобождения общества от ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ не усмотрено.
Административное наказание назначено обществу с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, степени его общественной опасности.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что общество не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, не принимается.
Как видно из материалов дела, в рассматриваемой ситуации ненадлежащее оказание коммунальных услуг произошло по вине ОАО "Самараэнерго".
Диспозиция статьи 7.23 КоАП РФ не предусматривает в качестве субъекта правонарушения исключительно организации, непосредственно оказывающие коммунальные услуги.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном вменении судом ограничения режима потребления электроэнергии в отношении насосов откачки канализации не принимается, поскольку ограничение подачи электроэнергии привело к затоплению канализации в связи с отключением насосов откачки канализации, которые подключены к котельной N 13, что нашло отражение в материалах проверки (л.д. 38).
Вместе с тем в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении обществу не вменяется ограничение режима потребления электроэнергии в отношении насосов откачки канализации. Данное обстоятельство явилось следствием допущенного обществом нарушения, что суд первой инстанции обоснованно принял во внимание.
Ссылки общества на неустановление аварийной и технологической брони не повлияли на законность выводов суда о совершении обществом административном правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Довод общества об отсутствии противоправности в его действиях в связи с соответствием договору энергоснабжения несостоятелен, поскольку в данном случае общество привлечено к административной ответственности не в рамках гражданско-правового договора, а за нарушение установленных законодательством ограничений при осуществлении энергоснабжения объектов жилищно-коммунального хозяйства и, в конечном итоге, граждан-потребителей коммунальных услуг.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 13 июля 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена. В этой связи следует возвратить ОАО "Самараэнерго" ошибочно уплаченную по платежному поручению от 22 июля 2009 года N 7254 госпошлину в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 июля 2009 года по делу N А55-11471/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО энергетики и электрификации "Самараэнерго" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Самараэнерго" ошибочно уплаченную по платежному поручению от 22 июля 2009 года N 7254 госпошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
Е.И.ЗАХАРОВА
В.С.СЕМУШКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)