Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Замышляева С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Гилевой М.Б.
Судей Киселевой Н.В., Нечаевой Н.А.
При секретаре К.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 26 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе ОАО <...> на решение Гремячинского городского суда Пермского края от 14 ноября 2011 года, которым постановлено:
Обязать ОАО <...> произвести Г., проживающему в <...>, перерасчет платежей за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования с 01.06.2010 г. по день рассмотрения дела в суде в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Нечаевой Н.А, объяснения представителя ответчика В., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Истец Г. обратился в суд с иском к ОАО <...> о перерасчете платежей за потребленную электроэнергию в местах общего пользования, начиная с июня 2010 г. по день рассмотрения дела в суде, мотивируя требования тем, что он проживает в <...>. ОАО <...> производит ему начисления за электроэнергию в местах общего пользования (освещение в подъездах), плата за освещение мест общего пользования значительно превышает ежемесячную плату за потребленную электроэнергию в квартире. Дом N <...> оборудован обще домовым прибором учета электроэнергии. В доме несколько квартир используются ФБУ КП-<...> для длительных свиданий, в подвальном помещении расположена слесарная мастерская, кроме того, две квартиры используются под мастерские. За октябрь и ноябрь 2010 г. ОАО <...> произвело ему перерасчет платы за электроэнергию в местах общего пользования, а с января 2011 г. плата за электроэнергию в местах общего пользования стала начисляться в более крупном размере. Он не согласен с произведенным начислением. Места общего пользования не являются жилыми помещениями. Размер платы является явно завышенным. Он считает действия ОАО <...> по начислению платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования незаконными.
В судебном заседании истец Г. поддержал исковые требования. Представитель ответчика ОАО <...> иск не признал. Представитель Управляющей организации ООО <...> в суд не явился. Представитель Администрации Юбилейнинского сельского поселения в судебное заседание не явился.
Представитель ФБУ КП-<...> требования считал обоснованными.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ОАО <...> просит решение суда отменить. Указало, что ОАО <...> является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Расчет платы за электроснабжение по формуле 9 соответствует действующему законодательству. Доводы суда о несвоевременном предоставлении некоторыми собственниками помещений сведений о потребленной энергии, нарушении этим прав других собственником, предоставляющих показания счетчиков, не подтверждены документами.
Судебная коллегия, проанализировав доводы кассационной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права /п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ/.
На основании ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в отношении энергоснабжения органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно п. 16 указанных Правил при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В силу пп. "а" п. 23 указанных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу п.п. 1 п. 3 Приложения N 2 к Правилам, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в следующем порядке:
1) размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и(или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и(или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:
Р,. = Vjl x V x T
Фл у у, КУ
п. р п.п (Q)
Судом установлено, что многоквартирный дом <...>, оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии.
На территории г. Гремячинска и Гремячинского муниципального района ОАО <...> осуществляет деятельность в качестве энергоснабжающей
организации.
ОАО <...> производит начисление платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования на основании формулы N 9, Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Г., суд первой инстанции исходил из того, что формула 9 применяется при определении платы за коммунальные услуги в жилом помещении, оснащенном общедомовыми приборами учета. Поскольку места общего пользования не относятся к жилым помещениям, формула N 9 не может быть применена для определения размера платы за потребленную энергию в местах общего пользования.
Указанный вывод суда нельзя признать должным образом мотивированным, основанным на правильном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 30, 39 ЖК РФ собственники жилого помещения несут бремя содержания общего имущества.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
Из установленного Приложением N 2 к Правилам порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.
Суд не учел, что для расчета платы за электроснабжение по формуле N 9 необходим такой показатель, как объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме.
Поскольку в доме <...> установлен общедомовой прибор учета электроэнергии, который фиксирует объем потребленного коммунального ресурса в многоквартирном доме, следовательно, с учетом наличия в квартирах индивидуальных приборов учета электроэнергии, размер потребленной электрической энергии в местах общего пользования возможно определить по формуле 9 п. 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
То обстоятельство, что места общего пользования в многоквартирных жилых домах не являются жилыми помещениями, не свидетельствует о невозможности начисления потребителям электроэнергии платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы N 9 пункта 3 приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", поскольку в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, для начисления платы за электроэнергию в местах общего пользования не является обязательным наличие приборов учета.
Поскольку для расчета по формуле 9 необходим такой показатель, как объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме, следовательно, данная формула не может применяться для расчета платы за потребленную электроэнергию только за жилые помещения.
С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что суд первой инстанции, обязывая ответчика произвести перерасчет платежей за места общего пользования, не сделал вывод о том, каким образом, по мнению суда, должна рассчитываться плата за места общего пользования, поскольку в соответствии с положениями ЖК РФ собственники помещений несут бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме.
То обстоятельство, что в доме <...> имеются помещения, используемые ФБУ КП-<...>, за освещение которых не взимается плата, не свидетельствует о невозможности расчета платы за освещение мест общего пользования в данном доме по формуле 9. За истцом сохраняется право предъявления в будущем требований, связанных с незаконным взиманием с него платы за электроэнергию, потребленную в иных помещениях дома <...>.
Поскольку для разрешения требований Г. выяснение новых обстоятельств не требуется, судебная коллегия считает возможным вынести новое решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гремячинского городского суда Пермского края от 14 ноября 2011 года отменить.
Г. в удовлетворении исковых требований о возложении на ОАО <...> обязанности произвести Г., проживающему в <...>, перерасчет платежей за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования с 01.06.2010 г. по день рассмотрения дела отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 26.12.2011 ПО ДЕЛУ N 33-13255
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 декабря 2011 г. по делу N 33-13255
Судья Замышляева С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Гилевой М.Б.
Судей Киселевой Н.В., Нечаевой Н.А.
При секретаре К.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 26 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе ОАО <...> на решение Гремячинского городского суда Пермского края от 14 ноября 2011 года, которым постановлено:
Обязать ОАО <...> произвести Г., проживающему в <...>, перерасчет платежей за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования с 01.06.2010 г. по день рассмотрения дела в суде в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Нечаевой Н.А, объяснения представителя ответчика В., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Истец Г. обратился в суд с иском к ОАО <...> о перерасчете платежей за потребленную электроэнергию в местах общего пользования, начиная с июня 2010 г. по день рассмотрения дела в суде, мотивируя требования тем, что он проживает в <...>. ОАО <...> производит ему начисления за электроэнергию в местах общего пользования (освещение в подъездах), плата за освещение мест общего пользования значительно превышает ежемесячную плату за потребленную электроэнергию в квартире. Дом N <...> оборудован обще домовым прибором учета электроэнергии. В доме несколько квартир используются ФБУ КП-<...> для длительных свиданий, в подвальном помещении расположена слесарная мастерская, кроме того, две квартиры используются под мастерские. За октябрь и ноябрь 2010 г. ОАО <...> произвело ему перерасчет платы за электроэнергию в местах общего пользования, а с января 2011 г. плата за электроэнергию в местах общего пользования стала начисляться в более крупном размере. Он не согласен с произведенным начислением. Места общего пользования не являются жилыми помещениями. Размер платы является явно завышенным. Он считает действия ОАО <...> по начислению платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования незаконными.
В судебном заседании истец Г. поддержал исковые требования. Представитель ответчика ОАО <...> иск не признал. Представитель Управляющей организации ООО <...> в суд не явился. Представитель Администрации Юбилейнинского сельского поселения в судебное заседание не явился.
Представитель ФБУ КП-<...> требования считал обоснованными.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ОАО <...> просит решение суда отменить. Указало, что ОАО <...> является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Расчет платы за электроснабжение по формуле 9 соответствует действующему законодательству. Доводы суда о несвоевременном предоставлении некоторыми собственниками помещений сведений о потребленной энергии, нарушении этим прав других собственником, предоставляющих показания счетчиков, не подтверждены документами.
Судебная коллегия, проанализировав доводы кассационной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права /п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ/.
На основании ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в отношении энергоснабжения органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно п. 16 указанных Правил при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В силу пп. "а" п. 23 указанных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу п.п. 1 п. 3 Приложения N 2 к Правилам, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в следующем порядке:
1) размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в жилом и в нежилом помещении, оборудованном индивидуальным и(или) общим (квартирным) прибором учета или не оборудованном индивидуальным и(или) общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:
Р,. = Vjl x V x T
Фл у у, КУ
п. р п.п (Q)
Судом установлено, что многоквартирный дом <...>, оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии.
На территории г. Гремячинска и Гремячинского муниципального района ОАО <...> осуществляет деятельность в качестве энергоснабжающей
организации.
ОАО <...> производит начисление платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования на основании формулы N 9, Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Г., суд первой инстанции исходил из того, что формула 9 применяется при определении платы за коммунальные услуги в жилом помещении, оснащенном общедомовыми приборами учета. Поскольку места общего пользования не относятся к жилым помещениям, формула N 9 не может быть применена для определения размера платы за потребленную энергию в местах общего пользования.
Указанный вывод суда нельзя признать должным образом мотивированным, основанным на правильном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 30, 39 ЖК РФ собственники жилого помещения несут бремя содержания общего имущества.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом.
Из установленного Приложением N 2 к Правилам порядка расчетов следует, что при определении размера платы за коммунальные услуги учитываются показания коллективных (общедомовых) приборов учета. Следовательно, в составе платы за коммунальные услуги оплачиваются коммунальные ресурсы, потребляемые в помещениях общего пользования.
Суд не учел, что для расчета платы за электроснабжение по формуле N 9 необходим такой показатель, как объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме.
Поскольку в доме <...> установлен общедомовой прибор учета электроэнергии, который фиксирует объем потребленного коммунального ресурса в многоквартирном доме, следовательно, с учетом наличия в квартирах индивидуальных приборов учета электроэнергии, размер потребленной электрической энергии в местах общего пользования возможно определить по формуле 9 п. 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
То обстоятельство, что места общего пользования в многоквартирных жилых домах не являются жилыми помещениями, не свидетельствует о невозможности начисления потребителям электроэнергии платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования с применением формулы N 9 пункта 3 приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", поскольку в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, для начисления платы за электроэнергию в местах общего пользования не является обязательным наличие приборов учета.
Поскольку для расчета по формуле 9 необходим такой показатель, как объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме, следовательно, данная формула не может применяться для расчета платы за потребленную электроэнергию только за жилые помещения.
С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что суд первой инстанции, обязывая ответчика произвести перерасчет платежей за места общего пользования, не сделал вывод о том, каким образом, по мнению суда, должна рассчитываться плата за места общего пользования, поскольку в соответствии с положениями ЖК РФ собственники помещений несут бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме.
То обстоятельство, что в доме <...> имеются помещения, используемые ФБУ КП-<...>, за освещение которых не взимается плата, не свидетельствует о невозможности расчета платы за освещение мест общего пользования в данном доме по формуле 9. За истцом сохраняется право предъявления в будущем требований, связанных с незаконным взиманием с него платы за электроэнергию, потребленную в иных помещениях дома <...>.
Поскольку для разрешения требований Г. выяснение новых обстоятельств не требуется, судебная коллегия считает возможным вынести новое решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гремячинского городского суда Пермского края от 14 ноября 2011 года отменить.
Г. в удовлетворении исковых требований о возложении на ОАО <...> обязанности произвести Г., проживающему в <...>, перерасчет платежей за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования с 01.06.2010 г. по день рассмотрения дела отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)