Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.02.2012 ПО ДЕЛУ N А57-16434/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 февраля 2012 г. по делу N А57-16434/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 февраля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малковой С.Е.,
при участии в заседании:
- от ТСЖ-4 Фрунзенского района г. Саратова - Лещенко А.А., действующая по доверенности от 11.10.2011;
- от ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова - Ефимов Е.С., действующий по доверенности N 02-17/0083 от 02.02.2012;
- от ТСЖ-53 - председатель Титин А.Г. и Труевская И.Н., действующая по доверенности N 1 от 27.10.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья-4 Фрунзенского района г. Саратова
на решение арбитражного суда Саратовской области от 14 декабря 2011 года по делу N А57-16434/2011 (судья Землянникова В.В.)
по заявлению товарищества собственников жилья-4 Фрунзенского района г. Саратова
заинтересованные лица:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Саратова,
Товарищество собственников жилья - 53
о признании недействительным решения ИФНС России по Фрунзенскому району г. Саратова N 720 от 30.06.2011 г. о государственной регистрации юридического лица "товарищества собственников жилья - 53" (ОГРН 1116455001926) и записи в ЕГРЮЛ

установил:

Товарищество собственников жилья - 4 Фрунзенского района г. Саратова (далее заявитель, ТСЖ - 4) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова (далее ИФНС России по Фрунзенскому району, инспекция, налоговый орган) N 720 от 30.06.2011 года о государственной регистрации юридического лица "Товарищества собственников жилья - 53" (ОГРН 1116455001926) и записи о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц о создании "Товарищества собственников жилья - 53" (ОГРН 1116455001926).
Решением арбитражного суда Саратовской области от 14 декабря 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Товарищество собственников жилья-4 Фрунзенского района г. Саратова, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители налогового органа и ТСЖ-53 возражали против доводов апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просят отказать.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 19 января 2012 года.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 14.02.2012 г., объявлялся перерыв до 21.02.2012 до 12 часов 30 минут.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 23.06.2011 года ТСЖ - 53 обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Фрунзенскому району г. Саратова с заявлением по форме Р11001 о государственной регистрации юридического лица при создании (т. 1 л.д. 142 - 160).
На основании представленных документов инспекцией принято решение N 720 от 30.06.2011 года о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица Товарищества собственников жилья - 53 и в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись о создании юридического лица (т. 1 л.д. 135).
Товарищество собственников жилья - 4 Фрунзенского района г. Саратова, не согласившись с решением налогового органа о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица Товарищества собственников жилья - 53 и считая запись о внесении сведений в ЕГРЮЛ недействительной, обратилось в суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что отсутствует совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявления о признании ненормативного правового акта недействительным. Действия налогового органа являются законными и не нарушают прав заявителя, поскольку полномочия Товарищества собственников жилья - 4 Фрунзенского района по управлению многоквартирным домом не могут ограничивать право собственников помещений в многоквартирном доме на волеизъявление на создание товарищества собственников жилья. Сам по себе факт создания и регистрации ТСЖ - 53 права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не ущемляет. Доказательств того, что вследствие принятия регистрирующим органом оспариваемого решения произошло уменьшение объема прав заявителя по управлению многоквартирным домом, материалы дела не содержат.
Апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.
Суд первой инстанции правильно установил, что отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе товариществ собственников жилья, урегулированы Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон о государственной регистрации).
Из содержания ч. 3 ст. 136 ЖК РФ прямо следует, что государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством государственной регистрации юридических лиц.
Перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определен ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Суд первой инстанции при разрешении спора обоснованно сослался на положения ст. 9 Закона о государственной регистрации, регулирующей порядок представления документов для государственной регистрации.
В силу пункта 4 статьи 9 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных данным Законом.
Вместе с тем согласно статье 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, ТСЖ-4 указало на отсутствие решения общего собрания о создании ТСЖ-53. Представленный в регистрирующий орган в качестве решения о создании юридического лица ТСЖ-53 протокол счетной комиссии N 2 по подсчету результатов заочного голосования собственников помещений многоквартирного дома от 20.03.2011 года, по мнению заявителя, таким решением не является.
Апелляционная инстанция признает обоснованным довод заявителя в силу нижеследующего.
Согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 136 ЖК РФ товарищество может быть создано при объединении нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным собственникам.
Статьей 143 ЖК РФ предусмотрено, что членство в товариществе возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество и прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества или с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в многоквартирном доме.
В силу ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов регистрационного дела, на регистрацию в качестве решения о создании юридического лица был представлен протокол N 2 заседания счетной комиссии по подсчету результатов заочного голосования собственников помещений многоквартирного дома по созданию ТСЖ и избрания способа управления многоквартирным домом от 20 марта 2011 года (т. 1 л.д. 161 - 163).
В соответствии с пунктом 4 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование); дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; повестка дня данного собрания; порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
Статья 47 ЖК РФ предусматривает возможность принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем проведения заочного голосования.
При этом принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
Как следует из текста представленных в материалы дела бюллетеней заочного голосования, дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, в них не определена, как и не определена какая-либо иная дата проведения общего собрания, в частности 20.03.2011 г.
В соответствии с положениями ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Устав ТСЖ-4, принятый на общем собрании, не содержит положений о возможности принятия решений общего собрания в форме протокола счетной комиссии. Согласно пункту 6.11 Устава решения, принятые на общем собрании членов Товарищества, должны быть занесены в протокол общего собрания членов Товарищества, который подписывается председателем правления и секретарем общего собрания членов Товарищества (т. 1 л.д. 16).
Учитывая изложенное, протокол заседания счетной комиссии N 2, представленный на регистрацию, не может являться решением общего собрания о создании нового ТСЖ. Более того, указанный протокол подписан председателем и секретарем счетной комиссии.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 12.10.2011 года по делу N 2-2089/11 установлено, что 20.03.2011 года решение общего собрания собственников многоквартирного дома путем заочного голосования не проводилось. Протокол заседания счетной комиссии является внутренним документом инициативной группы информационного содержания, составляемый в свободной форме, который не является распорядительным документом, подлежащим к исполнению (т. 1 л.д. 181).
Суд первой инстанции не принял во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции, сославшись на то, что в арбитражном процессе участвуют лица, которые не принимали участия в деле, рассмотренном в суде общей юрисдикции (налоговый орган) и для них эти факты преюдициального значения не имеют.
Апелляционная инстанция считает вывод суда первой инстанции противоречащим нормам процессуального права в силу нижеследующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 АПК РФ, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
При этом указанная норма, в отличии от нормы, изложенной в ч. 2 ст. 69 АПК РФ, не содержит требований об идентичности участвующих в деле лиц. Более того, субъектный состав участников гражданского процесса и арбитражного процесса в силу статей 27 АПК РФ и 22 ГПК РФ совпадать не может.
Статьей 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе" закреплен принцип единства судебной системы. Положениями статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязательность судебных постановлений, а именно вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для не принятия во внимание обстоятельств? установленных вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции. Аналогичная позиция изложена в Определении ВАС РФ от 19.12.2011 N ВАС-15922/11 по делу N А29-2090/2009.
Более того, суд, не соглашаясь с преюдицией, не был лишен права в рамках рассматриваемого спора в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ дать самостоятельную оценку указанным обстоятельствам и вопросу представления на регистрацию всех необходимых документов, в частности решения о создании юридического лица в виде надлежащего протокола.
Как было указано выше, основанием для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных Федеральным законом N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов, к которым пункт "б" ст. 12 указанного закона относит решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы установлено, что на государственную регистрацию не было представлено решение о создании юридического лица в виде протокола общего собрания, протокол заседания счетной комиссии в силу ст. 46 ЖК РФ таким решением не является, общее собрание членов ТСЖ 20.03.2011 г. не проводилось, то суд приходит к выводу о том, что у налогового органа не имелось законных оснований для государственной регистрации создания ТСЖ-53, в связи с чем решение инспекции N 720 от 30.06.2011 года о государственной регистрации юридического лица "Товарищества собственников жилья - 53" (ОГРН 1116455001926) и запись о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц о создании "Товарищества собственников жилья - 53" (ОГРН 1116455001926) не соответствуют Федеральному закону N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и подлежат признанию недействительными.
Отсутствие права и обязанности у регистрирующего органа проводить правовую экспертизу документов, представленных на регистрацию, не означает, что данная регистрация юридического лица проведена на законных основаниях и документы, представленные на регистрацию, соответствуют действующему законодательству.
Апелляционная инстанция также не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что регистрация ТСЖ-53 не нарушает прав и законных интересов заявителя - ТСЖ-4.
Согласно Уставу, Товарищество собственников жилья - 4 Фрунзенского района, является объединением собственников жилых и нежилых помещений, в том числе в жилом доме по адресу: г. Саратов, ул. Рахова, 53 (п. 1.1 Устава - т. 1 л.д. 10).
Пунктов 1.8 Устава Товарищества собственников жилья - 4 Фрунзенского района, установлено, что товарищество создается с целью совместного управления собственниками помещений комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (ч. 9 ст. 161 ЖК РФ).
Незаконная регистрация ТСЖ-53 и, как результат наличие двух управляющих организаций в одном доме, препятствуют заявителю в осуществлении возложенных на него Жилищным законодательством обязанностей, за неисполнение которых он несет ответственность.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания решения инспекции о государственной регистрации юридического лица при его создании и записи в ЕГРЮЛ недействительными не соответствует фактическим обстоятельствам дела, нормам материального права.
Учитывая изложенное решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований подлежит отмене.
Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Саратова N 720 от 30.06.2011 г. о государственной регистрации юридического лица "Товарищества собственников жилья - 53" (ОГРН 1116455001926) и запись о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц о создании "Товарищества собственников жилья - 53" (ОГРН 1116455001926) подлежат признанию недействительными.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В связи с удовлетворением требований заявителя апелляционная инстанция считает необходим возложить на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Саратова обязанность исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись о создании "Товарищества собственников жилья - 53".
Судебные расходы в виде государственной пошлины, оплаченной заявителем при подаче апелляционной жалобы в размере 1000 рублей, в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат взысканию с инспекции.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Саратовской области от 14 декабря 2011 года по делу N А57-16434/2011 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительными решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Саратова N 720 от 30.06.2011 г. о государственной регистрации юридического лица "Товарищества собственников жилья - 53" (ОГРН 1116455001926) и запись о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц о создании "Товарищества собственников жилья - 53" (ОГРН 1116455001926).
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Саратова исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись о создании "Товарищества собственников жилья - 53".
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Саратова в пользу Товарищества собственников жилья - 4 судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд, принявший оспариваемый судебный акт.

Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА

Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Т.С.БОРИСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)