Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2009 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.02.2009 по делу N А36-3434/2008,
общество с ограниченной ответственностью Л. (далее - ООО Л.) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - УФАС по Липецкой области) о признании недействительными решения от 14.10.2008 и предписания N 47 от 14.10.2008.
К участию в деле в качестве третьего лица было привлечено общество с ограниченной ответственностью Г. (далее - ООО Г.).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 09.08.2009 по делу N А36-3434/2008 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, УФАС по Липецкой области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права и подлежит отмене по основаниям, изложенным в жалобе и письменных пояснениях.
ООО Л. против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
ООО Г., надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, письменные пояснения сторон, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.07.2005 между ООО Г. (абонент) и ООО Л. (энергоснабжающая организация) были заключены договор на поставку тепловой энергии в горячей воде N 151117 и договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод (для жилищных предприятий) N 161630.
23.05.2006 Постановлением Правительства РФ N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
В целях приведения заключенных ранее договоров в соответствие указанному нормативному правовому акту, ООО Г. письмами N 1505-01-09 от 25.10.2006 и N 1222-01-09 от 07.06.2007 обращалось в ООО Л. с целью подписания дополнительных соглашений о внесении в договоры соответствующих изменений.
Однако, ответов на указанные письма со стороны ООО Л. не последовало.
Исследовав данные обстоятельства, УФАС по Липецкой области решением от 14.10.2008 признало в действиях ООО Л. наличие нарушения антимонопольного законодательства - пункта 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном отказе подписании дополнительного соглашения о внесении в договоры N 151117 и N 161630 от 01.07.2005 с ООО Г. изменений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, а также навязывании контрагенту условий договора, не выгодных для него.
ООО Л. также было выдано предписание N 47 от 14.10.2008, которым предписано в срок до 6 ноября 2008 года прекратить нарушение пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в отказе подписания дополнительного соглашения договоров N 151117 и N 161630 от 01.07.2005 поставки тепловой энергии в горячей воде, на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (для жилищных предприятий), в соответствии с требованием Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Кроме того, ООО Л. предписано выйти с предложением в ООО Г. об изменении условий или расторжении договоров N 151117 и N 161630 от 01.07.2005 о приобретении коммунальных ресурсов (тепловой энергии в горячей воде, на отпуск питьевой воды, прием сточных вод (для жилищных предприятий)), которые должны отражать следующее:
- - о качестве коммунальных ресурсов на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры, согласно п. 5 Приложения N 1 к правилам (в части требований к качеству коммунальных услуг);
- - об ответственности за предоставление коммунального ресурса ненадлежащего качества, согласно п. 60 Приложения N 1 к правилам (в части изменения размера платы за коммунальные услуги), п. 77 Правил;
- - об условиях и порядке ограничения подачи коммунальных ресурсов, согласно п. п. 79, 80, 86 Правил;
- - о порядке определения количества коммунального ресурса, фактически переданного потребителям, согласно Приложения N 2 к Правилам (в части определения количества коммунальных ресурсов);
- - о порядке оплаты фактически переданного потребителям коммунального ресурса, согласно Приложения N 2 к Правилам (в части порядка определения ежемесячного размера платы и корректировки размера платы);
- - о сроке оплаты коммунальных ресурсов, согласно п. 35 Правил.
Также в срок до 17 ноября 2008 года ООО Л. предписано провести анализ договорных отношений с другими контрагентами и привести договоры на предоставление коммунальных услуг в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг населению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23 мая 2006 года.
Не согласившись с решением и предписанием УФАС по Липецкой области, ООО Л. обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными актов антимонопольного органа.
По мнению суда апелляционной инстанции, рассматривая заявленные требования по существу и удовлетворяя их, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Доминирующее положение - это положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
ООО Л. включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, на основании приказа УФАС по Липецкой области N 18 от 09.03.2007. В соответствии с данными реестра ООО Л. имеет долю более 35 процентов на рынке товара - услуг: водоснабжения и канализации; производство, передача, поставка тепловой энергии; передача электроэнергии в границах г. Липецка.
На основании статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" положение ООО Л. признано доминирующим на рынке товара - услуг: водоснабжения и канализации; производство, передача, поставка тепловой энергии; передача электроэнергии в границах г. Липецка.
Деятельность доминирующих хозяйствующих субъектов, внесенных в соответствующий реестр, находится под контролем антимонопольных органов и на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством. При выявлении нарушений Закона "О защите конкуренции", допущенных данными хозяйствующими субъектами, к ним могут применяться методы воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством.
Согласно пунктам 5 и 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен (тарифов)), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.
Однако необходимо учитывать, что, прекращая указанное нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, допущенном при заключении конкретного договора, антимонопольный орган вправе вынести предписание об изменении условий заключенного договора или о его расторжении.
В случае, если установлено, что с иными лицами заключены договоры, содержащие аналогичные условия, антимонопольный орган при отсутствии ходатайств этих лиц вправе обязать хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, направить предложение своим контрагентам об изменении или расторжении таких договоров.
Из материалов дела следует, что 01.07.2005 между ООО Г. (абонент) и ООО Л. (энергоснабжающая организация) были заключены договор на поставку тепловой энергии в горячей воде N 151117 и договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод (для жилищных предприятий) N 161630.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами антимонопольного органа о несоответствии, противоречии отдельных положений договоров от 01.07.2005 указанным Правилам.
Так, в ныне действующем договоре теплоснабжения N 151117 от 01.07.2005 условия договора противоречат императивным гражданско-правовым нормам Правил, а именно:
- - подпункт 2.1.2. договора не соответствует пунктам 9 и 10 Правил и приложению N 1 к Правилам (в части требований к качеству коммунальных ресурсов и услуг водоотведения);
- - 1 абзац подпункта 2.2.2. договора не соответствует пунктам 79 - 86 Правил (в части оснований и порядка приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов);
- - подпункт 2.4.4. договора не соответствует пунктам 60 - 63 Правил и Приложению N 1 к Правилам (в части порядка изменения размера платы за подачу тепловой энергии ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность);
- - пункт 3.3 договора не соответствует пункту 3 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 и пункту 35 Правил;
- - пункт 4.2 договора не соответствуют приложению N 2 к Правилам (в части определения количества коммунальных ресурсов), а также пунктам 1.3 и 3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936.
Более того, Министерство регионального развития РФ в своем Письме N 10087-ЮТ/07 от 28.05.2007 разъясняет: в подпунктах 2 и 4 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам определение размеров платы за потребленные коммунальные ресурсы, объемы (количество) которых определены расчетным путем, дано со ссылкой на действующее законодательство Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Указанная норма в соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяется к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок расчета размера платы за поданный ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунальный ресурс должен быть согласован с исполнителем и указан в соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре ресурсоснабжения, заключаемом исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Единоличное определение (расчет) ресурсоснабжающей организацией количества (объема) коммунального ресурса в соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается.
В действующем договоре на отпуск питьевой воды, прием сточных вод N 161630 от 01.07.2005 условия договора не соответствуют Правилам, а именно:
- - подпункт 2.1.4. договора не соответствует пунктам 9 и 10 Правил и приложению N 1 к Правилам (в части требований к качеству коммунальных ресурсов и услуг водоотведения);
- - пункт 3.3 договора не соответствует пункту 3 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 и пункту 35 Правил;
- - пункт 5.3. договора не соответствует пунктам 79 - 86 Правил (в части оснований и порядка приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов).
На основании изложенного, УФАС по Липецкой области обосновано посчитало, что ныне действующие договоры на поставку тепловой энергии в горячей воде и отпуск питьевой воды, прием сточных вод (для жилищных предприятий) необходимо привести в соответствие с требованиями действующих нормативных документов путем их изменения или расторжения, а также провести анализ договорных отношений с другими контрагентами и привести договора на предоставление коммунальных услуг в соответствии с требованиями Правил.
В связи с чем, с учетом предоставленных законодательством полномочий, УФАС по Липецкой области правомерно вынесло решение, которым признало ООО Л. нарушившим антимонопольное законодательство, и вынесло предписание об устранении выявленных нарушений.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что антимонопольный орган действовал в рамках полномочий и компетенции, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует отменить, удовлетворив апелляционную жалобу; в удовлетворении заявленных ООО Л. требований - отказать.
Исходя из смысла подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ УФАС по Липецкой области освобождено от уплаты госпошлины. В связи с чем, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 АПК РФ, суд
апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.02.2009 по делу N А36-3434/2008 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Л. о признании недействительными решения от 14.10.2008 и предписания N 47 от 14.10.2008 Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.05.2009 ПО ДЕЛУ N А36-3434/2008
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2009 г. по делу N А36-3434/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2009 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.02.2009 по делу N А36-3434/2008,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Л. (далее - ООО Л.) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - УФАС по Липецкой области) о признании недействительными решения от 14.10.2008 и предписания N 47 от 14.10.2008.
К участию в деле в качестве третьего лица было привлечено общество с ограниченной ответственностью Г. (далее - ООО Г.).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 09.08.2009 по делу N А36-3434/2008 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, УФАС по Липецкой области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права и подлежит отмене по основаниям, изложенным в жалобе и письменных пояснениях.
ООО Л. против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
ООО Г., надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, письменные пояснения сторон, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.07.2005 между ООО Г. (абонент) и ООО Л. (энергоснабжающая организация) были заключены договор на поставку тепловой энергии в горячей воде N 151117 и договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод (для жилищных предприятий) N 161630.
23.05.2006 Постановлением Правительства РФ N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
В целях приведения заключенных ранее договоров в соответствие указанному нормативному правовому акту, ООО Г. письмами N 1505-01-09 от 25.10.2006 и N 1222-01-09 от 07.06.2007 обращалось в ООО Л. с целью подписания дополнительных соглашений о внесении в договоры соответствующих изменений.
Однако, ответов на указанные письма со стороны ООО Л. не последовало.
Исследовав данные обстоятельства, УФАС по Липецкой области решением от 14.10.2008 признало в действиях ООО Л. наличие нарушения антимонопольного законодательства - пункта 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном отказе подписании дополнительного соглашения о внесении в договоры N 151117 и N 161630 от 01.07.2005 с ООО Г. изменений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, а также навязывании контрагенту условий договора, не выгодных для него.
ООО Л. также было выдано предписание N 47 от 14.10.2008, которым предписано в срок до 6 ноября 2008 года прекратить нарушение пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в отказе подписания дополнительного соглашения договоров N 151117 и N 161630 от 01.07.2005 поставки тепловой энергии в горячей воде, на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (для жилищных предприятий), в соответствии с требованием Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Кроме того, ООО Л. предписано выйти с предложением в ООО Г. об изменении условий или расторжении договоров N 151117 и N 161630 от 01.07.2005 о приобретении коммунальных ресурсов (тепловой энергии в горячей воде, на отпуск питьевой воды, прием сточных вод (для жилищных предприятий)), которые должны отражать следующее:
- - о качестве коммунальных ресурсов на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры, согласно п. 5 Приложения N 1 к правилам (в части требований к качеству коммунальных услуг);
- - об ответственности за предоставление коммунального ресурса ненадлежащего качества, согласно п. 60 Приложения N 1 к правилам (в части изменения размера платы за коммунальные услуги), п. 77 Правил;
- - об условиях и порядке ограничения подачи коммунальных ресурсов, согласно п. п. 79, 80, 86 Правил;
- - о порядке определения количества коммунального ресурса, фактически переданного потребителям, согласно Приложения N 2 к Правилам (в части определения количества коммунальных ресурсов);
- - о порядке оплаты фактически переданного потребителям коммунального ресурса, согласно Приложения N 2 к Правилам (в части порядка определения ежемесячного размера платы и корректировки размера платы);
- - о сроке оплаты коммунальных ресурсов, согласно п. 35 Правил.
Также в срок до 17 ноября 2008 года ООО Л. предписано провести анализ договорных отношений с другими контрагентами и привести договоры на предоставление коммунальных услуг в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг населению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23 мая 2006 года.
Не согласившись с решением и предписанием УФАС по Липецкой области, ООО Л. обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными актов антимонопольного органа.
По мнению суда апелляционной инстанции, рассматривая заявленные требования по существу и удовлетворяя их, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Доминирующее положение - это положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
ООО Л. включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, на основании приказа УФАС по Липецкой области N 18 от 09.03.2007. В соответствии с данными реестра ООО Л. имеет долю более 35 процентов на рынке товара - услуг: водоснабжения и канализации; производство, передача, поставка тепловой энергии; передача электроэнергии в границах г. Липецка.
На основании статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" положение ООО Л. признано доминирующим на рынке товара - услуг: водоснабжения и канализации; производство, передача, поставка тепловой энергии; передача электроэнергии в границах г. Липецка.
Деятельность доминирующих хозяйствующих субъектов, внесенных в соответствующий реестр, находится под контролем антимонопольных органов и на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством. При выявлении нарушений Закона "О защите конкуренции", допущенных данными хозяйствующими субъектами, к ним могут применяться методы воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством.
Согласно пунктам 5 и 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив факт злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен (тарифов)), принимает меры по прекращению соответствующего нарушения и обеспечению условий конкуренции, а также по привлечению нарушителей к административной ответственности.
Однако необходимо учитывать, что, прекращая указанное нарушение антимонопольного законодательства, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, допущенном при заключении конкретного договора, антимонопольный орган вправе вынести предписание об изменении условий заключенного договора или о его расторжении.
В случае, если установлено, что с иными лицами заключены договоры, содержащие аналогичные условия, антимонопольный орган при отсутствии ходатайств этих лиц вправе обязать хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, направить предложение своим контрагентам об изменении или расторжении таких договоров.
Из материалов дела следует, что 01.07.2005 между ООО Г. (абонент) и ООО Л. (энергоснабжающая организация) были заключены договор на поставку тепловой энергии в горячей воде N 151117 и договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод (для жилищных предприятий) N 161630.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводами антимонопольного органа о несоответствии, противоречии отдельных положений договоров от 01.07.2005 указанным Правилам.
Так, в ныне действующем договоре теплоснабжения N 151117 от 01.07.2005 условия договора противоречат императивным гражданско-правовым нормам Правил, а именно:
- - подпункт 2.1.2. договора не соответствует пунктам 9 и 10 Правил и приложению N 1 к Правилам (в части требований к качеству коммунальных ресурсов и услуг водоотведения);
- - 1 абзац подпункта 2.2.2. договора не соответствует пунктам 79 - 86 Правил (в части оснований и порядка приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов);
- - подпункт 2.4.4. договора не соответствует пунктам 60 - 63 Правил и Приложению N 1 к Правилам (в части порядка изменения размера платы за подачу тепловой энергии ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность);
- - пункт 3.3 договора не соответствует пункту 3 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 и пункту 35 Правил;
- - пункт 4.2 договора не соответствуют приложению N 2 к Правилам (в части определения количества коммунальных ресурсов), а также пунктам 1.3 и 3.2.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936.
Более того, Министерство регионального развития РФ в своем Письме N 10087-ЮТ/07 от 28.05.2007 разъясняет: в подпунктах 2 и 4 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам определение размеров платы за потребленные коммунальные ресурсы, объемы (количество) которых определены расчетным путем, дано со ссылкой на действующее законодательство Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Указанная норма в соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации применяется к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок расчета размера платы за поданный ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунальный ресурс должен быть согласован с исполнителем и указан в соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре ресурсоснабжения, заключаемом исполнителем (управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Единоличное определение (расчет) ресурсоснабжающей организацией количества (объема) коммунального ресурса в соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается.
В действующем договоре на отпуск питьевой воды, прием сточных вод N 161630 от 01.07.2005 условия договора не соответствуют Правилам, а именно:
- - подпункт 2.1.4. договора не соответствует пунктам 9 и 10 Правил и приложению N 1 к Правилам (в части требований к качеству коммунальных ресурсов и услуг водоотведения);
- - пункт 3.3 договора не соответствует пункту 3 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 и пункту 35 Правил;
- - пункт 5.3. договора не соответствует пунктам 79 - 86 Правил (в части оснований и порядка приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов).
На основании изложенного, УФАС по Липецкой области обосновано посчитало, что ныне действующие договоры на поставку тепловой энергии в горячей воде и отпуск питьевой воды, прием сточных вод (для жилищных предприятий) необходимо привести в соответствие с требованиями действующих нормативных документов путем их изменения или расторжения, а также провести анализ договорных отношений с другими контрагентами и привести договора на предоставление коммунальных услуг в соответствии с требованиями Правил.
В связи с чем, с учетом предоставленных законодательством полномочий, УФАС по Липецкой области правомерно вынесло решение, которым признало ООО Л. нарушившим антимонопольное законодательство, и вынесло предписание об устранении выявленных нарушений.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что антимонопольный орган действовал в рамках полномочий и компетенции, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует отменить, удовлетворив апелляционную жалобу; в удовлетворении заявленных ООО Л. требований - отказать.
Исходя из смысла подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ УФАС по Липецкой области освобождено от уплаты госпошлины. В связи с чем, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 АПК РФ, суд
постановил:
апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.02.2009 по делу N А36-3434/2008 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Л. о признании недействительными решения от 14.10.2008 и предписания N 47 от 14.10.2008 Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)