Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А.
Судей Маргеловой Л.М., Чаусовой Е.Н.
При участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" (305021, г. Курск, ул. Школьная, д. 7, ОГРН 1084632006326) Захарова Д.А. - представителя (дов. от 04.10.2012 N 3472/00-11 пост.), Романовой Д.Е. - представителя (дов. от 14.08.2012 N 2831/б-11 пост.),
от Инспекции ФНС России по г. Курску (305000, г. Курск, ул. Максима Горького, 37-а) Калитвенцевой Н.Н. - представителя (дов. от 19.01.2012 б/н пост.), Щербаковой А.А. - представителя (дов. от 11.01.2012 б/н пост.)
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Корытко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 20.04.2012 (судья Левашов А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 (судьи Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А35-147/2012,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску от 14.10.2011 N 2621 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску устранить нарушение прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Курской области от 20.04.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС России по г. Курску просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Дело рассмотрено судом кассационной инстанции в судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы заявителя жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со ст. 286 АПК РФ судом кассационной инстанции проверена законность решения и постановления судов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по г. Курску по результатам проведенной камеральной проверки представленной 15.04.2011 обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 года составлен акт от 29.07.2011 N 18387 и вынесено решение от 14.10.2011 N 2621 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушение", которым установлено неправомерное заявление обществом вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 189 000 руб.
Одновременно Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Курску были приняты решение от 14.10.2011 N 181 "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", в соответствии с которым обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 189 000 руб. и решение от 14.10.2011 N 5 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", которым обществу возмещен налог на добавленную стоимость в сумме 2 223 114 руб.
Основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 189 000 руб. послужил вывод налогового органа о неправомерном предъявлении обществом "Управляющая компания города Курска" к налоговому вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного им контрагентам-подрядчикам за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, за счет денежных средств, полученных обществом за оказанные им услуги по капитальному ремонту многоквартирных домов, находящихся в управлении, из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства".
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Курской области от 02.12.2011 N 730 апелляционная жалоба общества на решение инспекции от 14.10.2011 N 2621 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что поскольку средства из бюджета выделялись обществу в качестве компенсации его расходов, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту многоквартирных домов по льготным ценам, то налоговая база по НДС должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ, т.е. без сумм, поступивших из бюджетов в качестве субсидий.
Данный вывод судов является правильным.
Как следует из материалов дела, фактически осуществляемым обществом "Управляющая компания города Курска" видом деятельности является предоставление услуг по управлению жилищным фондом.
Между комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Курска (уполномоченный орган) и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" (получатель) были заключены соглашения о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов от 08.09.2008 и 15.09.2008, в соответствии с которыми комитетом на отдельный счет общества были перечислены денежные средства Фонда, областного и городского бюджета в суммах 41 388 107 руб. 40 коп. и 54 452 904 руб. 10 коп.
Для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, на проведение которых было предоставлено целевое финансирование в виде субсидий, обществом "Управляющая компания города Курска" (заказчик) в 3 квартале 2008 года были заключены договоры подряда с рядом организаций, в частности, с обществом с ограниченной ответственностью "КурскРемСтрой" (подрядчик).
По итогам выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов подрядчиком были составлены акты выполненных работ, на основании которых выставлены счета-фактуры с учетом налога на добавленную стоимость.
Оплата выполненных работ по капитальному ремонту была произведена обществом "Управляющая компания города Курска" частично (5% стоимости работ) - за счет средств собственников квартир в многоквартирных жилых домах, частично (95% стоимости работ) - за счет денежных средств, выделенных обществу из бюджета в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" по платежным поручениям.
Выполненные работы по капитальному ремонту были приняты обществом "Управляющая компания города Курска" от подрядчиков, отражены в бухгалтерском учете и, в дальнейшем, переданы собственникам квартир.
Денежные средства, поступившие от комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска на основании соглашений о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость обществом включены не были. Денежные средства, поступившие от собственников жилых помещений, включались обществом в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость, что установлено судами и не оспаривается налоговым органом.
Одновременно в состав налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость обществом была включена вся сумма налога, предъявленная ему подрядной организацией, осуществлявшей капитальный ремонт.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен статьями 153 - 162 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации только в том случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и им соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субвенции (субсидии), также налогоплательщики должны являться получателями указанных средств (бюджетополучателями).
В этом случае вышеуказанные средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
Исходя из положений статей 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий и субвенций из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, то им предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Право на субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 159 ЖК РФ имеют, в частности, собственники жилых помещений.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4 закона).
При этом в силу пункта 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Во исполнение указанного Закона администрацией города Курска принято постановление от 07.06.2008 N 1287 "Об утверждении Адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в городе Курске на 2008 - 2009 годы" и постановление от 29.07.2008 N 1673 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на долевое финансирование муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в городе Курске и Порядка выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений управляющей организацией, средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома"
В соответствии с пунктами 1, 3 постановления от 29.07.2008 N 1673 субсидией признаются денежные средства, предоставляемые получателям субсидий (товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах для их управления), которые поступили от субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования "Город Курск" на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Получателями субсидий является и ООО "Управляющая компания города Курска".
Из изложенных правовых норм следует, что денежные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней в установленном Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ порядке для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являются субсидиями, выделяемыми собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, через созданные ими (товарищества собственников жилья, кооперативы) или выбранные (управляющая организация) организации для управления многоквартирным домом.
Следовательно, бюджетные средства, полученные обществом "Управляющая компания города Курска" от комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска на основании соглашений о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком товаров (работ, услуг, в данном случае - услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов) с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (статья 78 Бюджетного кодекса).
Материалами дела подтверждается получение обществом субсидий по капитальному ремонту многоквартирных домов, которые были направлены им в полном объеме на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, выполненных подрядчиками (субподрядчиками) на основании заключенных с ними договоров.
Исходя из изложенного, в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, т.е. без учета денежных средств, поступивших из бюджета в качестве субсидий.
Статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено ограничений права на налоговые вычеты для организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получающих в связи с этим субсидии за счет бюджетных средств.
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали, что вывод налогового органа об отсутствии у общества "Управляющая компания города Курска" права на предъявление в 3 квартале 2008 года к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных подрядчикам за выполненные работы по капитальному ремонту, и использованных для оказания соответствующих услуг населению, противоречит нормам налогового законодательства, и признали недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску от 14.10.2011 N 2621 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Довод налогового органа о соблюдении им процедуры принятия оспариваемого решения об отказе в привлечении общества "Управляющая компания города Курска" к ответственности отклоняется судом кассационной инстанции в связи со следующим.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса и принято решение по нему в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса.
При этом решение о привлечении к налоговой ответственности, как и решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности, должны быть основаны на фактических обстоятельствах, выявленных налоговым органом при проведении проверки и зафиксированных соответствующим актом проверки. В том числе, к таким обстоятельствам относится определение фактической налоговой обязанности налогоплательщика и установление наличия недоимки по налогам.
Согласно пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных данным кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Как следует из материалов дела, в акте камеральной налоговой проверки от 29.07.2011 N 18387 и в решении Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску от 14.10.2011 N 2621 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" налоговым органом сделан вывод о неправомерности предъявления обществом к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных в составе стоимости оплаты за работы по капитальному ремонту за счет средств полученных из бюджета, и указана сумма необоснованно заявленных вычетов в размере 189 000 руб.
При этом ни акт камеральной проверки, ни решение не содержат ссылок на первичные бухгалтерские документы, на основании которых налоговым органом сделан такой вывод: в них не указаны контрагенты общества и счета-фактуры, по которым, по мнению инспекции, были неправомерно заявлены налоговые вычеты.
В связи с изложенным, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обстоятельства, изложенные в акте и в решении инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску от 14.10.2011 N 2621 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", надлежащим образом документально не подтверждены; налогоплательщик не имел возможности установить, какие конкретно факты были квалифицированы в качестве налоговых правонарушений, и не мог проверить правильность определения суммы необоснованно заявленных вычетов, указанных в оспариваемом решении, и, в связи с этим, установить действительные обязательства его, как налогоплательщика перед бюджетом, выявить и устранить возможные ошибки в исчислении им налоговой базы.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 20.04.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 по делу N А35-147/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА
Судьи
Л.М.МАРГЕЛОВА
Е.Н.ЧАУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 25.10.2012 ПО ДЕЛУ N А35-147/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2012 г. по делу N А35-147/2012
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А.
Судей Маргеловой Л.М., Чаусовой Е.Н.
При участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" (305021, г. Курск, ул. Школьная, д. 7, ОГРН 1084632006326) Захарова Д.А. - представителя (дов. от 04.10.2012 N 3472/00-11 пост.), Романовой Д.Е. - представителя (дов. от 14.08.2012 N 2831/б-11 пост.),
от Инспекции ФНС России по г. Курску (305000, г. Курск, ул. Максима Горького, 37-а) Калитвенцевой Н.Н. - представителя (дов. от 19.01.2012 б/н пост.), Щербаковой А.А. - представителя (дов. от 11.01.2012 б/н пост.)
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Корытко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Курской области, кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 20.04.2012 (судья Левашов А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 (судьи Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А., Миронцева Н.Д.) по делу N А35-147/2012,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску от 14.10.2011 N 2621 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску устранить нарушение прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Курской области от 20.04.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС России по г. Курску просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Дело рассмотрено судом кассационной инстанции в судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы заявителя жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со ст. 286 АПК РФ судом кассационной инстанции проверена законность решения и постановления судов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по г. Курску по результатам проведенной камеральной проверки представленной 15.04.2011 обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 года составлен акт от 29.07.2011 N 18387 и вынесено решение от 14.10.2011 N 2621 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушение", которым установлено неправомерное заявление обществом вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 189 000 руб.
Одновременно Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Курску были приняты решение от 14.10.2011 N 181 "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", в соответствии с которым обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 189 000 руб. и решение от 14.10.2011 N 5 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", которым обществу возмещен налог на добавленную стоимость в сумме 2 223 114 руб.
Основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 189 000 руб. послужил вывод налогового органа о неправомерном предъявлении обществом "Управляющая компания города Курска" к налоговому вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного им контрагентам-подрядчикам за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, за счет денежных средств, полученных обществом за оказанные им услуги по капитальному ремонту многоквартирных домов, находящихся в управлении, из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства".
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Курской области от 02.12.2011 N 730 апелляционная жалоба общества на решение инспекции от 14.10.2011 N 2621 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что поскольку средства из бюджета выделялись обществу в качестве компенсации его расходов, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту многоквартирных домов по льготным ценам, то налоговая база по НДС должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ, т.е. без сумм, поступивших из бюджетов в качестве субсидий.
Данный вывод судов является правильным.
Как следует из материалов дела, фактически осуществляемым обществом "Управляющая компания города Курска" видом деятельности является предоставление услуг по управлению жилищным фондом.
Между комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Курска (уполномоченный орган) и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания города Курска" (получатель) были заключены соглашения о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов от 08.09.2008 и 15.09.2008, в соответствии с которыми комитетом на отдельный счет общества были перечислены денежные средства Фонда, областного и городского бюджета в суммах 41 388 107 руб. 40 коп. и 54 452 904 руб. 10 коп.
Для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, на проведение которых было предоставлено целевое финансирование в виде субсидий, обществом "Управляющая компания города Курска" (заказчик) в 3 квартале 2008 года были заключены договоры подряда с рядом организаций, в частности, с обществом с ограниченной ответственностью "КурскРемСтрой" (подрядчик).
По итогам выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов подрядчиком были составлены акты выполненных работ, на основании которых выставлены счета-фактуры с учетом налога на добавленную стоимость.
Оплата выполненных работ по капитальному ремонту была произведена обществом "Управляющая компания города Курска" частично (5% стоимости работ) - за счет средств собственников квартир в многоквартирных жилых домах, частично (95% стоимости работ) - за счет денежных средств, выделенных обществу из бюджета в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" по платежным поручениям.
Выполненные работы по капитальному ремонту были приняты обществом "Управляющая компания города Курска" от подрядчиков, отражены в бухгалтерском учете и, в дальнейшем, переданы собственникам квартир.
Денежные средства, поступившие от комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска на основании соглашений о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость обществом включены не были. Денежные средства, поступившие от собственников жилых помещений, включались обществом в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость, что установлено судами и не оспаривается налоговым органом.
Одновременно в состав налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость обществом была включена вся сумма налога, предъявленная ему подрядной организацией, осуществлявшей капитальный ремонт.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен статьями 153 - 162 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации только в том случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и им соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субвенции (субсидии), также налогоплательщики должны являться получателями указанных средств (бюджетополучателями).
В этом случае вышеуказанные средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
Исходя из положений статей 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий и субвенций из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, то им предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Право на субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 159 ЖК РФ имеют, в частности, собственники жилых помещений.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4 закона).
При этом в силу пункта 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Во исполнение указанного Закона администрацией города Курска принято постановление от 07.06.2008 N 1287 "Об утверждении Адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в городе Курске на 2008 - 2009 годы" и постановление от 29.07.2008 N 1673 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на долевое финансирование муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в городе Курске и Порядка выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений управляющей организацией, средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома"
В соответствии с пунктами 1, 3 постановления от 29.07.2008 N 1673 субсидией признаются денежные средства, предоставляемые получателям субсидий (товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах для их управления), которые поступили от субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования "Город Курск" на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
Получателями субсидий является и ООО "Управляющая компания города Курска".
Из изложенных правовых норм следует, что денежные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней в установленном Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ порядке для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являются субсидиями, выделяемыми собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, через созданные ими (товарищества собственников жилья, кооперативы) или выбранные (управляющая организация) организации для управления многоквартирным домом.
Следовательно, бюджетные средства, полученные обществом "Управляющая компания города Курска" от комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска на основании соглашений о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирных домов, подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком товаров (работ, услуг, в данном случае - услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов) с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (статья 78 Бюджетного кодекса).
Материалами дела подтверждается получение обществом субсидий по капитальному ремонту многоквартирных домов, которые были направлены им в полном объеме на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, выполненных подрядчиками (субподрядчиками) на основании заключенных с ними договоров.
Исходя из изложенного, в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, т.е. без учета денежных средств, поступивших из бюджета в качестве субсидий.
Статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено ограничений права на налоговые вычеты для организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получающих в связи с этим субсидии за счет бюджетных средств.
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали, что вывод налогового органа об отсутствии у общества "Управляющая компания города Курска" права на предъявление в 3 квартале 2008 года к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных подрядчикам за выполненные работы по капитальному ремонту, и использованных для оказания соответствующих услуг населению, противоречит нормам налогового законодательства, и признали недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску от 14.10.2011 N 2621 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Довод налогового органа о соблюдении им процедуры принятия оспариваемого решения об отказе в привлечении общества "Управляющая компания города Курска" к ответственности отклоняется судом кассационной инстанции в связи со следующим.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса и принято решение по нему в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса.
При этом решение о привлечении к налоговой ответственности, как и решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности, должны быть основаны на фактических обстоятельствах, выявленных налоговым органом при проведении проверки и зафиксированных соответствующим актом проверки. В том числе, к таким обстоятельствам относится определение фактической налоговой обязанности налогоплательщика и установление наличия недоимки по налогам.
Согласно пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных данным кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Как следует из материалов дела, в акте камеральной налоговой проверки от 29.07.2011 N 18387 и в решении Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску от 14.10.2011 N 2621 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" налоговым органом сделан вывод о неправомерности предъявления обществом к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных в составе стоимости оплаты за работы по капитальному ремонту за счет средств полученных из бюджета, и указана сумма необоснованно заявленных вычетов в размере 189 000 руб.
При этом ни акт камеральной проверки, ни решение не содержат ссылок на первичные бухгалтерские документы, на основании которых налоговым органом сделан такой вывод: в них не указаны контрагенты общества и счета-фактуры, по которым, по мнению инспекции, были неправомерно заявлены налоговые вычеты.
В связи с изложенным, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обстоятельства, изложенные в акте и в решении инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску от 14.10.2011 N 2621 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", надлежащим образом документально не подтверждены; налогоплательщик не имел возможности установить, какие конкретно факты были квалифицированы в качестве налоговых правонарушений, и не мог проверить правильность определения суммы необоснованно заявленных вычетов, указанных в оспариваемом решении, и, в связи с этим, установить действительные обязательства его, как налогоплательщика перед бюджетом, выявить и устранить возможные ошибки в исчислении им налоговой базы.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 20.04.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 по делу N А35-147/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА
Судьи
Л.М.МАРГЕЛОВА
Е.Н.ЧАУСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)