Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.09.2011 N 15АП-8988/2011 ПО ДЕЛУ N А32-33299/2010

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2011 г. N 15АП-8988/2011

Дело N А32-33299/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сокиренко Я.В.,
при участии:
от ТСЖ "Суворовское" - представителя Власовой О.В. (доверенность от 01.09.2011),
от Министерства обороны Российской Федерации - представителя Шаргаевой Н.В. (доверенность от 29.06.2011), представителя Фабрисовой Н.В. (доверенность от 08.06.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Суворовское"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23 июня 2011 года по делу N А32-33299/2010
по заявлению товарищества собственников жилья "Суворовское" (ИНН 2309093639; ОГРН 1052304965349)
к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310095359; ОГРН 1042305701954)
при участии третьих лиц - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного учреждения "Краснодарская квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России,
о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка,
принятое судьей Гладковым В.А.,

установил:

Товарищество собственников жилья "Суворовское" (далее - ТСЖ "Суворовское", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) о признании незаконным отказа департамента в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0209008:1087 площадью 10769 кв. м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Красина, 9/1, а также об обязании департамента изменить вид разрешенного использования указанного земельного участка на основной вид разрешенного использования "для эксплуатации многоэтажных и среднеэтажных жилых домов, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения".
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Росимущества в Краснодарском крае, а также Краснодарская квартирно-эксплуатационная часть.
Определением суда от 25.03.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
По мнению суда первой инстанции, образование земельного участка с кадастровым номером 23:43:0209008:1087 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0209008:8 не было обусловлено необходимостью сформировать объект земельных отношений для эксплуатации многоквартирного жилого дома. Заявителем не доказано формирование им земельного участка для целей эксплуатации многоквартирного жилого дома.
Не согласившись с указанным решением, ТСЖ "Суворовское" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда отменить, признать отказ департамента архитектуры и градостроительства по изменению вида разрешенного использования земельного участка незаконным и обязать департамент установить вид разрешенного использования участка "для эксплуатации многоквартирных и среднеэтажных жилых домов, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения".
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- - ТСЖ "Суворовское" правомерно обратилось в администрацию муниципального образования город Краснодар с просьбой о выдаче приказа департамента об изменении вида разрешенного использования земельного участка, выводы суда об обращении к ненадлежащему органу не соответствуют Федеральному закону "О государственном кадастре недвижимости";
- - земельные участки под объектами недвижимости, находящимися в долевой собственности собственников многоквартирного дома, относятся к общей долевой собственности в силу прямого указания закона;
- - до раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0209008:8 на нем был расположен объект долевой собственности - многоквартирный дом, право собственности на квартиры в котором было признано дольщиками в 2007 - 2008 годах;
- - регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок произведена без соблюдения требований закона, последующее разделение данного земельного участка не является основанием для возникновения права собственности Российской Федерации на вновь возникшие земельные участки;
- - из-за неправомерного отказа департамента произвести изменение вида разрешенного использования земельного участка собственники квартир лишены возможности зарегистрировать права на земельный участок;
- - в настоящее время 68 собственников жилых и нежилых помещений, находящихся на спорном участке, зарегистрировали право собственности на указанные помещения, что означает регистрацию права собственности на спорный земельный участок, который был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет (28.05.2010 участку присвоен кадастровый номер 23:43:0209008:1087).
В отзыве на апелляционную жалобу от 05.09.2011 Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В отзыве на апелляционную жалобу от 02.09.2011 ФГУ "Краснодарская КЭЧ района" Минобороны России просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу рассмотреть в отсутствие представителя ФГУ "Краснодарская КЭЧ района" Минобороны России.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель заявителя доводы жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представители Министерства обороны Российской Федерации доводы жалобы не признали, просили решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Положению о Департаменте архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденному Решением городской Думы города Краснодара от 21.12.2006 N 17 п. 26 "Об утверждении Положения о департаменте архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар", Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар является функциональным и специально уполномоченным органом администрации муниципального образования город Краснодар в области архитектуры и градостроительства.
В соответствии с Реестром муниципальных услуг (функций) в муниципальном образовании город Краснодар, утвержденном постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 05.03.2010 N 1227 "Об утверждении реестра муниципальных услуг (функций) отраслевых, функциональных и территориальных органов администрации муниципального образования город Краснодар", изменение вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства как вид муниципальной услуги осуществляет Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
Согласно пункту 2 статьи 9 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар правом на изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования обладают правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства.
Как указано в пункте 6 Порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденного Решением городской Думы Краснодара от 24.09.2009 N 61 п. 26 "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар", изменение вида разрешенного использования земельного участка на один из основных или вспомогательных видов разрешенного использования для соответствующей территориальной зоны выбирается землепользователем в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Как следует из письма муниципального учреждения "Информационный центр по обеспечению градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар" от 20.01.2009, по данным информационной базы адресного плана градостроительного кадастра на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0209008:8 зарегистрированы 11-этажный многоквартирный жилой дом по адресу: г. Краснодар, ул. им. Красина, 15; 8-этажный многоквартирный жилой дом по адресу: г. Краснодар, ул. Октябрьская / им. Красина, 4/7; 11-этажный многоквартирный жилой дом по адресу: г. Краснодар, ул. им. Красина, 11 (л.д. 13).
Письмом от 05.10.2010 N 23/3784-1 Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар отказал ТСЖ "Суворовское" в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0209008:1087 площадью 10769 кв. м. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар правом на изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования наделены правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства (л.д. 7).
Согласно кадастровому паспорту от 15.07.2008 N 00/08ДВД-49259 земельного участка с кадастровым номером 23:43:0209008:8 площадью 12847 кв. м, земельный участок поставлен на кадастровый учет 21.05.2007 (л.д. 39).
На земельный участок площадью 12847 кв. м с кадастровым номером 23:43:0209008:8, расположенный по адресу: г. Краснодар, Западный округ, ул. Октябрьская, 2, зарегистрировано 13.08.2008 право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования Краснодарской квартирно-эксплуатационной части района (свидетельства о регистрации права от 13.08.2008 - л.д. 42 - 43).
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 07.04.2010 N 1249 утверждены схемы расположения земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 23:43:0209008:8 на кадастровом плане соответствующей территории для эксплуатации военных объектов в Западном внутригородском округе города Краснодара, в том числе земельного участка N 1 площадью 2080 кв. м по улице им. Красина, 9, и земельного участка 32 площадью 10768 кв. м по улице им. Красина, 9/1. Основанием принятия данного постановления явилось обращение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю для утверждения схем расположения земельных участков по ул. им. Красина, 9 (л.д. 27).
Согласно кадастровому паспорту от 28.05.2010 земельного участка с кадастровым номером 23:43:0209008:1087 площадью 10769 кв. м, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0209008:8 подлежит снятию с кадастрового учета. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0209008:1087 поставлен на кадастровый учет 28.05.2010. Разрешенное использование земельного участка - для эксплуатации военных объектов (л.д. 14).
Как указано в пункте 66 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Кодекса. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
Согласно пункту 67 Постановления от 29.04.2010 N 10/22, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Между тем, из материалов настоящего дела не следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0209008:1087, который заявитель считает находящимся в долевой собственности собственников квартир в многоквартирном доме, был сформирован для размещения и эксплуатации многоквартирных жилых домов ТСЖ "Суворовское" и объектов придомовой территории. Заявителем не доказано, что Теруправление Росимущества по Краснодарскому краю произвело раздел первоначального участка с кадастровым номером 23:43:0209008:8 в интересах ТСЖ "Суворовское", а площадь земельного участка определялась для его использования именно в целях эксплуатации многоквартирного жилого дома.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В материалах дела имеется выписка из протокола от 22.01.2010 общего собрания собственников помещений 6-ти секционного многоквартирного жилого дома по ул. Октябрьской - Красина, г. Краснодар, принявшего решение о формировании земельного участка, на котором расположен 60-ти секционный жилой дом, для предоставления его в общую долевую собственность собственников помещений в доме, полномочиями на подачу заявления о формировании земельного участка был наделен председатель правления ТСЖ "Суворовское".
Между тем, из материалов дела не следует, что формирование земельного участка с кадастровым номером 23:43:0209008:1087 производилось на основании указанного решения общего собрания.
При таких обстоятельствах заявителем жалобы не доказано в настоящем деле, что спорный земельный участок с кадастровым номером 23:43:0209008:1087 перешел в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного жилого дома с момента его постановки на кадастровый учет.
Как следует из пункта 68 Постановления от 29.04.2010 N 10/22, собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и другие подобные действия. В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
Поскольку собственником первоначального земельного участка с кадастровым номером 23:43:0209008:8 являлась Российская Федерация, а земельный участок с кадастровым номером 23:43:0209008:1087 был сформирован Теруправлением Росимущества в военных целях, отказ департамента в изменении вида разрешенного использования земельного участка, изложенный в письме от 05.10.2010 N 23/3784-1, следует признать обоснованным.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и принятия нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 июня 2011 года по делу N А32-33299/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ

Судьи
М.В.ИЛЬИНА
О.Х.ТИМЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)