Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.11.2012 ПО ДЕЛУ N А26-2403/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2012 г. по делу N А26-2403/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Тойвола Е.А. по доверенности от 10.01.2012
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18932/2012) Общества с ограниченной ответственностью "Управдом" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.08.2012 по делу N А26-2403/2012 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управдом"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
о признании недействительным предписания N 07/12-П от 09.02.2012

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управдом" (ОГРН 1091038000272, 186870, Республика Карелия, Суоярвский р-н, г. Суоярви, ул. Ленина, д. 30, лит. Б, далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах (ОГРН 1051000011677, 186870, Суоярвский р-н, г. Суоярви, ул. Шельшакова, д. 12, далее - ответчик, Управление) от 09.02.2012 N 07/12-П.
Решением суда от 01.08.2012 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению подателя жалобы, судом не установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана неправильная и неполная оценка представленным Обществом доказательствам невозможности выполнения указанных в предписании работ, а также отсутствию фактических доказательств несоблюдения температурного режима по вине управляющей компании.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, и рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Управления.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие представителя Управления по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
На основании договора управления многоквартирным домом от 23.06.2009 Общество является управляющей организацией многоквартирным домом N 3 по ул. Кайманова в городе Суоярви (т. 1, л.д. 78-82).
В связи с жалобой гражданки, проживающей по адресу: г. Суоярви, ул. Кайманова, д. 3, кв. 5, о ненадлежащем теплоснабжении квартиры, и во исполнение требования N 07-01-2012 прокуратуры Управлением проведена проверка соблюдения Обществом санитарно-эпидемиологических требований и законодательства, регулирующего оказание жилищно-коммунальных услуг.
О проведении внеплановой выездной проверки Управлением 01.02.2012 вынесено распоряжение N 7 (т. 1, л.д. 98), которое вручено юристу Общества - Череповецкой А.Ф., что подтверждается отметкой о получении 01.02.2012, входящий номер 73 (т. 1, л.д. 97), а также журналом регистрации входящей корреспонденции (т. 2, л.д. 75-77).
Проведенной Управлением 02.02.2012 с 10 час. 30 мин. до 11 час. Проверкой установлено, что радиаторы в квартире N 5 дома N 3 по улице Кайманова в городе Суоярви, слегка теплые сверху, снизу холодные.
В ходе проверки специалистом филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах проведены замеры параметров микроклимата (температура, влажность), которые показали, что температура воздуха в жилой комнате составила 15,4 градуса Цельсия (ПДУ 18-24 градуса Цельсия), в кухне - 15,7 градуса Цельсия (ПДУ 18-26 градусов Цельсия), в межкомнатном коридоре - 15,1 градуса Цельсия (ПДУ 16-22 градуса Цельсия), влажность воздуха в жилой комнате 26,9% (ПДУ 30-60%), в кухне 29,4%, в межкомнатном коридоре - 28,5% (ПДУ 30-60%).
Согласно экспертному заключению N 16/01-11 от 06.02.2012 филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах параметры микроклимата (температура, влажность) в исследуемой квартире не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях". К экспертному заключению приложен протокол лабораторных исследований N 24 от 03.02.2012.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Управлением выдано предписание от 09.02.2012 N 07/12-П (т. 1, л.д. 104-105), которым Обществу предложено в срок до 01.03.2012 обеспечить оптимальные и допустимые параметры микроклимата, равномерное нагревание воздуха в течение всего отопительного сезона в помещениях квартиры N 5 жилого дома N 3 по ул. Кайманова в г. Суоярви, находящихся в управлении ООО "Управдом" - жилая комната - 18-24 градуса Цельсия, кухня - 18-26 градусов Цельсия, для чего провести промывку системы отопления и регулировку давления подачи теплоносителя. Предписание вручено 09.02.2012 директору Общества Тетушкину А.В., что подтверждается его подписью.
Предписание обжаловано Обществом в судебном порядке.
Оценив представленные по делу доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что предписание N 07/12-П от 09.02.2012 соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
Согласно пункту 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
Пунктом 10 Правил содержание общего имущества в многоквартирном доме должно осуществляться в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В силу пункта 11 названных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, а также его текущий и капитальный ремонт.
Обязательства по выполнению работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 3 по улице Кайманова в городе Суоярви, а также предоставление собственникам коммунальных услуг, контролировать их качество определены в договорах, заключенных Обществом с собственниками жилых помещений (т. 1, л.д. 73-77). В перечень работ, выполняемых в рамках договора управления, включены работы по внутридомовому содержанию и обслуживанию тепловых сетей: промывка и опрессовка систем центрального отопления, ремонт, регулировка и гидравлическое испытание систем отопления; внутридомовое содержание сетей ГВС: наладка и регулировка системы горячего водоснабжения и отопления с ликвидацией непрогревов воздушных пробок, промывка трубопроводов и нагревательных приборов, регулировка запорной арматуры, набивка сальников, мелкий ремонт теплоизоляции, устранение течи в трубопроводах, разборка, осмотр и очистка грязевиков, воздухосборников, компенсаторов, регулирующих кранов, вентилей, задвижек, очистка от накипи запорной арматуры, устранение засоров стояков горячего водоснабжения.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации).
Согласно пункту 2.6.2 Правил эксплуатации при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период следует устранить неисправности, в частности, систем тепло-, водо-, и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями. Системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке (пункт 5.1.1 Правил эксплуатации). Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования (пункт 5.1.2 Правил эксплуатации). Для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности: системы отопления с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания по графику; регулирования температуры воды в системе отопления; системы горячего водоснабжения с подачей горячей воды требуемой температуры и давления во все водоразборные точки (пункт 5.1.3 Правил эксплуатации).
В соответствии с пунктом 5.2.1 Правил эксплуатации эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления; равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах; коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму. Температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период года должна быть не ниже значений, предусмотренных стандартами (пункт 5.2.3 Правил эксплуатации). Перечень работ, обеспечивающих надежную эксплуатацию систем водяного отопления, содержатся в пункте 5.2.17 Правил эксплуатации, и включают детальный осмотр, систематическое удаление воздуха из системы отопления, и другие работы, содержание которых несомненно известно управляющей организации.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, Правилами эксплуатации, и договором управления многоквартирным жилым домом предусмотрена обязанность управляющей организации обеспечивать нормальное функционирование системы отопления и совершать все необходимые действия для достижения указанного результата.
Оспаривая предписание Управления, Общество указывало на невозможность его исполнения в течение отопительного сезона, поскольку для промывки системы отопления необходимо отключить весь дом от теплоснабжения, что привело бы к замораживанию системы. В обоснование этого довода Общество ссылалось на заключение ООО "Инжтехстрой" и Беломорского Управления Ростехнадзора.
Означенный довод получил надлежащую оценку и правомерно отклонен судом первой инстанции.
Апелляционный суд считает необходимым также отметить, что усилия, потраченные на получение заключения ООО "Инжтехстрой" и Беломорского Управления Ростехнадзора, очевидно не могли улучшить качество теплоснабжения. Вместе с тем, Общество не представило доказательств и не ссылалось на принятие (по окончании отопительного периода) мер, направленных на обеспечение нормального функционирования системы отопления. Податель жалобы также не заявлял о принятии иных, не связанных с выполнением вменяемых предписанием работ, в том числе принятие локальных мер по улучшению теплоснабжения квартиры N 5 в доме N 3 по улице Кайманова.
Из материалов дела следует, что в целях выполнения предусмотренных договором управления многоквартирным жилым домом обязанностей Общество (исполнитель услуг) 01.10.2011 заключило договор поставки тепловой энергии с муниципальным унитарным предприятием "Теплоэнергосбыт" (энергоснабжающая организация) (т. 1, л.д. 25-34). Согласно договору (пункты 2.1.4, 2.1.5) энергоснабжающая организация обязалась поддерживать температуру сетевой воды в подающем трубопроводе на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с температурным графиком, утвержденным постановлением Администрации Суоярвского городского поселения от 13.09.2011 N 193 и поддерживать давление сетевой воды, подаваемой в трубопроводе системы теплоснабжения. Пунктами 3.1.5, 5.1, 5.2 договора определен порядок фиксации фактов отсутствия поставки тепловой энергии (теплоносителя) либо снижения качества тепловой энергии, теплоносителя, предусматривающий составление акта поставки коммунальных ресурсов ненадлежащего качества.
Доводы Общества, ссылающегося в обоснование жалобы на невыполнение в проверяемый период МУП "Теплоэнергосбыт" условий заключенного договора, несоблюдение температурного режима теплоносителя, получили надлежащую оценку в решении суда первой инстанции.
Судом установлено и подателем апелляционной жалобы не опровергнуто, что Общество не принимало предусмотренных условиями названного договора мер по извещению МУП "Теплоэнергосбыт" о ненадлежащем качестве тепловой энергии. Безусловно, для совершения указанных действий Обществу необходимо было располагать информацией о ненадлежащем качестве тепловой энергии, подаваемой в жилой дом N 3 по улице Кайманова, для чего следовало соблюдать приведенные выше положения Правил эксплуатации (обследование, предупредительный ремонт и т.д.).
Таким образом следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Общество не предприняло никаких действий по исполнению возложенных на него законом и договором управления многоквартирным домом обязанностей по обеспечению оптимальных и допустимых параметров микроклимата в квартире N 5 дома N 3 по ул. Кайманова в г. Суоярви.
Проверив порядок проведения проверки, суд первой инстанции установил, что требования и гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Управлением соблюдены. Означенные выводы суда, основанные на правильном применении и толковании положений пункта 2 части 2 статьи 10, части 16 статьи 10, частей 1 и 3 статьи 14, пункта 2 статьи 15, части 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ, признаны апелляционным судом соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 294-ФЗ заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Материалами дела подтверждается, что руководитель Общества, уведомленный о проверке, присутствовал при ее проведении. В целях надлежащего установления этого обстоятельства суд первой инстанции опросил директора Общества Тетушкин А.В., а также присутствовавшую при проведении проверки помощника врача по общей гигиене филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в г. Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах" Смелову Н.М.
Выводы суда, отклонившего доводы Общества о нарушении Управлением процедуры проведения проверки и оформления ее результатов, подателем апелляционной жалобы не оспорены.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.08.2012 по делу N А26-2403/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управдом" - без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Управдом" в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины.

Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО

Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
И.Г.САВИЦКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)