Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 23 октября 2008 года.
Арбитражный суд Республики Карелия
в составе:
судьи Кришталь Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абакумовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления N 103 от 28.08.2008 о назначении административного наказания,
при участии в заседании представителей:
от заявителя - Муделя Д.В., представителя, доверенность от 31.10.2007 N 8 (л.д. 97-99),
- от ответчика - Макарова А.Н., ведущего специалиста, доверенность от 02.04.2008;
открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы" (далее - заявитель, ОАО "ПКС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - ответчик, жилищная инспекция) о признании незаконным и отмене постановления N 103 от 28.08.2008. Указанным постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 7000 руб.
В обоснование требований заявитель ссылается на то, что не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, поскольку не является организацией, предоставляющей коммунальные услуги.
В отзыве на заявление ответчик требование не признал, полагает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Полагает, что ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" не может выступать в качестве субъекта вмененного правонарушения, поскольку не является исполнителем коммунальных услуг применительно к пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006.
В судебном заседании представитель ответчика требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Заслушав представителей сторон, изучив имеющиеся в деле доказательства, в том числе представленные ответчиком материалы дела об административном правонарушении, суд считает установленными следующие обстоятельства.
В Едином государственном реестре юридических лиц открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы" (ОАО "ПКС") зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1031000052335 (л.д. 14).
В соответствии с Уставом Общество осуществляет виды деятельности: оказание коммунальных услуг юридическим и физическим лицам; поставка электрической и тепловой энергии; передача электрической и тепловой энергии и др.
По заявлению Товарищества собственников жилья "Первомайский-52" (л.д. 35) Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия проведена проверка по соблюдению ОАО "ПКС", установленных действующими нормативно-правовыми актами требований при предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению жильцам дома N 52 по пр. Первомайский г. Петрозаводска.
В ходе проверки жилищной инспекцией установлено отсутствие горячего водоснабжения в жилом доме N 52 пр. Первомайский г. Петрозаводска в период с 03.06.2008 по 01.07.2008 при плановом отключении для проведения испытаний тепловых сетей с 03.06.2008 по 23.06.2008.
Данный факт расценен жилищной инспекцией как нарушение Обществом требований "Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1, и пункта 9 "Правил предоставления коммунальных услуг", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления жилищной инспекцией в отношении ОАО "ПКС" протокола об административном правонарушении N 000135 от 21.08.2008, на основании которого вынесено постановление N 103 от 28.08.2008 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде взыскания административного штрафа в размере 7000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество в установленный статьей 208 АПК РФ срок обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру привлечения заявителя к административной ответственности, суд не усматривает существенных процессуальных нарушений, самостоятельно влекущих признание незаконным решения административного органа о привлечении Общества к административной ответственности.
Оценив доводы представителей сторон по существу спора, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в противоправных действиях (бездействии), нарушающих нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг входит горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Действие Правил распространяется на потребителей и исполнителей коммунальных услуг.
Из пункта 3 Правил следует, что исполнителем коммунальных услуг могут являться юридические лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений в доме N 52 по проспекту Первомайский создано Товарищество собственников жилья "Первомайский-52" (далее - ТСЖ "Первомайский-52"), устав товарищества зарегистрирован Комитетом по экономике Администрации г. Петрозаводска 30.01.1997 (л.д. 42-50).
Между ТСЖ "Первомайский-52" (абонент) и ОАО "ПКС" (энергоснабжающая организация) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией N 100-2-31-31310-01-01 от 25.10.2005, в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать абоненту через присоединенную сеть согласованное количество тепловой энергии в соответствии с графиком ее подачи, а абонент обязуется полностью и своевременно оплачивать принятую энергию. Указанный договор является действующим.
В соответствии с пунктом 2.1.5 договора энергоснабжающая организация обязалась согласовывать сроки и продолжительность отключений, ограничений абонента для проведения плановых работ по ремонту тепловых энергоустановок.
В пункте 2.2.2 договора, в редакции Протокола урегулирования разногласий по договору энергоснабжения тепловой энергией, стороны предусмотрели, что за ненадлежащее исполнение денежных обязательств в установленные договором сроки энергоснабжающая организация имеет право в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 789 от 17.07.1998 ограничить или полностью прекратить подачу тепловой энергии (л.д. 74).
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка при неоплате организацией - потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию - потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией - потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации - потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (пункт 4).
В соответствии с пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается (пункт 85 Правил).
Судом установлен и материалами дела, в том числе заявкой на неподключение к ГВС потребителей-задолжников (после запуска ТЭЦ) (л.д. 84-86), заявлением ТСЖ "Первомайский-52" (л.д. 35), уведомлением от 05.06.2008 (л.д. 87), актом от 01.07.2008 (л.д. 88), письмом ОАО "ПКС" от 12.08.2008 (л.д. 54), протоколом об административном правонарушении (л.д. 32), подтверждается факт отсутствия горячего водоснабжения в жилом доме N 52 по пр. Первомайский г. Петрозаводска в период с 03.06.2008 по 01.07.2008, в то время как нормативный срок проведения испытаний тепловых сетей согласно графику проведения испытаний тепловых сетей и останова источников тепловой энергии в 2008 году, утвержденному руководителем Петрозаводского городского штаба по подготовке к зиме, установлен с 03.06.2008 по 23.06.2008 (л.д. 89).
Из материалов дела усматривается, что уведомление о прекращении подачи горячего водоснабжения (невозобновлении горячего водоснабжения после проведения испытаний тепловых сетей) было вручено ТСЖ "Первомайский" - 16.06.2008 (л.д. 87), то есть за 8 дней до прекращения подачи тепловой энергии.
ТСЖ "Первомайский-52" 17.06.2008 представило в энергоснабжающую организацию гарантийное письмо о погашении задолженности и график погашения задолженности (л.д. 36), а также платежными поручениями N 406, N 407 от 25.06.2008 произвело частичную оплату задолженности согласно предложенному им графику (л.д. 40, 41).
Вместе с тем, несмотря на предпринятые ТСЖ меры по погашению задолженности, ОАО "ПКС" в нарушение требований Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам прекратило подачу тепловой энергии в горячей воде в жилой дом N 52 по пр. Первомайский.
Таким образом, нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами, выразившееся в отсутствии горячего водоснабжения в названном жилом доме по истечении установленного срока отсутствия горячего водоснабжения, было вызвано противоправными виновными действиями Общества.
При таких обстоятельствах, имеющимися в деле материалами подтверждается вывод жилищной инспекции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Доводы Общества о том, что оно не является субъектом указанного административного правонарушения, поскольку не оказывает коммунальные услуги и не является исполнителем, судом отклоняются, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела и не основаны на законе.
Как установлено в судебном заседании, отключение горячего водоснабжения в жилом доме произведено ресурсоснабжающей организацией - ОАО "ПКС".
Пунктом 1 статьи 546 ГК РФ установлено, что энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 указанного Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо.
Из пункта 1 статьи 548 ГК РФ следует, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по горячему водоснабжению (подаче тепловой энергии в горячей воде), регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.
Потребителем в соответствии с данными Правилами является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому в соответствии с пунктом 9 Правил должна быть обеспечена бесперебойная подача коммунальных ресурсов.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 Правил).
Исходя из системного анализа положений 135, 137 Жилищного кодекса РФ, следует, что в рамках рассматриваемых правоотношений, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. В рассматриваемом случае в обязанности ТСЖ входит заключение договора на подачу тепловой энергии и оплата услуг по ее предоставлению по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц, в связи с чем ТСЖ будет являться посредником между теплоснабжающей организацией и гражданами, которые проживают в многоквартирном доме и являются непосредственными потребителями. Указанная позиция содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года", утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007.
Пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, на который ссылается заявитель, не содержит положений об освобождении ресурсоснабжающей организации от ответственности за режим и качество подачи горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 N 4967-СК/07 "О применении пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", на которое также ссылается заявитель, в указанном случае, в соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией. Пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что "к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное". Указанной нормой Гражданского кодекса Российской Федерации установлен приоритет норм иных федеральных законов или иных правовых актов при регулировании отношений ресурсоснабжения. Таким образом, на отношения ресурсоснабжения распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Учитывая вышеизложенное, ОАО "ПКС" является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и обоснованно привлечено жилищной инспекцией к административной ответственности за совершенное правонарушение.
Оспариваемым постановлением, с учетом общественной опасности совершенного правонарушения, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 7000 руб., что не является максимальным размером санкции, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
1. В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене Постановления Государственной жилищной инспекции Республик Карелия N 103 от 28.08.2008 о назначении открытому акционерному обществу "Петрозаводские коммунальные системы" (зарегистрированному в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1031000052335; место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 47б) административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 7000 рублей, отказать полностью.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург) в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург) в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу.
Судья
Н.А.КРИШТАЛЬ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 23.10.2008 ПО ДЕЛУ N А26-5020/2008
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 октября 2008 г. по делу N А26-5020/2008
Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 23 октября 2008 года.
Арбитражный суд Республики Карелия
в составе:
судьи Кришталь Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абакумовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления N 103 от 28.08.2008 о назначении административного наказания,
при участии в заседании представителей:
от заявителя - Муделя Д.В., представителя, доверенность от 31.10.2007 N 8 (л.д. 97-99),
- от ответчика - Макарова А.Н., ведущего специалиста, доверенность от 02.04.2008;
- установил:
открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы" (далее - заявитель, ОАО "ПКС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - ответчик, жилищная инспекция) о признании незаконным и отмене постановления N 103 от 28.08.2008. Указанным постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 7000 руб.
В обоснование требований заявитель ссылается на то, что не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, поскольку не является организацией, предоставляющей коммунальные услуги.
В отзыве на заявление ответчик требование не признал, полагает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Полагает, что ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" не может выступать в качестве субъекта вмененного правонарушения, поскольку не является исполнителем коммунальных услуг применительно к пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006.
В судебном заседании представитель ответчика требования не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Заслушав представителей сторон, изучив имеющиеся в деле доказательства, в том числе представленные ответчиком материалы дела об административном правонарушении, суд считает установленными следующие обстоятельства.
В Едином государственном реестре юридических лиц открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы" (ОАО "ПКС") зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1031000052335 (л.д. 14).
В соответствии с Уставом Общество осуществляет виды деятельности: оказание коммунальных услуг юридическим и физическим лицам; поставка электрической и тепловой энергии; передача электрической и тепловой энергии и др.
По заявлению Товарищества собственников жилья "Первомайский-52" (л.д. 35) Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия проведена проверка по соблюдению ОАО "ПКС", установленных действующими нормативно-правовыми актами требований при предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению жильцам дома N 52 по пр. Первомайский г. Петрозаводска.
В ходе проверки жилищной инспекцией установлено отсутствие горячего водоснабжения в жилом доме N 52 пр. Первомайский г. Петрозаводска в период с 03.06.2008 по 01.07.2008 при плановом отключении для проведения испытаний тепловых сетей с 03.06.2008 по 23.06.2008.
Данный факт расценен жилищной инспекцией как нарушение Обществом требований "Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1, и пункта 9 "Правил предоставления коммунальных услуг", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления жилищной инспекцией в отношении ОАО "ПКС" протокола об административном правонарушении N 000135 от 21.08.2008, на основании которого вынесено постановление N 103 от 28.08.2008 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде взыскания административного штрафа в размере 7000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество в установленный статьей 208 АПК РФ срок обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру привлечения заявителя к административной ответственности, суд не усматривает существенных процессуальных нарушений, самостоятельно влекущих признание незаконным решения административного органа о привлечении Общества к административной ответственности.
Оценив доводы представителей сторон по существу спора, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в противоправных действиях (бездействии), нарушающих нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг входит горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Действие Правил распространяется на потребителей и исполнителей коммунальных услуг.
Из пункта 3 Правил следует, что исполнителем коммунальных услуг могут являться юридические лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений в доме N 52 по проспекту Первомайский создано Товарищество собственников жилья "Первомайский-52" (далее - ТСЖ "Первомайский-52"), устав товарищества зарегистрирован Комитетом по экономике Администрации г. Петрозаводска 30.01.1997 (л.д. 42-50).
Между ТСЖ "Первомайский-52" (абонент) и ОАО "ПКС" (энергоснабжающая организация) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией N 100-2-31-31310-01-01 от 25.10.2005, в соответствии с условиями которого энергоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать абоненту через присоединенную сеть согласованное количество тепловой энергии в соответствии с графиком ее подачи, а абонент обязуется полностью и своевременно оплачивать принятую энергию. Указанный договор является действующим.
В соответствии с пунктом 2.1.5 договора энергоснабжающая организация обязалась согласовывать сроки и продолжительность отключений, ограничений абонента для проведения плановых работ по ремонту тепловых энергоустановок.
В пункте 2.2.2 договора, в редакции Протокола урегулирования разногласий по договору энергоснабжения тепловой энергией, стороны предусмотрели, что за ненадлежащее исполнение денежных обязательств в установленные договором сроки энергоснабжающая организация имеет право в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 789 от 17.07.1998 ограничить или полностью прекратить подачу тепловой энергии (л.д. 74).
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка при неоплате организацией - потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию - потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией - потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации - потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (пункт 4).
В соответствии с пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается (пункт 85 Правил).
Судом установлен и материалами дела, в том числе заявкой на неподключение к ГВС потребителей-задолжников (после запуска ТЭЦ) (л.д. 84-86), заявлением ТСЖ "Первомайский-52" (л.д. 35), уведомлением от 05.06.2008 (л.д. 87), актом от 01.07.2008 (л.д. 88), письмом ОАО "ПКС" от 12.08.2008 (л.д. 54), протоколом об административном правонарушении (л.д. 32), подтверждается факт отсутствия горячего водоснабжения в жилом доме N 52 по пр. Первомайский г. Петрозаводска в период с 03.06.2008 по 01.07.2008, в то время как нормативный срок проведения испытаний тепловых сетей согласно графику проведения испытаний тепловых сетей и останова источников тепловой энергии в 2008 году, утвержденному руководителем Петрозаводского городского штаба по подготовке к зиме, установлен с 03.06.2008 по 23.06.2008 (л.д. 89).
Из материалов дела усматривается, что уведомление о прекращении подачи горячего водоснабжения (невозобновлении горячего водоснабжения после проведения испытаний тепловых сетей) было вручено ТСЖ "Первомайский" - 16.06.2008 (л.д. 87), то есть за 8 дней до прекращения подачи тепловой энергии.
ТСЖ "Первомайский-52" 17.06.2008 представило в энергоснабжающую организацию гарантийное письмо о погашении задолженности и график погашения задолженности (л.д. 36), а также платежными поручениями N 406, N 407 от 25.06.2008 произвело частичную оплату задолженности согласно предложенному им графику (л.д. 40, 41).
Вместе с тем, несмотря на предпринятые ТСЖ меры по погашению задолженности, ОАО "ПКС" в нарушение требований Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам прекратило подачу тепловой энергии в горячей воде в жилой дом N 52 по пр. Первомайский.
Таким образом, нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами, выразившееся в отсутствии горячего водоснабжения в названном жилом доме по истечении установленного срока отсутствия горячего водоснабжения, было вызвано противоправными виновными действиями Общества.
При таких обстоятельствах, имеющимися в деле материалами подтверждается вывод жилищной инспекции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Доводы Общества о том, что оно не является субъектом указанного административного правонарушения, поскольку не оказывает коммунальные услуги и не является исполнителем, судом отклоняются, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела и не основаны на законе.
Как установлено в судебном заседании, отключение горячего водоснабжения в жилом доме произведено ресурсоснабжающей организацией - ОАО "ПКС".
Пунктом 1 статьи 546 ГК РФ установлено, что энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 указанного Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо.
Из пункта 1 статьи 548 ГК РФ следует, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Отношения, связанные с предоставлением услуг по горячему водоснабжению (подаче тепловой энергии в горячей воде), регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307.
Потребителем в соответствии с данными Правилами является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому в соответствии с пунктом 9 Правил должна быть обеспечена бесперебойная подача коммунальных ресурсов.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 Правил).
Исходя из системного анализа положений 135, 137 Жилищного кодекса РФ, следует, что в рамках рассматриваемых правоотношений, ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. В рассматриваемом случае в обязанности ТСЖ входит заключение договора на подачу тепловой энергии и оплата услуг по ее предоставлению по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц, в связи с чем ТСЖ будет являться посредником между теплоснабжающей организацией и гражданами, которые проживают в многоквартирном доме и являются непосредственными потребителями. Указанная позиция содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года", утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007.
Пункт 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, на который ссылается заявитель, не содержит положений об освобождении ресурсоснабжающей организации от ответственности за режим и качество подачи горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 N 4967-СК/07 "О применении пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", на которое также ссылается заявитель, в указанном случае, в соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией. Пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что "к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное". Указанной нормой Гражданского кодекса Российской Федерации установлен приоритет норм иных федеральных законов или иных правовых актов при регулировании отношений ресурсоснабжения. Таким образом, на отношения ресурсоснабжения распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Учитывая вышеизложенное, ОАО "ПКС" является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и обоснованно привлечено жилищной инспекцией к административной ответственности за совершенное правонарушение.
Оспариваемым постановлением, с учетом общественной опасности совершенного правонарушения, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 7000 руб., что не является максимальным размером санкции, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:
1. В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене Постановления Государственной жилищной инспекции Республик Карелия N 103 от 28.08.2008 о назначении открытому акционерному обществу "Петрозаводские коммунальные системы" (зарегистрированному в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1031000052335; место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 47б) административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 7000 рублей, отказать полностью.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург) в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург) в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу.
Судья
Н.А.КРИШТАЛЬ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)