Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу МП городского округа Тольятти "Департамент ЖКХ", г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 01.10.2008 по делу N А55-5371/2008
по иску МП городского округа Тольятти "Департамент ЖКХ", г. Тольятти, к ОАО "ТЕВИС", г. Тольятти, об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на снабжение тепловой энергией,
муниципальное предприятие городского округа Тольятти "Департамент ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, с учетом уточнения, к ОАО "ТЕВИС" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 917т/АД-245 "У" от 01.01.2008, в котором просит принять в редакции истца следующие условия договора N 917т/АД-245 "У" от 01.01.2008 на снабжение тепловой энергией в горячей воде:
Пункт 7.1. договора изложить в следующей редакции:
"энергоснабжающая организация вправе прекратить или ограничить энергопотребление через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) Абонента в случае неполной оплаты Абонентом в рамках настоящего договора. Под неполной оплатой понимается наличие у абонента задолженности по оплате в рамках настоящего договора, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения или прекращения".
Пункт 11.1. договора изложить в следующей редакции:
"Настоящий договор вступает в силу с 01.01.2008 и действует до 31.12.2008 года" Приложение N 1 к договору принять в редакции МП городского округа Тольятти "Департамент ЖКХ".
Приложение N 7 к договору принять в редакции МП городского округа Тольятти "Департамент ЖКХ".
Пункт 10 Приложения N 8 к договору изложить в следующей редакции:
"При работе сетей в тупиковом режиме (без циркуляции) в летний период:
среднесуточная температура теплоносителя не ниже 65 град. С (с учетом потерь температуры ГВС у потребителя 60 град. С)".
Решением от 24.07.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008, пункт 7.1. договора N 917т/АД-245 "У" от 01.01.2008 принят в следующей редакции: "В случае несвоевременной оплаты за тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель энергоснабжающая организация вводит ограничение и отключение энергопотребления абонента в следующем порядке:
а) при неоплате за один период платежа, установленный настоящим договором, энергоснабжающая организация предупреждает абонента об ограничении подачи теплоэнергии и теплоносителя, в случае неоплаты задолженности до истечения второго периода платежа;
б) при задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи теплоэнергии и (или) теплоносителя до 50% от фактического потребления, официально известив об этом абонента за сутки до введения ограничения;
в) если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи теплоэнергии и (или) теплоносителя абонентом не будет погашена образовавшаяся задолженность, энергоснабжающая организация прекращает полностью подачу теплоэнергии и (или) теплоносителя, предупредив абонента не менее чем за сутки;
г) подача теплоэнергии и (или) теплоносителя возобновляется после полного погашения задолженности или по соглашению сторон при предъявлении соответствующих гарантий платежа".
Пункт 11.1. принят в редакции энергоснабжающей организации.
Приложение N 1 к договору принято в редакции энергоснабжающей организации. Приложение N 7 к договору принято в редакции энергоснабжающей организации. Пункт 10 Приложения N 8 принят в следующей редакции: "При работе сетей в тупиковом режиме (без циркуляции) в летний период: среднесуточная температура теплоносителя 50 град. С; продолжительность полного отключения работы сетей (прекращения услуг) - до 30 суток за период с мая по сентябрь включительно".
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, истец просит состоявшиеся судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Представитель ответчика с доводами кассационной жалобы не согласился, просил оставить судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между сторонами подписан договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде N 917т от 01.01.2008. Истцом был составлен протокол разногласий. По итогам согласительного совещания от 19.03.2008 неурегулированным остался вопрос о содержании пунктов 7.1. и 11.1. договора, а так же Приложений N N 1, 7 и п. 10 Приложения N 8 к договору, что и послужило основанием обращения истца с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований по пункту 7.1 договора, касающегося порядка ограничения и отключения энергопотребления абонента в случае несвоевременной оплаты за тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, и принимая его в редакции ответчика, добавив в подпункт "б" в конце текста, после слова "Абонента" слова "за сутки до введения ограничения", суды первой и апелляционной инстанции, исходили из того, что истец является предприятием - потребителем тепловой энергии, которое осуществляет свою деятельность для извлечения прибыли.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Согласно пункту 1.1. спорного договора, ответчик обязуется подавать тепловую энергию и теплоноситель на объекты жилищного фонда Автозаводского района города Тольятти.
Из приложения N 3 к договору следует, что объектами теплоснабжения являются только жилые дома (что подтверждено и представителем ответчика в судебном заседании).
На основании пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В зависимости от объекта теплоснабжения (жилой дом или иной объект) подлежат применению и нормативные акты в области теплоснабжения, учитывая, что в силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергии через присоединенную сеть, если иное не установлено законом либо иными правовыми актами, то есть о приоритете специальных норм законодательства, регулирующих вопросы теплоснабжения, перед нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если объектом теплоснабжения является жилой дом, то количество энергии, отпущенной на нужды теплоснабжения, определяется в соответствии с порядком, установленным нормативным актом, и такой порядок не может быть изменен договором.
- Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг предусмотрен пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2003 N 307, согласно которому исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения;
- Согласно пункту 8 Правил от 26.05.2003 N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Вывод судов о том, что данные правила не подлежат применению при рассмотрении спора, ошибочны. В данном случае истец, не являющийся производителем (поставщиком) энергии, при заключении договора тепло и водоснабжения жилого дома действует в интересах граждан - жильцов дома, а поэтому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг не могут быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам, как непосредственным потребителям.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что пункт 7.1 договора принят судами в редакции ответчика в нарушение норм материального права.
В отношении остальных разногласий спорного договора, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
Пункт 11.1 договора обоснованно принят в редакции ответчика, поскольку статья 425 ГК РФ предусматривает, что стороны вправе (но не обязаны) распространить условия заключенного ими договора на отношения, возникшие до его заключения. Договор же вступает в силу с момента его заключения, то есть в силу статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Принимая в редакции ответчика Алгоритм отгрузки тепловой энергии в горячей воде, суды обоснованно исходили из того, что расчет объемов реализации энергоресурсов для всех абонентов, в том числе и для истца, производится ответчиком, как ресурсоснабжающей организацией, известным балансовым методом с применением алгоритма отгрузки химически очищенной воды потребителям (приложение N 7 договора) в соответствии Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12 сентября 1995 N Вк-4936 и зарегистрированными в Минюсте РФ 25 сентября 1995 N 954.
При этом пунктом 1.3 указанных Правил учета установлено, что расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил.
Таким образом, указанными Правилами учета не предусмотрено потребление тепловой энергии без приборов учета.
Однако в соответствии с инструктивным письмом Министерство топлива и энергетики Российской Федерации от 20.12.1995 N 42-4-2/18 "О новых правилах учета тепловой энергии и теплоносителя" до выхода соответствующих нормативных документов определение расхода тепловой энергии у потребителей при временном отсутствии приборов учета рекомендуется осуществлять в соответствии с разделом 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85.
Поскольку договор теплоснабжения по своей правовой природе является публичным договором, то согласно пункту 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Следовательно, ответчик обязан заключать договор теплоснабжения со всеми обратившимися к нему лицами на одинаковых условиях и не вправе изменять условия публичного договора для отдельных абонентов.
С учетом изложенного, судами правомерно отвергнут предлагаемый истцом порядок расчетов объемов тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение при отсутствии коммерческого узла учета согласно "Методическим указаниям по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий", утвержденным ГУП Академия коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова и одобренных Научно-техническим советом Центра энергоресурсосбережения Госстроя России (протокол N 5 от 12.07.2002); "Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения", разработанной ЗАО "Роскоммунэнерго" при участии Российской ассоциации Коммунальная энергетика" и Академии коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова, согласованной Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, поскольку указанные документы не регулируют порядок определения объемов потребленной теплоэнергии при отсутствии приборов учета, а предназначены для использования при проведении расчетов по определению плановых расходов топлива, электроэнергии и воды при выработке теплоты и жилищно-коммунальных служб при определении планового теплопотребления жилищно-коммунальным сектором.
Судами правомерно принято приложение N 1 договора в редакции энергоснабжающей организации, поскольку является обоснованным определение объемов ХОВ в соответствии с возможностями передаточных устройств, учитывая при этом, что конечными потребителями энергии являются граждане, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе использовать энергию в необходимом им количестве.
Ссылка истца на СНиП 23-01-99 не правомерна, поскольку данный документ используется при проектировании зданий и сооружений и может быть использован при расчете максимальной тепловой нагрузки по конкретным помещениям, однако спор между сторонами, как видно из предложенных редакций Приложения N 1 лишь в определении объемов химически очищенной воды.
Также применение нормативов потребления коммунальных услуг, в данном случае не может быть применено в силу того, что указанные нормативы, как следует из пункта 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета.
Кроме того, истец, исходя из нормативов потребления, установленных для населения органами местного самоуправления г.о.Тольятти, при определении указанных объемов не учитывает, что реальное количество конечных потребителей может не соответствовать количеству зарегистрированных жильцов.
Следует учитывать что расчет спорных объемов в порядке предложенном истцом с применением положений Приложения N 7 к договору (в редакции истца) невозможно, поскольку Приложения N 7 договора принято в редакции ответчика.
Суды приняли пункт 10 Приложения N 8 в редакции предложенной энергоснабжающей организацией, руководствуясь п. 6.2.60. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, согласно которому гидравлические режимы водяных тепловых сетей разрабатываются ежегодно для отопительного и летнего периодов; для открытых систем теплоснабжения в отопительный период режимы разрабатываются при максимальном водоразборе из подающего и обратного трубопроводов и при отсутствии водоразбора.
Пунктом 6.2.63. тех же Правил технической эксплуатации установлено, что ремонт тепловых сетей производится в соответствии с утвержденным графиком (планом) на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных испытаний на прочность и плотность.
Ответчик, гарантируя температуру 50 градусов Цельсия, указывает, что подобное снижение среднесуточной температуры теплоносителя возможно только при работе сетей в режиме без циркуляции, то есть в период аварийных работ либо в связи с опрессовкой или другими плановыми испытаниями. В таком режиме вода подается по одному трубопроводу, температура воды из-за больших диаметров и протяженности сети подходит к жилому дому ниже чем на источнике тепла, особенно в утренние часы, когда вода остывает из-за отсутствия водоразбора. Кроме того, указанные параметры распространяются лишь на небольшую часть домов, которые могут оказаться в зоне аварийно-восстановительных работ при подготовке сетей к зимнему отопительному сезону.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат изменению, касающиеся пункта 7.1 спорного договора.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по делу N А55-5371/2008 изменить, пункт 7.1 договора от 01.01.2008 N 917т/АД-245 принять в следующей редакции: "Энергоснабжающая организация вправе прекратить или ограничить энергопотребление через месяц после письменного предупреждения (уведомления) Абонента в случае неполной оплаты Абонентом в рамках настоящего договора. Под неполной оплатой понимается наличие у Абонента задолженности по оплате в рамках настоящего договора, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения или прекращения".
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Кассационную жалобу удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества "ТЕВИС", город Тольятти Самарской области, в пользу муниципального унитарного предприятия городского округа Тольятти "Департамент ЖКХ", город Тольятти Самарской области, 200 рублей в возмещение расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе.
В соответствии со статьей 319 АПК Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 17.12.2008 ПО ДЕЛУ N А55-5371/08
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2008 г. по делу N А55-5371/08
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу МП городского округа Тольятти "Департамент ЖКХ", г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 01.10.2008 по делу N А55-5371/2008
по иску МП городского округа Тольятти "Департамент ЖКХ", г. Тольятти, к ОАО "ТЕВИС", г. Тольятти, об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на снабжение тепловой энергией,
установил:
муниципальное предприятие городского округа Тольятти "Департамент ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, с учетом уточнения, к ОАО "ТЕВИС" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 917т/АД-245 "У" от 01.01.2008, в котором просит принять в редакции истца следующие условия договора N 917т/АД-245 "У" от 01.01.2008 на снабжение тепловой энергией в горячей воде:
Пункт 7.1. договора изложить в следующей редакции:
"энергоснабжающая организация вправе прекратить или ограничить энергопотребление через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) Абонента в случае неполной оплаты Абонентом в рамках настоящего договора. Под неполной оплатой понимается наличие у абонента задолженности по оплате в рамках настоящего договора, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения или прекращения".
Пункт 11.1. договора изложить в следующей редакции:
"Настоящий договор вступает в силу с 01.01.2008 и действует до 31.12.2008 года" Приложение N 1 к договору принять в редакции МП городского округа Тольятти "Департамент ЖКХ".
Приложение N 7 к договору принять в редакции МП городского округа Тольятти "Департамент ЖКХ".
Пункт 10 Приложения N 8 к договору изложить в следующей редакции:
"При работе сетей в тупиковом режиме (без циркуляции) в летний период:
среднесуточная температура теплоносителя не ниже 65 град. С (с учетом потерь температуры ГВС у потребителя 60 град. С)".
Решением от 24.07.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008, пункт 7.1. договора N 917т/АД-245 "У" от 01.01.2008 принят в следующей редакции: "В случае несвоевременной оплаты за тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель энергоснабжающая организация вводит ограничение и отключение энергопотребления абонента в следующем порядке:
а) при неоплате за один период платежа, установленный настоящим договором, энергоснабжающая организация предупреждает абонента об ограничении подачи теплоэнергии и теплоносителя, в случае неоплаты задолженности до истечения второго периода платежа;
б) при задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи теплоэнергии и (или) теплоносителя до 50% от фактического потребления, официально известив об этом абонента за сутки до введения ограничения;
в) если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи теплоэнергии и (или) теплоносителя абонентом не будет погашена образовавшаяся задолженность, энергоснабжающая организация прекращает полностью подачу теплоэнергии и (или) теплоносителя, предупредив абонента не менее чем за сутки;
г) подача теплоэнергии и (или) теплоносителя возобновляется после полного погашения задолженности или по соглашению сторон при предъявлении соответствующих гарантий платежа".
Пункт 11.1. принят в редакции энергоснабжающей организации.
Приложение N 1 к договору принято в редакции энергоснабжающей организации. Приложение N 7 к договору принято в редакции энергоснабжающей организации. Пункт 10 Приложения N 8 принят в следующей редакции: "При работе сетей в тупиковом режиме (без циркуляции) в летний период: среднесуточная температура теплоносителя 50 град. С; продолжительность полного отключения работы сетей (прекращения услуг) - до 30 суток за период с мая по сентябрь включительно".
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, истец просит состоявшиеся судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Представитель ответчика с доводами кассационной жалобы не согласился, просил оставить судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между сторонами подписан договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде N 917т от 01.01.2008. Истцом был составлен протокол разногласий. По итогам согласительного совещания от 19.03.2008 неурегулированным остался вопрос о содержании пунктов 7.1. и 11.1. договора, а так же Приложений N N 1, 7 и п. 10 Приложения N 8 к договору, что и послужило основанием обращения истца с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований по пункту 7.1 договора, касающегося порядка ограничения и отключения энергопотребления абонента в случае несвоевременной оплаты за тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, и принимая его в редакции ответчика, добавив в подпункт "б" в конце текста, после слова "Абонента" слова "за сутки до введения ограничения", суды первой и апелляционной инстанции, исходили из того, что истец является предприятием - потребителем тепловой энергии, которое осуществляет свою деятельность для извлечения прибыли.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Согласно пункту 1.1. спорного договора, ответчик обязуется подавать тепловую энергию и теплоноситель на объекты жилищного фонда Автозаводского района города Тольятти.
Из приложения N 3 к договору следует, что объектами теплоснабжения являются только жилые дома (что подтверждено и представителем ответчика в судебном заседании).
На основании пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В зависимости от объекта теплоснабжения (жилой дом или иной объект) подлежат применению и нормативные акты в области теплоснабжения, учитывая, что в силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергии через присоединенную сеть, если иное не установлено законом либо иными правовыми актами, то есть о приоритете специальных норм законодательства, регулирующих вопросы теплоснабжения, перед нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если объектом теплоснабжения является жилой дом, то количество энергии, отпущенной на нужды теплоснабжения, определяется в соответствии с порядком, установленным нормативным актом, и такой порядок не может быть изменен договором.
- Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг предусмотрен пунктом 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2003 N 307, согласно которому исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения;
- Согласно пункту 8 Правил от 26.05.2003 N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Вывод судов о том, что данные правила не подлежат применению при рассмотрении спора, ошибочны. В данном случае истец, не являющийся производителем (поставщиком) энергии, при заключении договора тепло и водоснабжения жилого дома действует в интересах граждан - жильцов дома, а поэтому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг не могут быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам, как непосредственным потребителям.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что пункт 7.1 договора принят судами в редакции ответчика в нарушение норм материального права.
В отношении остальных разногласий спорного договора, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.
Пункт 11.1 договора обоснованно принят в редакции ответчика, поскольку статья 425 ГК РФ предусматривает, что стороны вправе (но не обязаны) распространить условия заключенного ими договора на отношения, возникшие до его заключения. Договор же вступает в силу с момента его заключения, то есть в силу статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Принимая в редакции ответчика Алгоритм отгрузки тепловой энергии в горячей воде, суды обоснованно исходили из того, что расчет объемов реализации энергоресурсов для всех абонентов, в том числе и для истца, производится ответчиком, как ресурсоснабжающей организацией, известным балансовым методом с применением алгоритма отгрузки химически очищенной воды потребителям (приложение N 7 договора) в соответствии Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12 сентября 1995 N Вк-4936 и зарегистрированными в Минюсте РФ 25 сентября 1995 N 954.
При этом пунктом 1.3 указанных Правил учета установлено, что расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил.
Таким образом, указанными Правилами учета не предусмотрено потребление тепловой энергии без приборов учета.
Однако в соответствии с инструктивным письмом Министерство топлива и энергетики Российской Федерации от 20.12.1995 N 42-4-2/18 "О новых правилах учета тепловой энергии и теплоносителя" до выхода соответствующих нормативных документов определение расхода тепловой энергии у потребителей при временном отсутствии приборов учета рекомендуется осуществлять в соответствии с разделом 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85.
Поскольку договор теплоснабжения по своей правовой природе является публичным договором, то согласно пункту 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Следовательно, ответчик обязан заключать договор теплоснабжения со всеми обратившимися к нему лицами на одинаковых условиях и не вправе изменять условия публичного договора для отдельных абонентов.
С учетом изложенного, судами правомерно отвергнут предлагаемый истцом порядок расчетов объемов тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение при отсутствии коммерческого узла учета согласно "Методическим указаниям по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий", утвержденным ГУП Академия коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова и одобренных Научно-техническим советом Центра энергоресурсосбережения Госстроя России (протокол N 5 от 12.07.2002); "Методике определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения", разработанной ЗАО "Роскоммунэнерго" при участии Российской ассоциации Коммунальная энергетика" и Академии коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова, согласованной Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, поскольку указанные документы не регулируют порядок определения объемов потребленной теплоэнергии при отсутствии приборов учета, а предназначены для использования при проведении расчетов по определению плановых расходов топлива, электроэнергии и воды при выработке теплоты и жилищно-коммунальных служб при определении планового теплопотребления жилищно-коммунальным сектором.
Судами правомерно принято приложение N 1 договора в редакции энергоснабжающей организации, поскольку является обоснованным определение объемов ХОВ в соответствии с возможностями передаточных устройств, учитывая при этом, что конечными потребителями энергии являются граждане, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе использовать энергию в необходимом им количестве.
Ссылка истца на СНиП 23-01-99 не правомерна, поскольку данный документ используется при проектировании зданий и сооружений и может быть использован при расчете максимальной тепловой нагрузки по конкретным помещениям, однако спор между сторонами, как видно из предложенных редакций Приложения N 1 лишь в определении объемов химически очищенной воды.
Также применение нормативов потребления коммунальных услуг, в данном случае не может быть применено в силу того, что указанные нормативы, как следует из пункта 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета.
Кроме того, истец, исходя из нормативов потребления, установленных для населения органами местного самоуправления г.о.Тольятти, при определении указанных объемов не учитывает, что реальное количество конечных потребителей может не соответствовать количеству зарегистрированных жильцов.
Следует учитывать что расчет спорных объемов в порядке предложенном истцом с применением положений Приложения N 7 к договору (в редакции истца) невозможно, поскольку Приложения N 7 договора принято в редакции ответчика.
Суды приняли пункт 10 Приложения N 8 в редакции предложенной энергоснабжающей организацией, руководствуясь п. 6.2.60. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, согласно которому гидравлические режимы водяных тепловых сетей разрабатываются ежегодно для отопительного и летнего периодов; для открытых систем теплоснабжения в отопительный период режимы разрабатываются при максимальном водоразборе из подающего и обратного трубопроводов и при отсутствии водоразбора.
Пунктом 6.2.63. тех же Правил технической эксплуатации установлено, что ремонт тепловых сетей производится в соответствии с утвержденным графиком (планом) на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных испытаний на прочность и плотность.
Ответчик, гарантируя температуру 50 градусов Цельсия, указывает, что подобное снижение среднесуточной температуры теплоносителя возможно только при работе сетей в режиме без циркуляции, то есть в период аварийных работ либо в связи с опрессовкой или другими плановыми испытаниями. В таком режиме вода подается по одному трубопроводу, температура воды из-за больших диаметров и протяженности сети подходит к жилому дому ниже чем на источнике тепла, особенно в утренние часы, когда вода остывает из-за отсутствия водоразбора. Кроме того, указанные параметры распространяются лишь на небольшую часть домов, которые могут оказаться в зоне аварийно-восстановительных работ при подготовке сетей к зимнему отопительному сезону.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат изменению, касающиеся пункта 7.1 спорного договора.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по делу N А55-5371/2008 изменить, пункт 7.1 договора от 01.01.2008 N 917т/АД-245 принять в следующей редакции: "Энергоснабжающая организация вправе прекратить или ограничить энергопотребление через месяц после письменного предупреждения (уведомления) Абонента в случае неполной оплаты Абонентом в рамках настоящего договора. Под неполной оплатой понимается наличие у Абонента задолженности по оплате в рамках настоящего договора, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения или прекращения".
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Кассационную жалобу удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества "ТЕВИС", город Тольятти Самарской области, в пользу муниципального унитарного предприятия городского округа Тольятти "Департамент ЖКХ", город Тольятти Самарской области, 200 рублей в возмещение расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе.
В соответствии со статьей 319 АПК Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)