Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 29.01.2009 N Ф10-6225/08 ПО ДЕЛУ N А62-2178/2008

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2009 г. N Ф10-6225/08

Дело N А62-2178/2008

Резолютивная часть постановления изготовлена 29.01.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.01.2009.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21 августа 2008 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2008 г. по делу N А62-2178/2008,

установил:

Товарищество собственников жилья "Кристалл" (далее - ТСЖ "Кристалл"), г. Смоленск, обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, Управлению Федерального казначейства по Смоленской области о взыскании 18 458 руб. 26 коп. убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных платежей, установленных Федеральным законом "О ветеранах" за 2006 - 2007 г.г. и 1 квартал 2008 г. и 3 200 руб. 29 коп. пени.
Определением суда от 30.07.2008 произведена замена ненадлежащего ответчика - УФК по Смоленской области на надлежащего ответчика - Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 21.08.2008 иск удовлетворен частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ТСЖ "Кристалл" взыскано 15 642 руб. 55 коп. убытков и 500 руб. в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя. В удовлетворении иска к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, а также в иске к Российской Федерации в остальной части требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене обжалуемых судебных актов, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
По мнению заявителя, статья 14 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ не содержит прямого указания на возможность предоставления льгот по оплате коммунальных услуг членам семей несовершеннолетних узников.
Заявитель кассационной жалобы считает также, что суд при разрешении спора необоснованно не учел, что п. п. 3, 4 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" признаны утратившими силу. Поэтому в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 14 ФЗ от 12.01.1995 льгота в размере 50% на оплату коммунальных услуг на членов семьи несовершеннолетних узников не распространяется.
Кроме того, заявитель указывает на то, что истцом не доказаны вина и причинно-следственная связь между действиями Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и возникновением убытков у истца.
Представители ТСЖ "Кристалл", Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и Департамента Смоленской области по социальному развитию в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что между ТСЖ "Кристалл" (исполнитель) и Департаментом по социальному развитию по Смоленской области (департамент) заключены договоры N 885 от 01.01.2005 г., N 2239 от 19.02.2007 и N 1020 от 01.01.2008, по которым исполнитель обязался ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представлять Департаменту Смоленской области по социальному развитию документы, подтверждающие расходы, понесенные ТСЖ "Кристалл" в связи с предоставлением ветеранам мер социальной поддержки по оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, за потребленную электрическую и тепловую энергию) категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом "О ветеранах".
Департамент Смоленской области по социальному развитию обязался производить оплату фактических расходов по предоставленным льготам на основании счетов, выписанных исполнителем согласно актам сверки, подписанным обеими сторонами (п. 1.4 договора).
За период с 2006 - 2007 г.г. и 1 квартал 2008 г. ТСЖ "Кристалл", исполняя требования законодательства, предоставляло льготы по оплате коммунальных услуг несовершеннолетним узникам, а также совместно проживающим с ними членам семьи в размере 50 процентов от установленного тарифа.
По состоянию на 27.05.2008 года у ответчиков образовалась задолженность в размере 18 458 руб. 26 коп. с учетом НДС, в связи с отказом от возмещений расходов истца, связанных с предоставлением установленных законодательством льгот по оплате коммунальных услуг членами семьи несовершеннолетних узников Фирсовой М.Ф. и Еврасовой В.Д.
Ссылаясь на невыполнение ответчиками своих обязательств по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот за указанный период, ТСЖ "Кристалл " обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции и арбитражный апелляционный суд, руководствуясь положениями Федерального закона "О ветеранах", ст. ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о необходимости взыскания убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод судов соответствующим законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.
Факт отнесения Фирсовой М.Ф. и Еврасовой В.Д. к указанной категории льготников в процессе разрешения спора не оспаривался.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" в редакции, действующей с 01.01.2005, меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 названного Закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суды правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
Довод заявителя жалобы о том, что суд при разрешении спора необоснованно не учел, что п. п. 3, 4 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" признаны утратившими силу и поэтому в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 14 ФЗ от 12.01.1995 льгота в размере 50% на оплату коммунальных услуг на членов семьи несовершеннолетних узников не распространяется, судом кассационной инстанции не принимается.
Федеральный закон N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принят согласно его преамбуле в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также для решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина.
Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.12.2005 N 502-О, признание абзацем вторым п. 6 ст. 44 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ утратившими силу п. п. 3 и 4 ст. 11 Федерального закона "О ветеранах", согласно которым права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены, а федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов данным Федеральным законом, являются недействительными, не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать ветеранам определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты.
По смыслу данного определения сама по себе утрата силы п. п. 3 и 4 ст. 11 Федерального закона "О ветеранах" не может рассматриваться как допускающая произвольную отмену ранее установленных ветеранам прав, льгот и гарантий и предполагающая возможность отказа государства от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств перед ветеранами без предоставления им равноценной компенсации.
В этой связи следует признать обоснованным утверждение суда о наличии правовых оснований предоставления членам семей несовершеннолетних узников льгот по оплате коммунальных услуг и электроэнергии.
Довод заявителя жалобы о том, что при неполучении потребителями льгот средств из федерального бюджета, взыскание должно осуществляться с главного распорядителя средств - областного бюджета, не основан на законе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, в соответствии с пунктом 2 которых финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 861 утверждены Правила зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2008 - 2010 годах бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе ветеранам и инвалидам (далее - субвенции).
Субвенции перечисляются на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
Смоленской области были предусмотрены субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг льготным категориям граждан. Наличие у Департамента Смоленской области по социальному развитию остатка неиспользованных средств по состоянию на 01.01.2007 и 01.01.2008 не освобождают соответствующее публично-правовое образование от исполнения его расходных обязательств.
Доказательств, подтверждающих, что неиспользованная субъектом Российской Федерации - Смоленская область в лице Департамента по социальному развитию сумма денежных средств была исполнена не по целевому назначению, не представлено.
Следовательно, вывод суда первой инстанции и арбитражного апелляционного суда о взыскании в пользу истца убытков с Российской Федерации, соответствует требованиям действующего законодательства.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", а также размер понесенных и не возмещенных расходов в сумме 15 642 руб. 55 коп. установлен судом первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств, в том числе списках граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, справках о составе семей, сводных ведомостях начисления и оплаты, актах сверки расчетов за электрическую энергию, актах сверки расчетов по оплате жилья, коммунальных услуг. Ответчиком расчет не оспорен.
В результате предоставления названных льгот истцом недополучена сумма 15 642 руб. 55 коп., которая согласно статьям 16, 1069, 1071 ГК РФ является его убытками и обоснованно взыскана судом с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 21 августа 2008 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2008 г. по делу N А62-2178/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)