Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.12.2010 ПО ДЕЛУ N А60-27897/2010-С10

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2010 г. по делу N А60-27897/2010-С10


Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2010 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.М. Классен, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.М. Верховод, рассмотрел в судебном заседании дело
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (ИНН 6673162327, ОГРН 1076673010150)
к Закрытому акционерному обществу "Свердловская Территориальная Энергетическая Компания" (ИНН 6672184800)
о взыскании 3381242 руб. 90 коп.,
при участии в судебном заседании:
- от истца: К.А. Шалыгина, доверенность 66В 111398 от 03.02.2010;
- от ответчика: М.Р. Шолохова, доверенность от 01.01.2010.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Свердловская Территориальная Энергетическая Компания" (далее - ответчик) задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной в марте - июне 2010 года в общей сумме 4282952 руб. 61 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 94479 руб. 63 коп., начисленных за период с 16.04.2010 по 27.07.2010. С начислением процентов по день фактической уплаты суммы долга.
Ответчик требования истца отклонил. По мнению ответчика, задолженность по оплате тепловой энергии перед истцом отсутствует. Считает необоснованным предъявление к оплате стоимости тепловой энергии, используемой истцом на подогрев холодной воды, впоследствии поступающей в виде горячей воды. Также считает включение истцом в расчет задолженности за оказанные услуги стоимости затрат на водоподготовку и химически - очищенную (подпиточную) воду, неправомерным, противоречащим Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее по тексту - Правила N 307), Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2003 года N 306 (далее по тексту - Правила N 306). Кроме того, указывает на то, что истец неоднократно допускал поставку тепловой энергии ненадлежащего качества, с перерывами, превышающую установленную продолжительность поставки тепловой энергии.
Истцом в материалы дела представлены расчеты определения количества потребленных коммунальных услуг, выполненные в соответствии с Правилами N 307. В подтверждение объемов поставленного энергоресурса представлены расчеты тепловой энергии, химически - очищенной (подпиточной) воды потребленных ЗАО "Свердловская Территориальная Энергетическая Компания" и расчеты расхода тепловой энергии, химически - очищенной (подпиточной) воды по месяцам.
Ответчиком представлен контррасчет количества тепловой энергии, израсходованной на отопление жилых многоквартирных домов, находящихся в управлении у ЗАО "Свердловская Территориальная Энергетическая Компания".
Согласно расчетам ответчика количество тепловой энергии для целей отопления по нормативам потребления за спорный период составило 4936,939 Гкал (март 2010 года - 2314,915 Гкал, апрель 2010 года - 2314,915 Гкал, апрель 2010 года - 307,109 Гкал). При этом ответчиком при расчете тепловой энергии на отопление за май 2010 года принят во внимание факт отключения котельной ООО "Свердловская теплоснабжающая компания", снабжающей тепловой энергией дома, расположенные по адресу: п. Новоалексеевское, ул. 8 Марта, 29/б, 33/а, 33/б, 37, с 01 мая 2010 года. По мнению ответчика, расчеты стоимости тепловой энергии на отопление необходимо скорректировать на стоимость энергоресурса, поставленного ненадлежащего качества (отклонение по температуре), в том числе, в марте 2010 года на сумму 541382 руб. 89 коп., в апреле 2010 года на сумму 1036063 руб. 94 коп.
Итого с учетом корректировки ответчик полагает обоснованным предъявление тепловой энергии на отопление в сумме 3216102 руб. 58 коп., в том числе, март 2010 года - 1531355 руб. 14 коп., апрель 2010 года - 1409766 руб. 72 коп., май 2010 года - 274980 руб. 72 коп.).
Доводы в отношении неправомерности предъявления стоимости химически - очищенной (подпиточной) воды, тепловой энергии для целей горячего водоснабжения поддержаны ответчиком по основаниям, изложенным в отзыве, дополнениях к отзыву от 12.10.2010, от 21.10.2010.
В судебном заседании 28.09.2010 истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований. С учетом уточнения истец просил взыскать с ответчика 3135397 руб. 43 коп. - сумму долга, 156841 руб. 19 коп. - процентов (16.04.2010 по 28.09.2010).
Уточнение исковых требований судом принято в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 18.11.2010 истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований. С учетом уточнения истец просил взыскать с ответчика 3422732 руб. 52 коп. - сумму долга, 200821 руб. 51 коп. - процентов (16.04.2010 по 18.11.2010).
Уточнение исковых требований судом принято в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 10.12.2010 истцом заявлено ходатайство об уточнении исковых требований. С учетом уточнения истец просил взыскать с ответчика 3180421 руб. 40 коп. - сумму долга, 200821 руб. 51 коп. - процентов (16.04.2010 по 18.11.2010).
Уточнение исковых требований судом принято в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Между ООО "Свердловские коммунальные системы" (энергоснабжающая организация) и ЗАО "Свердловская Территориальная Энергетическая Компания" (управляющая компания) 01.09.2008 подписан договор энергоснабжения тепловой энергии N 02/01/08/1009/08, согласно которому энергоснабжающая организация обязуется подавать управляющей организации через присоединенную сеть тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения жилых многоквартирных домов, а управляющая организация принимает на себя обязательства принять и оплатить фактически потребленный коммунальный ресурс по ценам и в порядке, предусмотренных условиями договора (пункт 1.1).
Договор подписан сторонами в редакции протокола разногласий и протокола урегулирования разногласий.
В соответствии с решением единственного участника ООО "Свердловские коммунальные системы" изменило наименование на ООО "Свердловская теплоснабжающая компания", о чем 01 июля 2009 года внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Объем требуемой тепловой энергии и график теплопотребления согласован сторонами в приложении N 1 к договору N 02/01/08/1009/08 от 01.09.2008 года.
Перечень объектов управляющей организации приведены в приложении N 8 к договору.
Положениями статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Расчеты управляющей организации с энергоснабжающей организацией за полученную им тепловую энергию осуществляется на основании показаний приборов учета, допущенных в эксплуатацию в качестве расчетных, и контроля параметров теплоносителя у управляющей организации (пункт 4.2 договора).
При отсутствии коммерческого узла учета у управляющей организации учет тепловой энергии производится в порядке, предусмотренном пунктами 4.3, 4.4 договора.
Во исполнение условий договора N 02/01/08/1009/08 от 01.09.2008 общество с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" в период с марта по июнь 2010 года произвело отпуск тепловой энергии для целей отопления и горячего водоснабжения, химически - очищенной (подпиточной) воды на объекты ответчика, и выставило в адрес последнего соответствующие счета-фактуры на оплату.
Оплата принятых энергоресурсов произведена ответчиком частично.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате потребленных энергоресурсов (оплата произведена частично) послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском (ст. 309, 395, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт потребления тепловой энергии для горячего водоснабжения и отопления, химически-очищенной (подпиточной) воды объектами, находящимися в управлении ответчика, в период с марта по июнь 2010 года, сторонами в общем не оспаривается.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг гражданам, утверждаемых органами местного самоуправления.
Исполнителем услуг согласно п. 3 Правил N 307 является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
В настоящем случае коммунальный ресурс приобретался у истца (энергоснабжающей организации) ответчиком как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги. Поэтому с учетом п. 8 Правил N 307 в данном случае подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307, предусматривающие, что в отсутствие приборов учета количество поставляемой тепловой энергии подлежит расчету в соответствии с нормативом потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Следовательно, количество потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, должно определяться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Вышеуказанный вывод подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 г. N 525/09 по делу N А31-333/2008.
В силу абз. 2 п. 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Истцом в рамках настоящего дела предъявлены требования о взыскании тепловой энергии для нужд отопления, тепловой энергии для целей горячего водоснабжения, химически - очищенной (подпиточной) воды.
В отношении тепловой энергии, поставленной для нужд отопления, судом установлено следующее.
Истцом и ответчиком представлены пообъектные расчеты количества тепловой энергии для целей отопления за спорный период, составленные с учетом положений Правил N 307, однако между истцом и ответчиком имеются ряд разногласий по количеству и стоимости поставленного энергоресурса.
Из расчета ответчика усматривается, что количество потребленной тепловой энергии для целей отопления, исходя из норматива потребления, составляет 4936,939 Гкал. В соответствии с расчетом истца, количество потребленной тепловой энергии для целей отопления, исходя из норматива потребления, составляет 5040,6882 Гкал.
Суд отмечает, что несоответствие данных в расчетах истца и ответчика по тепловой энергии на нужды отопления обусловлено наличием различных данных о площади помещений.
Судом проверены расчеты истца и ответчика, при этом суд принимает возражения ответчика, и принимает контррасчет, произведенный исходя из жилой площади помещений многоквартирного дома по данным технических паспортов.
Разногласия сторон в расчетах по тепловой энергии на нужды отопления обусловлено также наличием различных данных о количестве дней поставки тепловой энергии за период май 2010 года.
Судом проверены расчеты истца и ответчика, при этом суд принимает возражения ответчика, и принимает контррасчет, произведенный исходя из количества дней поставки за период май 2010 года с учетом факта отключения котельной ООО "Свердловская теплоснабжающая компания", снабжающей тепловой энергией дома, расположенные по адресу: п. Новоалексеевское, ул. 8 Марта, 29/б, 33/а, 33/б, 37, с 01 мая 2010 года, зафиксированного в акте от 02.05.2010.
В остальной части проверенные представленные истцом и ответчиком расчеты тепловой энергии для целей отопления, произведенные по нормативам потребления, установленным органом местного самоуправления для граждан, совпадают. Суд полагает, данные расчеты соответствующими условиям договора и положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Таким образом, суд полагает предъявление истцом к оплате количества тепловой энергии на нужды отопления за период март - июнь 2010 года в размере 4936,939 Гкал общей стоимостью 4420456 руб. 77 коп. обоснованным.
Довод ответчика о том, что из принятой им стоимости тепловой энергии следует исключить стоимость энергоресурса, поставленного ненадлежащего качества (отклонение по температуре), в том числе, в марте 2010 года на сумму 541382 руб. 89 коп., в апреле 2010 года на сумму 1036063 руб. 94 коп., судом отклоняется.
В соответствии с частью 2 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии.
Из дела следует и не оспаривается сторонами, что ответчик приобретает тепловую энергию для целей оказания коммунальных услуг гражданам.
Следовательно, к правоотношениям между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальной услуги должны применяться "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденные Постановлением Правительства от 23.05.2006 N 307.
Министерством регионального развития Российской Федерации письмом от 13.02.2007 N 2479-РМ/07 разъяснено, что условия договоров между ресурсоснабжающими организациями и исполнителем коммунальных услуг должны соответствовать Правилам N 307.
Письмом Министерство регионального развития Российской Федерации от 29.11.2007 N 21492-СК/07 указан перечень императивных требований Правил 307, которым не должны противоречить условия договора ресурсоснабжения, в частности:
а) пунктам 3 - 6 (в части определения сторон отношений по предоставлению коммунальных услуг и состава коммунальных услуг, за которые перед потребителями отвечает исполнитель, а не ресурсоснабжающая организация);
в) пунктам 9 - 12 и приложению N 1 к Правилам (в части координации требований к предоставлению коммунальных услуг и требований к качеству коммунальных ресурсов и услуг водоотведения);
з) пунктам 64 - 74 (в части порядка действий привлеченной исполнителем аварийно-диспетчерской службы ресурсоснабжающей организации, составления акта о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества).
В соответствии с пунктами 64, 67, 69 и 71 Правил, в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Из материалов дела следует, что истец и ответчик вследствие возникших между ними разногласий по способу уведомления о проверке качества теплоснабжения, не составили совместно Акт удостоверяющий предоставление некачественной услуги.
При таких обстоятельствах документом, удостоверяющим факт предоставления некачественной услуги, является акт, составленный в порядке указанном в п. п. 68 - 69 Правил N 307.
Согласно пункту 68 Правил N 307 по результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей. А с учетом обстоятельств и взаимоотношений сторон по данному делу наличие акта подписанного указанными организациями является, по мнению суда, наиболее целесообразным.
Представленные акты составлены без участия уполномоченных представителей ООО "Свердловская теплоснабжающая компания", которые не были уведомлены о дате и времени предстоящих замеров.
Поскольку представленные управляющей организацией Акты составлены без соблюдения положений пунктов 64 - 74 Правил N 307, суд полагает, что факт поставки ресурсоснабжающей организацией исполнителю тепловой энергии ненадлежащего качества не доказан.
В отношении тепловой энергии, поставленной для целей горячего водоснабжения, судом установлено следующее.
По условиям заключенного между сторонами договора теплоснабжения N 02/01/08/1009/08 от 01.09.2008 истец (ресурсоснабжающая организация) обязался подавать ответчику (управляющей организации - исполнителю коммунальных услуг) тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение в количестве, определенном в гигакалориях как на отопление, так и на горячее водоснабжение.
Расчет задолженности за фактически потребленную тепловую энергию для целей горячего водоснабжения произведен истцом исходя из тарифа 758,80 руб./Гкал, утвержденного Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 21.12.2009 N 155-ПК "Тарифы на производство и передачу тепловой энергии, поставляемую ООО "Свердловская теплоснабжающая компания, для потребителей (бюджетные и иные потребители)".
Суд полагает применение истцом при расчете платы за поставленный ответчику коммунальный ресурс - горячее водоснабжение данного тарифа неправомерным.
Согласно пунктам 6, 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, (далее - Основы ценообразования N 520) тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды.
Пунктами 47, 48 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования N 109).
Согласно пункту 1 Основ ценообразования N 109 они определяют основные принципы и методы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о тарифах) тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования). Органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергии потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования, при условии наделения их такими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Закон о тарифах не предусматривает установления тарифов на горячую воду органами регулирования субъектов Российской Федерации.
Региональной энергетической комиссии Свердловской области для истца был установлен тариф на тепловую энергию в размере 758,80 руб./Гкал (Постановление N 155-ПК от 21.12.2009).
Суд полагает, что упомянутый тариф на тепловую энергию подлежит применению при установлении тарифа на горячую воду и не может быть применен при расчетах с истцом за потребленную горячую воду.
Вместе с тем ставка оплаты услуг горячего водоснабжения утверждена Постановлением Региональной энергетической комиссией Свердловской области N 32-ПК от 24.03.2010 на период с 01.05.2010 по 30.04.2011 в размере 52,22 руб. за 1 кубический метр.
В абзаце 2 пункта 15 Правил N 307 установлено, что исполнитель коммунальных услуг (к которому относится ответчик) приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию и горячую воду, что, по мнению суда, является основанием для применения при расчетах между сторонами за горячую воду указанной ставки.
Однако, счета-фактуры за горячее водоснабжение, в том числе за май - июнь 2010 года, выставлялись истцом исходя из тарифа на тепловую энергию с применением соответствующего расчета.
В ходе рассмотрения настоящего дела истец настаивал на расчете за коммунальную услугу горячее водоснабжение, произведенном с применением тарифа на тепловую энергию.
Учитывая изложенное, суд полагает неправомерным применение истцом при расчете задолженности ответчика за потребленную горячую воду тарифа, установленного на тепловую энергию в рублях за гигакалорию, как не соответствующим упомянутым нормативным актам.
Предъявление к оплате ответчику объема тепловой энергии для целей горячего водоснабжения не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем, соответствующий довод истца подлежит отклонению, а стоимость данного объема за спорный период подлежит исключению из расчета суммы долга и процентов.
В отношении поставки истцом химически - очищенной (подпиточной) воды и предъявления требования об ее оплате, судом установлено следующее.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию установлены Правилами N 306.
Согласно п. 2 Правил N 306 "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В силу п. 25 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей (п. 26 Правил N 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (п. 4 Правил N 306).
При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования (п. 5 Правил N 306).
В соответствии с Федеральным законом N 4218-1 от 24.12.1992 "Об основах федеральной жилищной политики", Постановлением Правительства Российской Федерации N 441 от 26.08.2004 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", Распоряжением главы муниципального образования "Город Первоуральск" N 169 от 22.07.2004 "О проведении открытого конкурса Управлением ЖКХ МО "Город Первоуральск" (по расчету норматива потребления), представленной разработкой ООО "ЭМПИКО" нормативов потребления тепловой энергии, холодной и горячей воды населением, решением Первоуральского городского Совета от 23.12.2004 N 57 "Об увеличении норматива потребления тепловой энергии, холодной и горячей воды населением МО "Город Первоуральск" установлен норматив потребления тепловой энергии в размере 0,032 Гкал / кв. м за 1 месяц отопительного сезона.
Таким образом, установленный Решением Первоуральского городского Совета норматив потребления тепловой энергии включает в себя потери тепловой энергии, поскольку рассчитан исходя из расчетного количества тепла, идущего на отопление всех домов.
Кроме того, решение Первоуральского городского Совета об установлении норматива потребления тепловой энергии 0,032 Гкал / кв. м в соответствии с п. 18 Правил N 306 истцом не обжаловано, является действующим.
Расчеты коэффициентов подпитки, справки о сбросе теплофиката при текущих ремонтах и недовозврате теплофиката за минусом нормативной утечки за спорный период составлены истцом в одностороннем порядке, не подтверждены документально, оспариваются ответчиком, в связи с чем, надлежащими доказательствами нормативных потерь не являются.
Иных доказательств, подтверждающих факт наличия потерь воды в закрытой системе теплоснабжения либо сверхнормативный слив воды и их объема, истцом не представлено.
Предъявление к оплате ответчику объема химически - очищенной (подпиточной) воды не соответствует требованиям действующего законодательства, условиям договора теплоснабжения, в связи с чем соответствующий довод истца подлежит отклонению, а стоимость данного объема ХОВ за спорный период в размере 5781 руб. 87 коп. подлежит исключению из расчета суммы долга и процентов.
Ссылка истца на п. 1.3 договора является необоснованной, т.к. указанное в данном пункте договора количество химически очищенной воды (ХОВ) документально не подтверждено.
Согласно п. 6.6 договора при заполнении тепловых сетей после летнего периода управляющая организация возмещает ресурсоснабжающей организации расходы за теплоэнергию, а также расходы за химочищенную воду в количестве, равном утраченной сетевой воды по сетям управляющей организации, в случае, если сброс воды был произведен по официальному запросу управляющей организации.
Доказательств наличия обстоятельств, указанных в п. 6.6 договора, не имеется (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Следовательно, предъявление к оплате ответчику объема химически - очищенной (подпиточной) воды не соответствует требованиям действующего законодательства, условиям договора теплоснабжения, в связи с чем соответствующий довод истца подлежит отклонению, а стоимость данного объема ХОВ за спорный период в размере 5781 руб. 87 коп. подлежит исключению из расчета суммы долга и процентов.
С учетом того, что стоимость тепловой энергии, потребленной ответчиком на нужды отопления за период с марта по июнь 2010 года составляет 4420456 руб. 77 коп., общая сумма оплаты составляет 3649628 руб. 57 коп., что ответчик не оспаривает, то размер задолженности составит 770828 руб. 20 коп.
Таким образом, сумма задолженности ответчика за поставленную в период с марта по июнь 2010 года тепловую энергию на нужды отопления составит 770828 руб. 20 коп. На момент рассмотрения спора в суде доказательств оплаты ответчиком долга в указанной сумме суду не представлено.
Также истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В силу положений п. 3 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Учитывая, что обязанность по оплате стоимости потребленной тепловой энергии ответчиком в полном объеме и своевременно не исполнена, истец правомерно начислил проценты за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представленный истцом расчет проверен судом и подлежит корректировке с учетом удовлетворенной суммы. Общая сумма правомерно начисленных процентов по состоянию на 17.11.2010 составляет 68424 руб. 06 коп.
При расчете процентов, судом принят во внимание контррасчет, представленный ответчиком. Расчет процентов произведен с учетом оплат и периода начисления с 16.04.2010 по 17.11.2010 - даты последней оплаты суммы задолженности, признанной ответчиком.
Учитывая, что судом признана правомерно предъявленной ко взысканию с ответчика стоимость тепловой энергии в размере 770828 руб. 20 коп., требования истца об уплате процентов по день фактической уплаты суммы долга также подлежат удовлетворению.
На основании п. 3 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат начислению с 18.11.2010 по день фактического исполнения денежного обязательства, исходя из ставки рефинансирования 7,75 процентов годовых.
Судебные расходы по уплате госпошлины относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
На основании изложенного, руководствуясь статьей 110, статьями 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Исковые требования удовлетворить частично.
2. Взыскать с закрытого акционерного общества "Свердловская Территориальная Энергетическая Компания" (ИНН 6672184800) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (ИНН 6673162327, ОГРН 1076673010150) 770828 (семьсот семьдесят тысяч восемьсот двадцать восемь) руб. 20 коп. основного долга, 68424 (шестьдесят восемь тысяч четыреста двадцать четыре) руб. 06 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами, 9905 (девять тысяч девятьсот пять) руб. 05 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Начиная с 18.11.2010 и по день фактической уплаты суммы долга, взыскивать с закрытого акционерного общества "Свердловская Территориальная Энергетическая Компания" (ИНН 6672184800) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (ИНН 6673162327, ОГРН 1076673010150) проценты за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, начисленные исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 7,75% годовых, на сумму долга в размере 770828 руб. 20 коп.
3. В удовлетворении остальной части требований отказать.
4. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (ИНН 6673162327, ОГРН 1076673010150) из федерального бюджета 19810 (девятнадцать тысяч восемьсот десять) руб. 95 коп. излишне уплаченной госпошлины.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
КЛАССЕН Н.М.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)