Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.12.2008 ПО ДЕЛУ N А41-15102/08

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2008 г. по делу N А41-15102/08


Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2008 года
Постановление в полном объеме изготовлено 31 декабря 2008 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи С.А.А.,
- Судей Г., К.А.М.;
- при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.Н.В.,
при участии в заседании:
- от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица - Б. по доверенности от 20.10.2008 г. N 1244-Р-исх,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Департамент городского хозяйства" на решение Арбитражного суда Московской области от 28.10.2008 г. по делу N А41-15102/08, принятое судьей М. по заявлению Муниципального унитарного предприятия городского округа Коломна "Департамент городского хозяйства" о признании незаконным постановления от 17.07.2008 г. N 1-18-1875-6-2008 Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области",

установил:

Открытое акционерное общество "Департамент городского хозяйства" (далее ОАО "ДГХ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным постановления от 17.07.2008 г. N 1-18-1875-6-2008 Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее ГУ "ГЖИ МО", Госжилинспекция) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.10.2008 г. по делу N А41-15102/08 в удовлетворении заявленных требований ОАО "ДГХ" отказано.
Арбитражный суд Московской области исходил из того, что материалами дела событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, в действиях Общества доказаны в полном объеме, нарушений прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности при производстве по делу об административном правонарушении не выявлено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "ДГХ" подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
В качестве доводов апелляционной жалобы Общество ссылается на следующее. ОАО "ДГХ" считает, что в действиях ОАО "ДГХ" отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ. Указывает, что ОАО "ДГХ" не уведомлено надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составлен без участия представителя Общества.
В судебном заседании представитель ГУ "ГЖИ МО" возражал против удовлетворения жалобы ОАО "ДГХ" по мотивам, изложенным в судебном акте, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества без удовлетворения, считая ее необоснованной.
Представитель ГУ "ГЖИ МО" считает требования заявителя несостоятельными и неподлежащими удовлетворению, так как вина Общества установлена, событие административного правонарушения доказано. Уточнил, что на момент рассмотрения дела в апелляционной инстанции документы по текущему ремонту жилого дома ОАО "ДГХ" не представлены.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя в порядке статей 258, 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 09.07.2008 г. ГУ "ГЖИ МО" проведено мероприятие по государственному контролю за исполнением нормативных документов по эксплуатации жилищного фонда в доме N 22 по улице Сапожковых в г. Коломна Московской области.
В ходе проведения мероприятия ГУ "ГЖИ МО" выявлено, что ОАО "ДГХ" нарушены п. п. 3.2.2, 3.2.9, 3.3.5, 3.4.5, 3.5.8, 4.1.5, 4.1.7, 4.2.1.1, 4.2.1.4, 4.2.3.1, 4.2.4.2, 4.3.1, 4.3.2, 4.4.1, 4.5.1 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденные Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170.
Нарушения выразились: фасад дома имеет местные разрушения штукатурного, фактурного и окрасочного, отслоение штукатурного слоя; архитектурные детали карниза дома имеют местные разрушения, из-за протечек с кровли на фасаде имеются множественные потеки и высолы по штукатурному слою; балконные плиты с местами разрушения штукатурного слоя, закладные детали и арматура балконных плит местами оголена, шиферные козырьки над балконами 2-х этажей имеют местные повреждения; цоколь с множественными местами разрушения штукатурного слоя; отмостка местами разрушена, имеются множественные щели, трещины и просадки, приямки продухов подвала повреждены, завалены бытовым мусором; входы в подвал, со стороны бывшей домовой котельной открыты, стены и перекрытия входов требуют ремонта; придомовая территория загромождена бытовым мусором и остатками строительных конструкций; ремонт в подъездах не проводился более 5-ти лет, стены и потолки с множественными местами повреждения фактурного и окрасочного слоев, в подъездах N 1 и N 2 на потолке следы протечек с кровли, местные провисания штукатурного слоя; в кв. N 12 на потолке и стенах влажные следы протечек с кровли, местные провисания штукатурного слоя.
Указанные нарушения были отражены в акте проведения планового (внепланового) мероприятия по государственному контролю от 09.07.2008 г. N 1-18-1875-6-2008.
10.07.2008 г. должностным лицом ГУ МО "ГЖИ МО" по факту правонарушения, составлен протокол об административном правонарушении N 1-18-1875-6-2008. В протоколе указано, что ОАО "ДГХ" не приняты меры по содержанию и ремонту жилого дома N 22 по улице Сапожковых в г. Коломне Московской области, выразившееся в непринятии мер по ремонту фасада, цоколя, подъездов, отмостки продухов, крылец и входных дверей подъездов, устранению протечек с кровли, восстановлении системы отопления.
17.07.2008 г. рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель начальника ГУ МО "ГЖИ" К.С.С. вынес постановление N 1-18-1875-6-2008, которым ОАО "Департамент городского хозяйства" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренном ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложен штраф в размере 40000 рублей.
Не согласившись с постановлением ГУ "ГЖИ МО" о привлечении к административной ответственности от 17.07.2008 г. N 1-18-1875-6-2008, ОАО "ДГХ" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным указанного постановления и его отмене.
28.10.2008 г. Арбитражный суд Московской области решением по делу N А41-15102/08 отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с судебным актом, вынесенным Арбитражным судом Московской области, ОАО "ДГХ" оспорило его в судебном порядке.
Судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы доказательства по делу и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 64 - 68, 71 АПК РФ, правильно применены соответствующие нормы материального права.
В соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Государственная жилищная инспекция Московской области образована Постановлением Правительства Московской области от 19.11.2003 N 674/43.
Постановлением Правительства Московской области от 12.09.2007 г. N 674/28 "О формировании Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" государственный орган Московской области - Государственная жилищная инспекция Московской области преобразован в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области - Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Согласно Положению о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", утвержденному постановлением Правительства Московской области от 12.09.2007 г. N 674/28, Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим государственный контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от его принадлежности.
Согласно п. 14.10 Положения от 12.09.2007 г. N 674/28 ГУ "ГЖИ МО" в целях реализации полномочий имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 14.11 Положения от 12.09.2007 г. N 674/28 ГУ "ГЖИ МО" рассматривает в установленном порядке дела об административных правонарушения, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 7.22 КоАП РФ административная ответственность установлена за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Арбитражный суд Московской области, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, установил, что лицом, ответственным за содержание и ремонт дома N 22 по ул. Сапожковых г. Коломна Московской области является ОАО "ДГХ".
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда со следующими целями: обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведение единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечение выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно гл. 2 Правил, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Пунктами 3.2.2, 3.2.9, 3.3.5, 3.4.5, 3.5.8, 4.1.5, 4.1.7, 4.2.1.1, 4.2.1.4, 4.2.3.1, 4.2.4.2, 4.3.1, 4.3.2, 4.4.1, 4.5.1 Правил и норм технической эксплуатации, установлено:
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках.
Периодичность ремонта подъездов должна быть один раз в пять лет или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
Входные двери или люки (для чердачных помещений) выхода на кровлю должны быть всегда закрыты на замок.
Организация по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением: загромождения дворовой территории металлическим ломом, строительным и бытовым мусором и другими отходами.
Стенки приямков должны быть не менее чем на 15 см выше уровня тротуара и отмостки.
Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устранение повреждения стен по мере их выявления, не допуская их дальнейшего развития, теплозащиту и влагозащиту наружных стен.
Цоколь здания должен быть защищен от увлажнения и обрастания мхом.
Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, необходимо устранять по мере выявления не допуская их дальнейшего развития.
При обнаружении признаков повреждений несущих конструкций балконов, работники организаций по обслуживанию жилищного фонда, должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и дальнейшего развития деформаций.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние перекрытий, устранение повреждения перекрытий, не допуская их дальнейшего разрушения.
Местные отслоения штукатурки и трещины необходимо устранять по мере их обнаружения, не допуская их дальнейшего развития.
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должны: обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме N 22 по улице Сапожковых в г. Коломне Московской области вносят плату ОАО "ДГХ" за жилое помещение и коммунальные услуги, которые включают в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Тем самым, собственники обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В части 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия ОАО "ДГХ" всех зависящих от него мер по содержанию жилого дома в надлежащем состоянии, в соответствии с Правилами, Общество в суд не представило.
Факты нарушения ОАО "ДГХ" названных пунктов Правил, а также наличие вины в его действиях, установлены судом первой инстанции на основании исследования материалов дела об административном правонарушении.
ОАО "ДГХ" не представило суду актов осмотра жилого дома, а также документов, подтверждающих выполнение каких-либо работ по текущему ремонту указанного жилого дома.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях ОАО "ДГХ" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет соблюдение установленного порядка привлечения к административной ответственности.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции установил, что административным органом не допущено нарушений процессуальных норм права при производстве по делу об административном правонарушении.
Доводы заявителя о нарушении процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом отклоняются, поскольку ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ предусматривает вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении в случаях необходимости проведения административного расследования. В данном случае, дело об административном правонарушении возбуждено ГУ "ГЖИ МО" в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ - при составлении протокола об административном правонарушении по факту непосредственного обнаружения должностными лицами заявителя достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Изложенное свидетельствует о том, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о том, что Правила от 27.09.2003 г. N 170 не могут служить основанием обязательств по содержанию общего имущества в многоквартирном доме вместо договоров на техническое обслуживание, заключаемых в соответствии со ст. 162 или ч. 1 ст. 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, судом отклоняются по следующим основаниям.
Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314 Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. N 724 Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству упразднено, а его функции переданы Министерству регионального развития РФ.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда разработаны в соответствии с жилищным законодательством, утверждены Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170. Постановление от 27.09.2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 г. N 5176, следовательно, Правила от 27.09.2003 г. N 170 являются нормативно-правовым документом в области эксплуатации объектов, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержанию жилищного фонда, имеют властно-распорядительный характер, обязательны для исполнения.
Неправильного применения норм материального и нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 28 октября 2008 г. по делу N А41-15102/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Департамент городского хозяйства" - без удовлетворения.
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)