Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2010 N 07АП-4915/10 ПО ДЕЛУ N А03-1657/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2010 г. N 07АП-4915/10

Дело N А03-1657/2010

15 июля 2010 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего И.Н.Мухиной
судей Л.Ф.Зубаревой, В.М.Сухотиной
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.Ф.Зубаревой
при участии представителя истца Макшанкиной О.Г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кузбассэнерго" на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 06 апреля 2010 года по делу N А03-1657/2010 (судья А.В.Хворов)
по иску открытого акционерного общества "Кузбассэнерго"
к потребительскому эксплуатационно-отопительному кооперативу "Пр. Трамвайный, Клеверный"
о взыскании 846 625 рублей 59 копеек

установил:

Открытое акционерное общество "Кузбассэнерго" (далее - ОАО "Кузбассэнерго") обратилось с иском к потребительскому эксплуатационно-отопительному кооперативу "Пр. Трамвайный, Клеверный" (далее - кооператив) о взыскании 50 000 руб. - части задолженности за поставленную тепловую энергию по договору N 2926-т от 01.02.2007. за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г.
Истец в порядке статьи 49 АПК РФ увеличил размер исковых требований до 846 625 руб. 59 коп., сложившейся за период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Решением арбитражного суда иск удовлетворен частично в размере 332 563 руб. 77 коп.
Не согласившись с решением, ОАО "Кузбассэнерго" в апелляционной жалобе просит его отменить принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме. При этом истец указывает, что договор на отпуск и пользование тепловой энергией в горячей воде N 2926-т от 01.02.2007 г. соответствует положениям статьи 544 ГК РФ, пункта 19, подпункта 2 и 4 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 307. Определение количества потребленной тепловой энергии расчетным методом, согласованным сторонами, соответствует названным нормативным правовым актам. Проведение корректировки платы предусмотрено Приложением к Правилам N 307. В расчете размера долга, подлежащего взысканию с ответчика, истец использовал тарифы потребления коммунальных услуг, установленные уполномоченным на то органом государственной власти, при этом руководствовался положением пункта 57 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, согласно которому в расчетах на оплату электрической и тепловой энергии помимо суммарного платежа должны раздельно указываться стоимость отпущенной потребителю энергии, стоимость услуг по ее передаче и стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просила решение отменить, заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, своего представителя в судебное заседание не направил. С учетом мнения представителя другой стороны, согласно части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, между ОАО "Кузбассэнерго" и кооперативом заключен договор на отпуск и пользование тепловой энергией в горячей воде N 2926-т от 01.02.2007 г. По указанному договору ответчику поставляется тепловая энергия, используемая для отопления и горячего водоснабжения граждан, которые проживают в обслуживаемом кооперативом многоквартирном жилом доме по ул. Советской Армии, 133А в г. Барнауле.
В соответствии с пунктом 1.1 договора N 2926-т энергоснабжающая организация (ОАО "Кузбассэнерго") обязуется подавать абоненту (кооперативу) через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, абонент обязуется своевременно оплачивать принятую энергию и горячую воду, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Порядок расчетов за принятую тепловую энергию, определения количества потребленной тепловой энергии определены в разделах 5 и 6 договора N 2926-т.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5.10 в случае отсутствия приборов учета тепловой энергии энергоснабжающая организация определяет количество тепловой энергии и массу (объем) теплоносителя в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4-2000, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 N 105.
Согласно пункту 6.1 расчеты за энергию производятся по тарифам, утвержденным соответствующим органом исполнительной власти Алтайского края.
Требованиями ОАО "Кузбассэнерго" по настоящему делу является взыскание с ответчика денежной суммы в размере 846 625 рублей 59 копеек, определенной истцом в связи с отсутствием в домах кооператива приборов учета расчетным методом со ссылкой пункт 5.10 договора N 2926-т, подпункты 2 и 4 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам N 307.
Из материалов дела следует, что спорная тепловая энергия (коммунальный ресурс) приобреталась у ресурсоснабжающей организации ответчиком как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК - РФ) к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. При этом статьей 548 ГК РФ предусмотрено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Закрепляя принцип свободы договора, пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). Отсюда следует, что если объектом теплоснабжения является многоквартирный дом, то количество энергии, отпущенной на тепло и горячее водоснабжение, должно определяться в соответствии с порядком, установленным соответствующим нормативным актом.
Ответчик действует в интересах граждан-потребителей, объектом теплоснабжения является многоквартирный дом, вопрос теплоснабжения и водоснабжения граждан-потребителей, в том числе определения количества подлежащей оплате энергии при отсутствии приборов учета, должен рассматриваться с учетом требований жилищного законодательства.
Статья 157 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство РФ 23 мая 2006 г. утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг N 306.
Пункт 8 Правил N 307 предусматривает, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 49 Правил N 307 исполнитель (кооператив) обязано заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
В целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению ответчик в силу пунктов 3 и 49 Правил N 307 как исполнитель коммунальных услуг, обязан приобретать у истца (ресурсоснабжающей организации) тепловую энергию в горячей воде, о чем, и был заключен договор на отпуск и пользование тепловой энергией в горячей воде N 2926-т от 01.02.2007.
Согласно выработанной позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09 июня 2009 г. N 525/09, учитывая норму пункта 8 Правил N 307, вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно Приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются органами местного самоуправления на основании "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" N 306, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г, в которых указано, что установление нормативов потребления производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций (пункт 8). Также указаны основания изменения нормативов потребления коммунальных услуг, как например: изменение конструктивных параметров, степени благоустройства, климатических условий и т.п. (пункт 13).
Условиями договора N 2926-т от 01.02.2007 (пункт 5.10.) предусмотрено, что в случае отсутствия приборов учета тепловой энергии энергоснабжающая организация определяет количество тепловой энергии и массу (объем) теплоносителя в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4-2000. Эти условия противоречат положениям статьи 157 ЖК РФ, обязывающей рассчитывать размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Ссылка истца о том, что применение расчетного метода предусмотрено Правилами N 307, необоснованна.
Проведение корректировки размера платы предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам N 307.
Согласно п. 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель (кооператив) производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Приложения N 2 размер платы за отопление (руб.) в конкретном жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по изложенной в ней формуле, где используется показатель "Р" - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ОАО "Кузбассэнерго" под установленным законодательством порядком понимает положения статьи 544 ГК РФ, допускающей определение количества принятой абонентом энергии соглашением сторон. Поскольку договором N 2926-т от 01.02.2007 стороны согласились использовать указанный в нем расчетный метод, истец считает произведенную им корректировку исходя из объема потребленной тепловой энергии, рассчитанного по данной методике, соответствующей действующему законодательству. Между тем, в результате такой корректировки происходит изменение (как правило, в сторону увеличения) размера платы граждан за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению относительно размера платы, определенного согласно действующему законодательству исходя из нормативов потребления. Следовательно, условия договора N 2926-т от 01.02.2007 устанавливают обязанности для лиц, не являющихся стороной этого соглашения, что противоречит закону, в частности норме части 3 статьи 308 ГК РФ.
Кроме того, из пункта 19 Правил 307 следует, что размер платы за отопление корректируется 1 раз в год, сам же размер платы определяется по формуле, не предусматривающей корректировки.
Таким образом, определение соглашением сторон способа (порядка) расчета объема, а, следовательно, и размера платы, потребленной тепловой энергии, в данном случае недопустимо. Условие пункта 5.10 договора N 2926-т от 01.02.2007 следует признать недействительным, как противоречащее закону (статья 168 ГК РФ).
Министерство регионального развития Российской Федерации (уполномоченный орган давать разъяснения по применению "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" N 307) в связи с поступающими запросами от субъектов Российской Федерации по вопросу целесообразности и правомерности осуществления корректировки платы за коммунальные ресурсы в письме от 28.05.2007 N 10087-ЮТ/07 указало на недопустимость единоличного определения (расчета) ресурсоснабжающей организацией количества (объема) коммунального ресурса.
Помимо этого, использование ресурсоснабжающей организацией для цели расчета количества принятой абонентом тепловой энергии Методики, утвержденной Приказом N 105 от 06.05.2000 г. Госстроя РФ, противоречит пунктам 8 - 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", пунктам 10, 11 "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, согласно которым нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, подлежат государственной регистрации. Не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке нормативные акты не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и применению не подлежат. Приказ Госстроя РФ N 105 в Министерстве юстиции РФ не зарегистрирован.
Ответчик, исполняя требования законодательства, в целях определения общего количества тепловой энергии в представленном в суд первой инстанции расчете учитывает нормативы потребления, установленные постановлением Администрации г. Барнаула от 26.12.2008 N 4397 "Об оплате жилищно-коммунальных услуг".
Возражения истца по поводу невключения в размер платы за коммунальные услуги стоимости услуг по передаче потребляемой тепловой энергии, основанные на пункте 17 Правил N 307, апелляционным судом во внимание не принимаются. Представленный в материалы дела расчет истца, основанный на недействительном условии пункта 5.10 договора N 2926-т от 01.02.2007, не позволяет определить достоверный размер платы за услуги по обеспечению передачи тепловой энергии (теплоносителя). Кроме того, истец не опроверг расчета ответчика, а также не представил доказательств того, что указанный расчет не основан на подлежащих применению действующих тарифах, утвержденных уполномоченным на то органом государственной власти.
Таким образом, поскольку размер задолженности, предъявленной ОАО "Кузбассэнерго" по настоящему делу, рассчитан с нарушением требований действующего законодательства, иск в заявленном размере удовлетворению не подлежит. Вместе с тем согласно расчету ответчика, основанному на оборотно-сальдовых ведомостях ООО "Вычислительный центр ЖКХ" задолженность кооператива за спорный период по услугам отопления и горячего водоснабжения составляет 332 563 руб. 77 коп. Суд первой инстанции обоснованно признал его достоверным поскольку в основу его положены сведения ООО "Вычислительный центр ЖКХ" - организации, осуществляющей централизованное начисление платы за коммунальные услуги в соответствии с требованиями Правил N 307 и учет платежей населения за эти услуги.
Таким образом, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы подателя, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не усматривает нарушения норм материального и процессуального права Арбитражным судом Алтайского края и не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 06 апреля 2010 года по делу N А03-1657/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
И.Н.МУХИНА
Судьи
Л.Ф.ЗУБАРЕВА
В.М.СУХОТИНА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)