Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Бочкаревой И.Н., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,
при участии от муниципального предприятия "Жилищно-эксплуатационная компания" Маньшева А.И. на основании распоряжения от 30.01.2006 N 09, Курашевой Ю.С. по доверенности от 01.04.2008 N 6, от Государственной жилищной инспекции Вологодской области Никитиной О.Ф. по доверенности от 14.01.2008 N 10,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия "Жилищно-эксплуатационная компания" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 2 июня 2008 года по делу N А13-757/2008 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
муниципальное предприятие "Жилищно-эксплуатационная компания" (далее - предприятие, МП "Жилищно-эксплуатационная компания") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Вологодской области (далее - жилищная инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 16.01.2008 N 6 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 2 июня 2008 года в удовлетворении требований предприятия отказано.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что подтопление канализационными стоками подвала жилого дома, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вытегра, улица проспект Ленина, дом 15 "А", невозможно устранить в силу аварийного состояния инженерных сетей, а также недостаточности средств, которые собираются с жителей для их капитального ремонта; собственниками многоквартирного дома до настоящего времени не определены тариф и работы по его капитальному ремонту; кроме того, предприятие проявило должную степень заботливости и осмотрительности, поскольку приняло все возможные меры по устранению указанных в протоколе об административном правонарушении от 17.12.2007 N 1431-06/1 нарушений.
Жилищная инспекция в отзыве и ее представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 27.11.2007 N 1431 на проведение мероприятий по государственному контролю должностными лицами жилищной инспекции проведена внеплановая проверка соблюдения предприятием обязательных требований законодательства в сфере эксплуатации жилых зданий (помещений) в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Вологодская область, город Вытегра, улица проспект Ленина, дом 15 "А" (далее - жилой дом), по результатам которой составлен акт проведения плановых (внеплановых) мероприятий по государственному контролю от 17.12.2007 N 1431-06/1, выдано предписание от 18.12.2007 N 1431-06/1.
По результатам проверки составлен протокол от 17.12.2007 N 1431-06/1 об административном правонарушении (далее - протокол от 17.12.2007 N 1431-06/1), в котором зафиксировано административное правонарушение, выразившееся в том, что МП "Жилищно-эксплуатационная компания, предметом деятельности которого согласно пунктам 2.2.2 и 2.2.5 Устава является выполнение функций муниципального заказчика по обслуживанию и оказанию жилищно-коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде, а также осуществление контроля технического состояния муниципального жилищного фонда, нарушило положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда).
В частности, предприятием не соблюдены требования подпунктов 3.2.2, 3.2.9, 3.2.11 пункта 3.2, подпункта 3.4.1 пункта 3.4, подпунктов 4.1.1, 4.1.6, 4.1.9, 4.1.15 пункта 4.1, подпунктов 4.2.1.6, 4.2.3.1, 4.2.3.4 пункта 4.2, подпунктов 4.7.1, 4.7.2 пункта 4.7, подпункта 4.8.10 пункта 4.8, подпункта 4.10.2.1 пункта 4.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а именно: допущено подтопление канализационными стоками подвала жилого дома, замачивание конструкций подвала; не обеспечены доступность прохода ко всем элементам подвала, а также исправное состояние входных дверей в подъезды жилого дома, которые требуют замены в связи с загниванием и отсутствием отдельных элементов в дверных полотнах; не устранены разрушения штукатурного слоя цоколя, просадка и отсутствие участков отмостки по периметру жилого дома; длительное время не проводился косметический ремонт жилого дома в подъездах на лестничных клетках и в общих коридорах на первом и втором этажах, где имеется разрушение и загрязнение окрасочных слоев.
Начальник жилищной инспекции, рассмотрев протокол от 17.12.2007 N 1431-06/1, принял постановление от 16.01.2008 N 6 по делу об административном правонарушении (далее - постановление от 16.01.2008 N 6), признав МП "Жилищно-эксплуатационная компания" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из данной статьи следует, что субъектом рассматриваемого правонарушения, в том числе, могут являться собственник, организация принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организация, которой указанные функции переданы управляющей организацией на основании договора.
Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Постановлением главы администрации муниципального образования "Город Вытегра" от 20.01.2006 N 04 в целях обеспечения условий для организации жилищно-коммунальных услуг в границах муниципального образования "Город Вытегра" создано МП "Жилищно-эксплуатационная компания".
В соответствии с условиями договора от 10.02.2006 N 8 предприятие приняло в пользование объекты муниципального жилищного фонда: квартиры N 11, N 12 и N 14 многоквартирного дома, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вытегра, улица проспект Ленина, дом 15 "А", для целей содержания данного жилищного фонда, обязавшись обеспечить свое участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества жилого дома пропорционально площади жилых помещений. К исполнению договора предприятие приступило с 01.03.2006. На момент проверки МП "Жилищно-эксплуатационная компания" на основании данного договора исполняло обязанности по содержанию квартиры N 12 жилого дома. Кроме того, предприятие выставляло собственникам остальных жилых помещений 18-квартирного жилого дома платежные документы на оплату за содержание и ремонт жилого помещения, получало и распределяло эти денежные средства, тем самым осуществляя функции организации, управляющей жилым домом.
Решением общего собрания собственников помещений жилого дома согласно протоколу от 05.12.2007 N 1 МП "Жилищно-эксплуатационная компания" выбрано в качестве управляющей организации.
Таким образом, МП "Жилищно-эксплуатационная компания" является лицом, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт жилищного фонда.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с подпунктом 4.10.2.1 пункта 4.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках (подпункт 3.2.2 пункта 3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Согласно подпункту 4.1.15 пункта 4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования.
Кроме того, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий (подпункт 3.4.1 пункта 3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда); нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей (подпункт 4.1.1 пункта 4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда); исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений (подпункт 4.7.1 пункта 4.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту (подпункт 4.2.3.1 пункта 4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать. Цоколи из легкобетонных панелей с поврежденным фактурным слоем или имеющим малую толщину, а также кирпичные цоколи с разрушенной штукатуркой и кладкой, как правило, следует облицовывать плитками из естественного камня, бетонными плитами, керамическими плитками, другими влагостойкими и морозостойкими материалами по согласованию в установленном порядке (подпункт 4.2.3.4 пункта 4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
В соответствии с подпунктом 4.1.9 пункта 4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организации следует обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков; устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации; обеспечить надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов и выпусков, наличие пробок у прочисток и т.д.
Подпунктом 3.2.11 пункта 3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда установлено, что наружные входные двери в подъезды и лестничные клетки должны иметь самозакрывающие устройства (доводчики), а также ограничители хода дверей (остановы). Для снижения теплопотерь и шума от ударов входных дверей при отсутствии самозакрывающих устройств в притворах дверей следует устанавливать упругие уплотняющие прокладки.
Факт совершения предприятием правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, (за исключением не соблюдения требований подпункта 3.2.9 пункта 3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда) подтверждается материалами дела: актом от 17.12.2007 N 1431-06/1, протоколом от 17.12.2007 N 1431-06/1, объяснениями законного представителя предприятия при рассмотрении дела об административном правонарушении от 16.01.2008, постановлением от 16.01.2008 N 6.
В соответствие с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у предприятия имелась возможность для соблюдения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в рамках возложенных на него обязанностей, однако им не были приняты своевременные меры по их выполнения.
В апелляционной жалобе предприятие ссылается на то, что подтопление подвала жилого дома канализационными стоками невозможно устранить в силу аварийного состояния инженерных сетей, а также недостаточности средств, которые собираются с жителей для их капитального ремонта.
Данные доводы не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Актом проведения плановых (внеплановых) мероприятий по государственному контролю от 17.12.2007 N 1431-06/1 подтверждается, что причинами подтопления подвала явилась течь канализационных стоков из-за отсутствия герметичности стыков и дренажа в подвале жилого дома.
В соответствии с актом обследования от 28.02.2008 течь канализационных стояков устранена.
Таким образом, предприятие имело возможность без проведения капитального ремонта инженерных сетей устранить этот недостаток, не допуская подтопления подвала.
Кроме того, не имеется документального подтверждения довода об истечении срока эксплуатации инженерных сетей, более того, данное утверждение противоречит ответу жильцам, опубликованному в газете "Красное знамя" от 27.10.2007.
Также предприятием не представлено соответствующих доказательств того, что оно проявило должную степень заботливости и осмотрительности, приняло все зависящие от него меры по соблюдению Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при наложении административного наказания должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, должно учитывать обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие юридическую ответственность.
Статьей 4.2 КоАП РФ определены обстоятельства, смягчающие юридическую ответственность и подлежащие учету при назначении административного наказания.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при применении данной нормы и определения конкретного размера штрафа судам необходимо исходить из того, что в силу частей 1 и 2 статьи 4.1 названного Кодекса размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.
Предприятию назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей, что соответствует минимальному размеру санкции статьи 7.22 КоАП РФ, установленному для юридических лиц.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен. Процедура привлечения предприятия к административной ответственности не нарушена.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал предприятию в признании незаконным и отмене постановления от 16.01.2008 N 6.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 2 июня 2008 года по делу N А13-757/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия "Жилищно-эксплуатационная компания" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2008 ПО ДЕЛУ N А13-757/2008
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2008 г. по делу N А13-757/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Бочкаревой И.Н., Виноградовой Т.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,
при участии от муниципального предприятия "Жилищно-эксплуатационная компания" Маньшева А.И. на основании распоряжения от 30.01.2006 N 09, Курашевой Ю.С. по доверенности от 01.04.2008 N 6, от Государственной жилищной инспекции Вологодской области Никитиной О.Ф. по доверенности от 14.01.2008 N 10,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия "Жилищно-эксплуатационная компания" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 2 июня 2008 года по делу N А13-757/2008 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
муниципальное предприятие "Жилищно-эксплуатационная компания" (далее - предприятие, МП "Жилищно-эксплуатационная компания") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Вологодской области (далее - жилищная инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 16.01.2008 N 6 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 2 июня 2008 года в удовлетворении требований предприятия отказано.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что подтопление канализационными стоками подвала жилого дома, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вытегра, улица проспект Ленина, дом 15 "А", невозможно устранить в силу аварийного состояния инженерных сетей, а также недостаточности средств, которые собираются с жителей для их капитального ремонта; собственниками многоквартирного дома до настоящего времени не определены тариф и работы по его капитальному ремонту; кроме того, предприятие проявило должную степень заботливости и осмотрительности, поскольку приняло все возможные меры по устранению указанных в протоколе об административном правонарушении от 17.12.2007 N 1431-06/1 нарушений.
Жилищная инспекция в отзыве и ее представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 27.11.2007 N 1431 на проведение мероприятий по государственному контролю должностными лицами жилищной инспекции проведена внеплановая проверка соблюдения предприятием обязательных требований законодательства в сфере эксплуатации жилых зданий (помещений) в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Вологодская область, город Вытегра, улица проспект Ленина, дом 15 "А" (далее - жилой дом), по результатам которой составлен акт проведения плановых (внеплановых) мероприятий по государственному контролю от 17.12.2007 N 1431-06/1, выдано предписание от 18.12.2007 N 1431-06/1.
По результатам проверки составлен протокол от 17.12.2007 N 1431-06/1 об административном правонарушении (далее - протокол от 17.12.2007 N 1431-06/1), в котором зафиксировано административное правонарушение, выразившееся в том, что МП "Жилищно-эксплуатационная компания, предметом деятельности которого согласно пунктам 2.2.2 и 2.2.5 Устава является выполнение функций муниципального заказчика по обслуживанию и оказанию жилищно-коммунальных услуг в муниципальном жилищном фонде, а также осуществление контроля технического состояния муниципального жилищного фонда, нарушило положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда).
В частности, предприятием не соблюдены требования подпунктов 3.2.2, 3.2.9, 3.2.11 пункта 3.2, подпункта 3.4.1 пункта 3.4, подпунктов 4.1.1, 4.1.6, 4.1.9, 4.1.15 пункта 4.1, подпунктов 4.2.1.6, 4.2.3.1, 4.2.3.4 пункта 4.2, подпунктов 4.7.1, 4.7.2 пункта 4.7, подпункта 4.8.10 пункта 4.8, подпункта 4.10.2.1 пункта 4.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а именно: допущено подтопление канализационными стоками подвала жилого дома, замачивание конструкций подвала; не обеспечены доступность прохода ко всем элементам подвала, а также исправное состояние входных дверей в подъезды жилого дома, которые требуют замены в связи с загниванием и отсутствием отдельных элементов в дверных полотнах; не устранены разрушения штукатурного слоя цоколя, просадка и отсутствие участков отмостки по периметру жилого дома; длительное время не проводился косметический ремонт жилого дома в подъездах на лестничных клетках и в общих коридорах на первом и втором этажах, где имеется разрушение и загрязнение окрасочных слоев.
Начальник жилищной инспекции, рассмотрев протокол от 17.12.2007 N 1431-06/1, принял постановление от 16.01.2008 N 6 по делу об административном правонарушении (далее - постановление от 16.01.2008 N 6), признав МП "Жилищно-эксплуатационная компания" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из данной статьи следует, что субъектом рассматриваемого правонарушения, в том числе, могут являться собственник, организация принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организация, которой указанные функции переданы управляющей организацией на основании договора.
Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Постановлением главы администрации муниципального образования "Город Вытегра" от 20.01.2006 N 04 в целях обеспечения условий для организации жилищно-коммунальных услуг в границах муниципального образования "Город Вытегра" создано МП "Жилищно-эксплуатационная компания".
В соответствии с условиями договора от 10.02.2006 N 8 предприятие приняло в пользование объекты муниципального жилищного фонда: квартиры N 11, N 12 и N 14 многоквартирного дома, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вытегра, улица проспект Ленина, дом 15 "А", для целей содержания данного жилищного фонда, обязавшись обеспечить свое участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества жилого дома пропорционально площади жилых помещений. К исполнению договора предприятие приступило с 01.03.2006. На момент проверки МП "Жилищно-эксплуатационная компания" на основании данного договора исполняло обязанности по содержанию квартиры N 12 жилого дома. Кроме того, предприятие выставляло собственникам остальных жилых помещений 18-квартирного жилого дома платежные документы на оплату за содержание и ремонт жилого помещения, получало и распределяло эти денежные средства, тем самым осуществляя функции организации, управляющей жилым домом.
Решением общего собрания собственников помещений жилого дома согласно протоколу от 05.12.2007 N 1 МП "Жилищно-эксплуатационная компания" выбрано в качестве управляющей организации.
Таким образом, МП "Жилищно-эксплуатационная компания" является лицом, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт жилищного фонда.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с подпунктом 4.10.2.1 пункта 4.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках (подпункт 3.2.2 пункта 3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Согласно подпункту 4.1.15 пункта 4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования.
Кроме того, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий (подпункт 3.4.1 пункта 3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда); нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей (подпункт 4.1.1 пункта 4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда); исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений (подпункт 4.7.1 пункта 4.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту (подпункт 4.2.3.1 пункта 4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать. Цоколи из легкобетонных панелей с поврежденным фактурным слоем или имеющим малую толщину, а также кирпичные цоколи с разрушенной штукатуркой и кладкой, как правило, следует облицовывать плитками из естественного камня, бетонными плитами, керамическими плитками, другими влагостойкими и морозостойкими материалами по согласованию в установленном порядке (подпункт 4.2.3.4 пункта 4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
В соответствии с подпунктом 4.1.9 пункта 4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организации следует обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков; устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации; обеспечить надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов и выпусков, наличие пробок у прочисток и т.д.
Подпунктом 3.2.11 пункта 3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда установлено, что наружные входные двери в подъезды и лестничные клетки должны иметь самозакрывающие устройства (доводчики), а также ограничители хода дверей (остановы). Для снижения теплопотерь и шума от ударов входных дверей при отсутствии самозакрывающих устройств в притворах дверей следует устанавливать упругие уплотняющие прокладки.
Факт совершения предприятием правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, (за исключением не соблюдения требований подпункта 3.2.9 пункта 3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда) подтверждается материалами дела: актом от 17.12.2007 N 1431-06/1, протоколом от 17.12.2007 N 1431-06/1, объяснениями законного представителя предприятия при рассмотрении дела об административном правонарушении от 16.01.2008, постановлением от 16.01.2008 N 6.
В соответствие с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у предприятия имелась возможность для соблюдения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в рамках возложенных на него обязанностей, однако им не были приняты своевременные меры по их выполнения.
В апелляционной жалобе предприятие ссылается на то, что подтопление подвала жилого дома канализационными стоками невозможно устранить в силу аварийного состояния инженерных сетей, а также недостаточности средств, которые собираются с жителей для их капитального ремонта.
Данные доводы не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Актом проведения плановых (внеплановых) мероприятий по государственному контролю от 17.12.2007 N 1431-06/1 подтверждается, что причинами подтопления подвала явилась течь канализационных стоков из-за отсутствия герметичности стыков и дренажа в подвале жилого дома.
В соответствии с актом обследования от 28.02.2008 течь канализационных стояков устранена.
Таким образом, предприятие имело возможность без проведения капитального ремонта инженерных сетей устранить этот недостаток, не допуская подтопления подвала.
Кроме того, не имеется документального подтверждения довода об истечении срока эксплуатации инженерных сетей, более того, данное утверждение противоречит ответу жильцам, опубликованному в газете "Красное знамя" от 27.10.2007.
Также предприятием не представлено соответствующих доказательств того, что оно проявило должную степень заботливости и осмотрительности, приняло все зависящие от него меры по соблюдению Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при наложении административного наказания должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, должно учитывать обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие юридическую ответственность.
Статьей 4.2 КоАП РФ определены обстоятельства, смягчающие юридическую ответственность и подлежащие учету при назначении административного наказания.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при применении данной нормы и определения конкретного размера штрафа судам необходимо исходить из того, что в силу частей 1 и 2 статьи 4.1 названного Кодекса размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.
Предприятию назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей, что соответствует минимальному размеру санкции статьи 7.22 КоАП РФ, установленному для юридических лиц.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен. Процедура привлечения предприятия к административной ответственности не нарушена.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал предприятию в признании незаконным и отмене постановления от 16.01.2008 N 6.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 2 июня 2008 года по делу N А13-757/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия "Жилищно-эксплуатационная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
Судьи
И.Н.БОЧКАРЕВА
Т.В.ВИНОГРАДОВА
И.Н.БОЧКАРЕВА
Т.В.ВИНОГРАДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)