Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Назаровой А.М.,
Меркулова В.П.
при секретаре Кулик Ю.А.
с участием прокурора Степановой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Конаковский Жилфонд" (далее - ООО "Конаковский Жилфонд") об оспаривании пунктов 2, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 459 "О внесении изменений в стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", пунктов 1, 2 изменений, утвержденных данным постановлением, пункта 18 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731, Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 591 "Об утверждении регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет"
по апелляционной жалобе ООО "Конаковский Жилфонд" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2012 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителя ООО "Конаковский Жилфонд" Гурова В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Правительства Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации Букликова С.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Степановой Л.А., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт). Постановление опубликовано в "Российской газете" 1 октября 2010 г., в Собрании законодательства Российской Федерации 4 октября 2010 г., N 40.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 459 (далее - Постановление от 10 июня 2011 г. N 459) утверждены Изменения в Стандарт (далее - Изменения) (пункт 1); и установлено, что Министерство регионального развития Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который определяет официальный сайт в сети Интернет, предназначенный для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, и утверждает регламент раскрытия информации указанными организациями путем ее опубликования в сети Интернет; Министерству регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) предписано в 6-месячный срок определить официальный сайт в сети Интернет и утвердить регламент раскрытия информации указанными организациями путем ее опубликования в сети Интернет (пункты 2 - 3). Данное Постановление опубликовано в "Российской газете" 20 июня 2011 г., Собрании законодательства Российской Федерации - 20 июня 2011 г., N 25.
Согласно пункту 1 Изменений подпункт "а" пункта 5 Стандарта изложен в редакции, устанавливающей, что управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Пунктом 2 Изменений пункт 6 Стандарта изложен в редакции, предусматривающей, что информация размещается управляющей организацией на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном ею из числа сайтов, указанных в абзацах втором - четвертом подпункта "а" пункта 5 Постановления от 10 июня 2011 г. N 459. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет (абзац второй). Раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет и взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления с управляющими организациями при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет осуществляются в соответствии с регламентом, утверждаемым Министерством регионального развития Российской Федерации (абзац третий).
Пунктом 18 Стандарта определено, что информация на основании запроса, поступившего в электронном виде, предоставляется на адрес электронной почты потребителя в течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса управляющей организацией и в течение 5 рабочих дней - товариществом и кооперативом.
Приказом Минрегиона России от 21 декабря 2011 г. N 591 утвержден Регламент раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет (далее - Приказ от 21 декабря 2011 г. N 591). Этот Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 января 2012 г., N 22931, и опубликован в "Российской газете" 25 января 2012 г.
ООО "Конаковский Жилфонд" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 1, 2, 3 Постановления от 10 июня 2011 г. N 459, Приказа от 21 декабря 2011 г. N 591 в части, обязывающей управляющие компании, открывшие в сети Интернет до даты вступления в силу Постановления от 10 июня 2011 г. N 459 свои официальные сайты, дополнительно раскрывать информацию о своей деятельности на втором сайте, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в лице Минрегиона России; пункта 18 Стандарта в части, предусматривающей сокращенный (двухдневный) срок дачи ответа по заявлениям в электронном виде.
В обоснование заявленных требований ООО "Конаковский Жилфонд" указало, что оспариваемыми нормативными положениями установлено обязательное опубликование информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", препятствует осуществлению заявителем предпринимательской деятельности и незаконно возлагает на него дополнительные расходы. Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, предоставленные частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, передав Минрегиону России полномочия утверждать регламент раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет. Установление разных сроков предоставления информации на основании запроса в электронном виде и по письменному запросу ставит управляющие компании в неравное положение.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ООО "Конаковский Жилфонд" Гуров В.И. уточнил заявленные требования, просил признать недействующими пункты 2, 3 Постановления от 10 июня 2011 г. N 459; пункт 1, первое предложение абзаца второго и абзац третий пункта 2 Изменений, Приказ от 21 декабря 2011 г. N 591 в части, обязывающей управляющие компании, открывшие в сети Интернет до даты вступления в силу Постановления от 10 июня 2011 г. N 459 свои официальные сайты, дополнительно раскрывать информацию о своей деятельности на сайте, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в лице Минрегиона России; пункта 18 Стандарта в части, предусматривающей сокращенный (двухдневный) срок дачи ответа по заявлениям в электронном виде.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2012 г. в удовлетворении заявления ООО "Конаковский Жилфонд" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Конаковский Жилфонд" просит указанное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. Полагает, что введение требования об обязательном размещении информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, приведет к необоснованным дополнительным расходам со стороны управляющей организации, которая ранее уже открыла в сети Интернет свой официальный сайт. Установление разных сроков предоставления информации на основании запроса в электронном виде и по письменному запросу не соответствует действующему законодательству, регулирующему сходные правоотношения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьями 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Вывод о законности оспариваемых нормативных правовых положений сделан судом исходя из компетенции правотворческого органа, их издавших, и содержания изложенных в них предписаний на основе надлежащего анализа норм законодательства, непосредственно регулирующего правоотношения в рассматриваемой сфере.
Так, в соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных данным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 названного Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение предписаний федерального законодательства Правительством Российской Федерации утвержден Стандарт, устанавливающий требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
Приказом от 21 декабря 2011 г. N 591, принятым на основании поручения Правительства Российской Федерации, содержащегося в пунктах 2, 3 Постановления от 10 июня 2011 г. N 459, регламентированы технические процедуры передачи организациями, управляющими многоквартирными домами, информации о своей деятельности на специальный сайт в сети Интернет.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Правительство Российской Федерации и Минрегион России при принятии Постановления от 10 июня 2011 г. N 459 и Приказа от 21 декабря 2011 г. N 591 действовали в рамках предоставленных им полномочий.
Изменения, внесенные в подпункт "а" пункта 5 и пункт 6 Стандарта, устанавливающие обязательность опубликования информации об управляющей организации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, не противоречат федеральному законодательству. Оспариваемые положения не противоречат какому-либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и непосредственно регулирующему рассматриваемые правоотношения.
Довод заявителя в апелляционной жалобе о возложении на него дополнительных расходов в связи с установлением обязанности опубликовывать информацию об управляющей организации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, судом первой инстанции проверялся и правильно был признан несостоятельным, поскольку размещение информации на указанных сайтах является безвозмездным. Создание собственного сайта управляющей организацией является ее правом, но не обязанностью.
Доводы апелляционной жалобы, которые по существу повторяют доводы первоначального заявления, были исследованы судом первой инстанции. При этом суд правильно исходил из того, что в настоящее время ни один федеральный закон или другой нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, непосредственно регулирующий рассматриваемые правоотношения, не содержит норм, определяющих состав информации, подлежащей раскрытию управляющими организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также порядок, способы и сроки ее раскрытия.
Довод заявителя о превышении Правительством Российской Федерации полномочий при даче Минрегиону России указанного в пунктах 2, 3 Постановления от 10 июня 2011 г. N 459 поручения суд первой инстанции правильно признал необоснованным, поскольку это поручение дано Правительством Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными ему статьей 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ и пунктом 46 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.
Установленный пунктом 18 Стандарта двухдневный срок дачи ответа на запрос в электронном виде также не противоречит федеральному законодательству, поскольку отсутствует какой-либо вышестоящий нормативный правовой акт, который бы устанавливал иные сроки.
Кроме того, как правильно отмечено в решении суда, ответ на запрос в электронном виде предполагает направление информации в объеме, предусмотренном пунктом 3 Стандарта, т.е. информации, имеющейся у управляющей организации в электронном виде. А в соответствии с пунктом 17 Стандарта в случае, если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
Ссылки в апелляционной жалобе на положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" не могут свидетельствовать о незаконности обжалованного решения суда, поскольку эти правовые акты непосредственно не регулируют рассматриваемые правоотношения и, соответственно, не устанавливают, в каком порядке и в какие сроки должна раскрываться (предоставляться) информация управляющими организациями.
Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Конаковский Жилфонд" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 03.07.2012 N АПЛ12-363
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июля 2012 г. N АПЛ12-363
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Назаровой А.М.,
Меркулова В.П.
при секретаре Кулик Ю.А.
с участием прокурора Степановой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Конаковский Жилфонд" (далее - ООО "Конаковский Жилфонд") об оспаривании пунктов 2, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 459 "О внесении изменений в стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", пунктов 1, 2 изменений, утвержденных данным постановлением, пункта 18 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731, Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 591 "Об утверждении регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет"
по апелляционной жалобе ООО "Конаковский Жилфонд" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2012 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителя ООО "Конаковский Жилфонд" Гурова В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Правительства Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации Букликова С.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Степановой Л.А., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт). Постановление опубликовано в "Российской газете" 1 октября 2010 г., в Собрании законодательства Российской Федерации 4 октября 2010 г., N 40.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 459 (далее - Постановление от 10 июня 2011 г. N 459) утверждены Изменения в Стандарт (далее - Изменения) (пункт 1); и установлено, что Министерство регионального развития Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который определяет официальный сайт в сети Интернет, предназначенный для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, и утверждает регламент раскрытия информации указанными организациями путем ее опубликования в сети Интернет; Министерству регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) предписано в 6-месячный срок определить официальный сайт в сети Интернет и утвердить регламент раскрытия информации указанными организациями путем ее опубликования в сети Интернет (пункты 2 - 3). Данное Постановление опубликовано в "Российской газете" 20 июня 2011 г., Собрании законодательства Российской Федерации - 20 июня 2011 г., N 25.
Согласно пункту 1 Изменений подпункт "а" пункта 5 Стандарта изложен в редакции, устанавливающей, что управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Пунктом 2 Изменений пункт 6 Стандарта изложен в редакции, предусматривающей, что информация размещается управляющей организацией на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном ею из числа сайтов, указанных в абзацах втором - четвертом подпункта "а" пункта 5 Постановления от 10 июня 2011 г. N 459. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет (абзац второй). Раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет и взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления с управляющими организациями при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет осуществляются в соответствии с регламентом, утверждаемым Министерством регионального развития Российской Федерации (абзац третий).
Пунктом 18 Стандарта определено, что информация на основании запроса, поступившего в электронном виде, предоставляется на адрес электронной почты потребителя в течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса управляющей организацией и в течение 5 рабочих дней - товариществом и кооперативом.
Приказом Минрегиона России от 21 декабря 2011 г. N 591 утвержден Регламент раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет (далее - Приказ от 21 декабря 2011 г. N 591). Этот Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 января 2012 г., N 22931, и опубликован в "Российской газете" 25 января 2012 г.
ООО "Конаковский Жилфонд" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 1, 2, 3 Постановления от 10 июня 2011 г. N 459, Приказа от 21 декабря 2011 г. N 591 в части, обязывающей управляющие компании, открывшие в сети Интернет до даты вступления в силу Постановления от 10 июня 2011 г. N 459 свои официальные сайты, дополнительно раскрывать информацию о своей деятельности на втором сайте, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в лице Минрегиона России; пункта 18 Стандарта в части, предусматривающей сокращенный (двухдневный) срок дачи ответа по заявлениям в электронном виде.
В обоснование заявленных требований ООО "Конаковский Жилфонд" указало, что оспариваемыми нормативными положениями установлено обязательное опубликование информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", препятствует осуществлению заявителем предпринимательской деятельности и незаконно возлагает на него дополнительные расходы. Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, предоставленные частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, передав Минрегиону России полномочия утверждать регламент раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет. Установление разных сроков предоставления информации на основании запроса в электронном виде и по письменному запросу ставит управляющие компании в неравное положение.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ООО "Конаковский Жилфонд" Гуров В.И. уточнил заявленные требования, просил признать недействующими пункты 2, 3 Постановления от 10 июня 2011 г. N 459; пункт 1, первое предложение абзаца второго и абзац третий пункта 2 Изменений, Приказ от 21 декабря 2011 г. N 591 в части, обязывающей управляющие компании, открывшие в сети Интернет до даты вступления в силу Постановления от 10 июня 2011 г. N 459 свои официальные сайты, дополнительно раскрывать информацию о своей деятельности на сайте, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в лице Минрегиона России; пункта 18 Стандарта в части, предусматривающей сокращенный (двухдневный) срок дачи ответа по заявлениям в электронном виде.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2012 г. в удовлетворении заявления ООО "Конаковский Жилфонд" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Конаковский Жилфонд" просит указанное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. Полагает, что введение требования об обязательном размещении информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, приведет к необоснованным дополнительным расходам со стороны управляющей организации, которая ранее уже открыла в сети Интернет свой официальный сайт. Установление разных сроков предоставления информации на основании запроса в электронном виде и по письменному запросу не соответствует действующему законодательству, регулирующему сходные правоотношения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьями 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Вывод о законности оспариваемых нормативных правовых положений сделан судом исходя из компетенции правотворческого органа, их издавших, и содержания изложенных в них предписаний на основе надлежащего анализа норм законодательства, непосредственно регулирующего правоотношения в рассматриваемой сфере.
Так, в соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных данным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 названного Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение предписаний федерального законодательства Правительством Российской Федерации утвержден Стандарт, устанавливающий требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
Приказом от 21 декабря 2011 г. N 591, принятым на основании поручения Правительства Российской Федерации, содержащегося в пунктах 2, 3 Постановления от 10 июня 2011 г. N 459, регламентированы технические процедуры передачи организациями, управляющими многоквартирными домами, информации о своей деятельности на специальный сайт в сети Интернет.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Правительство Российской Федерации и Минрегион России при принятии Постановления от 10 июня 2011 г. N 459 и Приказа от 21 декабря 2011 г. N 591 действовали в рамках предоставленных им полномочий.
Изменения, внесенные в подпункт "а" пункта 5 и пункт 6 Стандарта, устанавливающие обязательность опубликования информации об управляющей организации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, не противоречат федеральному законодательству. Оспариваемые положения не противоречат какому-либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и непосредственно регулирующему рассматриваемые правоотношения.
Довод заявителя в апелляционной жалобе о возложении на него дополнительных расходов в связи с установлением обязанности опубликовывать информацию об управляющей организации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, судом первой инстанции проверялся и правильно был признан несостоятельным, поскольку размещение информации на указанных сайтах является безвозмездным. Создание собственного сайта управляющей организацией является ее правом, но не обязанностью.
Доводы апелляционной жалобы, которые по существу повторяют доводы первоначального заявления, были исследованы судом первой инстанции. При этом суд правильно исходил из того, что в настоящее время ни один федеральный закон или другой нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, непосредственно регулирующий рассматриваемые правоотношения, не содержит норм, определяющих состав информации, подлежащей раскрытию управляющими организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также порядок, способы и сроки ее раскрытия.
Довод заявителя о превышении Правительством Российской Федерации полномочий при даче Минрегиону России указанного в пунктах 2, 3 Постановления от 10 июня 2011 г. N 459 поручения суд первой инстанции правильно признал необоснованным, поскольку это поручение дано Правительством Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными ему статьей 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ и пунктом 46 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.
Установленный пунктом 18 Стандарта двухдневный срок дачи ответа на запрос в электронном виде также не противоречит федеральному законодательству, поскольку отсутствует какой-либо вышестоящий нормативный правовой акт, который бы устанавливал иные сроки.
Кроме того, как правильно отмечено в решении суда, ответ на запрос в электронном виде предполагает направление информации в объеме, предусмотренном пунктом 3 Стандарта, т.е. информации, имеющейся у управляющей организации в электронном виде. А в соответствии с пунктом 17 Стандарта в случае, если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
Ссылки в апелляционной жалобе на положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" не могут свидетельствовать о незаконности обжалованного решения суда, поскольку эти правовые акты непосредственно не регулируют рассматриваемые правоотношения и, соответственно, не устанавливают, в каком порядке и в какие сроки должна раскрываться (предоставляться) информация управляющими организациями.
Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в решении, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Конаковский Жилфонд" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)