Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2012 ПО ДЕЛУ N А13-5935/2012

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2012 г. по делу N А13-5935/2012


Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
при участии от Комитета по управлению имуществом города Череповца Пушкина Н.А. по доверенности от 07.09.2012 N 09-01-31/3062,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом города Череповца на решение Арбитражного суда Вологодской области от 7 августа 2012 года по делу N А13-5935/2012 (судья Зрелякова Л.В.),

установил:

Комитет по управлению имуществом города Череповца (ОГРН XXXXXXXXXXXXX; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к жилищно-строительному кооперативу N 12 (ОГРН XXXXXXXXXXXXX; далее - ЖСК N 12) о возложении обязанности демонтировать рекламную конструкцию: баннер "Одежда по низким ценам обувь, сумки, джинсы, футболки", расположенную на здании многоквартирного жилого дома по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, ул. Комсомольская, д. 41 (с учетом уточнения требования, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 7 августа 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Комитет с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Податель жалобы указывает, что баннер "Одежда по низким ценам обувь, сумки, джинсы, футболки" имеет исключительно рекламную информацию, направленную на привлечение неопределенного круга лиц к реализуемым магазином одежды, а также подчеркивает их преимущество перед другими участниками рынка. При этом данная рекламная конструкция не имеет маркировки и не содержит обязательной информации о рекламораспространителе, сведениях о регистрации в налоговом органе.
ЖСК N 12 надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил. В связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав представителей истца, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, 13 апреля 2012 года специалистами Комитета в ходе проверки выявлено, что на жилом доме, расположенном по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, ул. Комсомольская, д. 41, размещены рекламные конструкции, установленные с нарушением предусмотренного законодательством порядка.
Указанный жилой дом находится в управлении ЖСК N 12.
Комитет направил в адрес ответчика предписание от 13.04.2012 N 09-01-31-1/1587 о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций.
В настоящее время на здании, расположенном по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, ул. Комсомольская, д. 41, без получения разрешения на установку рекламных конструкций размещен баннер "Одежда по низким ценам. Обувь, сумки, джинсы, футболки", что подтверждается актом от 04.05.2012.
Ссылаясь на то, что данная конструкция является рекламной и размещена без соответствующего разрешения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, ссылается на то, что указанная на вывеске информация не является рекламой, помимо этого она содержит сведения, подлежащие размещению на вывеске, а именно о режиме работы магазина одежды, и размещается непосредственно у входа в нежилое помещение с целью информирования о фактическом местонахождении магазина одежды и обозначения места входа в данное помещение.
Апелляционная инстанция считает принятое решение подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального права.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Необходимым условием установки рекламной конструкции является разрешение, выдаваемое органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Закона о рекламе).
Порядок размещения рекламных конструкций на территории города Череповца определен в Положении об установке рекламных конструкций на территории города Череповца, утвержденном решением Череповецкой городской Думы от 24.06.2008 N 80.
В соответствии с пунктом 3.9 Положения о Комитете данный муниципальный орган наделен полномочиями по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций и по осуществлению иных функций в области наружной рекламы.
В силу части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Согласно части 22 статьи 19 Закона о рекламе при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции. В случае принятия судом или арбитражным судом решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца такого недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить ему разумные расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Ответчик, осуществляя управление многоквартирным домом в интересах граждан, юридических лиц - собственников жилых и нежилых помещений и владея информацией о том, что рекламные конструкции размещены на общем имуществе в отсутствие соответствующих разрешений органов местного самоуправления, в целях исполнения своих обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома был обязан принять меры к недопущению нарушения положений Закона о рекламе.
В силу статьи 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу пункта 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе настоящий Федеральный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
В информационном письме от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что размещение юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске только в месте его нахождения не является рекламой, назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.
Согласно пункту 15 указанного информационного письма вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что баннер "Одежда по низким ценам. Обувь, сумки, джинсы, футболки" является рекламной конструкцией, размещение которой регулируется нормами Федерального закона "О рекламе", поскольку содержание данных баннеров с очевидностью свидетельствует о рекламировании условий приобретения реализуемых товаров (пункты 1 - 3 статьи 3 Закона о рекламе). Содержащиеся на баннере надписи носят не только информационный характер, но и способны сформировать предпочтительный интерес приобрести товары по низким ценам именно в этом магазине, в связи с чем квалифицируются как элемент рекламы.
Отсутствие разрешения на установку баннера "Одежда по низким ценам. Обувь, сумки, джинсы, футболки" установлено судом первой инстанции, возражений от ответчика не поступило, в связи с чем суд апелляционной инстанции на основании статьи 19 Закона о рекламе считает требования истца демонтировать данную рекламную конструкцию обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования истца удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по иску и за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 6000 руб. относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 7 августа 2012 года по делу N А13-5935/2012 отменить.
Обязать жилищно-строительный кооператив N 12 демонтировать рекламную конструкцию: баннер "Одежда по низким ценам. Обувь, сумки, джинсы, футболки", расположенную на здании многоквартирного жилого дома по адресу: Вологодская область, город Череповец, улица Комсомольская, дом 41, в течение месяца со дня вынесения настоящего постановления.
Взыскать с жилищно-строительного кооператива N 12 в доход федерального бюджета 6000 рублей государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Председательствующий
Е.В.НОСАЧ
Судьи
А.В.РОМАНОВА
А.Н.ШАДРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)