Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 12.05.2011 N 5830

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 мая 2011 г. N 5830


Судья: Андреева О.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Корсаковой Н.П.
судей Антоневич Н.Я. и Ильинской Л.В.
при секретаре К.
с участием прокурора Кузьминой И.Д.
рассмотрела в судебном заседании 12 мая 2011 года дело N 2-2538/11 по кассационному представлению на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 марта 2011 года по иску прокурора Калининского района Санкт-Петербурга в защиту интересов С.Т. к ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района" о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление и об обязании произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 года корректировку платы за отопление.
Заслушав доклад судьи Корсаковой Н.П., объяснения представителя ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района" Е. и С.В., заключение прокурора Кузьминой И.Д., поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:

С.Т. является собственником квартиры <...>.
В декабре 2010 года в результате проведенной корректировки размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в домах, обслуживаемых ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района", С.Т. дополнительно начислена плата за отопление в размере 788 руб. 94 коп.
Прокурор Калининского района Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту интересов С.Т., <...> года рождения, к ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района" о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление и об обязании произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 года корректировку платы за отопление, в обоснование своих требований указав, что произведенная корректировка платы противоречит нормам действующего законодательства.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационном представлении поставлен вопрос о признании решения суда незаконным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы кассационного представления, таких оснований не находит.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ 23.05.2006 года Правительством РФ издано Постановление N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
В соответствии с п. 1 и п. 2 Правил, данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.
Из материалов дела следует, что ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района" является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор Калининского района указывает, что корректировка размера платы за отопление в отношении жильцов дома <...> является незаконной ввиду отсутствия общедомового прибора учета теплоснабжения.
Нормы п. 2 ст. 2 ФЗ РФ N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" предусматривают, что ввод в эксплуатацию средства измерений - документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.
Согласно "Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя" (утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 года N Вк-4936), приборами учета являются приборы, которые выполняют одну или несколько функций: измерение, накопление, хранение, отображение информации о количестве тепловой энергии, массе (или объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы самих приборов.
В соответствии с п. 1.1 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя", требования данных Правил распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя.
Пунктом 1.3 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" предусмотрено, что расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя (юридическое или физическое лицо, которому принадлежат теплопотребляющие установки, присоединенные к системе теплоснабжения энергоснабжающей организацией) и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями данных Правил.
Разделом 7 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" регулируются правоотношения по допуску в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя. Пунктом 7.1 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" предусмотрено, что допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт (Приложение 4 - Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя). Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
Пунктом 7.7 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" предусмотрено, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт (Приложение 5 - Акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя).
Из представленных ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района" документов следует, что 13.05.2009 года ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - ОАО "ТГК-1) утвержден Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителей по адресу: <...> по установленной форме (л.д. 30).
12.10.2009 года ОАО "ТГК-1" утвержден Акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителей по адресу: <...> (л.д. 139 - 140).
Возражая против заявленных требований, представитель ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района" Е. указывала, что установка и обслуживание узла учета тепловой энергии по <...> осуществляются ОАО "Сити-Сервис" на основании заключенного договора с ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района", при подписании Актов допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии сотрудники ОАО "Сити-Сервис" действуют в рамках предоставленных им полномочий от ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района", сотрудники ОАО "Сити-Сервис" в соответствии с п. 9.5 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" снимают показания приборов узла учета потребителя ежесуточно, в одно и то же время и ежемесячно такие показания по модему направляются в энергоснабжающую организацию, которая именно по данным показаниям и выставляет счета на оплату израсходованной тепловой энергии ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района".
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются представленными ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района" ежемесячными (посуточными) отчетами о теплопотреблении за спорный период времени (за отопительный сезон 2009 - 2010 годов) и счетами-фактурами (л.д. 167 - 182).
Суд обоснованно не принял во внимание доводы прокурора о том, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие принятие узла учета тепловой энергии ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района", поскольку действующим законодательством не предусмотрена процедура принятия такого узла в определенной форме.
Суд установил, что узел учета тепловой энергии в д. <...> установлен и допущен к эксплуатации в соответствии с условиями договора теплоснабжения, заключенного между ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1" и ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района", расчеты производятся по установленным тарифам, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с нормами ФЗ от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса. Тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, в связи с чем плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке.
Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга издаются соответствующие распоряжения об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на конкретный год. Данный тариф устанавливается за единицу измерения тепловой энергии - 1 гигакалория (Гкал).
Из представленных ежемесячных (посуточных) отчетов о теплопотреблении за спорный период времени (за отопительный сезон 2009 - 2010 годов) следует количество потребленной теплоэнергии по д. <...> в гигакалориях и именно данные показания израсходованной теплоэнергии указаны в счетах-фактурах, умноженные на соответствующий тариф по тепловой энергии (л.д. 167 - 182).
Кроме того, пунктом 4.4 договора, заключенного между ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1" и ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района", установлено, что при наличии у абонента приборов учета, допущенных в эксплуатацию энергоснабжающей организацией, абонент ежемесячно, не позднее первого числа месяца следующего за отчетным, представляет в энергоснабжающую организацию отчет о фактическом потреблении.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" установлено, что начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 гр. C, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 гр. C в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.
Подпунктом "б" пункта 21 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам и указано, что при этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам.
Подпунктом 3 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам предусмотрена следующая формула для проведения корректировки:

S
i
Р = Р x ---- - Р , (8)
o2.i k.пр S fn.i
D

где:
P - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний
k.пр
коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме
(руб.);
S - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в
i
- многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- S - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- D
Р - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного
fn.i
дома за прошедший год (руб.).
Из материалов дела следует, что размер оплаты за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в д. <...> по ул. <...> за отопительный сезон (с октября 2009 года по сентябрь 2010 года включительно) составил 631079 руб. 62 коп., что подтверждается выставленными счетами-фактурами за указанный период времени (л.д. 167 - 182).
Общая площадь всех помещений в многоквартирном доме <...> согласно техническому паспорту на дом составляет 2511,46 кв. м (л.д. 44).
Общая площадь квартиры <...> составляет 43,13 кв. м.
С.Т. за период с октября 2009 года по сентябрь 2010 года включительно было оплачено за отопление 9536 руб. 60 коп. (л.д. 22, л.д. 24 - 25).
Таким образом, суд, проверяя согласно вышеуказанной формуле расчет корректировки платы за отопление по квартире <...>, обоснованно признал, что он составил: 631079 руб. 62 коп. x 54,70 / 2511,46 - 9536,6 = 4208 руб. 41 коп., и признал, что фактически С.Т. в квитанцию за декабрь 2010 года была включена корректировка оплаты за отопление по итогам отопительного сезона октябрь 2009 года - май 2010 года лишь на сумму 788 руб. 94 коп., что связано с установленным предельным максимальным индексом изменения платы граждан за коммунальные услуги при неизменных наборе и объеме оказываемых услуг.
Произведенные ответчиком расчеты по корректировке оплаты за тепловую энергию судом проверены и прокурором не оспаривались.
Позиция суда первой инстанции не противоречит выводам, изложенным в Решении Верховного Суда РФ от 12.01.2011 года по делу N ГКПИ10-1499 по заявлению Щ. о признании недействующими подпункта 3 пункта 2, подпунктов 3 и 5 пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
Разрешая спор, Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Правительством Российской Федерации в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, опубликованы для всеобщего сведения в Собрании законодательства Российской Федерации, 2006, N 23.
Согласно Правилам, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета размер платы за отопление при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета в жилом помещении и в жилом помещении, оборудованном приборами учета, определяется по формуле 7 (подпункт 2 пункта 2, подпункт 2 пункта 3). Из анализа составляющих этой формулы, изложенной в подпункте 2 пункта 2 Правил, следует, что расчет размера платы производится исходя из среднемесячного объема потребленной тепловой энергии за предыдущий год (Гкал/кв. м), а не по нормативам потребления и не по текущим показаниям приборов учета.
Следовательно, по окончании определенного периода (квартала или года) размер платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за предыдущий год, требует приведения в соответствие с данными приборов учета в текущем году и соответствующего увеличения либо уменьшения в зависимости от фактического объема потребленной тепловой энергии.
Подпункт 3 пункта 2, подпункты 3 и 5 пункта 3 Правил, оспариваемые заявителем, предусматривают периодическую корректировку исполнителем платы по изложенным в них формулам 8, 10, 11. Из содержания всех этих формул следует, что при расчете применяются показатели размера платы, определенного исходя из тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации, показаний коллективных (общедомовых) приборов учета и показаний индивидуальных (общих (квартирных)) приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления. Такой расчет позволяет определить разницу между размером платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии, и размером платы, исчисленной по показаниям индивидуальных приборов учета или нормативам потребления, и осуществить соответствующую корректировку в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от полученных данных приборов учета.
Расчет размера платы производится на основе утвержденного тарифа на тепловую энергию, в связи с чем довод заявителя о получении в результате корректировки сверхдоходов монополистами в сфере жилищно-коммунального хозяйства не соответствует действительности.
Необоснованным было признано и утверждение о том, что оспариваемыми нормативными положениями на добросовестных плательщиков возлагается обязанность по оплате долгов лиц, не оплативших коммунальные услуги. Размер задолженности указанных лиц не входит в состав показателей, учитываемых в соответствии с утвержденными формулами при корректировке размера платы за отопление.
Лишенной правовых оснований была признана и ссылка заявителя на включение в состав платы сверхнормативных потерь коммунальных ресурсов по вине их поставщиков, то есть ресурсоснабжающих организаций.
Верховный Суд РФ в своем решении указал, что границей эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающих организаций, в том числе за сверхнормативные потери, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491).
При корректировке же размера платы учитываются коммунальные услуги, фактически поставленные в многоквартирный дом согласно приборам учета, как это и предусмотрено статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанные выводы Верховный Суд в своем решении подтвердил, вступившим в законную силу Решением Верховного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 года N ГКПИ-1770, которым подтверждена законность подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, которыми предусмотрено проведение периодической корректировки платы за коммунальные услуги, указав, что правовая позиция, выраженная в этом решении, в полной мере распространяется на аналогичные отношения, регулируемые оспариваемыми по настоящему делу нормами Правил.
Правила утверждены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, правовые нормы, предусматривающие периодическую корректировку платы за отопление, не противоречат федеральному закону, прав и законных интересов заявителя не нарушают.
Разрешая спор по настоящему делу, суд обоснованно сослался на положения ст. 544 ГК РФ, в силу которой оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, пришел к верному суждению о том, что в нормативном регулировании последовательно закрепляется необходимость определения размера платы за коммунальные услуги, исходя из их фактического потребления, и признал не имеющими правового значения по делу доводы прокурора о том, что в период с мая по октябрь гражданам начислялись платежи по отоплению.
Выводы суда первой инстанции правильно основаны на том, что деятельность по отоплению помещений носит комплексный характер и включает в себя не только фактическое поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, установленной нормативами температуры воздуха, но и подготовку систем отопления к отопительному сезону, консервацию их после его окончания; планирование и управление в области отопительного хозяйства.
Таким образом, потребители оплачивают не фактически полученные каждым из них единицы теплоносителя, а оказанную в целом услугу по отоплению в течение всего календарного года.
Определение нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с разделом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" производится по определенной формуле, из содержания которой не следует, что граждане обязаны платить за отопление только в течение отопительного сезона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, согласно которым нормативы потребления коммунальных услуг определяются по формулам, предусмотренным разделом 2 приложения к указанным Правилам. При этом норматив отопления для жилых помещений многоквартирных домов, как оборудованных приборами учета тепловой энергии, так и не оборудованных приборами учета, рассчитывается исходя из периода, равного 12 месяцам.
Правомерно отклонены в решении суда доводы прокурора о том, что размер произведенной корректировки возможно не соответствует установленным нормативам, в частности, превышает максимальный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги, поскольку предметом данного спора являлись требования прокурора о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление и об обязании произвести перерасчет путем исключения из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 года корректировку платы за отопление, предъявленные по основаниям отсутствия в д. <...> узла учета тепловой энергии, тогда как вышеуказанные доводы сводятся к несогласию с размером корректировки при наличии такого узла, в связи с чем прокурор не лишен права предъявить самостоятельные требования, касающиеся размера корректировки.
Не имеет значение и то обстоятельство, что граждане - жильцы конкретного дома не обладают информацией об установке в их доме прибора учета тепловой энергии, поскольку услуги по отоплению предоставляются всем жителям дома и расход тепловой энергии зависит от температуры наружного воздуха.
Довод прокурора о том, что в предыдущие отопительные сезоны температура наружного воздуха была выше нормы, однако обслуживающая организация не делала корректировки платы за отопление в сторону уменьшения, предметом спора не являлся и правомерно был отклонен судом.
В решении суда изложены обстоятельства дела, дана оценка доказательствам, применен закон, подлежащий применению, и сделан обоснованный вывод об отказе в удовлетворении исковых требований.
Кассационное представление не содержит убедительных правовых доводов, в силу которых решение суда может быть признано незаконным и необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Калининского районного суда от 30 марта 2011 года оставить без изменения, кассационное представление без удовлетворения.

















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)