Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 12 апреля 2010 г.
Решение изготовлено в полном объеме 19 апреля 2010 г.
*** Судьи Т.И. Махлаевой
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Близкий"
к ответчику: правительству Москвы
3-и лица: ООО "Кристина П"; Департамент земельных ресурсов г. Москвы
о признании недействительными распоряжений от 01.06.2005 г. N 950-РП, от 19.10.2007 г. N 2332-РП, от 04.06.2009 г. N 1153-РП в части
в заседании приняли участие:
от заявителя: Барсукова И.С. - дов. N б/н. от 10.03.2009 г.; Абрамова Е.В. - председатель ЖСК протокол N 8 от 30.04.2008 г.
от ответчика: Юраков В.А. - дов. N 4-47-1454/0 от 15.01.2010 г.
от 3-х лиц: от ООО "Кристина П" - Кузьмина И.Ю. - дов. N б/н. от 01.02.2010 г.
от Департамента земельных ресурсов г. Москвы - Лабышева О.В. - дов. N 33-И-3077/9 от 29.12.2009 г.
установил:
Жилищно-строительного кооператива "Близкий" (далее - ЖСК "Близкий") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать недействительным распоряжения правительства Москвы от 01.06.2005 N 950-РП и от 19.10.2007 N 2332-РП в части предоставления земельного участка ООО "Кристина П" под строительство торгового комплекса площадью 7 220 кв. м и площадью 7 424 кв. м соответственно и от 04.06.2009 г. N 1153-РП в части предоставления ООО "Кристина П" земельного участка под строительство торгово-развлекательного центра площадью 0.7424 га, которые включают в себя часть земельных участков придомовой территории домов ЖСК "Близкий" по ул. Снежная, д. 27, корп. 1 - 1861 кв. м по ул. Снежная, д. 25 - 524 кв. м; обязать правительство Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов жилищно-строительного кооператива "Близкий".
В судебном заседании 12.04.2010 г. судом, в соответствии со ст. 49 АПК РФ, были приняты к рассмотрению уточненные исковые требования, согласно которых ЖСК "Близкий" просит арбитражный суд признать недействительным распоряжения правительства Москвы от 01.06.2005 г. N 950-РП о проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации торгового комплекса по адресу: ул. Снежная, вл. 27А, Б, Г (СВАО города Москвы) и от 04.06.2009 г. N 1153-РП об утверждении акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства торгово-развлекательного центра по адресу: ул. Снежная, вл. 27А, Б, Г (у станции метро "Свиблово") и внесении изменений и дополнений в распоряжение правительства Москвы от 01.06.2005 г. N 950-РП в полном объеме.
В обоснование заявленных требований, ЖСК "Близкий" ссылается на то, что оспариваемые распоряжения нарушают имущественные права заявителя, так как придомовая территория ЖСК является общей долевой собственностью собственников помещений домов заявителя. Нарушены юридические права заявителя на постановку на кадастровый учет земельных участков, в соответствии требованиям действующего законодательства.
В соответствии ст. 88 ЗК РСФСР 1970 г., одновременно с передачей зданий для эксплуатации, на основании Актов государственной приемки 1987 года, заявителю были переданы в бессрочное пользование земельные участки. Размеры и условия пользования участков были предоставлены в соответствии ст. 90 ЗК РСФСР 1970 г. Размеры и границы участков зарегистрированы в установленном на 1987 год порядке - в ТБТИ. Согласно ст. 36 ЗК РФ и ст. 36 ЖК РФ, земельные участки, на которых расположены дома, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений (домовладельцам).
Заявитель также ссылается на то, что решение на строительство торгового комплекса на придомовой территории собственники ЖСК "Близкий" не принимали. Уведомления от органов исполнительной власти о строительстве торгового комплекса на части придомовой территории домов 27, корп. 1 и 25 по ул. Снежная управляющая организация ЖСК "Близкий" не получала.
Спорным участком Заявитель пользуется со дня постройки (1987 год) до настоящего времени и эксплуатирует в целях, предназначенных для жителей данных домов, в том числе - выгул собак. Спорный участок является газоном, на котором расположены многолетние крупные деревья, в том числе ценных пород, обязательное сохранение которых указано в п. 2 решения Мосгорисполкома N 87 от 17.01.1984 г., с единственным тротуаром из двора указанных домов, а также с единственным заездом во двор. Передачей спорного участка третьему лицу, ответчик лишает жителей домов возможности свободного проезда и прохода во двор и к подъездам домов. На спорном участке нет имущества третьих лиц.
Заявитель не знал и не мог узнать о нарушении своих прав ранее получения решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, которым Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Москве уведомило Заявителя о пересечении границ с земельным участком с кадастровым номером 77:02:0014011:170 ООО "Кристина П".
ЖСК "Близкий" организован решением Бабушкинского районного Совета народных депутатов N 1535 от 02.04.1986 г., является некоммерческой организацией (п. 5 гл. 4 ГК РФ) и действует на основании Устава. На основании ст. 1.8 Устава, кооператив вправе представлять интересы членов Кооператива в государственных органах и органах местного самоуправления, выступать истцом, ответчиком, третьим лицом в суде, арбитражном суде. В соответствии со ст. 3.1 Устава Целью Кооператива является эксплуатация и управление общим имуществом, сохранение и приращение общего имущества. Согласно ст. 7.1.19 п. 3 Устава, Кооператив имеет право получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельные участки (аналогичные нормы закреплены ст. 129 п. 2 и ст. 137 п. 2, 3 Жилищного кодекса РФ).
Жилые многоквартирные дома, принадлежащие ЖСК "Близкий", с момента приемки их в эксплуатацию, находились и находятся в управлении ЖСК "Близкий". Члены ЖСК "Близкий" оплатили разработку ИРД, проектирование, согласование, строительство своих домов и общеквартальные затраты по строительству коммуникаций и по благоустройству участка в размере 493 450 руб. в ценах 1986 г. Согласно справкам-извещениям N 188-И и N 189-И от 01.07.1987 г., жилые дома с инженерными коммуникациями и благоустройством переданы на баланс ЖСК.
Объектом технического учета является домовладение, что подтверждается техническими паспортами на домовладение от 08.09.1987 г. и от 13.11.1987 г., изготовленными БТИ Бабушкинского райисполкома по заказу кооператива в соответствии с п. 13 типового договора между ЖСК и Управлением капитального строительства N 5 Главного управления капитального строительства Мосгорисполкома. Неотъемлемыми приложениями к паспортам на домовладение являются планы участков домов 25 и 27 корп. 1 изготовленные ТБТИ. Таким образом, в 1987 году земельный участок ЖСК "Близкий" был сформирован, поставлен на кадастровый учет, в соответствии с действующим на тот момент законодательством.
Собственником жилых помещений многоквартирных домов с 1987 г. являлся ЖСК "Близкий" (постановление Совета Министров РСФСР от 26.11.1982 г., Закона СССР "О кооперации" 26.05.1988 г. N 8998-Х1).
Порядок перехода земельного участка многоквартирного жилого дома в общую долевую собственность собственников помещений предусмотрен статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В соответствии п. 3 Постановления от 23 июля 2009 г. N 64 Пленума ВАС РФ, право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Земельный участок, отведенный решением N 87 от 17.01.1984 Исполком Моссовета, зарегистрирован в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20.02.2008 г. N 35, как ранее учтенный объект недвижимости. Ему присвоен кадастровый номер 77:02:0014011:1000.
Проектом разделения квартала N 02.13.049.2003 (стр. 7 проекта) установлено, что спорный участок принадлежит жилому дому 27 корп. 1 по ул. Снежной, входит в группу жилых домов квартала жилой зоны и расположен на территории города с размером межмагистральных территорий более 1000 га. В границы жилого квартала входит территория общего пользования квартала, превышающая нормативно необходимую площадь в 8 раз (стр. 8, 9 проекта). Минимальная нормативно необходимая площадь участка дома 27 корп. 1 составляет 13683 кв. м (стр. 12 проекта), то есть фактическая площадь участка вышеуказанного дома (9364 кв. м) уже меньше минимально необходимой на 4319 кв. м. Выделить территории большего размера не представляется возможным из-за планировочных ограничений (стр. 9 проекта). Распоряжением от 01.06.2005 N 950-РП правительство Москвы увеличило нарушение минимально нормативно необходимой площади жилого дома еще на 1861 кв. м.
Согласно п. 5.14 МГСН 1.01-99, участки домов 25 и 27 корп. 1 входят в группу жилой застройки - территорию размером, как правило, до 8 га с населением 5 - 8 тыс. человек обеспеченных объектами приближенного обслуживания в пределах своей территории, а объектами повседневного и периодического обслуживания (табл. 8.1, 8.2) - в пределах нормативной доступности. Территория группы жилой застройки согласно п. 5.15 включает участки жилой застройки и территории общего пользования группы: озелененные территории (сквер, бульвар), участки детских садов, объектов приближенного обслуживания, гаражей-стоянок, проезды и автостоянки. Возможность размещения торговых комплексов или торгово-развлекательных центров на участках жилой застройки не предусмотрена.
Согласно п. 3 ст. 1 Закона г. Москвы от 14.05.2003 г. N 27 "О землепользовании и застройке в г. Москве", использование земель Москвы должно осуществляться при условии соблюдения прав и законных интересов населения города Москвы. Распоряжение N 950-РП от 01.06.2005 г., по мнению заявителя, нарушило эти права. Согласно п. 2 ст. 14 Закона г. Москвы от 14.05.2003 г. N 27, земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, могут быть предоставлены в аренду физическим и юридическим лицам в соответствии с настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения требований и ограничений к использованию этих земельных участков. Разрешенное использования данного участка - строительство жилых домов.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона г. Москвы от 14.05.2003 г. N 27, договор аренды земельного участка заключается с победителем торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора аренды в соответствии с условиями этих торгов.
Как указывает заявитель, выпуском распоряжения от 04.06.2009 г. N 1153-РП правительством Москвы фактически принято решение о развитие застроенной территории в нарушение ч. 3 ст. 46.1 ГрК РФ, согласно которой, решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены: многоквартирные дома, признанные в установленном правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления. Ни одного дома, удовлетворяющего требования данной статьи, на территории квартала нет.
Выпуском распоряжения от 04.06.2009 г. N 1153-РП, по мнению заявителя, правительством Москвы фактически было принято решение о развитии застроенной территории в нарушение ч. 1 ст. 44 Закона г. Москвы от 25.06.2008 г. N 28, согласно которой, не подлежащими реорганизации жилыми территориями являются застроенные территории кварталов и функционально-планировочных образований (жилых групп, жилых микрорайонов) жилого назначения за исключением указанных территорий, подлежащих в соответствии с Генеральным планом города Москвы реорганизации, в том числе путем сноса в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации многоквартирных жилых домов, признанных в установленном правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, а также многоквартирных жилых домов, подлежащих сносу, реконструкции на основании адресных городских программ.
По утверждению заявителя, распоряжением от 04.06.2009 N 1153-РП нарушено постановление правительства Москвы N 714-ПП от 21.08.2007 г.
Распоряжения 01.06.2005 г. N 950-РП и от 04.06.2009 г. N 1153-РП выпущены в нарушение ст. 18 Конституции РФ, поскольку противоречат смыслу, содержанию и применению законов, определенных непосредственно действующими правами граждан. Нарушено право возможности каждому ознакомления с документами, затрагивающими его права согласно ст. 24 Конституции РФ, поскольку выпущены без проведения установленных законом общественных слушаний. Нарушено право частной собственности согласно ст. 35 Конституции РФ, поскольку произведено отчуждение совместного имущества без решения суда и без предварительного и равноценного возмещения. Нарушено право частной собственности на землю согласно ст. 36 Конституции РФ, поскольку нарушены условия и порядок пользования землей определенными на основе федеральных законов.
Распоряжение правительства Москвы от 01.06.2005 г. N 950-РП выпущено, как указывает заявитель, в нарушение действовавших на тот момент ст. ст. 1, 2, 3, 4, 26 Закона г. Москвы от 09.12.1998 N 28 "О градостроительном зонировании территории города Москвы"; ст. ст. 1.1, 1.2, 5.1, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 5.12, 5.14, 5.15, 5.16, 5.17, 5.18 МГСН 1.01-99 "Нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы"; п. 4 гл. 1 "Положения о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве" утвержденного распоряжением мэра Москвы от 11.04.2000 г. N 378-РМ; ст. ст. 1, 14 Закона г. Москвы от 14.05.2003 N 27 "О землепользовании и застройке в г. Москве"; ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; ч. ч. 2, 3 ст. 35, ч. ч. 1, 3, 4, 6 ст. 37, ч. ч. 2 - 9 ст. 39, ст. 46 ГрК РФ; Проекта "Разделения жилого квартала ограниченного Игарским проездом, Снежной ул., проездом Русанова, промышленной зоной на участки зданий и сооружений" N 02.13.049.2003 разработанного ГУП ГлавАПУ Москвы по заказу Московского земельного комитета; ст. ст. 18, 24, 35, 36 Конституции РФ.
По утверждению заявителя, поскольку распоряжение правительства Москвы от 01.06.2005 г. N 950-РП выпущено в нарушении законов РФ и г. Москвы в части наложения площади на спорный участок в размере 2385 кв. м, а распоряжение от 19.10.2007 г. N 2332-РП связано с ним площадью, включающей спорный участок, то и нарушения законодательства в этой части, описанные выше также относятся к распоряжению от 19.10.2007 N 2332-РП.
Таким образом, распоряжение правительства Москвы от 04.06.2009 г. N 1153-РП выпущено в нарушение действовавших на тот момент ст. ст. 1.1, 1.2, 5.1, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 5.12, 5.14, 5.15, 5.16, 5.17, 5.18 МГСН 1.01-99; ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; п. п. 1, 2 Постановления правительства Москвы N 714-ПП от 21.08.2007 "О мерах по упорядочению размещения отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях в г. Москве"; ст. 35, ч. ч. 1, 3, 4, 6 ст. 37, ч. ч. 2 - 9 ст. 39, ст. 46.1 ГрК РФ; ст. ст. 44, 66, 67, 68 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы"; Проекта "Разделения жилого квартала ограниченного Игарским проездом, Снежной ул., проездом Русанова, промышленной зоной на участки зданий и сооружений" N 02.13.049.2003 разработанного ГУП ГлавАПУ Москвы по заказу Московского земельного комитета; ст. ст. 18, 24, 35, 36 Конституции РФ.
Правительство Москвы по заявлению возражает, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемых распоряжений.
Ответчиком заявлено о пропуске заявителем срока подачи заявления в арбитражный суд, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Департамент земельных ресурсов г. Москвы (далее - ДЗР г. Москвы) по заявлению возражает, поддерживает правовую позицию правительства Москвы, указывает на отсутствие нарушения оспариваемыми распоряжениями законных прав и интересов ЖСК "Близкий".
ООО "Кристина П" по заявлению возражает, ссылаясь на неправомерность требований ЖСК.
Выслушав представителей сторон, 3-х лиц, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В судебном заседании 12.04.2010 г. установлено, что ЖСК "Близкий" об оспариваемых актах стало известно осенью 2009 года (сентябрь - октябрь). Месяц заявитель точно не помнит.
Ответчиком не представлены суду доказательства направления в адрес ЖСК копий распоряжений правительства Москвы N 950-РП от 01.06.2005 г. и N 1153-РП от 04.06.2009 г. и иных доказательств, свидетельствующих о пропуске заявителем срока на подачу заявления в арбитражный суд, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, в связи с чем, судом признано, что требования ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявитель не нарушал.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из представленных сторонами материалов, 01.06.2005 г. правительством Москвы было принято распоряжение N 950-РП, которым ООО "Кристина П" разрешено проектирование, строительство в 2005 - 2006 гг. и дальнейшую эксплуатацию торгового комплекса общей предельной площадью 5300 кв. м, в том числе торговая площадь 1479 кв. м, включая 259 кв. м под организацию предприятий общественного питания с подсобными помещениями, с организацией гостевой автостоянки в соответствии с нормативами в составе проектной документации на земельном участке площадью 7220 кв. м по адресу: ул. Снежная, вл. 27 А, Б, Г (у станции метро "Свиблово").
Распоряжением правительства Москвы N 1153-РП от 04.06.2009 г. предписано утвердить акт разрешенного использования: участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства торгово-развлекательного центра от 21 августа 2008 г. N А-6191/03 по адресу: ул. Снежная, вл. 27А, Б, Г (у станции метро "Свиблово") со следующими допустимыми технико-экономическими показателями: общая площадь объекта 18524 кв. м (11871 кв. м - наземная площадь, 6653 кв. м - подземная площадь), показатели нормативного обеспечения местами хранения автотранспорта - 184 машиноместа на земельном участке площадью 0,74 га для предъявления в сроки, предусмотренные постановлением правительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N 801-ПП, для проведения экспертизы проектной документации и после ее проведения для получения разрешения на строительство, реконструкцию и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (приложение - не приводится). Внести следующие изменения в распоряжение правительства Москвы от 1 июня 2005 г. N 950-РП "О проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации торгового комплекса по адресу: ул. Снежная, вл. 27А, Б, Г (Северо-Восточный административный округ города Москвы)" (в редакции распоряжения правительства Москвы от 19 октября 2007 г. N 2332-РП). Разрешить ООО "КРИСТИНА П" проектирование и строительство в 2005 - 2010 гг. и дальнейшую эксплуатацию торгово-развлекательного центра по адресу: ул. Снежная, вл. 27А, Б, Г (у станции метро "Свиблово") общей площадью объекта 18524 кв. м (11871 кв. м - наземная площадь, 6653 кв. м - подземная площадь) с показателями нормативного обеспечения местами хранения автотранспорта - 184 машиноместа на земельном участке площадью 0,7424 га.
Судом установлено, что оспариваемые распоряжения приняты правительством Москвы в пределах представленной ответчику Законом г. Москвы N 5 от 26.02.1997 г., Законом г. Москвы N 65 от 20.12.2006 г. компетенции.
Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий юридических лиц, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Распоряжение от 01.06.2005 года N 950-РП "О проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации торгового комплекса по адресу: ул. Снежная, вл. 27 "А", "Б", "Г" (Северо-Восточный административный округ г. Москвы)", издано правительством Москвы в соответствии со ст. ст. 29, 32 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент издания распоряжения), ст. ст. 4, 14, 28 Закона г. Москвы от 14.05.2003 года "О землепользовании и застройке в г. Москве", ст. ст. 5, 11 Закона г. Москвы от 09.12.1998 года N 29 "О торговой деятельности в г. Москве", а также на основании решения Окружной комиссии по имущественно-земельным отношениям и градостроительному регулированию Северо-Восточного административного округа г. Москвы (протокол от 24.06.2004 года N 23-2) и договора долгосрочной аренды земельного участка от 10.09.2004 года N М-02-022812, заключенным между ООО "Кристина П" (арендатор) и Московским земельным комитетом (арендодатель).
Статьей 290 ГК РФ, пунктом 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, законодатель установил, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, на котором расположен такой дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме для собственников помещений в этом доме, в том числе на земельные участки, осуществляется по правилам, установленным ст. 37 ЖК РФ, а именно: доля собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома пропорциональна размеру общей площади помещения, находящейся у собственника.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ, право собственности на недвижимые вещи, в том числе их возникновение, подлежит государственной регистрации в едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Поскольку приведенными нормами законодателем установлено и выделение доли для собственников помещений в многоквартирном доме из общей долевой собственности, в том числе и из земельного участка, пропорционально размеру общей площади помещения, находящегося на праве собственности у лица, и государственную регистрацию права этого лица на выделенную, определенную, долю в общей долевой собственности в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то заявитель по делу - ЖСК "Близкий", должен был представить суду доказательства, подтверждающие зарегистрированные права, его или права его доверителей, на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома и на земельные участки, прилегающие к этим домам, что кооперативом не сделано.
Статьей 13 ГК РФ установлено, что ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица может быть признан судом недействительным.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
ЖСК "Близкий" не представил суду достоверных доказательств нарушения законных прав и интересов ЖСК, доказательств принадлежности земельного участка, переданного ООО "Кристина П", на праве собственности ЖСК "Близкий".
Доводы, изложенные в заявлении носят предположительный характер, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, признаются судом неправомерными.
С учетом изложенного, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Расходы по государственной пошлине возлагаются на заявителя согласно ст. 110 АПК РФ.
На основании ст. ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст. ст. 64, 65, 66, 68, 69, 71, 167 - 170, 176, 198 АПК РФ, суд
решил:
Отказать ЖСК "Близкий" в удовлетворении заявления о признании недействительными распоряжений правительства Москвы от 01.06.2005 г. N 950-РП о проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации торгового комплекса по адресу: ул. Снежная. вл. 27А, Б, Г (СВАО города Москвы) и от 04.06.2009 г. N 1153-РП об утверждении акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства торгово-развлекательного центра по адресу: ул. Снежная, вл. 27А, Б, Г (у станции метро "Свиблово") и внесении изменений и дополнений в распоряжение правительства Москвы от 01.06.2005 г. N 950-РП в полном объеме.
Проверено на соответствие Гражданскому кодексу РФ.
Расходы по государственной пошлине возложить на заявителя.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья
Т.И.МАХЛАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 19.04.2010 ПО ДЕЛУ N А40-142173/09-79-935
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2010 г. по делу N А40-142173/09-79-935
Резолютивная часть объявлена 12 апреля 2010 г.
Решение изготовлено в полном объеме 19 апреля 2010 г.
*** Судьи Т.И. Махлаевой
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Близкий"
к ответчику: правительству Москвы
3-и лица: ООО "Кристина П"; Департамент земельных ресурсов г. Москвы
о признании недействительными распоряжений от 01.06.2005 г. N 950-РП, от 19.10.2007 г. N 2332-РП, от 04.06.2009 г. N 1153-РП в части
в заседании приняли участие:
от заявителя: Барсукова И.С. - дов. N б/н. от 10.03.2009 г.; Абрамова Е.В. - председатель ЖСК протокол N 8 от 30.04.2008 г.
от ответчика: Юраков В.А. - дов. N 4-47-1454/0 от 15.01.2010 г.
от 3-х лиц: от ООО "Кристина П" - Кузьмина И.Ю. - дов. N б/н. от 01.02.2010 г.
от Департамента земельных ресурсов г. Москвы - Лабышева О.В. - дов. N 33-И-3077/9 от 29.12.2009 г.
установил:
Жилищно-строительного кооператива "Близкий" (далее - ЖСК "Близкий") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать недействительным распоряжения правительства Москвы от 01.06.2005 N 950-РП и от 19.10.2007 N 2332-РП в части предоставления земельного участка ООО "Кристина П" под строительство торгового комплекса площадью 7 220 кв. м и площадью 7 424 кв. м соответственно и от 04.06.2009 г. N 1153-РП в части предоставления ООО "Кристина П" земельного участка под строительство торгово-развлекательного центра площадью 0.7424 га, которые включают в себя часть земельных участков придомовой территории домов ЖСК "Близкий" по ул. Снежная, д. 27, корп. 1 - 1861 кв. м по ул. Снежная, д. 25 - 524 кв. м; обязать правительство Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов жилищно-строительного кооператива "Близкий".
В судебном заседании 12.04.2010 г. судом, в соответствии со ст. 49 АПК РФ, были приняты к рассмотрению уточненные исковые требования, согласно которых ЖСК "Близкий" просит арбитражный суд признать недействительным распоряжения правительства Москвы от 01.06.2005 г. N 950-РП о проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации торгового комплекса по адресу: ул. Снежная, вл. 27А, Б, Г (СВАО города Москвы) и от 04.06.2009 г. N 1153-РП об утверждении акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства торгово-развлекательного центра по адресу: ул. Снежная, вл. 27А, Б, Г (у станции метро "Свиблово") и внесении изменений и дополнений в распоряжение правительства Москвы от 01.06.2005 г. N 950-РП в полном объеме.
В обоснование заявленных требований, ЖСК "Близкий" ссылается на то, что оспариваемые распоряжения нарушают имущественные права заявителя, так как придомовая территория ЖСК является общей долевой собственностью собственников помещений домов заявителя. Нарушены юридические права заявителя на постановку на кадастровый учет земельных участков, в соответствии требованиям действующего законодательства.
В соответствии ст. 88 ЗК РСФСР 1970 г., одновременно с передачей зданий для эксплуатации, на основании Актов государственной приемки 1987 года, заявителю были переданы в бессрочное пользование земельные участки. Размеры и условия пользования участков были предоставлены в соответствии ст. 90 ЗК РСФСР 1970 г. Размеры и границы участков зарегистрированы в установленном на 1987 год порядке - в ТБТИ. Согласно ст. 36 ЗК РФ и ст. 36 ЖК РФ, земельные участки, на которых расположены дома, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений (домовладельцам).
Заявитель также ссылается на то, что решение на строительство торгового комплекса на придомовой территории собственники ЖСК "Близкий" не принимали. Уведомления от органов исполнительной власти о строительстве торгового комплекса на части придомовой территории домов 27, корп. 1 и 25 по ул. Снежная управляющая организация ЖСК "Близкий" не получала.
Спорным участком Заявитель пользуется со дня постройки (1987 год) до настоящего времени и эксплуатирует в целях, предназначенных для жителей данных домов, в том числе - выгул собак. Спорный участок является газоном, на котором расположены многолетние крупные деревья, в том числе ценных пород, обязательное сохранение которых указано в п. 2 решения Мосгорисполкома N 87 от 17.01.1984 г., с единственным тротуаром из двора указанных домов, а также с единственным заездом во двор. Передачей спорного участка третьему лицу, ответчик лишает жителей домов возможности свободного проезда и прохода во двор и к подъездам домов. На спорном участке нет имущества третьих лиц.
Заявитель не знал и не мог узнать о нарушении своих прав ранее получения решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, которым Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Москве уведомило Заявителя о пересечении границ с земельным участком с кадастровым номером 77:02:0014011:170 ООО "Кристина П".
ЖСК "Близкий" организован решением Бабушкинского районного Совета народных депутатов N 1535 от 02.04.1986 г., является некоммерческой организацией (п. 5 гл. 4 ГК РФ) и действует на основании Устава. На основании ст. 1.8 Устава, кооператив вправе представлять интересы членов Кооператива в государственных органах и органах местного самоуправления, выступать истцом, ответчиком, третьим лицом в суде, арбитражном суде. В соответствии со ст. 3.1 Устава Целью Кооператива является эксплуатация и управление общим имуществом, сохранение и приращение общего имущества. Согласно ст. 7.1.19 п. 3 Устава, Кооператив имеет право получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельные участки (аналогичные нормы закреплены ст. 129 п. 2 и ст. 137 п. 2, 3 Жилищного кодекса РФ).
Жилые многоквартирные дома, принадлежащие ЖСК "Близкий", с момента приемки их в эксплуатацию, находились и находятся в управлении ЖСК "Близкий". Члены ЖСК "Близкий" оплатили разработку ИРД, проектирование, согласование, строительство своих домов и общеквартальные затраты по строительству коммуникаций и по благоустройству участка в размере 493 450 руб. в ценах 1986 г. Согласно справкам-извещениям N 188-И и N 189-И от 01.07.1987 г., жилые дома с инженерными коммуникациями и благоустройством переданы на баланс ЖСК.
Объектом технического учета является домовладение, что подтверждается техническими паспортами на домовладение от 08.09.1987 г. и от 13.11.1987 г., изготовленными БТИ Бабушкинского райисполкома по заказу кооператива в соответствии с п. 13 типового договора между ЖСК и Управлением капитального строительства N 5 Главного управления капитального строительства Мосгорисполкома. Неотъемлемыми приложениями к паспортам на домовладение являются планы участков домов 25 и 27 корп. 1 изготовленные ТБТИ. Таким образом, в 1987 году земельный участок ЖСК "Близкий" был сформирован, поставлен на кадастровый учет, в соответствии с действующим на тот момент законодательством.
Собственником жилых помещений многоквартирных домов с 1987 г. являлся ЖСК "Близкий" (постановление Совета Министров РСФСР от 26.11.1982 г., Закона СССР "О кооперации" 26.05.1988 г. N 8998-Х1).
Порядок перехода земельного участка многоквартирного жилого дома в общую долевую собственность собственников помещений предусмотрен статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В соответствии п. 3 Постановления от 23 июля 2009 г. N 64 Пленума ВАС РФ, право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Земельный участок, отведенный решением N 87 от 17.01.1984 Исполком Моссовета, зарегистрирован в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20.02.2008 г. N 35, как ранее учтенный объект недвижимости. Ему присвоен кадастровый номер 77:02:0014011:1000.
Проектом разделения квартала N 02.13.049.2003 (стр. 7 проекта) установлено, что спорный участок принадлежит жилому дому 27 корп. 1 по ул. Снежной, входит в группу жилых домов квартала жилой зоны и расположен на территории города с размером межмагистральных территорий более 1000 га. В границы жилого квартала входит территория общего пользования квартала, превышающая нормативно необходимую площадь в 8 раз (стр. 8, 9 проекта). Минимальная нормативно необходимая площадь участка дома 27 корп. 1 составляет 13683 кв. м (стр. 12 проекта), то есть фактическая площадь участка вышеуказанного дома (9364 кв. м) уже меньше минимально необходимой на 4319 кв. м. Выделить территории большего размера не представляется возможным из-за планировочных ограничений (стр. 9 проекта). Распоряжением от 01.06.2005 N 950-РП правительство Москвы увеличило нарушение минимально нормативно необходимой площади жилого дома еще на 1861 кв. м.
Согласно п. 5.14 МГСН 1.01-99, участки домов 25 и 27 корп. 1 входят в группу жилой застройки - территорию размером, как правило, до 8 га с населением 5 - 8 тыс. человек обеспеченных объектами приближенного обслуживания в пределах своей территории, а объектами повседневного и периодического обслуживания (табл. 8.1, 8.2) - в пределах нормативной доступности. Территория группы жилой застройки согласно п. 5.15 включает участки жилой застройки и территории общего пользования группы: озелененные территории (сквер, бульвар), участки детских садов, объектов приближенного обслуживания, гаражей-стоянок, проезды и автостоянки. Возможность размещения торговых комплексов или торгово-развлекательных центров на участках жилой застройки не предусмотрена.
Согласно п. 3 ст. 1 Закона г. Москвы от 14.05.2003 г. N 27 "О землепользовании и застройке в г. Москве", использование земель Москвы должно осуществляться при условии соблюдения прав и законных интересов населения города Москвы. Распоряжение N 950-РП от 01.06.2005 г., по мнению заявителя, нарушило эти права. Согласно п. 2 ст. 14 Закона г. Москвы от 14.05.2003 г. N 27, земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, могут быть предоставлены в аренду физическим и юридическим лицам в соответствии с настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения требований и ограничений к использованию этих земельных участков. Разрешенное использования данного участка - строительство жилых домов.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона г. Москвы от 14.05.2003 г. N 27, договор аренды земельного участка заключается с победителем торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора аренды в соответствии с условиями этих торгов.
Как указывает заявитель, выпуском распоряжения от 04.06.2009 г. N 1153-РП правительством Москвы фактически принято решение о развитие застроенной территории в нарушение ч. 3 ст. 46.1 ГрК РФ, согласно которой, решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены: многоквартирные дома, признанные в установленном правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления. Ни одного дома, удовлетворяющего требования данной статьи, на территории квартала нет.
Выпуском распоряжения от 04.06.2009 г. N 1153-РП, по мнению заявителя, правительством Москвы фактически было принято решение о развитии застроенной территории в нарушение ч. 1 ст. 44 Закона г. Москвы от 25.06.2008 г. N 28, согласно которой, не подлежащими реорганизации жилыми территориями являются застроенные территории кварталов и функционально-планировочных образований (жилых групп, жилых микрорайонов) жилого назначения за исключением указанных территорий, подлежащих в соответствии с Генеральным планом города Москвы реорганизации, в том числе путем сноса в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации многоквартирных жилых домов, признанных в установленном правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, а также многоквартирных жилых домов, подлежащих сносу, реконструкции на основании адресных городских программ.
По утверждению заявителя, распоряжением от 04.06.2009 N 1153-РП нарушено постановление правительства Москвы N 714-ПП от 21.08.2007 г.
Распоряжения 01.06.2005 г. N 950-РП и от 04.06.2009 г. N 1153-РП выпущены в нарушение ст. 18 Конституции РФ, поскольку противоречат смыслу, содержанию и применению законов, определенных непосредственно действующими правами граждан. Нарушено право возможности каждому ознакомления с документами, затрагивающими его права согласно ст. 24 Конституции РФ, поскольку выпущены без проведения установленных законом общественных слушаний. Нарушено право частной собственности согласно ст. 35 Конституции РФ, поскольку произведено отчуждение совместного имущества без решения суда и без предварительного и равноценного возмещения. Нарушено право частной собственности на землю согласно ст. 36 Конституции РФ, поскольку нарушены условия и порядок пользования землей определенными на основе федеральных законов.
Распоряжение правительства Москвы от 01.06.2005 г. N 950-РП выпущено, как указывает заявитель, в нарушение действовавших на тот момент ст. ст. 1, 2, 3, 4, 26 Закона г. Москвы от 09.12.1998 N 28 "О градостроительном зонировании территории города Москвы"; ст. ст. 1.1, 1.2, 5.1, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 5.12, 5.14, 5.15, 5.16, 5.17, 5.18 МГСН 1.01-99 "Нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы"; п. 4 гл. 1 "Положения о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве" утвержденного распоряжением мэра Москвы от 11.04.2000 г. N 378-РМ; ст. ст. 1, 14 Закона г. Москвы от 14.05.2003 N 27 "О землепользовании и застройке в г. Москве"; ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; ч. ч. 2, 3 ст. 35, ч. ч. 1, 3, 4, 6 ст. 37, ч. ч. 2 - 9 ст. 39, ст. 46 ГрК РФ; Проекта "Разделения жилого квартала ограниченного Игарским проездом, Снежной ул., проездом Русанова, промышленной зоной на участки зданий и сооружений" N 02.13.049.2003 разработанного ГУП ГлавАПУ Москвы по заказу Московского земельного комитета; ст. ст. 18, 24, 35, 36 Конституции РФ.
По утверждению заявителя, поскольку распоряжение правительства Москвы от 01.06.2005 г. N 950-РП выпущено в нарушении законов РФ и г. Москвы в части наложения площади на спорный участок в размере 2385 кв. м, а распоряжение от 19.10.2007 г. N 2332-РП связано с ним площадью, включающей спорный участок, то и нарушения законодательства в этой части, описанные выше также относятся к распоряжению от 19.10.2007 N 2332-РП.
Таким образом, распоряжение правительства Москвы от 04.06.2009 г. N 1153-РП выпущено в нарушение действовавших на тот момент ст. ст. 1.1, 1.2, 5.1, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 5.12, 5.14, 5.15, 5.16, 5.17, 5.18 МГСН 1.01-99; ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; п. п. 1, 2 Постановления правительства Москвы N 714-ПП от 21.08.2007 "О мерах по упорядочению размещения отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях в г. Москве"; ст. 35, ч. ч. 1, 3, 4, 6 ст. 37, ч. ч. 2 - 9 ст. 39, ст. 46.1 ГрК РФ; ст. ст. 44, 66, 67, 68 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы"; Проекта "Разделения жилого квартала ограниченного Игарским проездом, Снежной ул., проездом Русанова, промышленной зоной на участки зданий и сооружений" N 02.13.049.2003 разработанного ГУП ГлавАПУ Москвы по заказу Московского земельного комитета; ст. ст. 18, 24, 35, 36 Конституции РФ.
Правительство Москвы по заявлению возражает, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемых распоряжений.
Ответчиком заявлено о пропуске заявителем срока подачи заявления в арбитражный суд, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Департамент земельных ресурсов г. Москвы (далее - ДЗР г. Москвы) по заявлению возражает, поддерживает правовую позицию правительства Москвы, указывает на отсутствие нарушения оспариваемыми распоряжениями законных прав и интересов ЖСК "Близкий".
ООО "Кристина П" по заявлению возражает, ссылаясь на неправомерность требований ЖСК.
Выслушав представителей сторон, 3-х лиц, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В судебном заседании 12.04.2010 г. установлено, что ЖСК "Близкий" об оспариваемых актах стало известно осенью 2009 года (сентябрь - октябрь). Месяц заявитель точно не помнит.
Ответчиком не представлены суду доказательства направления в адрес ЖСК копий распоряжений правительства Москвы N 950-РП от 01.06.2005 г. и N 1153-РП от 04.06.2009 г. и иных доказательств, свидетельствующих о пропуске заявителем срока на подачу заявления в арбитражный суд, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, в связи с чем, судом признано, что требования ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявитель не нарушал.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из представленных сторонами материалов, 01.06.2005 г. правительством Москвы было принято распоряжение N 950-РП, которым ООО "Кристина П" разрешено проектирование, строительство в 2005 - 2006 гг. и дальнейшую эксплуатацию торгового комплекса общей предельной площадью 5300 кв. м, в том числе торговая площадь 1479 кв. м, включая 259 кв. м под организацию предприятий общественного питания с подсобными помещениями, с организацией гостевой автостоянки в соответствии с нормативами в составе проектной документации на земельном участке площадью 7220 кв. м по адресу: ул. Снежная, вл. 27 А, Б, Г (у станции метро "Свиблово").
Распоряжением правительства Москвы N 1153-РП от 04.06.2009 г. предписано утвердить акт разрешенного использования: участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства торгово-развлекательного центра от 21 августа 2008 г. N А-6191/03 по адресу: ул. Снежная, вл. 27А, Б, Г (у станции метро "Свиблово") со следующими допустимыми технико-экономическими показателями: общая площадь объекта 18524 кв. м (11871 кв. м - наземная площадь, 6653 кв. м - подземная площадь), показатели нормативного обеспечения местами хранения автотранспорта - 184 машиноместа на земельном участке площадью 0,74 га для предъявления в сроки, предусмотренные постановлением правительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N 801-ПП, для проведения экспертизы проектной документации и после ее проведения для получения разрешения на строительство, реконструкцию и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (приложение - не приводится). Внести следующие изменения в распоряжение правительства Москвы от 1 июня 2005 г. N 950-РП "О проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации торгового комплекса по адресу: ул. Снежная, вл. 27А, Б, Г (Северо-Восточный административный округ города Москвы)" (в редакции распоряжения правительства Москвы от 19 октября 2007 г. N 2332-РП). Разрешить ООО "КРИСТИНА П" проектирование и строительство в 2005 - 2010 гг. и дальнейшую эксплуатацию торгово-развлекательного центра по адресу: ул. Снежная, вл. 27А, Б, Г (у станции метро "Свиблово") общей площадью объекта 18524 кв. м (11871 кв. м - наземная площадь, 6653 кв. м - подземная площадь) с показателями нормативного обеспечения местами хранения автотранспорта - 184 машиноместа на земельном участке площадью 0,7424 га.
Судом установлено, что оспариваемые распоряжения приняты правительством Москвы в пределах представленной ответчику Законом г. Москвы N 5 от 26.02.1997 г., Законом г. Москвы N 65 от 20.12.2006 г. компетенции.
Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий юридических лиц, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Распоряжение от 01.06.2005 года N 950-РП "О проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации торгового комплекса по адресу: ул. Снежная, вл. 27 "А", "Б", "Г" (Северо-Восточный административный округ г. Москвы)", издано правительством Москвы в соответствии со ст. ст. 29, 32 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент издания распоряжения), ст. ст. 4, 14, 28 Закона г. Москвы от 14.05.2003 года "О землепользовании и застройке в г. Москве", ст. ст. 5, 11 Закона г. Москвы от 09.12.1998 года N 29 "О торговой деятельности в г. Москве", а также на основании решения Окружной комиссии по имущественно-земельным отношениям и градостроительному регулированию Северо-Восточного административного округа г. Москвы (протокол от 24.06.2004 года N 23-2) и договора долгосрочной аренды земельного участка от 10.09.2004 года N М-02-022812, заключенным между ООО "Кристина П" (арендатор) и Московским земельным комитетом (арендодатель).
Статьей 290 ГК РФ, пунктом 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, законодатель установил, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, на котором расположен такой дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме для собственников помещений в этом доме, в том числе на земельные участки, осуществляется по правилам, установленным ст. 37 ЖК РФ, а именно: доля собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома пропорциональна размеру общей площади помещения, находящейся у собственника.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ, право собственности на недвижимые вещи, в том числе их возникновение, подлежит государственной регистрации в едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Поскольку приведенными нормами законодателем установлено и выделение доли для собственников помещений в многоквартирном доме из общей долевой собственности, в том числе и из земельного участка, пропорционально размеру общей площади помещения, находящегося на праве собственности у лица, и государственную регистрацию права этого лица на выделенную, определенную, долю в общей долевой собственности в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то заявитель по делу - ЖСК "Близкий", должен был представить суду доказательства, подтверждающие зарегистрированные права, его или права его доверителей, на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома и на земельные участки, прилегающие к этим домам, что кооперативом не сделано.
Статьей 13 ГК РФ установлено, что ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица может быть признан судом недействительным.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
ЖСК "Близкий" не представил суду достоверных доказательств нарушения законных прав и интересов ЖСК, доказательств принадлежности земельного участка, переданного ООО "Кристина П", на праве собственности ЖСК "Близкий".
Доводы, изложенные в заявлении носят предположительный характер, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, признаются судом неправомерными.
С учетом изложенного, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Расходы по государственной пошлине возлагаются на заявителя согласно ст. 110 АПК РФ.
На основании ст. ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст. ст. 64, 65, 66, 68, 69, 71, 167 - 170, 176, 198 АПК РФ, суд
решил:
Отказать ЖСК "Близкий" в удовлетворении заявления о признании недействительными распоряжений правительства Москвы от 01.06.2005 г. N 950-РП о проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации торгового комплекса по адресу: ул. Снежная. вл. 27А, Б, Г (СВАО города Москвы) и от 04.06.2009 г. N 1153-РП об утверждении акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства торгово-развлекательного центра по адресу: ул. Снежная, вл. 27А, Б, Г (у станции метро "Свиблово") и внесении изменений и дополнений в распоряжение правительства Москвы от 01.06.2005 г. N 950-РП в полном объеме.
Проверено на соответствие Гражданскому кодексу РФ.
Расходы по государственной пошлине возложить на заявителя.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья
Т.И.МАХЛАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)