Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 05.05.2011 N 6577

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 мая 2011 г. N 6577


Судья: Литвинова И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Быханова А.В.
судей Лебедева В.И. и Корнильевой С.А.
при секретаре К.
с участием прокурора Мазиной О.Н.
рассмотрела в судебном заседании 05 мая 2011 года дело N 2-33/11 по кассационном представлению Прокурора Петродворцового района Санкт-Петербурга, кассационным жалобам Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга, СПб ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 17 февраля 2011 года по иску Ч.М. к ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга", ТСЖ "Чебышевская", ООО "Жилкомсервис г. Петродворца", ООО "УК "РЭС ТСВ", Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья.
Заслушав доклад судьи Быханова А.В., объяснения представителя истицы - Ч.С. (доверенность от 13.07.2010 года, сроком на три года), представителя Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга - Ю. (доверенность N <...> от 11.01.2011 года, сроком до 31.12.2011 года), представителя ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" - П. (доверенность N <...> от 11.01.2011 года, сроком по 31.12.2011 года), представителя ТСЖ "Чебышевская" - Г. (доверенность N <...> от 20.09.2010 года, сроком на один год), прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:

Ч.М. обратилась в суд с иском к ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" о возмещении материального ущерба, в виде утраченного заработка в размере 11 305 руб. 57 коп., расходов на лечение в размере 12 000 руб., компенсации морального вреда в размере 90 000 руб. В обоснование иска, указала, что 24.03.2009 года в 08 часов 30 минут, выйдя из дома на дворовый проезд напротив парадной 2 у дома N <...>, она упала, поскользнувшись на открытом участке льда, в результате чего получила травму, была госпитализирована машиной скорой помощи с диагнозом: перелом, и провела в стационаре 30 дней. После выписки из стационара находилась на больничном листе по 12.02.2010 года и в настоящее время вынужденно не работает. По результатам экспертизы, проведенной МСЭК, после полученной травмы ей установлена группа инвалидности с частичной утратой профессиональной трудоспособности. По мнению истицы, вред ее здоровью был причинен виновными действиями ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга", которое должно было организовать надлежащее содержание указанной территории, обеспечив обработку дворового проезда противогололедными материалами.
В ходе судебного разбирательства Ч.М. в порядке ст. 39 ГПК РФ были уточнены исковые требования. Истица просила взыскать с ответчиков ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга", ТСЖ "Чебышевская", ООО "Жилкомсервис г. Петродворца", ООО "УК "РЭС ТСВ" в возмещение утраченного заработка 3 044 руб. 91 коп., дополнительные расходы на лечение в размере 12 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 90 000 руб.
Судом в качестве соответчика по делу также была привлечена Администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Решением суда от 18 февраля 2011 года исковые требования удовлетворены частично.
С ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" и Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга солидарно в пользу истицы взысканы утраченный заработок в размере 3044 руб. 91 коп. и компенсация морального вреда в размере 80000 руб.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационном представлении Прокурор Петродворцового района Санкт-Петербурга просит изменить решение суда, исключив выводы о солидарной ответственности ответчиков, и определив равную долевую ответственность перед истицей.
В кассационных жалобах ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" и Администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга просят отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Судебная коллегия, проверив доводы кассационного представления, кассационных жалоб, исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 15, 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии с п. 1 ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 года N 1334 утверждены Правила уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 3.2.4 указанных Правил дворовые, внутриквартальные территории должны содержаться в чистоте и порядке, обеспечивающем беспрепятственное движение пешеходов и подъезд транспорта. Дворовые, внутриквартальные территории, на которых расположены жилые и многоквартирные дома, должны содержаться в соответствии с утвержденными в установленном порядке правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (в части, касающейся требований по содержанию придомовой территории).
Согласно п. 5.1 Правил с 16 октября по 15 апреля устанавливается период зимней уборки территории Санкт-Петербурга (далее - зимняя уборка). В зависимости от погодных условий указанный период может быть сокращен или продлен по решению Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству.
Пунктом 5.2.1 Правил установлено, что удаление гололеда и скользкости производится путем обработки покрытий тротуаров и проезжей части автомобильных дорог, иных объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий противогололедными материалами.
Рассматривая заявленные требования, суд оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что факт получения Ч.М. травмы позвоночника в результате того, что она поскользнулась и упала на не очищенном от снежно-ледяных образований и не обработанном противогололедными материалами дворовом проезде напротив парадной 2 дома N <...>, а не в ином месте, является установленным, падение истицы свидетельствует о том, что ответственными за уборку данной территории лицами не были приняты необходимые меры для предотвращения травматизма пешеходов.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с данным выводом суда, так как обстоятельства получения Ч.М. травмы с достаточной степенью достоверности подтверждаются сигнальным талоном ГУЗ "Станция скорой помощи Петродворцового района", выпиской из истории болезни ГУЗ "Николаевская больница", актом от 24.03.2009 года с приложенными к нему фотографиями.
В ходе судебного разбирательства установлено, что уборка дворового проезда напротив парадной 2 дома N <...> не производится ни одной организацией с 01.07.2008 года.
Разрешая вопрос о том, кто должен был производить уборку дворового проезда напротив парадной 2 дома N <...>, суд установил следующие обстоятельства.
В силу положений п. 4.5.1 Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга уборка данной внутриквартальной территории не осуществляется специализированным дорожным предприятием ГУДСП "Петродворцовое", что подтверждается ответом заместителя директора ГУДСП "Петродворцовое" от 23.11.2010 года.
До 01.07.2008 года уборку указанной территории производило ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" на основании договора на обслуживание жилищного фонда N 110 от 15.12.2006 года, заключенного с ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга".
Приказом директора ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" от 02.04.2008 года N 201 дано распоряжение о передаче многоквартирного дома N <...> в управление уполномоченной собственниками управляющей организации ТСЖ "Чебышевская", оформлении дополнительного соглашения к договору от 15.12.2006 года на предмет исключения из адресных списков зданий, переданных в управление ООО "Жилкомсервис г. Петродворца".
Согласно приказу директора ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" от 29.04.2008 года N 617 передача ТСЖ "Чебышевская" вышеуказанного многоквартирного дома состоялась 01.07.2008 года.
01.11.2008 года между ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" и ТСЖ "Чебышевская" заключен договор N 31 на содержание и текущий ремонт общего многоквартирного дома, находящегося в управлении ТСЖ, в котором расположены жилые и пустующие нежилые помещения, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга и предоставление коммунальных услуг.
10.09.2009 года между ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" и ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" было подписано дополнительное соглашение N 5 к договору N 110 от 15.12.2006 года, согласно п. 1.1 которого из Приложения N 1 к договору был исключен многоквартирный дом по адресу: <...>, переданный в управление ТСЖ "Чебышевская". Пунктом 3 дополнительного соглашения установлено, что оно вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.07.2008 года.
Согласно справкам генерального директора ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" от 01.12.2010 года и от 17.02.2011 года, вышеуказанный жилой дом на обслуживании ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" не находится с 01.07.2008 года, договоры на подрядные работы с ООО "Жилкомсервис г. Петродворца" не заключались.
В соответствии с п. 4.1 Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 года N 1334 для владельцев зданий, строений, сооружений и объектов некапитального характера, иных объектов благоустройства (далее - объект) участки уборки ограничены территорией принадлежащих им земельных участков, используемых для размещения объекта. Владельцы объектов также обеспечивают соблюдение чистоты и порядка на следующих прилегающих территориях:
- по сторонам периметра объекта выходящим на границы кварталов или красные линии автомобильных дорог - от стороны периметра объекта (по всей протяженности внешних стен объекта) до ближайшей проезжей части автомобильной дороги, включая тротуары, газоны, лотковую зону вдоль бордюрного камня, а также пешеходные территории и боковые проезды до их осевой линии, но не более 5 м.
- по сторонам периметра объекта, не выходящим на границы кварталов или красные линии автомобильных дорог, - пятиметровая зона от стороны периметра объекта (по всей протяженности внешних стен объекта). В случае если расстояние до соседнего объекта составляет менее 10 м, прилегающая территория ограничивается серединой расстояния между соседними объектами, если другое не определено специальным соглашением с владельцами соседних объектов.
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 25.12.2007 года N 2098-рк утверждены границы земельного участка площадью 3 521 кв. м, расположенного по адресу: <...>.
Из уведомления Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга о проведении государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, от 15.04.2008 года усматривается, что 24.03.2008 года был осуществлен государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка.
С этого момента земельный участок, на котором расположен дом, в силу п. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ, ст. 36 Жилищного кодекса РФ перешел в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Место падения Ч.М. не входит в границы вышеуказанного земельного участка и расположено на расстоянии более 5 метров от стен многоквартирного дома.
В соответствии с п. 2 Устава ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга", утвержденного распоряжением КУГИ Санкт-Петербурга от 27.06.2005 года N 806-рз, учреждение создано для организации на территории Петродворцового и Ломоносовского районов Санкт-Петербурга технической эксплуатации и ремонта объектов государственного жилищного фонда, а также организации надлежащего содержания земельных участков, на которых расположены данные объекты. Для достижения данной цели учреждение осуществляет сбор, анализ и учет сведений о техническом состоянии объектов государственного жилищного фонда, а также о характеристиках придомовых территорий.
На момент передачи ТСЖ "Чебышевская" многоквартирного дома N <...>, собственником части жилых и нежилых помещений которого является Санкт-Петербург, был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, на котором расположен данный дом, о чем ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" обязано было знать и предпринять необходимые меры для организации уборки территории, не отнесенной к зоне ответственности ТСЖ "Чебышевская".
Однако такие действия ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" предприняты не были, что привело к тому, что с 01.07.2008 года не было определено лицо, ответственное за уборку дворового проезда вдоль дома N <...>, относящегося к территории общего пользования.
В силу пункта 1.1 Положения "Об администрациях районов Санкт-Петербурга", утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 года N 1078, Администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
В соответствии с п.п. 3.4.75, 3.4.76 указанного Положения в редакции, действующий на момент возникновения спорных правоотношений, в компетенцию Администрации района входило:
- - организация в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборки и санитарной очистки территорий, включая территории, являющиеся территориями общего пользования, за исключением территорий, входящих в границы уборки товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, иных организаций, а также территорий, обеспечение уборки и санитарной очистки которых отнесено к полномочиям иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;
- - формирование перечня сведений о границах территорий, обеспечение уборки, соблюдения чистоты и порядка которых осуществляют жилищно-эксплуатационные организации, управляющие компании в сфере жилищно-коммунального хозяйства, иные лица, осуществляющие уборку дворовых, внутриквартальных территорий, а также владельцы зданий, строений, сооружений, объектов, помещений в районе в соответствии с Правилами уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга.
Администрацией Петродворцового района Санкт-Петербурга надлежащий контроль за организацией уборки внутриквартальной территории, в том числе дворового проезда в районе дома N <...>, не производился.
В настоящее время действует постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.07.2010 года N 1022, которым также предусмотрена обязанность районных администраций по формированию и утверждению адресных программ уборки внутриквартальных территорий, входящих в состав земель общего пользования, уборка которых осуществляется за счет бюджетных средств.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что, не имеется оснований для возложения ответственности за причиненный истице вред на ООО "Жилкомсервис г. Петродворца", ТСЖ "Чебышевская" и ООО "УК "РЭС ТСВ", а ответственность по возмещению вреда, причиненного истице лежит на ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" и Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга, в результате ненадлежащего исполнения которыми своих полномочий и отсутствия контроля за организацией уборки внутриквартальной территории сложилась ситуация, при которой уборка дворового проезда вдоль дома N <...>, относящегося к территории общего пользования, и не входящего в границы уборки ТСЖ "Чебышевская", не была организована в соответствии с Правилами уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, следствием чего стало падение истицы на не очищенной от снежно-ледяных образований и не обработанной противогололедными материалами поверхности дворового проезда и получение ею травмы.
Проверив произведенный истицей расчет утраченного заработка, руководствуясь нормами действующего гражданского законодательства, суд правильно определил сумму, подлежащую взысканию в качестве компенсации утраченного заработка и морального вреда, и посчитал возможным частично удовлетворить требования истицы.
При этом суд возложил солидарную ответственность на организации.
Судебная коллегия считает ошибочным вывод суда о солидарной ответственности ответчиков.
В соответствии со ст. 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
В данном случае оснований для применения правил ст. 1080 ГК РФ не имеется.
Ущерб подлежит взысканию с ответчиков в равных долях, так как установить степень вины каждого из ответчиков не представляется возможным.
Таким образом, с ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" и Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга в пользу истицы подлежит взысканию в равных долях по 1 522 руб. 46 коп. - сумма утраченного заработка, и по 40000 руб. - компенсация морального вреда.
Судебная коллегия считает, что суд, оценив представленные в материалы дела доказательства обоснованно отказал истице в удовлетворении требований о взыскании дополнительных затрат на лечение в размере 12000 руб., решение суда в этой части судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены судом, о чем в решении содержится мотивированный и аргументированный ответ.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Изменить резолютивную часть решения Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 17 февраля 2011 года указав, что взыскание в пользу Ч.М. с ГУ "Жилищное агентство Петродворцового района Санкт-Петербурга" и Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга производить в равных долях с каждого по 1522 руб. 46 коп. в счет возмещения утраченного заработка и по 40000 руб. в качестве компенсации морального вреда.
В остальной части решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 17 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)