Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Волосковой И.Э., действующей на основании доверенности от 01.09.2011,
представителя ответчика Жданова Е.С., действующего на основании доверенности от 25.10.2011,
представителя третьего лица Салтыкова В.Л., действующего на основании доверенности от 23.09.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Вятское машиностроительное предприятие "АВИТЕК"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 17.10.2011 по делу N А28-6035/2011, принятое судом в составе судьи Едоминой С.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Вятское машиностроительное предприятие "АВИТЕК" (ИНН 4345047310, ОГРН 1024301320977, место нахождения: г. Киров, Октябрьский проспект, д. 1А)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области (ИНН 4345100444, ОГРН 1054316553653, место нахождения: г. Киров, ул. Красноармейская, д. 45),
третье лицо: Истомин Сергей Анатольевич
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
открытое акционерное общество "Вятское машиностроительное предприятие "АВИТЕК" (далее - заявитель, ОАО "ВМП "АВИТЕК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области (далее - ответчик, Управление, административный орган) от 30.06.2011 N 11000858, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Истомин Сергей Анатольевич (далее - третье лицо, Истомин С.А.).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 17.10.2011 в удовлетворении заявленных требований ОАО "ВМП "АВИТЕК" отказано.
Открытое акционерное общество "Вятское машиностроительное предприятие "АВИТЕК" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Общество полагает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, в подтверждение чего указывает, что здание по адресу: г. Киров, Вершининский пер., д. 4 является общежитием. Управлением, по мнению заявителя, при производстве по делу об административном правонарушении не установлено каким образом формируется тариф на содержание и ремонт жилого помещения в общежитиях и в каком размере он должен применяться, относительно какой площади (жилой или общей). В настоящее время жильцы дома вносят плату за содержание и ремонт исходя из жилой площади помещения.
Кроме того, ОАО "ВМП "АВИТЕК" считает, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), не распространяются на отношения по содержанию общего имущества в общежитии.
Общество обращает внимание, что в административный орган был представлен расчет стоимости содержания и ремонта общежития ОАО "ВМП "АВИТЕК" на 2011 год, из которого следует, что в расчет стоимости содержания и ремонта общежития не заложена стоимость расходов на сбор и вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО); 01.10.2008 между заявителем и обществом с ограниченной ответственностью "КДУ-4" (далее - ООО "КДУ-4) заключен договор N 9-279 на планово-регулярное транспортирование и захоронение ТБО в отношении общежития; в настоящее время с жильцов взимается плата за сбор и вывоз ТБО в размере 28,20 рублей в месяц (из расчета деления стоимости договора на количество проживающих в общежитии граждан). При таких обстоятельствах, как полагает заявитель, включение в квитанцию на оплату содержания жилья в данном случае расходов на сбор и вывоз ТБО является обоснованным, не вводит потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств жилищных услуг.
Доводы апелляционной жалобы поддержаны представителем Общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Ответчик и третье лицо письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили. В судебном заседании суда апелляционной инстанции опровергли доводы жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.03.2011 в адрес Управления поступила жалоба жителей дома по адресу: г. Киров, пер. Вершининский, д. 4 в лице старшего по дому Истомина С.А. N И-389 на необоснованное изменение Обществом платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам и нанимателям жилых помещений указанного дома (т. 1, л.д. 69).
В связи с рассмотрением данной жалобы 06.04.2011 ответчиком в адрес заявителя был направлен запрос N 01-21/з-2858 о предоставлении сведений о причинах изменения платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам жилых помещений (т. 1, л.д. 66).
В ответ на запрос заявитель представил письменные объяснения и документы, при изучении которых сотрудник Управления установил, что способ управления многоквартирным домом собственниками жилых помещений на общем собрании не выбран. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет Общество.
Из представленного ОАО "ВМП "АВИТЕК" Порядка оплаты 1, приложения к Порядку оплаты 1, Порядка оплаты 2, приложения к Порядку оплаты 2, квитанций по оплате коммунальных платежей, административным органом установлено, что заявителем взималась плата за содержание и ремонт жилого помещения с собственников жилых помещений с 01.01.2010 по 31.01.2011 в размере 66,67 рублей за 1 кв. м жилой площади, с 01.02.2011 по 31.04.2011 - в размере 72,73 рублей за 1 кв. м жилой площади.
В то же время пунктом 3.2 Решения Кировской городской Думы от 25.11.2009 N 35/4 "Об установлении платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для населения муниципального образования "Город Киров" (далее - Решение N 35/4) размер платы за содержание жилых помещений на 2010 год установлен в сумме 34,34 рублей за 1 кв. м общей площади в месяц; пунктом 3.2 постановления администрации города Кирова от 29.12.2010 N 5660-П "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) и размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для населения муниципального образования "Город Киров" (далее - постановление N 5660-П) на 2011 год - в сумме 39,49 рублей за 1 кв. м общей площади в месяц.
Кроме того, Управлением установлено, что заявителем в нарушение пункта 11 Правил N 491 взималась отдельная плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, которая должна входить в стоимость услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
26.04.2011 ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления возбудил в отношении ОАО "ВМП "АВИТЕК" дело об административном правонарушении (т. 1, л.д. 59-60).
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, сотрудник административного органа 12.05.2011 составил в отношении заявителя протокол об административном правонарушении N 583 (т. 1, л.д. 53-55).
Постановлением от 30.06.2011 N 11000858 Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, выразившегося в обмане (обсчете) потребителя при начислении платы в размерах, превышающих установленные органами местного самоуправления муниципального образования "город Киров", а также при взимании с потребителя отдельной платы за вывоз мусора. Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ОАО "ВМП "АВИТЕК" оспорило его в Арбитражный суд Кировской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из текста приведенной нормы Закона следует, что объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, составляет, в том числе обсчет потребителя, то есть взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой товара, а также утаивание (невозврат) излишней денежной суммы, полученной от потребителя, или передача ему только части этой суммы.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правила N 491 в соответствии со статьями 39, 156 ЖК РФ, регламентируют основные вопросы содержания общего имущества в многоквартирном доме и определения размера платы за жилое помещение.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ структура платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
В силу частей 1, 7 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу части 4 статьи 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Административным органом и судом первой инстанции установлено, что собрание собственников жилых помещений жилого дома по адресу: г. Киров, пер. Вершининский, д. 4 по вопросу выбора способа управления и установления платы за содержание и ремонт жилого помещения не проводилось.
Решением Департамента государственной собственности Кировской области от 23.09.2002 N 04-514 "Об условиях приватизации Федерального государственного предприятия "Вятское машиностроительное предприятие "АВИТЕК" утвержден перечень имущества предприятия, подлежащего приватизации, в состав которого среди прочего вошло здание общежития, площадью 4333,6 кв. м, с кадастровым номером 43:40:000023:0026:457/09/А, расположенное по адресу: г. Киров, пер. Вершининский, д. 4.
01.10.2002 указанное здание передано вновь образованному ОАО "ВМП "АВИТЕК" и с этого момента учитывается на его балансе.
Управление данным домом в силу сложившихся отношений осуществляет Общество, что заявителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах в соответствии с требованиями жилищного законодательства размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен определяться исходя из размеров платы, установленных органами местного самоуправления муниципального образования "Город Киров".
Материалами дела подтверждается, что заявитель начислял Истомину С.А. за период с 01.01.2010 по 31.01.2011 плату за содержание и ремонт жилья из расчета 66,67 рублей за 1 кв. м, за период с 01.02.2011 по 31.04.2011 - из расчета 72,73 рублей за 1 кв. м, в то время как Решением N 35/4 плата за содержание и ремонт жилого помещения на 2010 год для домов с полным благоустройством, без лифтов (с комендантами, вахтерами, уборщиками помещений) была установлена в размере 34,34 рублей за 1 кв. м общей площади в месяц, постановлением N 5660-П - в размере 39,49 рублей за 1 кв. м общей площади в месяц.
Таким образом, Истомин С.А. по предъявленным Обществом квитанциям уплачивал большую сумму по сравнению с той, которая установлена для жильцов домов с полным благоустройством, без лифтов (с комендантами, вахтерами, уборщиками помещений) органами местного самоуправления. В связи с чем вывод административного органа о наличии в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.7 КоАП РФ, является правильным.
Довод Общества, что им производилось начисление платы за содержание и ремонт жилья исходя из расчета на 1 кв. м жилой площади, а не общей, как установлено решением N 35/4 и постановлением N 5660-П, не свидетельствует о том, что с третьего лица взималась плата за содержание и ремонт жилья в размере, соответствующем установленному органом местного самоуправления, и не опровергает вывод административного органа о необоснованном взимании с Истомина С.А. платы в размерах, превышающих установленные органами местного самоуправления муниципального образования "Город Киров".
Из представленных в материалы дела квитанций, предъявленных Обществом Истомину С.А. на оплату, в том числе за содержание и ремонт жилья следует, что площадь помещения по адресу: Вершининский пер., дом 4 ком. 77 составляет: "жилая/общая: 17,1/22,7 кв. м", при этом при исчислении предъявляемой Истомину С.А. суммы на оплату за содержание и ремонт жилья Общество самостоятельно принимает за основу площадь помещения, из расчета которой определяется плата. При этом с потребителя взимается плата в размере большем, чем установлено органом местного самоуправления.
Кроме того, административным органом установлено, что заявитель взимал с третьего лица отдельную плату за сбор и вывоз ТБО, включая в квитанцию отдельной строкой плату за вывоз мусора.
Однако в соответствии с пунктом 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Следовательно, плата за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах взимание с Истомина С.А. отдельной платы за вывоз мусора противоречит приведенным нормам и является обсчетом потребителя.
Довод заявителя, что им в тариф на содержание и ремонт дома не заложена стоимость расходов за сбор и вывоз ТБО не свидетельствует о законности действий Общества по отдельному начислению потребителю платы за вывоз мусора, поскольку размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для населения муниципального образования "Город Киров" установлен нормативно.
Событие вменяемого нарушения установлено ответчиком, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 12.05.2011 N 583.
Ссылка Общества, что здание по адресу: г. Киров, Вершининский пер., д. 4 является общежитием, а не многоквартирным домом, не принимается судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе жилые помещения в общежитиях.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Из статьи 94 ЖК РФ следует, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
В то же время из представленных в материалы дела доказательств следует, что в здании по адресу: г. Киров, Вершининский пер., д. 4 по состоянию на 18.04.2011 приватизировано (находится в собственности граждан) 58 жилых помещений, что подтверждается письмом Общества от 19.04.2011 N 89/4575.
Свидетельствами о государственной регистрации права от 28.06.2010 N 43-АВ 434974, N 43-АВ 434975, N 43-АВ 434976 (т. 2, л.д. 24-26) подтверждается, что жилое помещение, состоящее из одной комнаты (учетный номер 38), расположенное по адресу: г. Киров, пер. Вершининский, д. 4, принадлежит Истомину С.А. на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/3) совместно с Истоминым А.С. и Истоминой Е.С.
Таким образом, жилое помещение, принадлежащее на праве собственности, в том числе Истомину С.А., не отвечает признакам жилого помещения в общежитии.
Указание, что согласно техническому паспорту, выданному Филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по городу Кирову, здание по адресу: г. Киров, пер. Вершининский, д. 4 поставлено на кадастровый учет как общежитие, не опровергает то обстоятельство, что 58 жилых помещений в данном здании являются собственностью граждан, вследствие чего не могут быть признаны жилыми помещениями общежития.
В силу вышеизложенного отклоняется довод Общества о неприменении в рассматриваемом случае Правил N 491. Указанные регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства принятия заявителем всех необходимых и достаточных мер по соблюдению требований действующего законодательства в материалах дела отсутствуют.
Общество имело возможность для исполнения требований действующего жилищного законодательства, однако не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению и недопущению совершения вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Порядок привлечения к административной ответственности ответчиком не нарушен.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают правильность выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Кировской области от 17.10.2011 по делу N А28-6035/2011 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 17.10.2011 по делу N А28-6035/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Вятское машиностроительное предприятие "АВИТЕК" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий
Г.Г.ИВШИНА
Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
Т.В.ЛЫСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.12.2011 ПО ДЕЛУ N А28-6035/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2011 г. по делу N А28-6035/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Волосковой И.Э., действующей на основании доверенности от 01.09.2011,
представителя ответчика Жданова Е.С., действующего на основании доверенности от 25.10.2011,
представителя третьего лица Салтыкова В.Л., действующего на основании доверенности от 23.09.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Вятское машиностроительное предприятие "АВИТЕК"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 17.10.2011 по делу N А28-6035/2011, принятое судом в составе судьи Едоминой С.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Вятское машиностроительное предприятие "АВИТЕК" (ИНН 4345047310, ОГРН 1024301320977, место нахождения: г. Киров, Октябрьский проспект, д. 1А)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области (ИНН 4345100444, ОГРН 1054316553653, место нахождения: г. Киров, ул. Красноармейская, д. 45),
третье лицо: Истомин Сергей Анатольевич
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
открытое акционерное общество "Вятское машиностроительное предприятие "АВИТЕК" (далее - заявитель, ОАО "ВМП "АВИТЕК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области (далее - ответчик, Управление, административный орган) от 30.06.2011 N 11000858, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Истомин Сергей Анатольевич (далее - третье лицо, Истомин С.А.).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 17.10.2011 в удовлетворении заявленных требований ОАО "ВМП "АВИТЕК" отказано.
Открытое акционерное общество "Вятское машиностроительное предприятие "АВИТЕК" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Общество полагает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, в подтверждение чего указывает, что здание по адресу: г. Киров, Вершининский пер., д. 4 является общежитием. Управлением, по мнению заявителя, при производстве по делу об административном правонарушении не установлено каким образом формируется тариф на содержание и ремонт жилого помещения в общежитиях и в каком размере он должен применяться, относительно какой площади (жилой или общей). В настоящее время жильцы дома вносят плату за содержание и ремонт исходя из жилой площади помещения.
Кроме того, ОАО "ВМП "АВИТЕК" считает, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), не распространяются на отношения по содержанию общего имущества в общежитии.
Общество обращает внимание, что в административный орган был представлен расчет стоимости содержания и ремонта общежития ОАО "ВМП "АВИТЕК" на 2011 год, из которого следует, что в расчет стоимости содержания и ремонта общежития не заложена стоимость расходов на сбор и вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО); 01.10.2008 между заявителем и обществом с ограниченной ответственностью "КДУ-4" (далее - ООО "КДУ-4) заключен договор N 9-279 на планово-регулярное транспортирование и захоронение ТБО в отношении общежития; в настоящее время с жильцов взимается плата за сбор и вывоз ТБО в размере 28,20 рублей в месяц (из расчета деления стоимости договора на количество проживающих в общежитии граждан). При таких обстоятельствах, как полагает заявитель, включение в квитанцию на оплату содержания жилья в данном случае расходов на сбор и вывоз ТБО является обоснованным, не вводит потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств жилищных услуг.
Доводы апелляционной жалобы поддержаны представителем Общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Ответчик и третье лицо письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили. В судебном заседании суда апелляционной инстанции опровергли доводы жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.03.2011 в адрес Управления поступила жалоба жителей дома по адресу: г. Киров, пер. Вершининский, д. 4 в лице старшего по дому Истомина С.А. N И-389 на необоснованное изменение Обществом платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам и нанимателям жилых помещений указанного дома (т. 1, л.д. 69).
В связи с рассмотрением данной жалобы 06.04.2011 ответчиком в адрес заявителя был направлен запрос N 01-21/з-2858 о предоставлении сведений о причинах изменения платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам жилых помещений (т. 1, л.д. 66).
В ответ на запрос заявитель представил письменные объяснения и документы, при изучении которых сотрудник Управления установил, что способ управления многоквартирным домом собственниками жилых помещений на общем собрании не выбран. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет Общество.
Из представленного ОАО "ВМП "АВИТЕК" Порядка оплаты 1, приложения к Порядку оплаты 1, Порядка оплаты 2, приложения к Порядку оплаты 2, квитанций по оплате коммунальных платежей, административным органом установлено, что заявителем взималась плата за содержание и ремонт жилого помещения с собственников жилых помещений с 01.01.2010 по 31.01.2011 в размере 66,67 рублей за 1 кв. м жилой площади, с 01.02.2011 по 31.04.2011 - в размере 72,73 рублей за 1 кв. м жилой площади.
В то же время пунктом 3.2 Решения Кировской городской Думы от 25.11.2009 N 35/4 "Об установлении платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для населения муниципального образования "Город Киров" (далее - Решение N 35/4) размер платы за содержание жилых помещений на 2010 год установлен в сумме 34,34 рублей за 1 кв. м общей площади в месяц; пунктом 3.2 постановления администрации города Кирова от 29.12.2010 N 5660-П "Об установлении размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) и размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для населения муниципального образования "Город Киров" (далее - постановление N 5660-П) на 2011 год - в сумме 39,49 рублей за 1 кв. м общей площади в месяц.
Кроме того, Управлением установлено, что заявителем в нарушение пункта 11 Правил N 491 взималась отдельная плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, которая должна входить в стоимость услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
26.04.2011 ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления возбудил в отношении ОАО "ВМП "АВИТЕК" дело об административном правонарушении (т. 1, л.д. 59-60).
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, сотрудник административного органа 12.05.2011 составил в отношении заявителя протокол об административном правонарушении N 583 (т. 1, л.д. 53-55).
Постановлением от 30.06.2011 N 11000858 Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, выразившегося в обмане (обсчете) потребителя при начислении платы в размерах, превышающих установленные органами местного самоуправления муниципального образования "город Киров", а также при взимании с потребителя отдельной платы за вывоз мусора. Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ОАО "ВМП "АВИТЕК" оспорило его в Арбитражный суд Кировской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из текста приведенной нормы Закона следует, что объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, составляет, в том числе обсчет потребителя, то есть взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой товара, а также утаивание (невозврат) излишней денежной суммы, полученной от потребителя, или передача ему только части этой суммы.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правила N 491 в соответствии со статьями 39, 156 ЖК РФ, регламентируют основные вопросы содержания общего имущества в многоквартирном доме и определения размера платы за жилое помещение.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ структура платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
В силу частей 1, 7 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу части 4 статьи 158 ЖК РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Административным органом и судом первой инстанции установлено, что собрание собственников жилых помещений жилого дома по адресу: г. Киров, пер. Вершининский, д. 4 по вопросу выбора способа управления и установления платы за содержание и ремонт жилого помещения не проводилось.
Решением Департамента государственной собственности Кировской области от 23.09.2002 N 04-514 "Об условиях приватизации Федерального государственного предприятия "Вятское машиностроительное предприятие "АВИТЕК" утвержден перечень имущества предприятия, подлежащего приватизации, в состав которого среди прочего вошло здание общежития, площадью 4333,6 кв. м, с кадастровым номером 43:40:000023:0026:457/09/А, расположенное по адресу: г. Киров, пер. Вершининский, д. 4.
01.10.2002 указанное здание передано вновь образованному ОАО "ВМП "АВИТЕК" и с этого момента учитывается на его балансе.
Управление данным домом в силу сложившихся отношений осуществляет Общество, что заявителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах в соответствии с требованиями жилищного законодательства размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен определяться исходя из размеров платы, установленных органами местного самоуправления муниципального образования "Город Киров".
Материалами дела подтверждается, что заявитель начислял Истомину С.А. за период с 01.01.2010 по 31.01.2011 плату за содержание и ремонт жилья из расчета 66,67 рублей за 1 кв. м, за период с 01.02.2011 по 31.04.2011 - из расчета 72,73 рублей за 1 кв. м, в то время как Решением N 35/4 плата за содержание и ремонт жилого помещения на 2010 год для домов с полным благоустройством, без лифтов (с комендантами, вахтерами, уборщиками помещений) была установлена в размере 34,34 рублей за 1 кв. м общей площади в месяц, постановлением N 5660-П - в размере 39,49 рублей за 1 кв. м общей площади в месяц.
Таким образом, Истомин С.А. по предъявленным Обществом квитанциям уплачивал большую сумму по сравнению с той, которая установлена для жильцов домов с полным благоустройством, без лифтов (с комендантами, вахтерами, уборщиками помещений) органами местного самоуправления. В связи с чем вывод административного органа о наличии в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.7 КоАП РФ, является правильным.
Довод Общества, что им производилось начисление платы за содержание и ремонт жилья исходя из расчета на 1 кв. м жилой площади, а не общей, как установлено решением N 35/4 и постановлением N 5660-П, не свидетельствует о том, что с третьего лица взималась плата за содержание и ремонт жилья в размере, соответствующем установленному органом местного самоуправления, и не опровергает вывод административного органа о необоснованном взимании с Истомина С.А. платы в размерах, превышающих установленные органами местного самоуправления муниципального образования "Город Киров".
Из представленных в материалы дела квитанций, предъявленных Обществом Истомину С.А. на оплату, в том числе за содержание и ремонт жилья следует, что площадь помещения по адресу: Вершининский пер., дом 4 ком. 77 составляет: "жилая/общая: 17,1/22,7 кв. м", при этом при исчислении предъявляемой Истомину С.А. суммы на оплату за содержание и ремонт жилья Общество самостоятельно принимает за основу площадь помещения, из расчета которой определяется плата. При этом с потребителя взимается плата в размере большем, чем установлено органом местного самоуправления.
Кроме того, административным органом установлено, что заявитель взимал с третьего лица отдельную плату за сбор и вывоз ТБО, включая в квитанцию отдельной строкой плату за вывоз мусора.
Однако в соответствии с пунктом 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Следовательно, плата за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах взимание с Истомина С.А. отдельной платы за вывоз мусора противоречит приведенным нормам и является обсчетом потребителя.
Довод заявителя, что им в тариф на содержание и ремонт дома не заложена стоимость расходов за сбор и вывоз ТБО не свидетельствует о законности действий Общества по отдельному начислению потребителю платы за вывоз мусора, поскольку размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для населения муниципального образования "Город Киров" установлен нормативно.
Событие вменяемого нарушения установлено ответчиком, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 12.05.2011 N 583.
Ссылка Общества, что здание по адресу: г. Киров, Вершининский пер., д. 4 является общежитием, а не многоквартирным домом, не принимается судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе жилые помещения в общежитиях.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Из статьи 94 ЖК РФ следует, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
В то же время из представленных в материалы дела доказательств следует, что в здании по адресу: г. Киров, Вершининский пер., д. 4 по состоянию на 18.04.2011 приватизировано (находится в собственности граждан) 58 жилых помещений, что подтверждается письмом Общества от 19.04.2011 N 89/4575.
Свидетельствами о государственной регистрации права от 28.06.2010 N 43-АВ 434974, N 43-АВ 434975, N 43-АВ 434976 (т. 2, л.д. 24-26) подтверждается, что жилое помещение, состоящее из одной комнаты (учетный номер 38), расположенное по адресу: г. Киров, пер. Вершининский, д. 4, принадлежит Истомину С.А. на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/3) совместно с Истоминым А.С. и Истоминой Е.С.
Таким образом, жилое помещение, принадлежащее на праве собственности, в том числе Истомину С.А., не отвечает признакам жилого помещения в общежитии.
Указание, что согласно техническому паспорту, выданному Филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по городу Кирову, здание по адресу: г. Киров, пер. Вершининский, д. 4 поставлено на кадастровый учет как общежитие, не опровергает то обстоятельство, что 58 жилых помещений в данном здании являются собственностью граждан, вследствие чего не могут быть признаны жилыми помещениями общежития.
В силу вышеизложенного отклоняется довод Общества о неприменении в рассматриваемом случае Правил N 491. Указанные регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства принятия заявителем всех необходимых и достаточных мер по соблюдению требований действующего законодательства в материалах дела отсутствуют.
Общество имело возможность для исполнения требований действующего жилищного законодательства, однако не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению и недопущению совершения вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Порядок привлечения к административной ответственности ответчиком не нарушен.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают правильность выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Кировской области от 17.10.2011 по делу N А28-6035/2011 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 17.10.2011 по делу N А28-6035/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Вятское машиностроительное предприятие "АВИТЕК" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий
Г.Г.ИВШИНА
Судьи
А.В.КАРАВАЕВА
Т.В.ЛЫСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)