Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Савицкой И.Г., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Немшановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10220/2008) ОАО "Мурманская Управляющая жилищно-сервисная компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.09.2008 по делу N А42-4315/2008 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по заявлению ОАО "Мурманская Управляющая жилищно-сервисная компания"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
открытое акционерное общество "Мурманская Управляющая жилищно-сервисная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее - инспекция, административный орган) от 16.07.2008 N 42/08 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда от 08.09.2008 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, направили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон, поскольку материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть жалобу в их отсутствие.
От инспекции поступил отзыв, в котором административный орган просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта от 08.09.2008 проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, 17.06.2008 инспекцией, на основании распоряжения N 119 от 29.05.2008, проведена внеплановая проверка жилого дома по адресу: г. Мурманск, пр. Кольский, д. 204, квартиры N 41, 42, 43, 44, 45, а также участков кровли над ними с целью установления фактов залития квартир дождевыми и талыми водами.
Результаты проверки оформлены Актом N 120 от 17.06.2008.
В ходе проверки сотрудниками инспекции выявлено, что протечки в означенных квартирах, а также в общих тамбурах этих квартир имеют место в местах повреждений кровельного покрытия, а также в местах сопряжения с машинным помещением, парапетом, водосточными стояками; в некоторых трещинах и разрывах пророс мох, что свидетельствует о длительном периоде данных протечек.
08.07.2008 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 38, согласно которому обществом допущено нарушение пунктов 4.6.1.10, 2.2.6 Правил эксплуатации жилищного фонда.
Постановлением инспекции от 16.07.2008 общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб. за правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 КоАП РФ.
Полагая, что привлечено к ответственности с нарушением закона, общество обратилось в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе и в отзыве, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как видно из материалов дела, между Комитетом по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (далее - Комитет) и обществом заключен договор N 010107/01-пор на организацию и обеспечение выполнения работ по санитарно-техническому содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий.
Пунктом 1.1. договора установлено, что общество, в частности, принимает на себя обязательства по организации и обеспечению выполнения всего комплекса работ, связанного с содержанием и текущим ремонтом жилищного (в т.ч. специализированного) фонда, внутридомовых систем (отопления, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения, электрических, газовых, вентиляционных) и др.
Согласно приложению N 1 к данному договору в список домов, организацию и обеспечение выполнения работ по санитарно-техническому содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий которых осуществляет общество, входит дом N 204 по Кольскому пр.
В соответствии с пунктом 2.1.1. договора общество обязано организовывать предоставление услуг по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Надлежащее содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома подразумевает содержание и ремонт общего имущества в соответствии с техническими регламентами.
В настоящее время действуют Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила).
Согласно пункту 1.8 Правил техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий включает в себя:
а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное;
б) осмотры;
в) подготовку к сезонной эксплуатации;
г) текущий ремонт;
д) капитальный ремонт.
В силу пункта 4.6.1.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна, в том числе, обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.
Пунктом 4.6.1.10 Правил установлен предельный срок в одни сутки для устранения неисправностей, являющихся причиной протечек кровли.
В соответствии с пунктом 2.2.6 заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи.
Кроме того, обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Согласно пункту 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в т.ч. текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Несоблюдение вышеприведенных требований лицами, ответственными за надлежащее содержание жилых домов и (или) жилых помещений, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Как видно из материалов дела в ходе проверки сотрудниками инспекции выявлено, что протечки в квартирах N 41, 42, 43, 44, 45 дома N 204 по Кольскому проспекту, а также в общих тамбурах этих квартир имеют место в местах повреждений кровельного покрытия, а также в местах сопряжения с машинным помещением, парапетом, водосточными стояками; в некоторых трещинах и разрывах пророс мох, что свидетельствует о длительном периоде данных протечек.
Таким образом, состояние указанного жилого дома не соответствует требованиям вышеперечисленных регламентов и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах и учитывая, что ответственным лицом за содержание данного жилого дома в надлежащем состоянии является общество, суд пришел к правильному выводу о наличии состава вменяемого административного правонарушения.
Апелляционной коллегией отклоняются, как необоснованные, доводы общества об отсутствии у него документов, подтверждающих факт проведения локального ремонта кровли, поскольку в 2004 организацией, в чьи обязанности входили организация и обеспечение выполнения работ по текущему ремонту, являлось ММУП "Жилэксплуатация", а также о наличии в материалах дела писем ММУП "Жилэксплуатация" в Управление ЖКХ администрации г. Мурманска от 11.02.2004 N 05/147 и от 19.10.2004 N 05/1338 о необходимости проведения капитального ремонта дома N 204 по Кольскому пр., поскольку с 01.01.2007 обязанность по содержанию и ремонту указанного дома возложена на общество.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на договор от 01.10.2006 с ООО "Первомайское ЖЭУ N 3" и договор от 01.10.2007 с ООО "Первомайское Жилищно-Эксплуатационное Управление N 3" не принимаются апелляционной инстанцией, поскольку заключение указанных договоров не освобождает общество от обязанности соблюдать Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Отклоняется судом апелляционной инстанции и ссылка общества на то, что дом N 204 по Кольскому пр. включен в план капитального ремонта на 2009 год, поскольку несмотря на включение дома в план на капитальный ремонт, нормативный уровень технического состояния дома должен поддерживаться в надлежащем состоянии.
С учетом изложенного, оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.09.2008 по делу N А42-4315/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Мурманская Управляющая жилищно-сервисная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ЛОПАТО И.Б.
Судьи
САВИЦКАЯ И.Г.
ШУЛЬГА Л.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2008 ПО ДЕЛУ N А42-4315/2008
Разделы:Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2008 г. по делу N А42-4315/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Савицкой И.Г., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Немшановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10220/2008) ОАО "Мурманская Управляющая жилищно-сервисная компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.09.2008 по делу N А42-4315/2008 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по заявлению ОАО "Мурманская Управляющая жилищно-сервисная компания"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
открытое акционерное общество "Мурманская Управляющая жилищно-сервисная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее - инспекция, административный орган) от 16.07.2008 N 42/08 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда от 08.09.2008 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, направили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон, поскольку материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть жалобу в их отсутствие.
От инспекции поступил отзыв, в котором административный орган просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта от 08.09.2008 проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, 17.06.2008 инспекцией, на основании распоряжения N 119 от 29.05.2008, проведена внеплановая проверка жилого дома по адресу: г. Мурманск, пр. Кольский, д. 204, квартиры N 41, 42, 43, 44, 45, а также участков кровли над ними с целью установления фактов залития квартир дождевыми и талыми водами.
Результаты проверки оформлены Актом N 120 от 17.06.2008.
В ходе проверки сотрудниками инспекции выявлено, что протечки в означенных квартирах, а также в общих тамбурах этих квартир имеют место в местах повреждений кровельного покрытия, а также в местах сопряжения с машинным помещением, парапетом, водосточными стояками; в некоторых трещинах и разрывах пророс мох, что свидетельствует о длительном периоде данных протечек.
08.07.2008 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 38, согласно которому обществом допущено нарушение пунктов 4.6.1.10, 2.2.6 Правил эксплуатации жилищного фонда.
Постановлением инспекции от 16.07.2008 общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб. за правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 КоАП РФ.
Полагая, что привлечено к ответственности с нарушением закона, общество обратилось в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе и в отзыве, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как видно из материалов дела, между Комитетом по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (далее - Комитет) и обществом заключен договор N 010107/01-пор на организацию и обеспечение выполнения работ по санитарно-техническому содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий.
Пунктом 1.1. договора установлено, что общество, в частности, принимает на себя обязательства по организации и обеспечению выполнения всего комплекса работ, связанного с содержанием и текущим ремонтом жилищного (в т.ч. специализированного) фонда, внутридомовых систем (отопления, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения, электрических, газовых, вентиляционных) и др.
Согласно приложению N 1 к данному договору в список домов, организацию и обеспечение выполнения работ по санитарно-техническому содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий которых осуществляет общество, входит дом N 204 по Кольскому пр.
В соответствии с пунктом 2.1.1. договора общество обязано организовывать предоставление услуг по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Надлежащее содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома подразумевает содержание и ремонт общего имущества в соответствии с техническими регламентами.
В настоящее время действуют Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила).
Согласно пункту 1.8 Правил техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий включает в себя:
а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное;
б) осмотры;
в) подготовку к сезонной эксплуатации;
г) текущий ремонт;
д) капитальный ремонт.
В силу пункта 4.6.1.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна, в том числе, обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.
Пунктом 4.6.1.10 Правил установлен предельный срок в одни сутки для устранения неисправностей, являющихся причиной протечек кровли.
В соответствии с пунктом 2.2.6 заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи.
Кроме того, обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
Согласно пункту 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в т.ч. текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Несоблюдение вышеприведенных требований лицами, ответственными за надлежащее содержание жилых домов и (или) жилых помещений, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Как видно из материалов дела в ходе проверки сотрудниками инспекции выявлено, что протечки в квартирах N 41, 42, 43, 44, 45 дома N 204 по Кольскому проспекту, а также в общих тамбурах этих квартир имеют место в местах повреждений кровельного покрытия, а также в местах сопряжения с машинным помещением, парапетом, водосточными стояками; в некоторых трещинах и разрывах пророс мох, что свидетельствует о длительном периоде данных протечек.
Таким образом, состояние указанного жилого дома не соответствует требованиям вышеперечисленных регламентов и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах и учитывая, что ответственным лицом за содержание данного жилого дома в надлежащем состоянии является общество, суд пришел к правильному выводу о наличии состава вменяемого административного правонарушения.
Апелляционной коллегией отклоняются, как необоснованные, доводы общества об отсутствии у него документов, подтверждающих факт проведения локального ремонта кровли, поскольку в 2004 организацией, в чьи обязанности входили организация и обеспечение выполнения работ по текущему ремонту, являлось ММУП "Жилэксплуатация", а также о наличии в материалах дела писем ММУП "Жилэксплуатация" в Управление ЖКХ администрации г. Мурманска от 11.02.2004 N 05/147 и от 19.10.2004 N 05/1338 о необходимости проведения капитального ремонта дома N 204 по Кольскому пр., поскольку с 01.01.2007 обязанность по содержанию и ремонту указанного дома возложена на общество.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на договор от 01.10.2006 с ООО "Первомайское ЖЭУ N 3" и договор от 01.10.2007 с ООО "Первомайское Жилищно-Эксплуатационное Управление N 3" не принимаются апелляционной инстанцией, поскольку заключение указанных договоров не освобождает общество от обязанности соблюдать Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Отклоняется судом апелляционной инстанции и ссылка общества на то, что дом N 204 по Кольскому пр. включен в план капитального ремонта на 2009 год, поскольку несмотря на включение дома в план на капитальный ремонт, нормативный уровень технического состояния дома должен поддерживаться в надлежащем состоянии.
С учетом изложенного, оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.09.2008 по делу N А42-4315/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Мурманская Управляющая жилищно-сервисная компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ЛОПАТО И.Б.
Судьи
САВИЦКАЯ И.Г.
ШУЛЬГА Л.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)