Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.01.2011 N 06АП-5853/2010 ПО ДЕЛУ N А73-7907/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2011 г. N 06АП-5853/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 18 января 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в заседании:
- от Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края: представители не явились;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Бутакова Е.С. - представитель по доверенности от 11.01.2011 N 01.0-2;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края
на решение от 27.09.2010
по делу N А73-7907/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах
об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 190 от 25.06.2010

установил:

Администрация городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского района Хабаровского края (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах (далее - административный орган) по делу об административном правонарушении N 190 от 25.06.2010, которым администрация привлечена к административной ответственности по статье 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением суда от 27.09.2010 в удовлетворении требований заявителю отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом администрация в своей апелляционной жалобе просит решение от 27.09.2010 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, и следовательно, должны выполняться управляющей компанией.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в своем отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с изложенными в ней доводами, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От администрации поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя. Данное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения в связи со следующим.
24.05.2010 специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах Изотовой А.Н. проведено мероприятие по контролю администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского района Хабаровского края, расположенной по адресу: п. Заветы Ильича Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, ул. Ленинская, 20, на предмет соблюдения администрацией требований санитарных и технических норм (правил) за организацией сбора и вывоза твердых бытовых отходов по жилищному фонду.
В ходе проверки Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Ванинском и Советско-Гаванском районах установлено, что администрацией нарушено действующее санитарное законодательство РФ, а именно не соблюдаются требования, предусмотренные статьями 11, 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", часть 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункты 2.2.1, 6.4 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", выразившиеся в следующем:
- места сбора твердых бытовых отходов в п. Заветы Ильича Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края по адресам: ул. Порт-Артурская 12, 15, 16; ул. Октябрьская 1, 9; ул. Николаева 7, 8; ул. Невельского 5, 23; ул. Арсеньева, 50 не оборудованы контейнерными площадками с водонепроницаемым покрытием, отсутствует ограждение, вследствие чего вся внутридомовая территория покрыта мусором.
Результаты проверки зафиксированы в протоколе осмотра от 24.05.2010.
По данному факту в отсутствие законного представителя при надлежащем уведомлении администрации, составлен протокол от 11.06.2010 N 190 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3. КоАП РФ.
25.06.2010 по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление N 190, которым администрация привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением администрации обратилась в суд с настоящим заявлением.
Статьей 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
Обязанности юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции установлены статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ.
Согласно статье 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу статьи 22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из предписаний пункта 3 статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Подпунктами "е", "ж" пункта 2 вышеуказанных Правил, предусмотрено, что к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относятся земельный участок, на котором находится данный дом, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденными Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест" (пункт 1.1).
Пунктом 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
В силу пункта 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Пунктами 2.2.1, 6.4 СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусмотрено, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Предприятиям по уборке следует своевременно осуществлять (в соответствии с договорами) вывоз твердых и жидких бытовых отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий.
Как следует из материалов дела, администрацией допущены нарушения действующего санитарного законодательства РФ выразившееся в не оборудовании мест сбора твердых бытовых отходов в п. Заветы Ильича Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края по адресам: ул. Порт-Артурская 12, 15, 16; ул. Октябрьская 1, 9; ул. Николаева 7, 8; ул. Невельского 5, 23; ул. Арсеньева, 50 контейнерными площадками с водонепроницаемым покрытием, отсутствием ограждений, вследствие чего вся внутридомовая территория покрыта мусором.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела видно, что между ООО "Жилсервис" и муниципальным образованием городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края заключены договоры на управление, содержание и ремонт многоквартирных домов.
Согласно пунктов 1.1 договоров на управление, содержание и ремонт муниципальных квартир и общего имущества многоквартирных домов от 14.07.2008 и 01.06.2008 заключенных между ООО "Жилсервис" (Управляющая организация) и муниципальным образованием городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (Собственник), Собственник передает, а Управляющая организация принимает на себя полномочия по управлению муниципальными квартирами многоквартирных домов.
Пунктами 2.4.6, 3.1.2, 3.1.3 указанных договоров предусмотрено, что собственник вправе требовать от управляющей организации возмещения убытков причиненных вследствие невыполнения либо недобросовестного выполнения Управляющей организацией своих обязанностей по договору. Управляющая организация предоставляет собственнику отчет о выполненных работах, оказанных услугах по содержанию и ремонту общего имущества. Контроль над деятельностью управляющей организации осуществляется путем проверки объемов, качества и периодичности оказания услуг и выполнения работ, участия в осмотрах общего имущества.
Согласно Уставу городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского района Хабаровского края, поселение наделено статусом городского поселения, создано для решения вопросов местного значения, к одному из которых относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со статьей 5 Устава к вопросам местного значения городского поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
На основании статьи 44 Устава в собственности городского поселения может находиться имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно пункта 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда N 170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя санитарное содержание, то есть уборка мест общего пользования, уборка мест придомовой территории.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Это прямо отражено в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда N 171 (пункты 1.8, 3.7).
Эксплуатация таких объектов и оборудования заключается в сборе и вывозе накапливаемых в них ТБО, ремонте и содержании самих объектов. В частности, в соответствии с пунктом 3.7 Правил эксплуатации организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Таким образом, сбор и вывоз ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Согласно договоров N 1 и N 2 от 01.06.2008 и договора от 14.07.2008 на управление и содержание многоквартирных домов, жилые дома по адресам: ул. Порт-Артурская 12, 15, 16; ул. Октябрьская 1, 9; ул. Николаева 7, 8; ул. Невельского 5, 23; ул. Арсеньева, 50 закреплены за городским поселением "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского района Хабаровского края на праве собственности, на основании Распоряжений территориального управления федерального агентства по управлению имуществом по Хабаровскому краю от 11.12.2007 за N 1850, 1846, следовательно, оборудование и установка контейнерных площадок и иных объектов, используемые для сбора твердых бытовых отходов лежит на администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича". Являясь собственником домов и многоквартирных квартир, администрация городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" обязана производить эксплуатацию, ремонт и содержание контейнеров, бункеров-накопителей, специально оборудованных площадок и иных объектов, используемых для сбора ТБО, предназначенных для обслуживания и эксплуатации многоквартирных домов, а также предпринимать иные меры по их обустройству, содержанию и ремонту.
Из представленных в материалы дела договоров N 1 и N 2 от 01.06.2008 договора от 14.07.2008 на управление и содержание многоквартирных домов, не следует, что управляющей компании переданы оборудованные места сбора твердых бытовых отходов контейнерными площадками с водонепроницаемым покрытием, и ограждением, так же не следует обязанность управляющей компании оборудовать и установить контейнерные площадки и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.09.2010 по делу N А73-7907/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий
И.И.БАЛИНСКАЯ
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)