Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2010 г.
Решение изготовлено в полном объеме 23 сентября 2010 г.
Арбитражный суд Московской области
в составе: судьи Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Васильевой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЕДС-Ногинск"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
об оспаривании предписания,
при участии в заседании:
от заявителя - Васясина Т.В., паспорт, дов. от 09.06.2010,
от заинтересованного лица - Наянов В.Б., удостоверение, дов. от 12.02.2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЕДС-Ногинск" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене Предписания N 1-24-1752-11-2010 от 28.04.2010, выданного Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
В качестве заинтересованного лица в отношении, которого предъявлены требования, заявителем указано Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
В обоснование своих требований заявитель указал, что вынесенное Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" Предписание N 1-24-1752-11-2010 от 28.04.2010 в отношении жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, п. Зеленый, д. 51, необоснованно, поскольку возлагает обязанности на ООО "ЕДС-Ногинск", являющееся управляющей организацией данного жилого дома, в то время как обязанность проведения капитального и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома возложены законодателем на собственников помещений указанного дома, о чем собственники дома информировались письмами, направленными им управляющей организацией. Однако, решения о проведении текущего ремонта общего имущества, а также его финансировании собственники дома так и не приняли.
В отзыве на заявленные требования заинтересованное лицо просило отказать в их удовлетворении.
В заседании суда представитель заявителя настаивали на доводах и требованиях своего заявления.
Представитель заинтересованного лица поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявленные требования.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.
28.04.2010 Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" по результатам проведения проверки на основании распоряжения от 27.04.2010 N 1-24-1752-11-2010 и в соответствии с положениями Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также Положением "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" и Положением о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" выдано Предписание ООО "ЕДС-Ногинск" N 1-24-1752-11-2010 по жилому дому, расположенному по адресу: Московская область, Ногинский район, п. Зеленый, д. 51, согласно которому инспекций установлены следующие нарушения:
- - разрушение, отсутствие, проседание отмостки;
- - трещины и разрушение цоколя;
- - система водослива в неисправном состоянии;
- - разрушение бетонного основания при входе в третий подъезд;
- - разрушение бетонных козырьков при входе в 1, 2, 3 подъездах;
- - незначительные утечки в подвале, захламление бытовым мусором;
- - не заперта дверь в подвал второго подъезда.
В качестве ответственного за содержание жилого дома Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" указало ООО "ЕДС-Ногинск", являющееся управляющей организацией данного дома, установив ему срок исполнения указанного Предписания до 31.10.2010.
ООО "ЕДС-Ногинск", считая незаконным и подлежащим отмене Предписание N 1-24-1752-11-2010 от 28.04.2010, выданное Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", обратился в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, отзыве на него, объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что заявленные требования ООО "ЕДС-Ногинск" не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьей 2 АПК РФ предусмотрено, что основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Это предполагает возможность заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с указанными нормами права, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого Предписания закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым Предписанием прав и законных интересов заявителя.
21.01.2008 между ООО "ЕДС-Ногинск" (Управляющая компания) и Комитетом по управлению имуществом Ногинского района (Собственник помещений многоквартирного дома по адресу: Московская область, Ногинский район, п. Зеленый, д. 51) заключен договор управления N 1 многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: п. Зеленый, д. 51, целью которого является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в жилом доме, обеспечение сохранности, надлежащего управления, содержания и ремонта общего имущества дома, его инженерных систем и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, решение вопросов пользования указанным имуществом собственниками, избравшими форму управления многоквартирным домом посредством управляющей организации.
Согласно п. 1.2 договора Собственники поручают, а управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу: п. Зеленый, д. 51.
В приложении 3 к указанному договору указан перечень работ и услуг, предоставляемых Управляющей компанией, по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме, среди которого перечень работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а именно:
- - восстановление или замена отдельных участков и элементов лестницы, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей;
- - смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений оконных и дверных заполнений помещений общего пользования;
- - замена, восстановление отдельных участков в помещениях общего пользования пола;
- - восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещениях, других общедомовых вспомогательных помещениях. Ликвидация последствий протечек (не по вине проживающих);
- - восстановление работоспособности внутридомовой системы вентиляции, исключая вентиляторы и их электроприводы;
- - ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, подъездов, дорожек, отмостки, ограждений и оборудования хозяйственных площадок и др.
В соответствии с п. 2.2.2 договора Собственник обязуется производить оплату услуг (работ) Управляющей компании в порядке, размере и сроки, установленные договором.
Управляющая компания имеет право самостоятельно определять порядок и способ исполнения своих обязательств по данному договору (п. 3.1.1 договора).
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
На основании пункта 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации, а с 01.01.2009 - уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания) предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктами 16 и 17 Правил содержания определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил содержания в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации). Они зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176 и опубликованы в "Российской газете" 23.10.2003 за N 214.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Статьей 36 Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
На основании статьи 20 ЖК РФ полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний и образовало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований - государственную жилищную инспекцию, положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 (с последующими изменениями и дополнениями).
Следовательно, систематическое толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно пунктам 11, 13 Правил содержания, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый, в частности, при непосредственном управлении многоквартирным домом лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы; освещения помещений общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В пункте 29 Правил содержания указано, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском (Определение ВАС РФ от 05.07.2010 N ВАС-6464/10 по делу N А08-4962/2009-27).
Таким образом, доводы заявителя о том, что обязанность проведения капитального и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома возложены законодательством на собственников помещений, указанного дома, которые в свою очередь не позаботились о финансировании ремонта, судом отклоняются.
Судом также установлено, что, Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на основании материалов дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении генерального директора ООО "ЕДС-Ногинск" на основании протокола N 1-24-1752-11-2010 от 28.04.2010 об административном правонарушении, представленного в материалы дела, установлено, что последний на основании Устава предприятия является ответственным лицом за содержание и ремонт жилищного фонда, которое обязано исполнять требования, установленные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда. Факт административного правонарушения подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении, в связи с чем генеральный директор ООО "ЕДС-Ногинск" признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания для признания незаконным и отмены Предписания N 1-24-1752-11-2010 от 28.04.2010, выданного Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", поскольку Управляющей организацией - ООО "ЕДС-Ногинск", обязательства, возложенные на нее законодателем и договором управления от 21.01.2008 N 1, не исполнены.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия государственных органов соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 200 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московской области
решил:
Заявление общества с ограниченной ответственностью "ЕДС-Ногинск" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.09.2010 ПО ДЕЛУ N А41-20007/10
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 сентября 2010 г. по делу N А41-20007/10
Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2010 г.
Решение изготовлено в полном объеме 23 сентября 2010 г.
Арбитражный суд Московской области
в составе: судьи Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Васильевой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЕДС-Ногинск"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
об оспаривании предписания,
при участии в заседании:
от заявителя - Васясина Т.В., паспорт, дов. от 09.06.2010,
от заинтересованного лица - Наянов В.Б., удостоверение, дов. от 12.02.2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЕДС-Ногинск" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене Предписания N 1-24-1752-11-2010 от 28.04.2010, выданного Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
В качестве заинтересованного лица в отношении, которого предъявлены требования, заявителем указано Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
В обоснование своих требований заявитель указал, что вынесенное Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" Предписание N 1-24-1752-11-2010 от 28.04.2010 в отношении жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, п. Зеленый, д. 51, необоснованно, поскольку возлагает обязанности на ООО "ЕДС-Ногинск", являющееся управляющей организацией данного жилого дома, в то время как обязанность проведения капитального и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома возложены законодателем на собственников помещений указанного дома, о чем собственники дома информировались письмами, направленными им управляющей организацией. Однако, решения о проведении текущего ремонта общего имущества, а также его финансировании собственники дома так и не приняли.
В отзыве на заявленные требования заинтересованное лицо просило отказать в их удовлетворении.
В заседании суда представитель заявителя настаивали на доводах и требованиях своего заявления.
Представитель заинтересованного лица поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявленные требования.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.
28.04.2010 Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" по результатам проведения проверки на основании распоряжения от 27.04.2010 N 1-24-1752-11-2010 и в соответствии с положениями Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также Положением "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" и Положением о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" выдано Предписание ООО "ЕДС-Ногинск" N 1-24-1752-11-2010 по жилому дому, расположенному по адресу: Московская область, Ногинский район, п. Зеленый, д. 51, согласно которому инспекций установлены следующие нарушения:
- - разрушение, отсутствие, проседание отмостки;
- - трещины и разрушение цоколя;
- - система водослива в неисправном состоянии;
- - разрушение бетонного основания при входе в третий подъезд;
- - разрушение бетонных козырьков при входе в 1, 2, 3 подъездах;
- - незначительные утечки в подвале, захламление бытовым мусором;
- - не заперта дверь в подвал второго подъезда.
В качестве ответственного за содержание жилого дома Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" указало ООО "ЕДС-Ногинск", являющееся управляющей организацией данного дома, установив ему срок исполнения указанного Предписания до 31.10.2010.
ООО "ЕДС-Ногинск", считая незаконным и подлежащим отмене Предписание N 1-24-1752-11-2010 от 28.04.2010, выданное Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", обратился в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, отзыве на него, объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что заявленные требования ООО "ЕДС-Ногинск" не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьей 2 АПК РФ предусмотрено, что основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Это предполагает возможность заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с указанными нормами права, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого Предписания закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым Предписанием прав и законных интересов заявителя.
21.01.2008 между ООО "ЕДС-Ногинск" (Управляющая компания) и Комитетом по управлению имуществом Ногинского района (Собственник помещений многоквартирного дома по адресу: Московская область, Ногинский район, п. Зеленый, д. 51) заключен договор управления N 1 многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: п. Зеленый, д. 51, целью которого является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в жилом доме, обеспечение сохранности, надлежащего управления, содержания и ремонта общего имущества дома, его инженерных систем и оборудования, мест общего пользования и придомовой территории, решение вопросов пользования указанным имуществом собственниками, избравшими форму управления многоквартирным домом посредством управляющей организации.
Согласно п. 1.2 договора Собственники поручают, а управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме по адресу: п. Зеленый, д. 51.
В приложении 3 к указанному договору указан перечень работ и услуг, предоставляемых Управляющей компанией, по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме, среди которого перечень работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а именно:
- - восстановление или замена отдельных участков и элементов лестницы, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей;
- - смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений оконных и дверных заполнений помещений общего пользования;
- - замена, восстановление отдельных участков в помещениях общего пользования пола;
- - восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещениях, других общедомовых вспомогательных помещениях. Ликвидация последствий протечек (не по вине проживающих);
- - восстановление работоспособности внутридомовой системы вентиляции, исключая вентиляторы и их электроприводы;
- - ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, подъездов, дорожек, отмостки, ограждений и оборудования хозяйственных площадок и др.
В соответствии с п. 2.2.2 договора Собственник обязуется производить оплату услуг (работ) Управляющей компании в порядке, размере и сроки, установленные договором.
Управляющая компания имеет право самостоятельно определять порядок и способ исполнения своих обязательств по данному договору (п. 3.1.1 договора).
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
На основании пункта 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации, а с 01.01.2009 - уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания) предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктами 16 и 17 Правил содержания определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил содержания в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации). Они зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176 и опубликованы в "Российской газете" 23.10.2003 за N 214.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Статьей 36 Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
На основании статьи 20 ЖК РФ полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний и образовало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований - государственную жилищную инспекцию, положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 (с последующими изменениями и дополнениями).
Следовательно, систематическое толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно пунктам 11, 13 Правил содержания, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый, в частности, при непосредственном управлении многоквартирным домом лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы; освещения помещений общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В пункте 29 Правил содержания указано, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском (Определение ВАС РФ от 05.07.2010 N ВАС-6464/10 по делу N А08-4962/2009-27).
Таким образом, доводы заявителя о том, что обязанность проведения капитального и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома возложены законодательством на собственников помещений, указанного дома, которые в свою очередь не позаботились о финансировании ремонта, судом отклоняются.
Судом также установлено, что, Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на основании материалов дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении генерального директора ООО "ЕДС-Ногинск" на основании протокола N 1-24-1752-11-2010 от 28.04.2010 об административном правонарушении, представленного в материалы дела, установлено, что последний на основании Устава предприятия является ответственным лицом за содержание и ремонт жилищного фонда, которое обязано исполнять требования, установленные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда. Факт административного правонарушения подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении, в связи с чем генеральный директор ООО "ЕДС-Ногинск" признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания для признания незаконным и отмены Предписания N 1-24-1752-11-2010 от 28.04.2010, выданного Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", поскольку Управляющей организацией - ООО "ЕДС-Ногинск", обязательства, возложенные на нее законодателем и договором управления от 21.01.2008 N 1, не исполнены.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия государственных органов соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 200 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московской области
решил:
Заявление общества с ограниченной ответственностью "ЕДС-Ногинск" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)