Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.10.2012 ПО ДЕЛУ N А26-4521/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2012 г. по делу N А26-4521/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Абакумовой И.Д., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
при участии:
- от заявителя: Семеновой Я.Б. по доверенности от 30.08.2012 N 92;
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 67672);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16111/2012) ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.07.2012 по делу N А26-4521/2012 (судья Пасаманик Н.М.),принятое
по заявлению ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления

установил:

ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (185011, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 45, далее - ОАО "МРСК "Северо-Запада", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4, далее - ГЖИ, административный орган) от 16.04.2012 о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу отказано в связи с правомерным привлечением его к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ОАО "МРСК "Северо-Запада" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что не является надлежащим субъектом административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ, поскольку не является исполнителем коммунальных услуг, не находится в договорных отношениях с гражданами и не снабжает их электрической энергией, а ответственность перед потребителями за качество электроэнергии несет энергоснабжающая организация на основании заключенного с потребителем договора. Представитель общества поддержал свои доводы относительно отсутствия вины организации в веерном отключении электроэнергии для потребителей, сославшись на то, что сетевые ресурсы общество получило по договору только в августе 2011 года, вынужденное плановое отключение домов от электроснабжения в период с 26.01.2012 по 10.02.2012 осуществлялось только в отношении потребителей 3-й категории надежности энергоснабжения и во избежание аварийных отключений (из-за резкого возрастания нагрузки при значительном понижении температуры наружного воздуха в отсутствие нормального теплоснабжения города Суоярви); отключение от электроснабжения было согласовано с Администрациями Суоярвского района и Суоярвского городского поселения, а потребители оповещены через публикацию в газете "Суоярвский вестник". Представитель пояснил, что данные меры позволили избежать нарушений работоспособности электросетевого комплекса города Суоярви в целом.
ГЖИ Республики Карелия, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направила.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, ГЖИ Республики Карелия проведена проверка сведений, содержащихся в обращении жителей улицы Садовой и переулка Садового города Суоярви, по результатам которой установлено, что в период с 26.01.2012 по 10.02.2012 ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" производило веерное ежедневное отключение трансформаторной подстанции ТП-35, от которой происходит энергоснабжение жилого фонда по переулку Садовому города Суоярви, в том числе, жилого дома N 14 по Садовому переулку, основным источником отопления которого является электроснабжение (электроконвекторы, электрический бойлер, электрический насос холодного водоснабжения).
Данные обстоятельства послужили основанием для составления административным органом 16.03.2012 в отношении специализированной организации - ОАО "МРСК "Северо-Запада" протокола об административном правонарушении N 000088 о наличии в действиях общества признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
16.04.2012 постановлением заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Республики Карелия общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 5 000 рублей.
ОАО "МРСК "Северо-Запада" с указанным постановлением административного органа не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с отсутствием в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал полную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Согласно статье 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях объективную сторону вмененного обществу административного правонарушения образует нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. В данном случае объективная сторона вменяемого обществу правонарушения характеризуется нарушением режима бесперебойного обеспечения граждан, проживающих в жилом помещении, услугами по энергоснабжению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии.
Под веерным отключением согласно статье 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" понимается обусловленное технологическими причинами ограничение (полное или частичное) режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, по причинам, не связанным с исполнением потребителем электрической энергии своих договорных обязательств или техническим состоянием его энергопринимающих устройств и (или) энергетических установок.
В силу статьи 15 указанного Федерального закона аварийные электроэнергетические режимы - это режимы, которые характеризуются параметрами, выходящими за пределы требований технических регламентов, и ведут к угрозе повреждения оборудования и ограничению подачи электрической и тепловой энергии в значительном объеме.
В силу пунктов 181, 183 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 и действующих на момент совершения правонарушения) допускалось полное и (или) частичное ограничение режима потребления, в том числе без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения (угрозе возникновения) дефицита электрической энергии и мощности и (или) падения напряжения, перегрузки электротехнического оборудования и в иных чрезвычайных ситуациях.
Однако вышеуказанными нормами было предусмотрено, что в таких случаях аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования технологических резервов мощности или изменения режима потребления потребителей с регулируемой нагрузкой. Аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения, а также посредством действия аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики. Графики аварийного ограничения включают в себя 2 вида графиков:
- - графики ограничения потребления, в соответствии с которыми потребители заранее уведомляются о необходимости ограничить потребление электрической энергии (мощности) и самостоятельно выполняют технические (технологические) мероприятия, обеспечивающие снижение потребления в указанных в уведомлении объемах и периодах суток. Реализация таких графиков может производиться без отключения энергопринимающих устройств и (или) линий электропередачи;
- - графики временного отключения потребления, в соответствии с которыми без предварительного уведомления сетевой организацией или системным оператором производятся отключения линий электропередачи. При этом также может предусматриваться отключение электроустановок непосредственно персоналом потребителей.
Графики временного отключения потребления вводятся в случае невозможности введения графиков ограничения потребления в сроки, необходимые для предупреждения или предотвращения аварии. Сетевая организация извещает потребителей о введении графиков временного отключения потребления незамедлительно после их введения.
В рассматриваемом случае предметом спора является бесперебойность снабжения жилых домов коммунальными услугами, а именно, электроэнергией.
Порядок предоставления коммунальных услуг, установлен Правилами представления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Пунктом 1 указанных Правил предусмотрено, что настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пунктом 9 Правил N 307 установлено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно пункту 6 Правил N 307 электроснабжение входит в состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг и представляет собой круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
В соответствии с пунктом 9 Приложения N 1 к указанным Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам и примечанием к нему допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; 24 часа - при наличии одного источника питания. Перерыв электроснабжения не допускается, если он может повлечь отключение насосного оборудования, автоматических устройств технологической защиты и иного оборудования, обеспечивающего безаварийную работу внутридомовых инженерных систем и безопасные условия проживания граждан.
Материалами дела подтверждается и обществом не отрицается факт веерного ежедневного отключения в период с 26.01.2012 по 10.02.2012 трансформаторной подстанции ТП-35, от которой происходит энергоснабжение жилого фонда по переулку Садовому города Суоярви, в том числе, жилого дома N 14 по Садовому переулку.
Из материалов дела следует, что плановые отключения электроэнергии производились в период низких наружных температур воздуха. Согласно данным метеостанции Суоярви температура воздуха с 26.01.2012 по 10.02.2012 опускалась ниже -20 градусов, что характерно для данной местности (указом Президента Российской Федерации от 20.12.1993 N 2226 Суоярвский район Республики Карелия отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера).
Согласно графикам отключения жилого фонда города Суоярви, обеспечивающая электричеством улицу и переулок Садовый-ТП-35, подлежала отключению с 9-00 до 11-00 и с 16-00 до 18-00, то есть более 4 часов в сутки. При условии отопления жилого фонда электрооборудованием, как это предусмотрено в доме N 14 по переулку Садовому города Суоярви, такое отключение электроэнергии безусловно создавало неоправданную угрозу безопасности условий проживания граждан, их жизни и здоровью (л.д. 77-79).
При этом, судом первой инстанции было установлено, что в нарушение пункта 183 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии потребители не были незамедлительно уведомлены о введении графиков временного отключения, поскольку график отключения был опубликован в газете "Суоярвский вестник" только 31.01.2012, а выпиской из оперативного журнала (л.д. 89) подтверждается, что график отключений обществом не соблюдался. Так, 26.01.2012, 27.01.2012, 30.01.2012 плановое отключение имело место и после 18-00, в остальные дни погрешность включения/отключения варьировалась в пределах 10 минут.
Апелляционным судом не принимается утверждение общества о том, что оно не является субъектом вменяемого ему правонарушения.
Под исполнителем согласно пункту 3 Правил N 307 понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 5, подпунктами "а, б" пункта 49 и подпунктом "а" пункта 51 Правил N 307 обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями, в обязанности исполнителя входит предоставление потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах и надлежащего качества, безопасных для его жизни, здоровья и не причиняющих вреда его имуществу, а, в свою очередь, потребитель имеет право получать эти коммунальные услуги.
Согласно договору, заключенному с МУП "Суоярвские единые энергетические сети" от 22.08.2012, ОАО "МРСК "Северо-Запада" в аренду передано муниципальное электросетевое имущество в целях обеспечения потребителей на территории Суоярвского муниципального района услугами по передаче электрической энергии и осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к арендуемым сетям (л.д. 23-28).
Следовательно, ОАО "МРСК "Северо-Запада", являясь специализированной организацией, обязано в соответствии с вышеизложенными требованиями выполнять принятые обязательства в полном объеме, в том числе, обеспечения бесперебойного режима подачи электроэнергии в жилые помещения, а в случае необходимости перерыва электроснабжения строго соблюдать требования пункта 9 Приложения N 1 к Правилам N 307.
Суд первой инстанции исследовав материалы дела, с учетом фактических обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу о наличии вины общества в совершении правонарушения.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из приведенных норм следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства. В рассматриваемом случае, обстоятельств объективной невозможности соблюдения вышеуказанных требований специализированной организацией не представлено.
В письме от 16.02.2012, направленном в прокуратуру Суоярвского района, общество указало, что при проектировании и строительстве линий электропередач, обеспечивающих электроснабжение населенных пунктов, учитывалась нагрузка, необходимая только на освещение жилых помещений, чего явно недостаточно для энергоснабжения населенных пунктов в современных условиях.
В материалы дел не представлены доказательства, подтверждающие принятие заявителем мер, направленных на устранение недостаточности мощности действующих электрических сетей и электросетевого имущества для электроснабжения города Суоярви.
Довод общества о наличии экстремально низких температур противоречит данным метеостанции города Суоярви (температура воздуха с 26.01.2012 по 10.02.2012 опускалась ниже -20 градусов). Указанная температура для Суоярвского района Республики Карелия в зимнее время года не является экстремально низкой и характерна для данного времени года.
С учетом установленных по делу обстоятельств, а также учитывая установленную действующим законодательством обязанность сетевой организации принимать своевременные меры, направленные на усиление существующей электрической сети, строительство и (или) реконструкцию необходимых объектов электросетевого хозяйства (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии) суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя о принятии им всех необходимых мер, направленных на недопущение возникновения аварийных ситуаций. При этом суд сделал правильный вывод, что надлежащее предоставление услуги по энергоснабжению в неблагоприятных зимних условиях в отсутствие качественного теплоснабжения приобретает особое социальное значение для обеспечения населения необходимым уровнем безопасных условий проживания.
Таким образом, обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил представления коммунальных услуг, следовательно, вина заявителя в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказана.
При производстве по делу об административном правонарушении Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия не было допущено процессуальных нарушений, а равно и нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого лица, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления. Размер штрафных санкций определен административным органом с учетом обстоятельств совершения правонарушения, отношения заявителя к совершенному деянию, наличия отягчающих ответственность обстоятельств.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09 июля 2012 года по делу N А26-4521/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА

Судьи
И.Д.АБАКУМОВА
Л.А.ШУЛЬГА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)