Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 3 сентября 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2010 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.
судей Сергуткиной В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сычевой Е.И.,
при участии:
- от муниципального учреждения "Городской жилищный фонд": не явились, надлежаще извещены;
- от Государственной жилищной инспекции Белгородской области: не явились, надлежаще извещены;
- от Управления финансов и бюджетных отношений администрации г. Белгорода: не явились, надлежаще извещены;
- от Администрации города Белгорода: не явились, надлежаще извещены;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения "Городской жилищный фонд" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.2010 по делу N А08-3078/2010-6 (судья Белоусова В.И.) по заявлению муниципального учреждения "Городской жилищный фонд" к Государственной жилищной инспекции Белгородской области о признании постановления незаконным и его отмене,
установил:
Муниципальное учреждение "Городской жилищный фонд" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Белгородской области (далее - Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 11.05.2010 N 41/152-10 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Решением от 30.06.2010 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с данным судебным актом, учреждение обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
При этом, заявитель жалобы указывает, что судом не учтено следующее - размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту государственного и муниципального жилищного фонда города Белгорода утвержден Решением Белгородского городского Совета депутатов от 21.12.2004 N 93, при этом, при проведении проверки, нарушений указанного документа выявлено не было.
Кроме того, МУ "Городской жилищный фонд" утверждает, что инспекцией была нарушена процедура его привлечения к административной ответственности, а именно: составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя учреждения и надлежащего извещения его либо его законного представителя о производстве указанного действия.
В судебное заседание участвующие в деле лица не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав все в совокупности, апелляционная инстанция установила следующее.
На основании жалобы жильцов общежития, проживающих по адресу: пр-т Б.Хмельницкого, д. 133, г. Белгород, общежитие "Березка" Государственной жилищной инспекцией Белгородской области было проведено обследования фонда, находящегося на техническом обслуживании МУ "Городской жилищный фонд".
В ходе проведения данного обследования был установлен факт обслуживания жилищного фонда с нарушением требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003 (далее ПиН):
- - в журнале заявок в течение нескольких дней повторяется с 30.12.1009 по 12.01.2010 заявки в помещении для умывания, плавится розетка, повторяется с 18.01.2010 по 03.03.2010, нарушение п. 2.2.6. ПиН;
- - в общем коридоре наблюдается отслоение покрасочного и штукатурного слоя, нарушение п. 2.3.4 ПиН;
- - в результате протекания перекрытия на 4 этаже имеются следы затопления, нарушение п. 4.6.1.1. ПиН;
- - в местах общего пользования для умывания имеются следы затопления в результате переоборудования и установки душа самостоятельно собственниками и нанимателями жилых помещений, нарушение п. 1.7.1. ПиН;
- - в местах общего пользования наблюдается нарушение полового покрытия из линолеума, нарушение п. 4.4.1. ПиН;
- - на втором этаже в помещении кухни на потолке наблюдается отслоение штукатурного слоя с оголением арматуры плиты перекрытия, нарушение п. 4.3.1. ПиН;
- - на лестничной клетке в местах общего пользования наблюдается отсутствие 2-х нитей остекления оконных блоков между 1-2 этажами лестничной клетки в помещении кухни 4 этажа, а также в коридоре и санузле 4 этажа. Нарушение п. 4.7.2. ПиН;
- - в тамбуре перед помещением душевой кабины система отопления находится в нерабочем состоянии, отсутствуют участки трубопроводов в районе отопительного прибора, нарушение п. 5.2.1. ПиН.
По результатам проведения проверки был составлен акт N 152 от 30.03.2010, вынесено предписание в адрес заявителя об устранении нарушений.
31.03.2010 составлен протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов административного дела 11.05.2010 начальником Государственной жилищной инспекции Белгородской области было вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении о привлечении МУ "Городской жилищный фонд" к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.
Посчитав указанное постановление незаконным, муниципальное учреждение "Городской жилищный фонд" обратилось за защитой в арбитражный суд.
Разрешая настоящий спор, суд исходил из подтвержденности представленными материалами дела факта совершения учреждением вменяемого правонарушения, следовательно, вины в его совершении, и отсутствия в действиях Государственной жилищной инспекции при привлечении общества к административной ответственности процессуальных требований, установленных КоАП РФ.
Апелляционная коллегия не соглашается с указанными выводами суда и полагает необходимым при рассмотрении данного спора учитывать следующее.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Согласно п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности одностороннего установления управляющей организацией перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования. Эти положения должны быть согласно части 3 статьи 162 и статьи 164 ЖК РФ указаны в заключенных договорах.
В соответствии с пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Услуги и работы, предусмотренные Правилами N 170, являются обязательными для управляющей организации только в случае указания на них в договоре.
Жилищным законодательством не предусмотрено обязанности выполнения услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме без соразмерной оплаты таких услуг и работ (пункты 29 и 35 Правил N 491).
Пунктом 4.2. Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" регламентировано содержание стен, т.е. организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:
- заданный температурно-влажностный режим внутри здания
- - исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность);
- - устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
- - теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Наличие вышеперечисленных нарушений (отслоение штукатурного слоя и отделочного слоя стен, дыры между плинтусом и стеной в коридоре, следы протечек, замокание на потолке плиты перекрытия) свидетельствует о нарушении вышеуказанной нормы.
Из раздела 2 Требований к содержанию общего имущества Постановления от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" следует, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с п. 42 вышеуказанного Постановления управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 КоАП РФ.
В силу статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении; указанным лицам, а также потерпевшему копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку (статья 28.2 КоАП РФ).
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2. КоАП РФ.
Из представленных материалов дела следует, что уведомлением Государственной жилищной инспекции Белгородской области от 30.03.2010 N 152, адресованным директору МУ "Городской жилищный фонд", сообщено о необходимости явки в 14 час. 20 мин. 31.03.2010 в инспекцию для составления протокола об административном правонарушении (л.д. 40).
Данное уведомление получил главный инженер Оробцов В.А.
Доказательств того, что главный инженер Оробцов В.А. является законным представителем Учреждения в материалах дела не имеется и инспекцией не представлено.
Документальное подтверждение направления в адрес Учреждения либо его законного представителя указанного уведомления от 30.03.2010 отсутствует.
Также, в материалах рассматриваемого дела имеется уведомление (повторное) Государственной жилищной инспекции Белгородской области от 31.03.2010 адресованные директору МУ "Городской жилищный фонд", в котором сообщено о необходимости явки в 10 час. 00 мин. 01.04.2010 в инспекцию для составления протокола об административном правонарушении (л.д. 41).
Указанное уведомление было направлено в адрес заявителя 31.03.2010 по факсу (л.д. 103), т.е. в день составления протокола об административном правонарушении от 31.03.2010.
Однако, протокола от 01.04.2010 об административном правонарушении в отношении МУ "Городской жилищный фонд" в материалах дела не имеется и инспекцией не представлено доказательств его составления.
Таким образом, протокол об административном правонарушении N 152 от 31.03.2010 составлен в отсутствие законного представителя МУ "Городской жилищный фонд" и отсутствия надлежащего извещения фонда о производстве указанного процессуального действия.
По смыслу части 2 статьи 26.2 и части 2 статьи 28.2 КоАП РФ как протокол, так и содержащиеся в нем объяснения и сведения являются основными средствами доказывания по делам об административных правонарушениях.
Составление протокола об административном правонарушении с нарушением процессуальных требований исключает данный документ из числа доказательств по административному делу.
При этом протокол представляет собой процессуальный документ, фиксирующий конкретное противоправное деяние, в котором отражается объективная сторона выявленного административного правонарушения и является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности.
В рассматриваемом случае, поскольку имеющийся в материалах дела протокол от 31.03.2010 не может являться доказательством по делу об административном правонарушении, суд не мог дать оценку отраженным в нем фактам.
При отсутствии достоверных и допустимых доказательств, в данном случае - протокола, фиксирующего событие административного правонарушения, не представляется возможным установить наличие или отсутствие в действиях заявителя состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, постановление Государственной жилищной инспекции Белгородской области от 11.05.2010 N 41/152-10 является незаконным и подлежит отмене.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, которые суд считал в рассматриваемом деле установленными, не доказаны, выводы, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Указанные обстоятельства являются, в силу ч. 1 ст. 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда.
Следовательно, обжалуемое решение следует отменить, а заявленные МУ "Городской жилищный фонд" требования - удовлетворить.
Руководствуясь п. 2 ст. 269, ст. ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.2010 по делу N А08-3078/2010-6 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Белгородской области от 11.05.2010 N 41/152-10 о привлечении муниципального учреждения "Городской жилищный фонд" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
В.А.СЕРГУТКИНА
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2010 ПО ДЕЛУ N А08-3078/2010-6
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2010 г. по делу N А08-3078/2010-6
Резолютивная часть постановления объявлена 3 сентября 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2010 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.
судей Сергуткиной В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сычевой Е.И.,
при участии:
- от муниципального учреждения "Городской жилищный фонд": не явились, надлежаще извещены;
- от Государственной жилищной инспекции Белгородской области: не явились, надлежаще извещены;
- от Управления финансов и бюджетных отношений администрации г. Белгорода: не явились, надлежаще извещены;
- от Администрации города Белгорода: не явились, надлежаще извещены;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения "Городской жилищный фонд" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.2010 по делу N А08-3078/2010-6 (судья Белоусова В.И.) по заявлению муниципального учреждения "Городской жилищный фонд" к Государственной жилищной инспекции Белгородской области о признании постановления незаконным и его отмене,
установил:
Муниципальное учреждение "Городской жилищный фонд" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Белгородской области (далее - Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 11.05.2010 N 41/152-10 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Решением от 30.06.2010 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с данным судебным актом, учреждение обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
При этом, заявитель жалобы указывает, что судом не учтено следующее - размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту государственного и муниципального жилищного фонда города Белгорода утвержден Решением Белгородского городского Совета депутатов от 21.12.2004 N 93, при этом, при проведении проверки, нарушений указанного документа выявлено не было.
Кроме того, МУ "Городской жилищный фонд" утверждает, что инспекцией была нарушена процедура его привлечения к административной ответственности, а именно: составление протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя учреждения и надлежащего извещения его либо его законного представителя о производстве указанного действия.
В судебное заседание участвующие в деле лица не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав все в совокупности, апелляционная инстанция установила следующее.
На основании жалобы жильцов общежития, проживающих по адресу: пр-т Б.Хмельницкого, д. 133, г. Белгород, общежитие "Березка" Государственной жилищной инспекцией Белгородской области было проведено обследования фонда, находящегося на техническом обслуживании МУ "Городской жилищный фонд".
В ходе проведения данного обследования был установлен факт обслуживания жилищного фонда с нарушением требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003 (далее ПиН):
- - в журнале заявок в течение нескольких дней повторяется с 30.12.1009 по 12.01.2010 заявки в помещении для умывания, плавится розетка, повторяется с 18.01.2010 по 03.03.2010, нарушение п. 2.2.6. ПиН;
- - в общем коридоре наблюдается отслоение покрасочного и штукатурного слоя, нарушение п. 2.3.4 ПиН;
- - в результате протекания перекрытия на 4 этаже имеются следы затопления, нарушение п. 4.6.1.1. ПиН;
- - в местах общего пользования для умывания имеются следы затопления в результате переоборудования и установки душа самостоятельно собственниками и нанимателями жилых помещений, нарушение п. 1.7.1. ПиН;
- - в местах общего пользования наблюдается нарушение полового покрытия из линолеума, нарушение п. 4.4.1. ПиН;
- - на втором этаже в помещении кухни на потолке наблюдается отслоение штукатурного слоя с оголением арматуры плиты перекрытия, нарушение п. 4.3.1. ПиН;
- - на лестничной клетке в местах общего пользования наблюдается отсутствие 2-х нитей остекления оконных блоков между 1-2 этажами лестничной клетки в помещении кухни 4 этажа, а также в коридоре и санузле 4 этажа. Нарушение п. 4.7.2. ПиН;
- - в тамбуре перед помещением душевой кабины система отопления находится в нерабочем состоянии, отсутствуют участки трубопроводов в районе отопительного прибора, нарушение п. 5.2.1. ПиН.
По результатам проведения проверки был составлен акт N 152 от 30.03.2010, вынесено предписание в адрес заявителя об устранении нарушений.
31.03.2010 составлен протокол об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов административного дела 11.05.2010 начальником Государственной жилищной инспекции Белгородской области было вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении о привлечении МУ "Городской жилищный фонд" к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.
Посчитав указанное постановление незаконным, муниципальное учреждение "Городской жилищный фонд" обратилось за защитой в арбитражный суд.
Разрешая настоящий спор, суд исходил из подтвержденности представленными материалами дела факта совершения учреждением вменяемого правонарушения, следовательно, вины в его совершении, и отсутствия в действиях Государственной жилищной инспекции при привлечении общества к административной ответственности процессуальных требований, установленных КоАП РФ.
Апелляционная коллегия не соглашается с указанными выводами суда и полагает необходимым при рассмотрении данного спора учитывать следующее.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Согласно п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности одностороннего установления управляющей организацией перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования. Эти положения должны быть согласно части 3 статьи 162 и статьи 164 ЖК РФ указаны в заключенных договорах.
В соответствии с пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Услуги и работы, предусмотренные Правилами N 170, являются обязательными для управляющей организации только в случае указания на них в договоре.
Жилищным законодательством не предусмотрено обязанности выполнения услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме без соразмерной оплаты таких услуг и работ (пункты 29 и 35 Правил N 491).
Пунктом 4.2. Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" регламентировано содержание стен, т.е. организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:
- заданный температурно-влажностный режим внутри здания
- - исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность);
- - устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
- - теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Наличие вышеперечисленных нарушений (отслоение штукатурного слоя и отделочного слоя стен, дыры между плинтусом и стеной в коридоре, следы протечек, замокание на потолке плиты перекрытия) свидетельствует о нарушении вышеуказанной нормы.
Из раздела 2 Требований к содержанию общего имущества Постановления от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" следует, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с п. 42 вышеуказанного Постановления управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 КоАП РФ.
В силу статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении; указанным лицам, а также потерпевшему копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку (статья 28.2 КоАП РФ).
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2. КоАП РФ.
Из представленных материалов дела следует, что уведомлением Государственной жилищной инспекции Белгородской области от 30.03.2010 N 152, адресованным директору МУ "Городской жилищный фонд", сообщено о необходимости явки в 14 час. 20 мин. 31.03.2010 в инспекцию для составления протокола об административном правонарушении (л.д. 40).
Данное уведомление получил главный инженер Оробцов В.А.
Доказательств того, что главный инженер Оробцов В.А. является законным представителем Учреждения в материалах дела не имеется и инспекцией не представлено.
Документальное подтверждение направления в адрес Учреждения либо его законного представителя указанного уведомления от 30.03.2010 отсутствует.
Также, в материалах рассматриваемого дела имеется уведомление (повторное) Государственной жилищной инспекции Белгородской области от 31.03.2010 адресованные директору МУ "Городской жилищный фонд", в котором сообщено о необходимости явки в 10 час. 00 мин. 01.04.2010 в инспекцию для составления протокола об административном правонарушении (л.д. 41).
Указанное уведомление было направлено в адрес заявителя 31.03.2010 по факсу (л.д. 103), т.е. в день составления протокола об административном правонарушении от 31.03.2010.
Однако, протокола от 01.04.2010 об административном правонарушении в отношении МУ "Городской жилищный фонд" в материалах дела не имеется и инспекцией не представлено доказательств его составления.
Таким образом, протокол об административном правонарушении N 152 от 31.03.2010 составлен в отсутствие законного представителя МУ "Городской жилищный фонд" и отсутствия надлежащего извещения фонда о производстве указанного процессуального действия.
По смыслу части 2 статьи 26.2 и части 2 статьи 28.2 КоАП РФ как протокол, так и содержащиеся в нем объяснения и сведения являются основными средствами доказывания по делам об административных правонарушениях.
Составление протокола об административном правонарушении с нарушением процессуальных требований исключает данный документ из числа доказательств по административному делу.
При этом протокол представляет собой процессуальный документ, фиксирующий конкретное противоправное деяние, в котором отражается объективная сторона выявленного административного правонарушения и является необходимым правовым основанием для привлечения к административной ответственности.
В рассматриваемом случае, поскольку имеющийся в материалах дела протокол от 31.03.2010 не может являться доказательством по делу об административном правонарушении, суд не мог дать оценку отраженным в нем фактам.
При отсутствии достоверных и допустимых доказательств, в данном случае - протокола, фиксирующего событие административного правонарушения, не представляется возможным установить наличие или отсутствие в действиях заявителя состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, постановление Государственной жилищной инспекции Белгородской области от 11.05.2010 N 41/152-10 является незаконным и подлежит отмене.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, которые суд считал в рассматриваемом деле установленными, не доказаны, выводы, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Указанные обстоятельства являются, в силу ч. 1 ст. 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда.
Следовательно, обжалуемое решение следует отменить, а заявленные МУ "Городской жилищный фонд" требования - удовлетворить.
Руководствуясь п. 2 ст. 269, ст. ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.06.2010 по делу N А08-3078/2010-6 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Белгородской области от 11.05.2010 N 41/152-10 о привлечении муниципального учреждения "Городской жилищный фонд" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
В.А.СЕРГУТКИНА
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)