Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 ноября 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Гуровой Т.С., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
от истца ОАО "Красноярскэнергосбыт" - представителя Головач Е.А. по доверенности от 02.08.2010 N 201,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центржилсервис"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 16 августа 2010 года по делу N А33-8821/2010, принятое судьей Морозовой Н.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "УК Центржилсервис" о взыскании 2 005 998 рублей 65 копеек - долга за электрическую энергию, потребленную местами общего пользования многоквартирных жилых домов в период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 августа 2010 года исковые требования удовлетворены частично. С общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центржилсервис" в пользу открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" взыскано 1 996 949 рублей 20 копеек долга, 32 880 рублей 99 копеек расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано. Открытому акционерному обществу "Красноярскэнергосбыт" из федерального бюджета возвращено 622 рублей 33 копейки излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению N 5007 от 07.05.2010.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 16 августа 2010 года в части удовлетворения исковых требований отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик в апелляционной жалобе не согласен с выводом суда первой инстанции со ссылкой на Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.06.2006 N 530, об определении количества потребленной электрической энергии исходя из мощности энергоустановок и часов их работы.
Ответчик считает, что отношения между сторонами, в том числе при определении количества электрической энергии, потребленной собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, должны регулироваться нормами жилищного законодательства. Отсутствие приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах, не предоставляет ОАО "Красноярскэнергосбыт" права определять количество потребленной электрической энергии способом, не предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение от 16 августа 2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения в связи со следующим:
- - в спорный период норматив потребления электроэнергии местами общего пользования не утвержден уполномоченным на то органом, приборы учета на места общего пользования отсутствуют, в связи с чем, истец произвел расчет в соответствии с положениями 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам;
- - места общего пользования, а именно: лестничные площадки и лифты не могут относиться к жилым помещениям и по своему прямому назначению являются нежилыми помещениями. Следовательно, в отношении мест общего пользования можно применять расчет, используя при этом мощность электроустановок и соответствующее число часов их работы. Следовательно, в отношении мест общего пользования можно применять расчет, используя при этом мощность электроустановок и соответствующее число часов их работ.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение от 16 августа 2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснил, что отсутствие письменного договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией не освобождает абонента от оплаты принятой электроэнергии, тем более, что сам факт поставки электроэнергии в многоквартирные жилые дома на общедомовые нужды не оспаривается ответчиком. Кроме того, ответчик не представил в материалы дела расчет потребления электроэнергии местами общего пользования, тогда как обязанность по сбору платы за энергоснабжение мест общего пользования, в соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 49 Правил обязанность предоставления коммунальных услуг гражданам возложена на ответчика.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В период с 01.01.2009 по 31.12.2009 открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" осуществляло подачу электрической энергии в жилые помещения (многоквартирные дома), по адресам, указанным в расчете за потребленную электроэнергию, находящиеся в управлении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центржилсервис".
Истцом в материалы дела представлены акты, составленные инспекторами открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" и подписанные со стороны общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центржилсервис", которыми установлено, что общеквартирный учет отсутствует, приборы учета ламп общего пользования отсутствуют. Расчеты будут производиться по установленной мощности и режиму работы оборудования. Согласно указанным актам определены нагрузки по местам общего пользования в жилых домах, находящихся в управлении ответчика. Акты подписаны со стороны ответчика. Сведения о нагрузках не оспорены ответчиком.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 03.12.2008 N 307 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт" установлены тарифы на электрическую энергию для потребителей ОАО "Красноярскэнергосбыт" на 2009 год.
На основании изложенного, истец обратился с настоящим иском и просит взыскать с ответчика задолженность в сумме 2 005 998 руб. 65 коп. за период с 01.01.2009 по 31.12.2009, состоящую из стоимости электроэнергии, потребленной в местах общего пользования в жилых домах, находящихся в управлении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центржилсервис".
Расчет суммы иска произведен расчетным методом исходя из мощности, и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств, согласно актам, представленным в материалы дела.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из материалов дела следует, что ООО КУЖФ "Северо-Западная", является управляющей компанией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Красноярске, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела документы.
Предметом иска ОАО "Красноярскэнергосбыт" является требование о взыскании с ООО "УК "Центржилсервис" долга за электрическую энергию, отпущенную на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов за 2009 год, находящихся в управлении ООО "УК "Центржилсервис".
Согласно пункту 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно представленным в материалы дела документам, собственники помещений в указанных жилых домах выбрали следующий способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией - ООО УК "Центржилсервис".
Собственники помещений в многоквартирных домах выбрали способ управления домом и в силу закона передали весь комплекс полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации.
Таким образом, ответчик является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов по договорам, заключенным с собственниками.
В соответствии с частью 4 статьи 539 Гражданского кодекса РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила параграфа 6 "Энергоснабжение", если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, утверждены "Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", (далее - Правила N 530), установившие правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 530 субъектами розничных рынков являются исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 Правил N 530 субъекты розничных рынков - это участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергий. Следовательно, стороной по договору энергоснабжения (статья 539 ГК РФ) является исполнитель коммунальных услуг.
Пунктом 49 Правил N 307 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для привлечения коммунальных услуг потребителям.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Из материалов дела следует, что ОАО "Красноярскэнергосбыт" в отсутствие письменного договора с управляющей организацией в спорный период осуществляло подачу электрической энергии в многоквартирные дома, управление которыми осуществляется обществом с ограниченной ответственностью ООО УК "Центржилсервис".
Отсутствие между обществом с ограниченной ответственностью ООО УК "Центржилсервис" договора с ресурсоснабжающей организацией (ОАО "Красноярскэнергосбыт") не освобождает управляющую организацию как абонента от оплаты электрической энергии, переданной в многоквартирные дома, в том числе на общедомовые нужды. Коммунальный ресурс приобретался у гарантирующего поставщика (ОАО "Красноярскэнергосбыт") обществом с ограниченной ответственностью УК "Центржилсервис" как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Оплата энергии, поставляемой для освещения мест общего пользования многоквартирного дома, также включается в оплату коммунальных услуг и подлежит внесению жильцами домов управляющей компании. Поскольку именно управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, то и лицом, обязанным производить оплату электроэнергии в местах общего пользования, является также ответчик.
Согласно части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 92 Правил N 530 исполнители коммунальных услуг при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению применяют положения раздела XII настоящих Правил, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Из пункта 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии следует, что оплата потребленной электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и разделом 12 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии.
В соответствии с пунктом 147 Правил N 530 в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 307 при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются:
Для газа и электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Поскольку общедомовые приборы учета в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик, отсутствовали, что подтверждается актами, представленными в материалы дела истцом, и подписанными со стороны ответчика, количество электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирных домов, правомерно определено истцом расчетным методом исходя из мощности, установленной согласно представленным актам.
В соответствии с пунктом 147 указанных правил в целях учета в отсутствии приборов учета потребления электрической энергии потребителями, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 25 кВ/а объемы потребления электрической энергии определяются на основании характерных для указанных потребителей объемов потребления электрической энергии за определенный период времени, рассчитываемых сетевой организацией, к сетям которых присоединены энергопринимающие устройства таких потребителей, в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии.
Доводы ответчика о невозможности производить расчет, исходя из мощности электроустановок и числа их работы, не соответствуют действующему законодательству.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации 23.05.2006 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Как следует из пункта 20 указанных правил при отсутствии индивидуальных приборов учета в нежилых помещениях многоквартирного дома плата за коммунальных услуги в нежилом помещении рассчитываются исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для электрической энергии - расчетным путем, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Учитывая данные обстоятельства (отсутствие приборов учета в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик, и нормативов потребления электрической энергии на места общего пользования) подлежит применению пункт 20 Правил N 307 при расчете объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для газа и электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Согласно пункту 91 Правил N 530 в случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электрической энергии у гарантирующего поставщика в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям стоимость электрической энергии определяется в соответствии с положениями раздела VII настоящих Правил, установленными для граждан-потребителей.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При расчете стоимости потребленной электрической энергии истец обоснованно применил тариф, установленный РЭК Красноярского края от 03.12.2008 N 307 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт" для городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в пределах социальной нормы электропотребления".
При расчете стоимости потребленной электроэнергии истец обоснованно применял тарифы, установленные для граждан-потребителей.
Расчет проверен судом апелляционной инстанции, является верными.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в сумме 1 996 949 рублей 20 копеек.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Судебный акт является законным и обоснованным, и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
в обжалуемой части решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 августа 2010 года по делу N А33-8821/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.11.2010 ПО ДЕЛУ N А33-8821/2010
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2010 г. по делу N А33-8821/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 ноября 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Гуровой Т.С., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
от истца ОАО "Красноярскэнергосбыт" - представителя Головач Е.А. по доверенности от 02.08.2010 N 201,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центржилсервис"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 16 августа 2010 года по делу N А33-8821/2010, принятое судьей Морозовой Н.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "УК Центржилсервис" о взыскании 2 005 998 рублей 65 копеек - долга за электрическую энергию, потребленную местами общего пользования многоквартирных жилых домов в период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 августа 2010 года исковые требования удовлетворены частично. С общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центржилсервис" в пользу открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" взыскано 1 996 949 рублей 20 копеек долга, 32 880 рублей 99 копеек расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано. Открытому акционерному обществу "Красноярскэнергосбыт" из федерального бюджета возвращено 622 рублей 33 копейки излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению N 5007 от 07.05.2010.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 16 августа 2010 года в части удовлетворения исковых требований отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик в апелляционной жалобе не согласен с выводом суда первой инстанции со ссылкой на Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.06.2006 N 530, об определении количества потребленной электрической энергии исходя из мощности энергоустановок и часов их работы.
Ответчик считает, что отношения между сторонами, в том числе при определении количества электрической энергии, потребленной собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, должны регулироваться нормами жилищного законодательства. Отсутствие приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах, не предоставляет ОАО "Красноярскэнергосбыт" права определять количество потребленной электрической энергии способом, не предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение от 16 августа 2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения в связи со следующим:
- - в спорный период норматив потребления электроэнергии местами общего пользования не утвержден уполномоченным на то органом, приборы учета на места общего пользования отсутствуют, в связи с чем, истец произвел расчет в соответствии с положениями 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам;
- - места общего пользования, а именно: лестничные площадки и лифты не могут относиться к жилым помещениям и по своему прямому назначению являются нежилыми помещениями. Следовательно, в отношении мест общего пользования можно применять расчет, используя при этом мощность электроустановок и соответствующее число часов их работы. Следовательно, в отношении мест общего пользования можно применять расчет, используя при этом мощность электроустановок и соответствующее число часов их работ.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение от 16 августа 2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснил, что отсутствие письменного договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией не освобождает абонента от оплаты принятой электроэнергии, тем более, что сам факт поставки электроэнергии в многоквартирные жилые дома на общедомовые нужды не оспаривается ответчиком. Кроме того, ответчик не представил в материалы дела расчет потребления электроэнергии местами общего пользования, тогда как обязанность по сбору платы за энергоснабжение мест общего пользования, в соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктом 49 Правил обязанность предоставления коммунальных услуг гражданам возложена на ответчика.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В период с 01.01.2009 по 31.12.2009 открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" осуществляло подачу электрической энергии в жилые помещения (многоквартирные дома), по адресам, указанным в расчете за потребленную электроэнергию, находящиеся в управлении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центржилсервис".
Истцом в материалы дела представлены акты, составленные инспекторами открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" и подписанные со стороны общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центржилсервис", которыми установлено, что общеквартирный учет отсутствует, приборы учета ламп общего пользования отсутствуют. Расчеты будут производиться по установленной мощности и режиму работы оборудования. Согласно указанным актам определены нагрузки по местам общего пользования в жилых домах, находящихся в управлении ответчика. Акты подписаны со стороны ответчика. Сведения о нагрузках не оспорены ответчиком.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 03.12.2008 N 307 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт" установлены тарифы на электрическую энергию для потребителей ОАО "Красноярскэнергосбыт" на 2009 год.
На основании изложенного, истец обратился с настоящим иском и просит взыскать с ответчика задолженность в сумме 2 005 998 руб. 65 коп. за период с 01.01.2009 по 31.12.2009, состоящую из стоимости электроэнергии, потребленной в местах общего пользования в жилых домах, находящихся в управлении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центржилсервис".
Расчет суммы иска произведен расчетным методом исходя из мощности, и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств, согласно актам, представленным в материалы дела.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из материалов дела следует, что ООО КУЖФ "Северо-Западная", является управляющей компанией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Красноярске, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела документы.
Предметом иска ОАО "Красноярскэнергосбыт" является требование о взыскании с ООО "УК "Центржилсервис" долга за электрическую энергию, отпущенную на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов за 2009 год, находящихся в управлении ООО "УК "Центржилсервис".
Согласно пункту 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно представленным в материалы дела документам, собственники помещений в указанных жилых домах выбрали следующий способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией - ООО УК "Центржилсервис".
Собственники помещений в многоквартирных домах выбрали способ управления домом и в силу закона передали весь комплекс полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации.
Таким образом, ответчик является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов по договорам, заключенным с собственниками.
В соответствии с частью 4 статьи 539 Гражданского кодекса РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила параграфа 6 "Энергоснабжение", если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, утверждены "Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", (далее - Правила N 530), установившие правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 530 субъектами розничных рынков являются исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 Правил N 530 субъекты розничных рынков - это участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергий. Следовательно, стороной по договору энергоснабжения (статья 539 ГК РФ) является исполнитель коммунальных услуг.
Пунктом 49 Правил N 307 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для привлечения коммунальных услуг потребителям.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Из материалов дела следует, что ОАО "Красноярскэнергосбыт" в отсутствие письменного договора с управляющей организацией в спорный период осуществляло подачу электрической энергии в многоквартирные дома, управление которыми осуществляется обществом с ограниченной ответственностью ООО УК "Центржилсервис".
Отсутствие между обществом с ограниченной ответственностью ООО УК "Центржилсервис" договора с ресурсоснабжающей организацией (ОАО "Красноярскэнергосбыт") не освобождает управляющую организацию как абонента от оплаты электрической энергии, переданной в многоквартирные дома, в том числе на общедомовые нужды. Коммунальный ресурс приобретался у гарантирующего поставщика (ОАО "Красноярскэнергосбыт") обществом с ограниченной ответственностью УК "Центржилсервис" как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Оплата энергии, поставляемой для освещения мест общего пользования многоквартирного дома, также включается в оплату коммунальных услуг и подлежит внесению жильцами домов управляющей компании. Поскольку именно управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, то и лицом, обязанным производить оплату электроэнергии в местах общего пользования, является также ответчик.
Согласно части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 92 Правил N 530 исполнители коммунальных услуг при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению применяют положения раздела XII настоящих Правил, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Из пункта 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии следует, что оплата потребленной электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и разделом 12 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии.
В соответствии с пунктом 147 Правил N 530 в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 307 при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются:
Для газа и электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Поскольку общедомовые приборы учета в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик, отсутствовали, что подтверждается актами, представленными в материалы дела истцом, и подписанными со стороны ответчика, количество электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирных домов, правомерно определено истцом расчетным методом исходя из мощности, установленной согласно представленным актам.
В соответствии с пунктом 147 указанных правил в целях учета в отсутствии приборов учета потребления электрической энергии потребителями, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 25 кВ/а объемы потребления электрической энергии определяются на основании характерных для указанных потребителей объемов потребления электрической энергии за определенный период времени, рассчитываемых сетевой организацией, к сетям которых присоединены энергопринимающие устройства таких потребителей, в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии.
Доводы ответчика о невозможности производить расчет, исходя из мощности электроустановок и числа их работы, не соответствуют действующему законодательству.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации 23.05.2006 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Как следует из пункта 20 указанных правил при отсутствии индивидуальных приборов учета в нежилых помещениях многоквартирного дома плата за коммунальных услуги в нежилом помещении рассчитываются исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для электрической энергии - расчетным путем, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Учитывая данные обстоятельства (отсутствие приборов учета в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик, и нормативов потребления электрической энергии на места общего пользования) подлежит применению пункт 20 Правил N 307 при расчете объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для газа и электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Согласно пункту 91 Правил N 530 в случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электрической энергии у гарантирующего поставщика в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям стоимость электрической энергии определяется в соответствии с положениями раздела VII настоящих Правил, установленными для граждан-потребителей.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При расчете стоимости потребленной электрической энергии истец обоснованно применил тариф, установленный РЭК Красноярского края от 03.12.2008 N 307 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Красноярскэнергосбыт" для городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в пределах социальной нормы электропотребления".
При расчете стоимости потребленной электроэнергии истец обоснованно применял тарифы, установленные для граждан-потребителей.
Расчет проверен судом апелляционной инстанции, является верными.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в сумме 1 996 949 рублей 20 копеек.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Судебный акт является законным и обоснованным, и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
в обжалуемой части решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 августа 2010 года по делу N А33-8821/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий судья
Л.Е.СПОКТАЙ
Л.Е.СПОКТАЙ
Судьи:
Т.С.ГУРОВА
И.А.ХАСАНОВА
Т.С.ГУРОВА
И.А.ХАСАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)