Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 14 февраля 2007 года Дело N А66-2298/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Кравченко Т.В., Тарасюка И.М., рассмотрев 14.02.2007 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Департамента социальной защиты населения Тверской области на решение от 17.07.2006 (судья Силаев Р.В.) и постановление апелляционной инстанции от 31.10.2006 (судьи Рощупкин В.А., Рожина Е.И., Головина Т.И.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-2298/2006,
Общество с ограниченной ответственностью "Дома в порядке +" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов Тверской области (далее - Департамент финансов) о взыскании за счет казны Тверской области 321219 руб. 48 коп. убытков, образовавшихся за период с 14.10.2004 по 01.08.2005 в связи с предоставлением соответствующим категориям граждан льгот по оплате услуг по содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов и придомовой территории на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент социальной защиты населения Тверской области (далее - Департамент соцзащиты), общество с ограниченной ответственностью "ЕРКЦ", муниципальное унитарное предприятие "Тверская дирекция единого заказчика" (далее - Предприятие), Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Территориальный отдел социальной защиты населения города Твери.
Определением от 14.04.2006 Минфин РФ и Департамент соцзащиты привлечены к участию в деле в качестве ответчиков.
Определением от 30.05.2006 в связи с отказом истца от иска к Департаменту финансов производство по делу в указанной части прекращено. Этим же определением суд принял уточнение исковых требований, согласно которым истец просил взыскать 237418 руб. 48 коп. убытков за период с 14.10.2004 по 31.12.2004 за счет казны Тверской области и 83800 руб. 65 коп. убытков за период с января по июль 2005 года за счет казны Российской Федерации.
Решением от 17.07.2006 в пользу Общества с Департамента соцзащиты за счет средств казны Тверской области взыскано 201202 руб. 39 коп. убытков, образовавшихся в период с 14.10.2004 по 31.12.2004, с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации - 71017 руб. 50 коп. убытков за период с 01.01.2005 по 01.08.2005. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.10.2006 решение от 17.07.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить принятые по делу судебные акты и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований Общества за счет подателя жалобы. При этом Минфин РФ ссылается на то, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку Российская Федерация свои обязательства перед бюджетом Тверской области выполнила в полном объеме.
Департамент соцзащиты населения также считает себя ненадлежащим ответчиком и просит отменить принятые по делу судебные акты, отказав в удовлетворении требований Общества за счет подателя кассационной жалобы.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество в 2004 и 2005 годах на основании договоров поручения от 14.10.2004 (с дополнительным соглашением к нему от 31.12.2004) и от 01.02.2005, заключенных с Предприятием, осуществляло работы по санитарному содержанию домов и придомовых территорий, благоустройству, текущему ремонту, содержанию и ремонту инженерного оборудования и внутридомовых сетей, а также аварийных работ перечисленного в приложении к договорам жилищного фонда.
Факт выполнения работ и оказания услуг установлен судами, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и подателями жалоб не оспаривается.
Выполняя условия указанных договоров, Общество на основании Закона предоставило соответствующим категориям граждан льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем у него образовались убытки, с иском о взыскании которых Общество и обратилось в арбитражный суд.
Вынося обжалуемые судебные акты, суды исходили из того, что статья 10 Закона в редакции, действовавшей в 2004 году, предусматривала возмещение расходов по оплате коммунальных услуг за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Суды сделали вывод о необходимости взыскания 201202 руб. 39 коп. доходов, недополученных истцом при предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, установленных Законом, за счет казны Тверской области.
Между тем в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) о совместном финансировании расходов по предоставлению потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Однако при рассмотрении настоящего дела суды не установили, достаточно ли в 2004 году выделено денежных средств субъекту Российской Федерации для осуществления обязанности по возмещению организациям убытков в рамках реализации установленных Законом льгот.
В случае недостаточности выделенных денежных средств взыскание должно производиться с Российской Федерации.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты в части взыскания убытков Общества, образовавшихся в 2004 году, с казны Тверской области нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона о ветеранах в редакции, действующей с 01.01.2005, меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 названного Закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно статье 23.2 Закона о ветеранах Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, в соответствии с пунктом 2 которых финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.
Суды, проанализировав изложенные нормы нормативных актов, статью 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", пришли к правомерному выводу о том, что понесенные истцом в 2005 году расходы подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, поскольку размер выделенных федеральным бюджетом средств для компенсации расходов по предоставлению льгот оказался недостаточным.
Ввиду изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов в части взыскания убытков Общества, образовавшихся в период с 01.01.2005 по 01.08.2005 за счет средств казны Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 17.07.2006 и постановление апелляционной инстанции от 31.10.2006 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-2298/2006 в части взыскания с Департамента социальной защиты населения Тверской области за счет казны Тверской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Дома в порядке +" 201202 руб. 39 коп. убытков, образовавшихся в связи с предоставлением в период с 14.10.2004 по 31.12.2004 отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", отменить.
Дело в указанной части передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 14.02.2007 ПО ДЕЛУ N А66-2298/2006
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2007 года Дело N А66-2298/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Кравченко Т.В., Тарасюка И.М., рассмотрев 14.02.2007 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Департамента социальной защиты населения Тверской области на решение от 17.07.2006 (судья Силаев Р.В.) и постановление апелляционной инстанции от 31.10.2006 (судьи Рощупкин В.А., Рожина Е.И., Головина Т.И.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-2298/2006,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дома в порядке +" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов Тверской области (далее - Департамент финансов) о взыскании за счет казны Тверской области 321219 руб. 48 коп. убытков, образовавшихся за период с 14.10.2004 по 01.08.2005 в связи с предоставлением соответствующим категориям граждан льгот по оплате услуг по содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов и придомовой территории на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент социальной защиты населения Тверской области (далее - Департамент соцзащиты), общество с ограниченной ответственностью "ЕРКЦ", муниципальное унитарное предприятие "Тверская дирекция единого заказчика" (далее - Предприятие), Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Территориальный отдел социальной защиты населения города Твери.
Определением от 14.04.2006 Минфин РФ и Департамент соцзащиты привлечены к участию в деле в качестве ответчиков.
Определением от 30.05.2006 в связи с отказом истца от иска к Департаменту финансов производство по делу в указанной части прекращено. Этим же определением суд принял уточнение исковых требований, согласно которым истец просил взыскать 237418 руб. 48 коп. убытков за период с 14.10.2004 по 31.12.2004 за счет казны Тверской области и 83800 руб. 65 коп. убытков за период с января по июль 2005 года за счет казны Российской Федерации.
Решением от 17.07.2006 в пользу Общества с Департамента соцзащиты за счет средств казны Тверской области взыскано 201202 руб. 39 коп. убытков, образовавшихся в период с 14.10.2004 по 31.12.2004, с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации - 71017 руб. 50 коп. убытков за период с 01.01.2005 по 01.08.2005. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.10.2006 решение от 17.07.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить принятые по делу судебные акты и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований Общества за счет подателя жалобы. При этом Минфин РФ ссылается на то, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку Российская Федерация свои обязательства перед бюджетом Тверской области выполнила в полном объеме.
Департамент соцзащиты населения также считает себя ненадлежащим ответчиком и просит отменить принятые по делу судебные акты, отказав в удовлетворении требований Общества за счет подателя кассационной жалобы.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество в 2004 и 2005 годах на основании договоров поручения от 14.10.2004 (с дополнительным соглашением к нему от 31.12.2004) и от 01.02.2005, заключенных с Предприятием, осуществляло работы по санитарному содержанию домов и придомовых территорий, благоустройству, текущему ремонту, содержанию и ремонту инженерного оборудования и внутридомовых сетей, а также аварийных работ перечисленного в приложении к договорам жилищного фонда.
Факт выполнения работ и оказания услуг установлен судами, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и подателями жалоб не оспаривается.
Выполняя условия указанных договоров, Общество на основании Закона предоставило соответствующим категориям граждан льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем у него образовались убытки, с иском о взыскании которых Общество и обратилось в арбитражный суд.
Вынося обжалуемые судебные акты, суды исходили из того, что статья 10 Закона в редакции, действовавшей в 2004 году, предусматривала возмещение расходов по оплате коммунальных услуг за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Суды сделали вывод о необходимости взыскания 201202 руб. 39 коп. доходов, недополученных истцом при предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, установленных Законом, за счет казны Тверской области.
Между тем в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) о совместном финансировании расходов по предоставлению потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Однако при рассмотрении настоящего дела суды не установили, достаточно ли в 2004 году выделено денежных средств субъекту Российской Федерации для осуществления обязанности по возмещению организациям убытков в рамках реализации установленных Законом льгот.
В случае недостаточности выделенных денежных средств взыскание должно производиться с Российской Федерации.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты в части взыскания убытков Общества, образовавшихся в 2004 году, с казны Тверской области нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона о ветеранах в редакции, действующей с 01.01.2005, меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 названного Закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно статье 23.2 Закона о ветеранах Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, установленных статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 652 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, в соответствии с пунктом 2 которых финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.
Суды, проанализировав изложенные нормы нормативных актов, статью 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", пришли к правомерному выводу о том, что понесенные истцом в 2005 году расходы подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, поскольку размер выделенных федеральным бюджетом средств для компенсации расходов по предоставлению льгот оказался недостаточным.
Ввиду изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов в части взыскания убытков Общества, образовавшихся в период с 01.01.2005 по 01.08.2005 за счет средств казны Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.07.2006 и постановление апелляционной инстанции от 31.10.2006 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-2298/2006 в части взыскания с Департамента социальной защиты населения Тверской области за счет казны Тверской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Дома в порядке +" 201202 руб. 39 коп. убытков, образовавшихся в связи с предоставлением в период с 14.10.2004 по 31.12.2004 отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", отменить.
Дело в указанной части передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Председательствующий
СТАРЧЕНКОВА В.В.
Судьи
КРАВЧЕНКО Т.В.
ТАРАСЮК И.М.
СТАРЧЕНКОВА В.В.
Судьи
КРАВЧЕНКО Т.В.
ТАРАСЮК И.М.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)