Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.07.2010 ПО ДЕЛУ N А31-3378/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2010 г. по делу N А31-3378/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2010 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лысовой Т.В.,
судей Буториной Г.Г., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Метелевой Е.А.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Костромской Дом+"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 01.06.2010 по делу N А31-3378/2010, принятое судом в составе судьи Цветкова С.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Костромской Дом+"
к Государственной жилищной инспекции Костромской области
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Костромской Дом+" (далее - заявитель, Общество, ООО "УК "Костромской Дом+") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - ответчик, Инспекция) от 06.05.2010 N 40-11-10 о назначении административного наказания по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 01.06.2010 в удовлетворении данных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "УК "Костромской Дом+" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда от 01.06.2010 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Общество указывает на то, что причиной несоответствия температуры горячей воды нормативным требованиям являлся засор врезки, для устранения которого требовалось выполнить работы по замене розлива горячего водоснабжения в подвале 2 подъезда дома N 31 по ул. Индустриальная г. Костромы. Несмотря на отсутствие денежных средств на лицевом счете дома и имевшейся задолженность жильцов перед управляющей компанией, указанные работы были включены в план текущего ремонта на май 2010 года и выполнены 28.05.2010. По мнению заявителя, единственным источником финансирования работ по текущему ремонту являются денежные средства жителей, поступающие в качестве оплаты за оказанные им услуги. При этом согласно письму Минрегионразвития РФ от 14.10.2008 N 26084-СК/14 жилищное законодательство не предусматривает обязанность управляющей компании по выполнению работ и оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме без соразмерной оплаты таких работ и услуг. В связи с этим ООО "УК "Костромской Дом+" полагает, что его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, отсутствует.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция считает решение суда от 01.06.2010 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу Общества - без удовлетворения, указывает на отсутствие в данной жалобе каких-либо новых фактов, имеющих отношение к рассмотрению дела по существу.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в апелляционный суд не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Инспекция ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя и ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 21.04.2010 по 23.04.2010 Инспекцией на основании приказа от 19.04.2010 и жалобы жителя квартиры 59 дома N 31 по ул. Индустриальной г. Костромы проведена проверка, в результате которой, в частности было установлено, что температура горячей воды в кухне и ванной указанной квартиры составляет +37° C при норме +50° C; температура теплоносителя на вводе равна +62,8° C, температура обработки +41° C. Таким образом, ООО "УК "Костромской Дом+" допущены нарушения требований пункта 5 раздела II Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), подпункта "д" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), пункта 4.16.3 ГОСТ Р 51617-2000. Результаты проверки отражены в акте от 23.04.2010 N 123-11.
Придя к выводу о том, что действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, государственный жилищный инспектор Костромской области 26.04.2010 в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя Общества составил в отношении ООО "УК "Костромской Дом+" протокол N 40-11 об административном правонарушении.
06.05.2010 по итогам рассмотрения материалов административного дела начальник Инспекции в присутствии представителя Общества Глухова С.А., действующего на основании общей доверенности от 19.03.2010 N 33, вынес постановление N 40-11-10 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей. Генеральный директор ООО "УК "Костромской Дом+" надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела.
Считая названное постановление незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что ООО "УК "Костромской Дом+" является лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого дома и несет ответственность за соответствие его технического состояния требованиям действующего законодательства. Факт нарушения Обществом норм законодательства, регулирующего вопросы предоставления коммунальных услуг при управлении жилым домом, а также его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, подтверждается собранными инспекцией доказательствами. Обязанность управляющей организации по предоставлению населению коммунальных услуг надлежащего качества не ставится в зависимость от положений договора управления многоквартирным домом, отсутствия денежных средств у управляющей организации либо на счете жилого дома. Процессуальные нарушения административным органом не допущены. Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Статья 7.23 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами данного правонарушения являются лица, на которых лежит обязанность обеспечивать население установленным уровнем потребления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пункт 6 названных Правил относит к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, услуги по горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно пунктам 9 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В силу пунктов 4.12, 4.12.3 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению, в том числе горячей воды, должны обеспечивать непрерывность потребления, которое должно быть постоянным, за исключением времени перерывов: для проведения ремонтных и профилактических работ; в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
Температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75° C (пункт 4.16.3 ГОСТ Р 51617-2000).
Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями (пункт 5 Правил предоставления коммунальных услуг).
В силу пункта 75 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что 01.10.2008 между собственниками помещений в жилом доме N 31 по ул. Индустриальной г. Костромы и Обществом заключен договор управления многоквартирным домом (л.д. 19 - 26), по которому ООО "УК "Костромской Дом+" приняло на себя обязательства по управлению многоквартирным жилым домом в части оказания услуг за плату по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома по перечню и в объеме денежных средств, внесенных собственниками, согласно условиям договора.
В соответствии с Приложением 1 к договору управления (л.д. 22) к общему имуществу многоквартирного жилого дома относятся общедомовые инженерные коммуникации, оборудование (отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электрические, газовые системы, системы вентиляции).
Согласно подпункту "д" пункта 10 Правил содержания общего имущества такое имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Работы по устранению неисправностей в системах водопровода, канализации, центрального отопления и горячего водоснабжения входят в состав работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома (Приложение N 3 к договору - л.д. 23).
При этом восстановление работоспособности отдельных элементов и частей внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения до 15% протяженности является работами по текущему ремонту общего имущества (Приложение N 4 к договору - л.д. 24). Технический регламент содержания общего имущества многоквартирного дома (Приложение N 5 к договору - л.д. 24, оборотная сторона, л.д. 25) устанавливает, что устранение течи и засоров в трубопроводах горячего водоснабжения должно осуществляться по мере их обнаружения.
Таким образом, Общество является лицом, отвечающим за надлежащее содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям предоставляются коммунальные услуги, и осуществляющим контроль качества и объема предоставляемых услуг.
Факт некачественного оказания услуги горячего водоснабжения в квартире 59 жилого дома N 31 по ул. Индустриальной г. Костромы подтверждается заявлениями жильца Ляпуновой И.П. от 30.11.2009 и 31.03.2010 (л.д. 40 - 41), актами обследования от 21.04.2010, 23.04.2010 (л.д. 45, 68), актом проверки от 23.04.2010 (л.д. 69 - 70), протоколом об административном правонарушении от 26.04.2010 N 40-11 (л.д. 72 - 73).
ООО "УК "Костромской Дом+" не осуществило действия, направленные на ликвидацию засора, послужившего, по его мнению, причиной ненадлежащего качества услуги по горячему водоснабжению, в срок, установленный Приложением N 5 к договору управления многоквартирным домом, в результате чего потребитель в течение длительного времени получал услугу горячего водоснабжения ненадлежащего качества.
Доводы Общества о том, что оно приняло на себя обязательства по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома только в объеме денежных средств, внесенных собственниками, отклоняется, поскольку в силу императивных норм закона управляющая организация обязана оказывать услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества, в том числе внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Кроме того, договор управления многоквартирным домом возлагает на заявителя обязанность по надлежащему содержанию и ремонту внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Ссылка ООО "УК "Костромской Дом+" на письмо Минрегионразвития РФ от 14.10.2008 N 26084-СК/14 не может быть принята во внимание, так как оно носит разъяснительный характер и нормативно-правовым актом не является.
Отсутствие либо недостаточность денежных средств в размере, необходимом для надлежащего оказания коммунальных услуг, не является обстоятельством, исключающим вину Общества в совершении рассматриваемого правонарушения, поскольку нормы действующего законодательства не ставят исполнение соответствующих обязательств в зависимость от наличия у исполнителя денежных средств на эти цели.
Кроме того, ООО "УК "Костромской Дом+" является коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность. В соответствии с пунктом 2.1 Устава (л.д. 6 - 11), основной целью его деятельности является извлечение прибыли.
Общество не представило доказательств того, что им в целях выполнения принятых на себя по условиям договора обязательств, приняты все зависящие от него меры по соблюдению обеспечения населения качественными коммунальными услугами, в том числе, путем привлечения дополнительных денежных средств (получение кредита, проведение собрания собственников жилья с целью их получения и т.д.).
Включение замены розлива ГВС в план текущего ремонта на май 2010 года и выполнение соответствующих работ 28.05.2010, то есть через полгода после обращения потребителя, не может свидетельствовать об отсутствии вины заявителя в нарушении нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях ООО "УК "Костромской Дом+" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Установленный КоАП РФ порядок производства по делу об административном правонарушении Инспекцией соблюден.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 01.06.2010 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина с апелляционной жалобы по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 01.06.2010 по делу N А31-3378/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Костромской Дом+" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Т.В.ЛЫСОВА
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
Г.Г.ПЕРМИНОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)