Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2012 ПО ДЕЛУ N А05-1408/2012

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2012 г. по делу N А05-1408/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комфорт" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 5 мая 2012 года по делу N А05-1408/2012 (судья Шашков А.Х.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Комфорт" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX; далее - ООО "Комфорт") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к муниципальному образованию "Коношское" в лице администрации муниципального образования "Коношское" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX; далее - Администрация) с исковыми требованиями:
- - признать недействительными результаты открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования "Коношское" на 2012 - 2015 годы;
- - признать недействительным договор управления многоквартирными домами на территории муниципального образования "Коношское" на 2012 - 2015 годы, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уютный дом" (далее - ООО "Уютный дом").
Определением от 11.03.2012 суд привлек ООО "Уютный дом" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Решением суда от 05.05.2012 в удовлетворении требований отказано.
ООО "Комфорт" с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просило отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что допущенные организатором конкурса нарушения при его проведении являются для ООО "Комфорт" существенными. В связи с этим он не выступил как участник конкурса. При подаче заявки на участие в проведении конкурса ООО "Комфорт" приняло быть те условия, на которых этот конкурс проводился и изначально бы деятельность по управлению жилыми домами противоречила бы закону. Изучив предоставленный ответчиком пакет конкурсной документации, податель жалобы выявил следующие нарушения: 1). в извещении о проведении конкурса отсутствовали характеристики объектов конкурса, включая адрес дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь, виды благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер и площадь земельного участка; 2). Форма N 2.1 приложения N 2 конкурсной документации "Заявка на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" не соответствует форме, утвержденной Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75); 3). Время, место и дата вскрытия конвертов расходятся с информацией, изложенной в извещении ив информационной карте конкурсной документации; 4). В информационной карте конкурсной документации приведен график проведения осмотра объектов конкурса в период с 22.11.2011 по 21.12.2011. Данные осмотры объектов организатором конкурса не проводятся; 5). В извещении о проведении конкурса и конкурсной документации размещена информация о контактных лицах организатора конкурса, которые находились в отпуске; 6). В задании по организации управления в перечень обязательных работ внесены изменения, что противоречит Правилам N 75 и требованиям закона; 7). Лоты N 1, 2, 3, 4, 5, 6 являются объектом открытого конкурса и сформированы без учета требований закона, а именно пункта 6 Правил N 75; 8). Перечень обязательных работ должен содержать стоимость 1 кв. м общей площади с разбивкой по каждой услуге, что в документации отсутствует; 9). Услуги по вывозу твердых бытовых отходов рассчитаны на одного человека, что противоречит Правилам содержания общего имущества многоквартирных домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491); 10). Организатором конкурса определена стоимость каждого лота исходя из площади лотов и тарифов, утвержденных для нанимателей жилых помещений решением Муниципального Совета муниципального образования "Коношское" от 21.11.2008 N 14, без учета роста цен на услуги и продукцию за прошедшие 2009 - 2011 годы, а экономически обоснованного расчета расценок на услуги по управлению домами для собственников жилых помещений у Администрации не имеется; 11). организатор конкурса в нарушение пункта 40 Правил N 75 не известил всех собственников помещений в многоквартирном доме о дате проведения конкурса путем размещения сообщений в местах, удобных для ознакомления; 12). другие нарушения.
По мнению подателя жалобы, организатором конкурса также несвоевременно разъяснены положения конкурсной документации, изменения в конкурсной документации по лоту N 6 размещены на сайте с нарушением установленного срока. В связи с вышеперечисленными нарушениями ООО "Комфорт" не подало заявку на участие в конкурсе. Наличие данных нарушений также подтверждается материалами проверки Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области.
Администрация в отзыве на жалобу возразила против ее доводов и требований, просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, распоряжением главы администрации муниципального образования "Коношское" от 15.11.2011 N 786а утвержден состав комиссии для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.
Главой администрации муниципального образования "Коношское" 21.11.2011 утверждена конкурсная документация для проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами муниципального образования "Коношское" Архангельской области на 2012 - 2015 годы.
Администрация 22.11.2011 опубликовала на сайте http://gz.dvinaland.ru извещение о проведении указанного конкурса, в котором указала следующее:
- - организатор открытого конкурса - Администрация;
- - контактные лица: Лукошков Ю.П., Кропачева Т.А., Мосина Л.А.;
- - характеристика объекта: многоквартирные жилые дома на территории муниципального образования "Коношское", построенные с 1991 по 2011 годы, одно-пятиэтажные, от одной до 119 квартир, занимаемая площадь каждого дома: лот N 1 - 35 965,2 кв. м, лот N 2 - 19 867,59 кв. м, лот N 3 - 23 014,2 кв. м, лот N 4 - 25 987,9 кв. м, лот N 5 - 25 860,52 кв. м, лот N 6 - 4802,8 кв. м;
- - наименование обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту объектов - согласно приложениям к конкурсной документации;
- - начальная цена договора: по лоту N 1 - 4 671 536 руб. 67 коп.; по лоту N 2 - 2 573 795 руб. 67 коп., по лоту N 3 - 3 055 183 руб. 53 коп., по лоту N 4 - 3 486 467 руб. 73 коп., по лоту N 5 - 3 423 996 руб. 98 коп., по лоту N 6 - 597 012 руб. 01 коп.;
- - перечень коммунальных услуг: водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение;
- - адрес официального сайта, на котором размещена конкурсная документация. Документы предоставляются по адресу: Архангельская область, поселок Коноша, пр. Октябрьский, дом 19, кабинет N 2, на основании любого заинтересованного лица, подавшего в письменной форме. В течение двух рабочих дней с даты получения заявления организатор обязан предоставить такому лицу конкурсную документацию. Предоставление документов на электроном носителе осуществляется без взимания платы;
- - место, порядок и срок подачи заявок на участие в конкурсе: поселок Коноша, пр. Октябрьский, дом 19, кабинет N 2, телефон, срок подачи заявок с 22.11.2011 в 08.00 (время московское) по 21.12.2011 в 17.00 (время московское), в рабочие дни с понедельника по четверг с 08.00 до 17.00, в пятницу с 08.00 до 12.00;
- - место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе: поселок Коноша, пр. Октябрьский, дом 19, каб. N 7, здание Администрации, 10 час. 00 мин. 2.12.2011;
- - рассмотрение заявок на участие в конкурсе - по адресу организатора, кабинет N 7, в 10 час. 00 мин.;
- - место, дата и время проведения конкурса: поселок Коноша, пр. Октябрьский, дом 19, кабинет N 7, здание Администрации, в 10 час 00 мин. 22.12.2011;
- - размер обеспечения заявки на участие в конкурсе: лот N 1 - 233 576,83, лот N 2 - 128 689,78, лот N 3 - 152 759,18, лот N 4 - 174 323,39, лот N 5 - 171 199,85, лот N 6 - 29 850,6.
В составе конкурсной документации представлены: общие сведения о конкурсе, инструкция участникам размещения заказа по подготовке заявок на участие в конкурсе, информационная карта, задания по организации управления многоквартирными жилыми домами, образцы форм и документов для заполнения участниками размещения заказа.
Согласно конкурсной документации открытый конкурс объявлен на размещение заказа на право заключения договоров и оказания услуг по управлению многоквартирными жилыми домами муниципального образования "Коношское" по шести лотам.
По лотам N 1, 2, 3, 4, 5 конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие в конкурсе.
По лоту N 6 подано три заявки от ООО "Уютный дом", общества с ограниченной ответственностью "ПрофиЛайн", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Устьяны".
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 22.12.2011 участником конкурса по лоту N 6 признано только ООО "Уютный дом", с которым 13.01.2012 заключен договор управления многоквартирными домами как с единственным участником конкурса.
ООО "Комфорт" заявок на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами муниципального образования "Коношское" Архангельской области на 2012 - 2015 годы не подавало.
Считая, что при проведении открытого конкурса допущены нарушения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными по праву и отказал в иске.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (статья 449 ГК РФ).
Под существенными нарушениями правил организации и проведения торгов (конкурса, аукциона) понимается необоснованное исключение лиц, подавших заявку на участие в торгах (конкурсе, аукционе), из числа участников конкурса (аукциона), а также такие нарушения порядка проведения конкурса (аукциона), которые могли привести к неправильному определению победителя торгов.
Лицо, которое обращается с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Реализация права на оспаривание торгов должна повлечь восстановление нарушенных прав истца. Под заинтересованным лицом в данном случае следует понимать участника торгов либо лицо, которому было отказано в участии в торгах, либо иного субъекта гражданских правоотношений, чьи права были нарушены в результате проведения данных торгов.
Из материалов дела видно, что истец не являлся участником конкурса, не подавал соответствующей заявки, не обосновал и не доказал возможность восстановления своих прав в случае признания недействительным конкурса и заключенных по его результатам договоров.
Ссылка подателя жалобы на то обстоятельство, что он мог бы подать заявку на участие в конкурсе, но этого не сделал по причинам незаконных действий организатора конкурса, не принимается во внимание как недоказанная.
По мнению ООО "Комфорт", при проведении конкурса допущены следующие нарушения Правил N 75:
1). В нарушение пункта 38 Правил N 75 в извещение о проведении конкурса отсутствует характеристика объектов конкурса, включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь помещений, виды благоустройства, серию и тип постройки, а также кадастровый номер и площадь земельного участка.
2). Форма N 2.1 приложения N 2 конкурсной документации "Заявка на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" не соответствует форме, утвержденной названными Правилами.
3). Время, место и дата вскрытия конвертов расходятся с информацией, изложенной в извещении и в информационной карте конкурсной документации (в информационной карте - в 17 час. 00 мин. по московскому времени 21.12.2011, в извещении о проведении конкурса - 22.12.2011 в 10 час. 00 мин.).
4). В информационной карте конкурсной документации приведен график проведения осмотра объектов конкурса в период с 22.11.2012 по 21.12.2011. Данные осмотры объектов организатором конкурса не проводились.
5). В извещении о проведении конкурса размещена информация о контактном лице организатора конкурса - Кропачевой Т.А., которая на тот момент находилась в основном отпуске.
6). В задании по организации управления многоквартирными домами (объем работ для каждого лота) в перечень обязательных работ внесены изменения. В частности, внесены работы из перечня дополнительных работ (удаление с крыш снега и наледей, удаление сосулек, ремонт и утепление наружных водоразборных кранов и колонок, устранение причин подтапливания подвальных помещений), что противоречит Правилам и является нарушением законодательства.
7). Лоты N 1, 2, 3, 4, 5, 6, являющиеся объектом открытого конкурса, сформированы без учета требований законодательства, в том числе пункта 6 Правил. В случае, если проводится конкурс на право заключения договоров управления несколькими многоквартирными домами, общая площадь жилых и нежилых помещений в таких домах не должна превышать 100 000 кв. м и такие дома должны быть расположены на граничащих земельных участках, между которыми могут располагаться земли общего пользования.
8). Перечни обязательных работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющегося объектом конкурса (по всем лотам) должны содержать стоимость в рублях 1 кв. м общей площади с разбивкой по каждой услуге. Данные требования также не соблюдены. По некоторым наименованиям услуг отсутствует стоимость.
9). Услуга по вывозу твердых бытовых отходов рассчитана на одного человека. Правилами N 491 предусмотрено, что данная услуга входит в перечень работ по содержанию и должна рассчитываться исходя из 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения.
10). Организатором конкурса определена стоимость каждого лота исходя из общей площади лотов и тарифов, утвержденных для нанимателей жилых помещений решением Муниципального Совета муниципального образования "Коношское" от 21.11.2008 N 14 без учета роста цен на услуги и продукцию за 2009 - 2011 годы. Экономически обоснованный расчет расценок на услуги по управлению домами для собственников жилых помещений отсутствует.
11). Пунктом 40 Правил N 75 предусмотрена обязанность организатора конкурса об уведомлении всех собственников помещений в многоквартирном доме о дате проведения конкурса путем размещения сообщений в местах, удобных для ознакомления, не позднее, чем за 25 дней до начала процедуры вскрытия конвертов. Данная обязанность Администрацией не исполнена.
Суд первой инстанции дал мотивированную оценку каждому из вышеперечисленных нарушений и с учетом правового анализа всех представленных сторонами доказательств пришел к выводу о том, что заявленные нарушения не допущены организатором конкурса либо не являются существенными.
Доводы подателя жалобы в этой части фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовых оснований для которых апелляционная инстанция не усматривает.
Из представленной ответчиком конкурсной документации и по процедуре конкурса судом первой инстанции установлено следующее:
- - конкурсная документация содержит перечень лотов (шесть), в которых указываются характеристики многоквартирных домов, а именно: адрес многоквартирного дома, год ввода в эксплуатацию, балансовая стоимость в рублях, площадь земельного участка под многоквартирным домом в кв. м, площадь помещений в кв. м, количество квартир в доме, строительная площадь дома, площадь квартир и количество жильцов;
- - в конкурсной документации имеется заявка на участие в конкурсе, отредактированная организатором конкурса для удобства внесения сведений, но соответствующая требованием Правил;
- - в конкурсной документации указана дата и время окончания приема заявок - 17 час. 00 мин. 21.12.2011, вскрытие конвертов - 10 час. 00 мин. 22.12.2011, что не противоречит Правилам;
- - доказательств того, что объекты конкурса не осматривались ООО "Комфорт", не представило;
- - Кропачева Т.А. по трудовому договору является ведущим специалистом комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсом администрации муниципального образования "Коношское" - организатора конкурса. Она является членом созданной комиссии по распоряжению от 15.11.2011 N 789а, несет ответственность за проведение конкурсов и аукционов и указывается в извещении в качестве контактного лица в силу своих должностных обязанностей;
- - на основании пункта 4 главы 5 Правил N 75 перечень обязательных работ и услуг устанавливается организатором конкурса в зависимости от уровня устройства, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома;
- - общая площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (лоты N 1, 2, 3, 4, 5, 6) не превышает 100 000 кв. м;
- - в соответствии с приложением N 2 Правил расчетная стоимость работ, производимых с периодичностью от одного месяца и более, может быть не указана, входит в общую стоимость услуг, указанных в разделе приложения, что не противоречит пункту 4 главы 5 Правил;
- - связи с тем что, услуга по вывозу твердых бытовых отходов на территории муниципального образования "Коношское" не входит в перечень работ по содержанию многоквартирных жилых домов, она рассчитывается не из 1 кв. м общей площади помещения, а по количеству проживающих в жилом помещении, что не противоречит Правилам N 491. Переход на взимание платы с 1 кв. м общей площади помещения решает управляющая компания на основании протокола собрания собственников многоквартирного дома;
- - решение о повышении тарифов на услуги принимается на основании протокола собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома;
- - организатор конкурса известил собственников жилых помещений многоквартирных домов, находящихся на территории муниципального образования "Коношское", в средствах массовой информации о дате проведения открытого конкурса на отбор управляющей организации. Собственникам было предложено в средствах массовой информации самим выбрать способ управления многоквартирным домом.
Как правильно указал суд первой инстанции, ООО "Комфорт" не доказало, что заявленные требования соответствуют целям судебной защиты нарушенного права и их удовлетворение приведет к восстановлению прав и законных интересов истца.
Ссылка подателя жалобы на несвоевременное размещение организатором конкурса на сайте разъяснений конкурсной документации также не принимается во внимание, поскольку данное обстоятельство не является основанием для признания недействительными результатов открытого конкурса. В любом случае истец имел возможность подать заявку на участие в конкурсе и заявить о себе, что он не сделал.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 5 мая 2012 года по делу N А05-1408/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комфорт" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Судьи
А.В.РОМАНОВА
А.Н.ШАДРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)