Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2009 ПО ДЕЛУ N А57-2807/2009

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; Членство в товариществе собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2009 г. по делу N А57-2807/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Ханиной А.Н.
при участии в судебном заседании представителя товарищества собственников жилья "Темп 2004" Соколовой Юлии Юрьевны, действующей по доверенности от 02.05.2007,
представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" Елизаровой Елены Владимировны, действующей по доверенности от 06.07.2009 N 01-02-41/41,
представителя комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" Берестовской Светланы Анатольевны, действующей по доверенности от 22.05.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июля 2009 года по делу N А57-2807/2009 (судья Игнатьев Д.Ю.)
по иску товарищества собственников жилья "Темп 2004" (г. Саратов)
к администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов), комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов)
третьи лица: Ассоциация ТСЖ Ленинского района (г. Саратов), комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов)
об обязании перечислить взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов,

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья "Темп 2004" (далее - ТСЖ "Темп 2004", истец) с заявлением к администрации муниципального образования "Города Саратов", комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" об обязании администрации города Саратова из средств казны муниципального образования "Город Саратов" перечислить ТСЖ "Темп 2004" взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Темп 2004", за период с мая 2006 года по 31 августа 2008 года, в размере, установленном пунктом 9.4 Устава ТСЖ "Темп 2004" и решением общего собрания членов ТСЖ "Темп 2004" от 28.04.2006.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявитель уточнил требования. Просил суд взыскать с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" из средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "Темп 2004", за период с 1 мая 2006 года по 01 марта 2009 года в сумме 11 718 485,70 руб.
Решением суда первой инстанции от 15.07.2009 требования заявителя удовлетворены частично.
Суд первой инстанции взыскал с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "Темп 2004", за период 01.05.2006 по 01.03.2009 в сумме 11 654 367,70 руб.
В остальной части исковых требований отказано.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать ТСЖ "Темп 2004" в удовлетворении заявленных требований.
ТСЖ "Темп 2004" против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители Ассоциации ТСЖ Ленинского района и комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 17 78169 2, N 410031 17 78171 5.
Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, суд ходатайство удовлетворил.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, согласно пункту 1 Устава ТСЖ "Темп 2004", истец является правопреемником товарищества собственников жилья "Темп 2001".
Согласно пункту 1.2 Устава, ТСЖ "Темп 2004" является объединением собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах.
В соответствии с пунктом 1.3 Устава ТСЖ "Темп 2004" является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в многоквартирных домах для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах за их счет и от их имени, а также для владения, пользования и в установленном законодательством переделах распоряжения общим имуществом в многоквартирных домах.
Пунктом 10.3 Устава ТСЖ "Темп 2004" установлено, что собственники помещений в многоквартирных домах, входящих в состав товарищества, не являющиеся членами товарищества, а также наниматели жилых помещений и арендаторы (пользователи) нежилых помещений обязаны своевременно вносить плату (членские взносы) за содержание и ремонт жилого помещения (включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме) и коммунальные услуги. Собственники помещений оплачивают капитальный и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества.
В соответствии с пунктом 10.4 Устава ТСЖ "Темп 2004" собственники помещений в многоквартирных домах, входящих в состав товарищества, не являющиеся членами товарищества, а также наниматели жилых помещений и арендаторы (пользователи) нежилых помещений обязаны заключать с товариществом договор на содержание и ремонт жилищного фонда в силу части 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно письменному заявлению главы администрации Ленинского района Лукьянова А.В. от 19.02.2004, во исполнение пункта 3.2 "Временного Положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда", утвержденного постановлением мэра города Саратова N 510 от 18.06.2003, муниципальное образование "Город Саратов" вступило в члены товарищества (т. 1 л.д. 19).
10 января 2006 года общим собранием членов ТСЖ "Темп 2004" утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, определен перечень работ, их стоимость, очередность проведения работ, отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ, утверждена новая редакция устава товарищества, которым предусмотрено проведение общего собрания членов товарищества в форме заочного голосования согласно требованиям пункта 6 статьи 146 Жилищного кодекса РФ (т. 1 л.д. 26 - 34).
В период с 24.04.2006 по 28.04.2006 в ТСЖ "Темп 2004" проведено общее собрание членов товарищества в форме заочного голосования по вопросу установления с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов (т. 1 л.д. 35 - 36).
По итогам голосования на общем собрании членами ТСЖ "Темп 2004" принято решение об установлении с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах ТСЖ "Темп 2004" ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, на соответствующий год по Саратовской области, утверждаемого Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
В голосовании принял участие и голосовал за установление с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов представитель муниципального образования "Город Саратов", действующий по доверенности от 03.04.2006, что подтверждается протоколом подведения итогов общего собрания членов ТСЖ "Темп 2004" (т. 1 л.д. 35 - 36).
Согласно справке МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" от 06.04.2009 N 01/279 о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "Темп 2004", общая площадь муниципального фонда в период с 01.05.2006 по 01.03.2009, составила:
01.06.2006 - 115692,88 кв. м; 01.07.2006 - 112681,26 кв. м; 01.08.2006 - 110739,18 кв. м; 01.09.2006 - 110739,18 кв. м; 01.10.2006 - 110382,53 кв. м; 01.11.2006 - 110244,68 кв. м; 01.12.2006 - 107120,79 кв. м; 01.01.2007 - 105803,07 кв. м; 01.02.2007 - 104 148,87 кв. м; 01.03.2007 - 103329,41 кв. м; 01.04.2007 - 102352,71 кв. м; 01.05.2007 - 101376,63 кв. м; 01.06.2007 - 100304,06 кв. м; 01.07.2007 - 99588,09 кв. м; 01.08.2007 - 98555,71 кв. м; 01.09.2007 - 97687,67 кв. м; 01.10.2007 - 97159,28 кв. м; 01.11.2007 - 94470,12 кв. м; 01.12.2007 - 91422,67 кв. м; 01.01.2008 - 90693,83 кв. м; 01.02.2008 - 90027,59 кв. м; 01.03.2008 - 89239,08 кв. м; 01.04.2008 - 88660,47 кв. м; 01.05.2008 - 88 016,78 кв. м; 01.06.2008 - 87 694,98 кв. м; 01.07.2008 - 87 265,98 кв. м; 01.08.2008 - 86 450,47 кв. м; 01.09.2008 - 85 398,92 кв. м; 01.10.2008 - 84 568,20 кв. м; 01.11.2008 - 84 118,78 кв. м; 01.12.2008 - 83 651,64 кв. м; 01.01.2009 - 63 165,67 кв. м; 01 02.2009 - 63 050,35 кв. м; 01.03.2009 - 62 869,53 кв. м (т. 2 л.д. 77 - 78).
В соответствии с письмом комитета по управлению имуществом администрации города Саратова от 29.05.2009 N 12-03/3429 на балансе МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" находятся муниципальные квартиры в домах, состоящие на обслуживании товариществ собственников жилья, в том числе "Темп 2004", до момента их приватизации гражданами.
Исходя из расчета муниципальных площадей и размера федеральных стандартов стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" от 29.08.2005 N 541 на 2006 год, от 16.12.2006 N 772 на 2007 год, от 26.06.2007 N 405, ТСЖ "Темп 2004" произвел расчет суммы взносов муниципального образования "Город Саратов" на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "Темп 2004", за период с 01.05.2006 по 01.03.2009. Размер взносов составил 11 718 485,70 руб.
Ответчик не представил доказательств оплаты сумм взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах ТСЖ "Темп 2004".
Из материалов дела видно, что комитет по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" перечислил ТСЖ "Темп 2004" денежные средства в размере 64118 руб. в качестве субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Темп 2004", что подтверждается договорами на предоставление субсидий от 17.10.2008 N 04-02-16/1556-08, от 17.10.2008 N 04-02-16/1555-08, от 17.10.2008 N 04-02-16/1554-08, от 17.10.2008 N 04-02-16/1553-08, от 17.10.2008 N 04-02-16/1552-08, от 17.10.2008 N 04-02-16/1551-08, от 17.10.2008 N 04-02-16/1550-08, от 17.10.2008 N 04-02-16/1547-08, от 17.10.2008 N 04-02-16/1548-08, от 17.10.2008 N 04-02-16/1549-08 и платежными поручениями от 27.11.2008 N 3558 на сумму 5854 руб., от 27.11.2008 N 3557 на сумму 3859 руб., от 27.11.2008 N 3556 на сумму 2492 руб., от 27.11.2008 N 3559 на сумму 7176 руб., от 27.11.2008 N 3560 на сумму 9037 руб., от 27.11.2008 N 3561 на сумму 7831 руб., от 27.11.2008 N 3562 на сумму 9483 руб., от 01.12.2008 N 3563 на сумму 7234 руб., от 01.12.2008 N 3564 на сумму 3189 руб., от 01.12.2008 N 3565 на сумму 7963 руб. (т. 4 л.д. 5 - 36).
Остальные взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество ответчиком не уплачены.
Задолженность муниципального образования "Город Саратов" по внесению взносов за период с 01.05.2006 по 01.03.2009 составила 11 654 367,70 руб.
Неисполнение обязательств муниципального образования "Город Саратов" явилось основанием для обращения ТСЖ "Темп 2004" в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в части, правомерно засчитал денежные средства в размере 64118 руб. в качестве оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в части.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов, в том числе затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Пунктом 5 статьи 155 и пунктом 8 статьи 156 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность членов товариществ собственников жилья вносить платежи и взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в порядке и размере, установленном общим собранием членов ТСЖ (подпункт 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса РФ).
Судами обеих инстанций установлено, что общее собрание членов ТСЖ "Темп 2004" по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства, принятое по его итогам решение не оспорено в установленном законом порядке и не признано недействительным. Таким образом, апелляционная коллегия не принимает доводы ответчика о несоблюдении порядка установления размеров обязательных платежей, поскольку указанные обстоятельства не имеют отношения к предмету спора в рассматриваемом случае.
В силу пункта 5 и пункта 6 статьи 155 Жилищного кодекса РФ члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья. Аналогичные требования содержатся в пункте 10.3 Устава ТСЖ "Темп".
С учетом пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, пункта 9.4 Устава решение о размере ежемесячных взносов на капитальный ремонт с 01.05.2006 принято по итогам голосования, в котором принимал участие представитель муниципального образования "Город Саратов", действующий по доверенности от 03.04.2006.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано вносить взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Темп 2004", в порядке и размере, установленном общим собранием членов ТСЖ "Темп 2004".
Кроме того, решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.03.2009 по делу N А57-22902/2008-45-132 по заявлению ТСЖ "Темп 2004" к администрации г. Саратова о признании незаконным бездействия администрации г. Саратова, выразившегося в невнесении (неперечислении) в порядке и размере, установленном Уставом и решением общего собрания членов ТСЖ "Темп 2004" от 28.04.2006, взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих состав ТСЖ "Темп 2004", за период с 01.05.2006 по 31.08.2008, вступившим в законную силу, также установлена обязанность муниципального образования "Город Саратов" уплачивать указанные взносы.
Доказательств исполнения своих обязательств с учетом правовой позиции, изложенной в решении от 25.03.2009 по делу N А57-22902/3008-45-132, за исключением платежных поручений, подтверждающих перечисление ТСЖ "Темп 2004" денежных средств в размере 64118 руб. в качестве субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов, ответчиком не представлено.
Учитывая положения подпунктов 2, 3 пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса РФ, статус органа местного самоуправления не влияет на объем прав и обязанностей, принадлежащих ему как собственнику жилых помещений в многоквартирных домах.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не принимает довод апелляционной жалобы о том, что перечисление взносов на оплату расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на имущество многоквартирных домов осуществляется с учетом бюджетного законодательства исключительно за счет субсидий на проведение капитального ремонта, которые предоставляются в соответствии с Положением о порядке финансирования капитального ремонта доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, утвержденным постановлением мэра г. Саратова от 01.11.2005 N 558, Порядком финансирования расходов, предусмотренных бюджетом города на жилищно-коммунальное хозяйство в 2007 году, утвержденным постановлением главы администрации г. Саратова от 06.02.2007 N 52, Положением о порядке предоставления субсидии на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, проводимого за счет средств собственников, утвержденным постановлением главы администрации г. Саратова от 24.07.2007 N 599.
В соответствии с пунктом 7 статьи 5 и статьей 14 Жилищного кодекса РФ во взаимосвязи с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления не наделены полномочиями, а потому не могут принимать нормативные (ненормативные) правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения по определению порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определению правового положения членов товариществ собственников жилья; установлению структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Расчет взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "Темп 2004", проверен судами обеих инстанций и признан правомерным.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса РФ, статей 22, 33, 55 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, решения Саратовской городской Думы от 23.06.1998 N 21-183 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью" судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что расходы по содержанию муниципального имущества обязана нести администрация г. Саратова в лице комитета по финансам администрации г. Саратова.
В соответствии с пунктами 1.2, 3.22, 3.23 Положения о комитете по финансам администрации г. Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-17, комитет по финансам администрации г. Саратова выступает в суде от имени муниципального образования "Город Саратов" в защиту интересов казны города и исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города.
Согласно пункту 3.1 решения Саратовской городской Думы от 28.02.20008 N 25-246 "О муниципальной казне муниципального образования "Город Саратов", муниципальную казну составляет имущество города, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов", в том числе - средства бюджета города.
При таких обстоятельствах, с учетом статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования в части и взыскал с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах, входящих в состав ТСЖ "Темп 2004", за период 01.05.2006 по 01.03.2009 в сумме 11 654 367,70 руб.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу администрации г. Саратова следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июля 2009 года по делу N А57-2807/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 АПК РФ.

Председательствующий
М.А.АКИМОВА

Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Т.С.БОРИСОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)