Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Мильчиной И.А., Панченко И.С.
при участии:
- от товарищества собственников жилья "Толстовцы": Лазаренко Е.Н., председатель, протокол от 06.12.2010 N 06/12/10;
- от администрации г. Владивостока: Бадаева А.В., представитель по доверенности от 20.12.2010 N 1-3/5346;
- рассмотрел в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Толстовцы"
на решение от 28.02.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011
по делу N А51-18230/2010
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Хвалько О.П., в суде апелляционной инстанции судьи Симонова Г.А., Бац З.Д., Сидорович Е.Л.
по заявлению товарищества собственников жилья "Толстовцы" (ОГРН 1082536003857, ул. Льва Толстого, 38 офис 29, г. Владивосток, 690013)
к администрации города Владивостока (Океанский проспект, 20, г. Владивосток, 690091)
о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения прав.
Товарищество собственников жилья "Толстовцы" (далее - ТСЖ "Толстовцы", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к администрации города Владивостока (далее - администрация г. Владивостока, администрация) о признании незаконным бездействия Управления содержания жилищного фонда администрации г. Владивостока, выразившегося в непроставлении на платежных поручениях от 15.11.2010 N 6 в количестве 4 штук по каждому из домов, на актах приемки выполненных работ от 18.10.2010 по капитальному ремонту домов NN 40, 44 по ул. Л. Толстого в г. Владивостоке отметок о согласовании платежных документов на оплату работ по капитальному ремонту кровли домов, об обязании устранить допущенные нарушения прав.
Решением суда от 28.02.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТСЖ "Толстовцы" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, суды не установили все имеющие значение для дела обстоятельства, их выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам. Заявитель жалобы указывает также на неправильное применение судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в частности, статьи 20 Федерального закона от 21.07.2997 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), статей 13, 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статей 166 - 168, 845 (далее - ГК РФ).
Администрация в отзыве и ее представитель в судебном заседании против отмены обжалуемых судебных актов возражал, считая их законными и обоснованными.
По ходатайству администрации рассмотрение кассационной жалобы проведено с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Приморского края.
В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 06.07.2011.
Проверив в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованность доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, правильность применения судами норм материального и процессуального права, выслушав пояснения участников процесса, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ТСЖ "Толстовцы" создано собственниками в целях управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Владивосток, ул. Льва Толстого, дома NN 38, 40, 42 и 44, и 17.03.2008 зарегистрировано в качестве юридического лица (свидетельство 25 N 002959874).
Владивостокский городской округ, в соответствии с Адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010 - 2011 годы, утвержденной постановлением администрации Приморского края от 28.05.2010 N 197-па, является участником указанной программы. Данным муниципальным образованием, в свою очередь, разработана и утверждена муниципальная адресная программа - ведомственная целевая адресная программа "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010 год" (постановление главы г. Владивостока от 06.04.2010 N 359). Указанные выше дома включены в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту в рамках данной программы.
Получателем средств программы, поступивших из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, краевого бюджета и средств, предусмотренных в бюджете Владивостокского городского округа по указанным домам, определено ТСЖ "Толстовцы", которым в соответствии с положениями частей 6, 6.1 Федерального закона N 185-ФЗ 12.07.2010 заключены договоры банковского счета и открыты счета в Приморском отделении N 8635 Сбербанка России. В этот же день заявителем, Сбербанком России и администрацией заключены дополнительные соглашения, предусматривающие порядок исполнения банком расчетных (платежных) документов на совершение расходных операций с данных счетов.
На вышеуказанный банковский счет товарищества Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ перечислены средства для производства ремонта домов.
09.08.2010 между обществом с ограниченной ответственностью "СРК - Армада" (далее - ООО "СРК - Армада", подрядчик) и ТСЖ "Толстовцы" были заключены договоры генподряда NN 2,4 по капитальному ремонту домов NN 40,44 по ул. Л. Толстого в г. Владивостоке. Согласно приложению N 1 к договору генподряда N 4, стоимость работ на капитальный ремонт кровли дома N 44 составила - 849 025 рублей; согласно приложению N 1 к договору генподряда N 2 стоимость работ на капитальный ремонт кровли дома N 40 составила - 850 080 рублей.
На основании пунктов 2.5 названных договоров генподряда товарищество обязано оплатить подрядчику аванс в размере 30% стоимости по договору.
Платежными поручениями от 31.08.2010 NN 6,6 подрядчику был перечислен авансовый платеж в размере 30% за капитальный ремонт кровли домов, который составил 254 708 рублей по дому N 44 и 255 024 рубля по дому N 40.
По условиям договоров генподряда дальнейшая оплата должна производиться за фактически оконченные виды работ в течение 10 банковских дней после подписания акта о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат, а также предоставлении счета.
Работы по капитальному ремонту кровель спорных домов были завершены подрядчиком и приняты при комиссионной приемке; акты КС-2, КС-3 были подписаны сторонами.
Согласно актам о приемке выполненных работ по капитальному ремонту кровли, сметная (договорная) стоимость в соответствии с договором подряда составила: дома N 44 - 546 826 рублей (акт от 18.10.2010 N 11.6), дома N 40 - 546 992 рубля (акт от 11.10.2010 N 9.6).
22.11.2010 товарищество представило администрации для согласования пакет документов на выполненные работы по капитальному ремонту кровель спорных домов, в том числе: по дому N 44 - счет на оплату от 11.11.2010 N 15 и платежное поручение от 15.11.2010 N 6 на сумму 347 618 рублей; по дому N 40 - счет на оплату от 11.11.2010 N 14 и платежное поручение от 15.11.2010 N 6 на сумму 347 468 рублей.
Посчитав, что представленные счета на оплату за фактически выполненные работы и платежные поручения к ним с учетом произведенного аванса не соответствуют фактическим обстоятельствам, администрация не проставила на них отметки о согласовании.
01.12.2010 Администрация направила председателю ТСЖ "Толстовцы" письмо о несогласовании платежных поручений на оплату подрядчику за выполненные работы по капитальному ремонту кровель домов, указав на наличие в них недостатков, предложив привести в соответствие платежные поручения и счета на оплату.
Считая бездействие администрации, выразившееся в непроставлении в платежных поручениях и в актах приемки выполненных работ по капитальному ремонту спорных домов отметок о согласовании платежных документов на оплату работ по капитальному ремонту кровли, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Федеральный закон N 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1 Закона).
В силу положений статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ получателем средств Фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи.
Кроме того, указанный Федеральный закон N 185-ФЗ устанавливает специальный контрольный порядок за целевым использованием средств Фонда (мониторинг реализации региональных адресных программ, глава 8 Закона).
Таким образом, порядок расходования средств Фонда регламентирован статьей 20 вышеупомянутого закона, часть 5 которой предусматривает обязанность органа местного самоуправления в течение семи дней со дня принятия им решения о распределении полученных средств уведомить товарищество собственников жилья, в отношении которого принято такое решение, о принятии такого решения с указанием объема средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома. Последнее в течение тридцати дней со дня принятия решения открывает отдельные банковские счета и направляет в орган местного самоуправления документы, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в части 6 указанной статьи.
Орган местного самоуправления в силу положений части 7 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 названной статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома на банковские счета, указанные в части 6, с учетом требований, установленных частью 6.1 этой же статьи.
При этом согласно части 11 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ размещенные на банковских счетах и указанные в части 7 этой статьи средства могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 названного выше Федерального закона.
Товарищество собственников жилья, как следует из части 12 статьи 20 Закона, не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением случаев, предусмотренных частями 9 и 11 названной статьи.
С учетом вышеуказанных нормоположений, установив и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фактические обстоятельства дела, судебные инстанции при рассмотрении настоящего спора пришли к правильному выводу о правомерности отказа администрации товариществу в согласовании актов выполненных работ и платежных поручений на оплату подрядной организации за выполненные работы по капитальному ремонту кровель спорных домов, поскольку счета на оплату и платежные поручения, представленные товариществом, содержали противоречия, их данные не соответствовали условиям заключенных договоров подряда, касающихся сметной (договорной) стоимости. Нарушение администрацией сроков согласования документов также не было установлено.
Довод заявителя жалобы о неправомочности администрации устанавливать и требовать представления дополнительных, не предусмотренных Федеральным законом N 185-ФЗ, документов и согласований, подлежит отклонению как не имеющий правового значения при разрешении настоящего спора, поскольку, исходя из заявленного требования, обжалуется бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непроставлении на платежных документах, а также актах приемки выполненных работ отметок о согласовании платежных документов на оплату работ по капитальному ремонту кровли домов, которые заявителем были представлены на согласование самостоятельно.
Кроме того, материалы дела не свидетельствуют о согласовании товариществом с администрацией актов приемки работ, которые в силу части 9 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ является единственным основанием для оплаты работ по капитальному ремонту за счет размещенных на банковских счетах средств.
Довод жалобы о недействительности в части дополнительных соглашений к договорам банковского счета как противоречащие статье 20 Федерального закона N 185-ФЗ, статьям 13, 137 ЖК РФ, статьям 166 - 168, 845 ГК РФ, также подлежит отклонению, поскольку исходя из предмета и основания заявленных требований в предмет доказывания не входит исследование обстоятельств, связанных недействительностью указанных соглашений.
Остальные изложенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку они уже были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, основания для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем не имеется установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 28.02.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 по делу N А51-18230/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 13.07.2011 N Ф03-3040/2011 ПО ДЕЛУ N А51-18230/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2011 г. N Ф03-3040/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Мильчиной И.А., Панченко И.С.
при участии:
- от товарищества собственников жилья "Толстовцы": Лазаренко Е.Н., председатель, протокол от 06.12.2010 N 06/12/10;
- от администрации г. Владивостока: Бадаева А.В., представитель по доверенности от 20.12.2010 N 1-3/5346;
- рассмотрел в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Толстовцы"
на решение от 28.02.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011
по делу N А51-18230/2010
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Хвалько О.П., в суде апелляционной инстанции судьи Симонова Г.А., Бац З.Д., Сидорович Е.Л.
по заявлению товарищества собственников жилья "Толстовцы" (ОГРН 1082536003857, ул. Льва Толстого, 38 офис 29, г. Владивосток, 690013)
к администрации города Владивостока (Океанский проспект, 20, г. Владивосток, 690091)
о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения прав.
Товарищество собственников жилья "Толстовцы" (далее - ТСЖ "Толстовцы", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к администрации города Владивостока (далее - администрация г. Владивостока, администрация) о признании незаконным бездействия Управления содержания жилищного фонда администрации г. Владивостока, выразившегося в непроставлении на платежных поручениях от 15.11.2010 N 6 в количестве 4 штук по каждому из домов, на актах приемки выполненных работ от 18.10.2010 по капитальному ремонту домов NN 40, 44 по ул. Л. Толстого в г. Владивостоке отметок о согласовании платежных документов на оплату работ по капитальному ремонту кровли домов, об обязании устранить допущенные нарушения прав.
Решением суда от 28.02.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТСЖ "Толстовцы" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, суды не установили все имеющие значение для дела обстоятельства, их выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам. Заявитель жалобы указывает также на неправильное применение судами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в частности, статьи 20 Федерального закона от 21.07.2997 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), статей 13, 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статей 166 - 168, 845 (далее - ГК РФ).
Администрация в отзыве и ее представитель в судебном заседании против отмены обжалуемых судебных актов возражал, считая их законными и обоснованными.
По ходатайству администрации рассмотрение кассационной жалобы проведено с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Приморского края.
В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 06.07.2011.
Проверив в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованность доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, правильность применения судами норм материального и процессуального права, выслушав пояснения участников процесса, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ТСЖ "Толстовцы" создано собственниками в целях управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Владивосток, ул. Льва Толстого, дома NN 38, 40, 42 и 44, и 17.03.2008 зарегистрировано в качестве юридического лица (свидетельство 25 N 002959874).
Владивостокский городской округ, в соответствии с Адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010 - 2011 годы, утвержденной постановлением администрации Приморского края от 28.05.2010 N 197-па, является участником указанной программы. Данным муниципальным образованием, в свою очередь, разработана и утверждена муниципальная адресная программа - ведомственная целевая адресная программа "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010 год" (постановление главы г. Владивостока от 06.04.2010 N 359). Указанные выше дома включены в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту в рамках данной программы.
Получателем средств программы, поступивших из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, краевого бюджета и средств, предусмотренных в бюджете Владивостокского городского округа по указанным домам, определено ТСЖ "Толстовцы", которым в соответствии с положениями частей 6, 6.1 Федерального закона N 185-ФЗ 12.07.2010 заключены договоры банковского счета и открыты счета в Приморском отделении N 8635 Сбербанка России. В этот же день заявителем, Сбербанком России и администрацией заключены дополнительные соглашения, предусматривающие порядок исполнения банком расчетных (платежных) документов на совершение расходных операций с данных счетов.
На вышеуказанный банковский счет товарищества Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ перечислены средства для производства ремонта домов.
09.08.2010 между обществом с ограниченной ответственностью "СРК - Армада" (далее - ООО "СРК - Армада", подрядчик) и ТСЖ "Толстовцы" были заключены договоры генподряда NN 2,4 по капитальному ремонту домов NN 40,44 по ул. Л. Толстого в г. Владивостоке. Согласно приложению N 1 к договору генподряда N 4, стоимость работ на капитальный ремонт кровли дома N 44 составила - 849 025 рублей; согласно приложению N 1 к договору генподряда N 2 стоимость работ на капитальный ремонт кровли дома N 40 составила - 850 080 рублей.
На основании пунктов 2.5 названных договоров генподряда товарищество обязано оплатить подрядчику аванс в размере 30% стоимости по договору.
Платежными поручениями от 31.08.2010 NN 6,6 подрядчику был перечислен авансовый платеж в размере 30% за капитальный ремонт кровли домов, который составил 254 708 рублей по дому N 44 и 255 024 рубля по дому N 40.
По условиям договоров генподряда дальнейшая оплата должна производиться за фактически оконченные виды работ в течение 10 банковских дней после подписания акта о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат, а также предоставлении счета.
Работы по капитальному ремонту кровель спорных домов были завершены подрядчиком и приняты при комиссионной приемке; акты КС-2, КС-3 были подписаны сторонами.
Согласно актам о приемке выполненных работ по капитальному ремонту кровли, сметная (договорная) стоимость в соответствии с договором подряда составила: дома N 44 - 546 826 рублей (акт от 18.10.2010 N 11.6), дома N 40 - 546 992 рубля (акт от 11.10.2010 N 9.6).
22.11.2010 товарищество представило администрации для согласования пакет документов на выполненные работы по капитальному ремонту кровель спорных домов, в том числе: по дому N 44 - счет на оплату от 11.11.2010 N 15 и платежное поручение от 15.11.2010 N 6 на сумму 347 618 рублей; по дому N 40 - счет на оплату от 11.11.2010 N 14 и платежное поручение от 15.11.2010 N 6 на сумму 347 468 рублей.
Посчитав, что представленные счета на оплату за фактически выполненные работы и платежные поручения к ним с учетом произведенного аванса не соответствуют фактическим обстоятельствам, администрация не проставила на них отметки о согласовании.
01.12.2010 Администрация направила председателю ТСЖ "Толстовцы" письмо о несогласовании платежных поручений на оплату подрядчику за выполненные работы по капитальному ремонту кровель домов, указав на наличие в них недостатков, предложив привести в соответствие платежные поручения и счета на оплату.
Считая бездействие администрации, выразившееся в непроставлении в платежных поручениях и в актах приемки выполненных работ по капитальному ремонту спорных домов отметок о согласовании платежных документов на оплату работ по капитальному ремонту кровли, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Федеральный закон N 185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1 Закона).
В силу положений статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ получателем средств Фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи.
Кроме того, указанный Федеральный закон N 185-ФЗ устанавливает специальный контрольный порядок за целевым использованием средств Фонда (мониторинг реализации региональных адресных программ, глава 8 Закона).
Таким образом, порядок расходования средств Фонда регламентирован статьей 20 вышеупомянутого закона, часть 5 которой предусматривает обязанность органа местного самоуправления в течение семи дней со дня принятия им решения о распределении полученных средств уведомить товарищество собственников жилья, в отношении которого принято такое решение, о принятии такого решения с указанием объема средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома. Последнее в течение тридцати дней со дня принятия решения открывает отдельные банковские счета и направляет в орган местного самоуправления документы, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в части 6 указанной статьи.
Орган местного самоуправления в силу положений части 7 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 названной статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома на банковские счета, указанные в части 6, с учетом требований, установленных частью 6.1 этой же статьи.
При этом согласно части 11 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ размещенные на банковских счетах и указанные в части 7 этой статьи средства могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 названного выше Федерального закона.
Товарищество собственников жилья, как следует из части 12 статьи 20 Закона, не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением случаев, предусмотренных частями 9 и 11 названной статьи.
С учетом вышеуказанных нормоположений, установив и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фактические обстоятельства дела, судебные инстанции при рассмотрении настоящего спора пришли к правильному выводу о правомерности отказа администрации товариществу в согласовании актов выполненных работ и платежных поручений на оплату подрядной организации за выполненные работы по капитальному ремонту кровель спорных домов, поскольку счета на оплату и платежные поручения, представленные товариществом, содержали противоречия, их данные не соответствовали условиям заключенных договоров подряда, касающихся сметной (договорной) стоимости. Нарушение администрацией сроков согласования документов также не было установлено.
Довод заявителя жалобы о неправомочности администрации устанавливать и требовать представления дополнительных, не предусмотренных Федеральным законом N 185-ФЗ, документов и согласований, подлежит отклонению как не имеющий правового значения при разрешении настоящего спора, поскольку, исходя из заявленного требования, обжалуется бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непроставлении на платежных документах, а также актах приемки выполненных работ отметок о согласовании платежных документов на оплату работ по капитальному ремонту кровли домов, которые заявителем были представлены на согласование самостоятельно.
Кроме того, материалы дела не свидетельствуют о согласовании товариществом с администрацией актов приемки работ, которые в силу части 9 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ является единственным основанием для оплаты работ по капитальному ремонту за счет размещенных на банковских счетах средств.
Довод жалобы о недействительности в части дополнительных соглашений к договорам банковского счета как противоречащие статье 20 Федерального закона N 185-ФЗ, статьям 13, 137 ЖК РФ, статьям 166 - 168, 845 ГК РФ, также подлежит отклонению, поскольку исходя из предмета и основания заявленных требований в предмет доказывания не входит исследование обстоятельств, связанных недействительностью указанных соглашений.
Остальные изложенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку они уже были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, основания для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем не имеется установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 28.02.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 по делу N А51-18230/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Г.А.Сумина
Г.А.Сумина
Судьи
И.А.Мильчина
И.С.Панченко
И.А.Мильчина
И.С.Панченко
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)