Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Хаменкова В.Б.
судей - Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре - Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Ростовского областного суда от 26 августа 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Ростовской области о признании не действующим в части постановления администрации Ростовской области от 28 апреля 2011 года N 236 "Об утверждении Областной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Ростовской области в 2011 году".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Правительства Ростовской области Ковальчук Н.Н. и представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Сердюковой В.В., возражавших против доводов кассационного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
28 апреля 2011 года администрацией Ростовской области принято постановление N 236 "Об утверждении Областной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Ростовской области в 2011 году" (далее - постановление).
Данное постановление опубликовано в печатном издании Собрание правовых актов Ростовской области N 4 (часть 2) за 2011 год.
Пунктом 1 указанного постановления утверждена Областная адресная программа "Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Ростовской области в 2011 году" (далее - Программа).
В соответствии с пунктом 4.5 данной Программы привлечение подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в рамках настоящей Программы осуществляется на основании решения общего собрания членов ТСЖ, ЖСК, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией в соответствии с действующим законодательством. Порядок выбора подрядной организации при проведении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов разрабатывается органами местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных государственным заказчиком Программы.
Первый заместитель прокурора Ростовской области обратился в суд с заявлением, уточнив требования, просил признать недействующим пункт 4.5 указанной программы в части, устанавливающей Порядок выбора подрядной организации при проведении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, ссылаясь на его противоречие части 8 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", части 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По мнению прокурора, Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ установлено, что порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов может устанавливаться субъектом Российской Федерации. Между тем, субъект Российской Федерации без законных оснований делегировал полномочия в указанной сфере органам местного самоуправления.
Решением Ростовского областного суда от 26 августа 2011 года отказано в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Ростовской области.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Частью 8 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ установлено, что порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации. Порядок выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе порядок, предусматривающий возможность предоставления рассрочки выплаты таких средств, определяется органом местного самоуправления.
Таким образом, Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, что само по себе не исключает возможности осуществления правового регулирования в данной сфере органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства администрацией Ростовской области принято постановление, которым утверждена оспариваемая в части Программа, разработанная в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 N 185-ФЗ для предоставления финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства муниципальным образованиям в Ростовской области, выполнившим условия реформирования жилищно-коммунального хозяйства согласно статье 14 указанного Федерального закона N 185-ФЗ (пункт 2.1 Программы).
Разрешая заявленные требования, суд установил, что оспариваемое постановление принято администрацией Ростовской области в пределах полномочий предоставленных субъекту Российской Федерации, с соблюдением установленных формы (вида), порядка и процедуры принятия нормативного правового акта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что оснований для признания не действующим в части пункта 4.5 Программы, утвержденной постановлением администрации Ростовской области от 28 апреля 2011 года N 236, не имеется. При этом суд исходил из того, что предусмотренное федеральным законом право субъекта Российской Федерации устанавливать порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома реализовано администрацией Ростовской области путем утверждения Областной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Ростовской области в 2011 году" и Методических рекомендаций о порядке выбора подрядной организации при проведении капитального ремонта многоквартирного дома, утвержденных 17 декабря 2009 года приказом N 137 Министерства строительства и жилищного хозяйства Ростовской области.
Таким образом, является правильным вывод суда о том, что Программа, утвержденная постановлением администрации Ростовской области от 28 апреля 2011 года N 236 в обжалуемой части каких-либо положений, противоречащих федеральному законодательству, не содержит, поскольку устанавливает нормы, в соответствии с которыми органы местного самоуправления осуществляют реализацию собственных полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в частности, при проведении выбора подрядной организации при проведении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационном представлении, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Ростовского областного суда от 26 августа 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора, участвующего в деле, - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.11.2011 N 41-Г11-57
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 ноября 2011 г. N 41-Г11-57
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Хаменкова В.Б.
судей - Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре - Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Ростовского областного суда от 26 августа 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Ростовской области о признании не действующим в части постановления администрации Ростовской области от 28 апреля 2011 года N 236 "Об утверждении Областной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Ростовской области в 2011 году".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Правительства Ростовской области Ковальчук Н.Н. и представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Сердюковой В.В., возражавших против доводов кассационного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
28 апреля 2011 года администрацией Ростовской области принято постановление N 236 "Об утверждении Областной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Ростовской области в 2011 году" (далее - постановление).
Данное постановление опубликовано в печатном издании Собрание правовых актов Ростовской области N 4 (часть 2) за 2011 год.
Пунктом 1 указанного постановления утверждена Областная адресная программа "Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Ростовской области в 2011 году" (далее - Программа).
В соответствии с пунктом 4.5 данной Программы привлечение подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в рамках настоящей Программы осуществляется на основании решения общего собрания членов ТСЖ, ЖСК, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией в соответствии с действующим законодательством. Порядок выбора подрядной организации при проведении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов разрабатывается органами местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных государственным заказчиком Программы.
Первый заместитель прокурора Ростовской области обратился в суд с заявлением, уточнив требования, просил признать недействующим пункт 4.5 указанной программы в части, устанавливающей Порядок выбора подрядной организации при проведении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, ссылаясь на его противоречие части 8 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", части 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По мнению прокурора, Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ установлено, что порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов может устанавливаться субъектом Российской Федерации. Между тем, субъект Российской Федерации без законных оснований делегировал полномочия в указанной сфере органам местного самоуправления.
Решением Ростовского областного суда от 26 августа 2011 года отказано в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Ростовской области.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Частью 8 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ установлено, что порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации. Порядок выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе порядок, предусматривающий возможность предоставления рассрочки выплаты таких средств, определяется органом местного самоуправления.
Таким образом, Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, что само по себе не исключает возможности осуществления правового регулирования в данной сфере органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства администрацией Ростовской области принято постановление, которым утверждена оспариваемая в части Программа, разработанная в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 N 185-ФЗ для предоставления финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства муниципальным образованиям в Ростовской области, выполнившим условия реформирования жилищно-коммунального хозяйства согласно статье 14 указанного Федерального закона N 185-ФЗ (пункт 2.1 Программы).
Разрешая заявленные требования, суд установил, что оспариваемое постановление принято администрацией Ростовской области в пределах полномочий предоставленных субъекту Российской Федерации, с соблюдением установленных формы (вида), порядка и процедуры принятия нормативного правового акта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что оснований для признания не действующим в части пункта 4.5 Программы, утвержденной постановлением администрации Ростовской области от 28 апреля 2011 года N 236, не имеется. При этом суд исходил из того, что предусмотренное федеральным законом право субъекта Российской Федерации устанавливать порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома реализовано администрацией Ростовской области путем утверждения Областной адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Ростовской области в 2011 году" и Методических рекомендаций о порядке выбора подрядной организации при проведении капитального ремонта многоквартирного дома, утвержденных 17 декабря 2009 года приказом N 137 Министерства строительства и жилищного хозяйства Ростовской области.
Таким образом, является правильным вывод суда о том, что Программа, утвержденная постановлением администрации Ростовской области от 28 апреля 2011 года N 236 в обжалуемой части каких-либо положений, противоречащих федеральному законодательству, не содержит, поскольку устанавливает нормы, в соответствии с которыми органы местного самоуправления осуществляют реализацию собственных полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в частности, при проведении выбора подрядной организации при проведении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационном представлении, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ростовского областного суда от 26 августа 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора, участвующего в деле, - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)