Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.11.2010 ПО ДЕЛУ N А41-18487/10

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 ноября 2010 г. по делу N А41-18487/10


Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 8 ноября 2010 г.
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи Сороченковой Т.В., арбитражных заседателей Всеволожского К.В., Панина И.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Сороченковой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску МУП "Глуховское ЖКУ"
к Администрации муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области", при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по управления имуществом администрации Ногинского муниципального района,
о взыскании (с учетом уменьшения) 5 415 230 руб. 90 коп.

установил:

МУП "Глуховское ЖКУ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" о взыскании задолженности в размере 7 150 632 руб. 93 коп.
Определением суда от 01 сентября 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора был привлечен Комитет по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района
В ходе рассмотрения спора судом было рассмотрено и удовлетворено ходатайство истца об уменьшении размера исковых требований, в соответствии с которым истец просит взыскать с ответчика 5 415 230 руб. 40 коп. задолженности.
Отводов суду не заявлено.
Истец настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений. Истец ссылается на неисполнение ответчиком обязательств по компенсации МУП "Глуховское ЖКУ" убытков, причиненных нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда невыполнением обязательств по оплате за содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги в соответствии договором N 02-К от 30.12.2005 г. управления общим имуществом многоквартирных домов за период с 01.05.2007 г. по 01.05.2010 г.
Ответчик против удовлетворения исковых требований возражал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск и уточнениях. Ответчик ссылается на отсутствие у Администрации муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" обязанности возмещать убытки истца, поскольку вышеуказанный договор заключался истцом с Администрацией Ногинского муниципального района Московской области, по отношению к которой ответчик не является правопреемником, поскольку Городское поселение Ногинск Московской области является вновь образованным муниципальным образованием, которому по передаточному акту не были переданы имущественные обязательства Ногинского муниципального района Московской области, а нормами действующего законодательства не установлено универсального правопреемства между органами местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований.
Ответчик указал, что право собственности на муниципальный жилой фонд возникло у муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" с 01.01.2009 г., однако до настоящего времени договор управления между Администрацией городского поселения Ногинск Московской области и МУП "Глуховское ЖКУ" не заключен.
Третье лицо - Комитет по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района, представил письменные пояснения по иску, в котором требования истца поддержал.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд установил следующее.
30 декабря 2005 г. между Комитетом по управлению имуществом Ногинского района (Комитет), с одной стороны, и МУП "Глуховское ЖКУ" (Управляющая компания), с другой стороны, был заключен договор N 02-К управления общим имуществом многоквартирных домов (перечень которых определен в дополнительном соглашении N 1 к данному Договору).
Настоящий Договор заключен с целью обеспечения прав Собственника по владению, пользованию и в установленных законодательством Российской Федерации пределах распоряжению общим имуществом в многоквартирных домах.
Согласно пп. 2.1. п. 2 настоящего Договора Комитет передает, а Управляющая компания принимает на себя полномочия по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, пользованию указанным имуществом, ведению бухгалтерского учета муниципального жилого фонда, а также по обеспечению Потребителей благоприятными и безопасными условиями проживания, коммунальными услугами в таких домах.
Выполнение указанных работ по содержанию и капитальному ремонту, а также оказание услуг предусмотрено в том числе и за счет средств Собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Комитете по управлению имуществом администрации Ногинского муниципального района Комитет является органом администрации Ногинского муниципального района по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом, осуществляющим права собственника от имени муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области".
Поскольку до 01.01.2009 г. муниципальный жилищный фонд находился в собственности Ногинского муниципального района, то от имени администрации Ногинского муниципального района при заключении Договоров управления общим имуществом многоквартирных домов действовал Комитет.
В соответствии с п. 4.2 договора, размер платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.
Согласно п. 4.3 договора, оплата услуг управления общим имуществом производится из средств вносимых потребителями за содержание и ремонт жилого помещения.
Между Комитетом по управлению имуществом Ногинского района и МУП "Глуховское ЖКУ" 11 ноября 2008 года было заключено дополнительное соглашение N 2 к договору N 02-К от 30.12.2005 г. управления общим имуществом многоквартирного дома.
В соответствии с данным Соглашением в вышеуказанный договор управления многоквартирным домом были внесены следующие пункты, а именно:
Пунктом 3.3.5 договора предусмотрено, что Комитет обязуется возмещать Управляющей компании убытки, причиненные нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда невыполнением обязательств по оплате за содержание и ремонт жилого помещения (жилья) и коммунальные услуги.
Пунктом 5.4 договора определено, что Комитет берет на себя и несет ответственность по возмещению убытков, причиненных Нанимателями жилых помещений неисполнением (неуплатой) обязательств по оплате за содержание и ремонт жилого помещения (жилья) и коммунальные услуги. Денежные средства нанимателей, поступившие после возмещения данных затрат Комитетом, подлежат перечислению Комитету.
Законом Московской области от 28.02.05 г. N 82/2005-03 "О статусе и границах Ногинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований", было образовано в составе Ногинского муниципального района новое муниципальное образование - городское поселение Ногинск, с наделением его соответствующим статусом.
Пунктом 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.03 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" установлено, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.
Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 11.1 абз. 10 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений и законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Законом Московской области от 19.07.2007 г. N 120/2007-03 "О разграничении муниципального имущества между Ногинским муниципальным районом Московской области и вновь образованным в его составе городским поселением Ногинск", утвержден перечень имущества, передаваемого в собственность городского поселения Ногинск.
Согласно Закону Московской области от 19.07.2007 N 120/2007-03 "О разграничении муниципального имущества между Ногинским муниципальным районом Московской области и вновь образованным в его составе городским поселением Ногинск" в настоящее время собственником муниципального жилищного фонда, расположенного на территории г. Ногинска, является муниципальное образование "Городское поселение Ногинск Московской области".
Право собственности на муниципальный жилищный фонд у муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" возникло с 01 января 2009 года, что подтверждается Законом Московской области N 120/2007-03 "О разграничении муниципального имущества между Ногинским муниципальным районом Московской области и вновь образованным в его составе городским поселением Ногинск" и Актом N 24 приема-передачи основных средств из муниципальной казны от 1 января 2009 года.
Перечень муниципального имущества Ногинского муниципального района Московской области, переданного в собственность Администрации муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" в полном объеме с 01.01.2009 г. утвержден Законом Московской области от 19 июля 2007 года N 120/2007- 03 "О разграничении муниципального имущества между Ногинским муниципальным районом Московской области и вновь образованным в его составе "городским поселением Ногинск".
В данный Перечень включены все многоквартирные дома, которые обслуживает МУП "Глуховское ЖКУ" по Договору управления общим имуществом многоквартирных домов N 02-к от 30.12.2005 г.
Закон не устанавливает универсального правопреемства между органами самоуправления вновь образованных муниципальных образований и органами местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, однако в данном случае произошло сингулярное правопреемство.
Как пояснил, ответчик договор на управление общим имуществом многоквартирных домов между сторонами спора не заключен.
Однако, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Кроме того, Администрацией "Городского поселение Ногинск Московской области" предъявляются требования по исполнению условий настоящего Договора управления, а именно требования по своевременному и качественному обслуживанию жилых домов, проведению работ, требующих больших финансовых затрат, которыми истец не располагает, предоставлению коммунальных услуг гражданам, также отчеты о проведенной работе.
Таким образом, по мнению суда, ответчик своими конклюдентными действиями выразил согласие на участие в конкретном правоотношении с истцом, существующем в рамках конкретного договора, в связи с чем суд считает, что ответчик, как новый собственник, фактически в порядке сингулярного правопреемства принял на себя права и обязанности КУИ Ногинского муниципального района по договору N 02-К от 30.12.2005 года управления общим имуществом многоквартирных домов от 30.12.2005 г. и Дополнительными соглашениями к нему, в том числе и дополнительному соглашению N 5.
Однако из материалов дела суду не представляется возможным установить размер задолженности за период с 11.11.2008 г. по 01.01.2009 г., в связи с чем в данной части требования истца не могут быть удовлетворены (ст. 65 АПК РФ). Кроме того, право собственности на муниципальный жилой фонд перешло к ответчику с 01.01.2009 года.
С учетом изложенного, исследовав материалы дела, изучив материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца в размере 3 887 652 руб. 15 коп. за период с 01.01.2009 г. по 01.10.2010 г.
Во взыскании остальной суммы задолженности суд считает необходимым отказать.
При принятии иска к производству судом было удовлетворено ходатайство истца и предоставлена отсрочка оплаты государственной пошлины. В ходе рассмотрения спора истцом был уменьшен размер исковых требований, государственная пошлина от заявленных исковых требований составила 35 950 руб. 20 коп. Поскольку исковые требования удовлетворены частично государственная пошлина в размере 14 125 руб. 95 коп. подлежит взысканию в доход федерального бюджета с истца. Ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Взыскать с Администрации муниципального образования "Городское поселение Ногинск" в пользу МУП "Глуховское Жилищно-коммунальное Управление" 3 887 652 руб. 15 коп. - задолженность.
Во взыскании остальной части иска отказать.
Взыскать с МУП "Глуховское Жилищно-коммунальное Управление" в доход федерального бюджета 14 125 руб. 95 коп. - государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Председательствующий судья
Т.В.СОРОЧЕНКОВА

Арбитражные заседатели
К.В.ВСЕВОЛОЖСКИЙ
И.В.ПАНИН














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)