Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Троцко Д.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Балуевой Н.А.
и судей Лапухиной Е.А., Хрусталевой Л.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 21 февраля 2011 года дело по кассационному представлению прокурора г. Губаха на решение Губахинского городского суда Пермского края от 17 декабря 2010 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора города Губаха отказать в полном объеме.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Хрусталевой Л.Е., пояснения представителя прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н. об отмене решения суда, представителей ООО <...> Б., Б1., судебная коллегия
Прокурор г. Губаха обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО <...> о признании незаконными действий по проведению корректировки размера платы за услугу по подогреву воды за 1 и 2 кварталы 2010 год, возложении обязанности по перерасчету размера платы за услугу по подогреву воды за 1 и 2 кварталы 2010 года по домам, находящимся в управлении ООО <...>, указав, что ответчик в сентябре 2010 года необоснованно произвел корректировку размера платы за поставку тепловой энергии в горячей воде за 1 и 2 кварталы 2010 года. При проведении корректировки ответчик неправомерно применил к коммунальной услуге - горячее водоснабжение, порядок, установленный для коммунальной услуги - отопление, чем нарушил права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании и.о. заместителя прокурора г. Губаха Иванова И.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчика Б. и Б1. иск не признали.
Представитель третьего лица ОАО "Территориальная генерирующая компания <...>" Г. поддержала позицию ответчика.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационном представлении прокурор г. Губахи. В кассационном представлении указывается, что судом сделан правильный вывод о том, что ответчик ООО <...> являясь исполнителем, предоставляет потребителям именно коммунальную услугу - горячее водоснабжение, а не коммунальный ресурс - тепловую энергию в горячей воде. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (п.п. 19, 21, 23, 25) установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в соответствии с которым размер платы за коммунальные услуги периодически корректируется исполнителем с соблюдением порядка ее проведения, установленного Правилами. Правилами не предусмотрена возможность корректировки размеров платы за услуги по горячему водоснабжению при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета, которыми оборудованы дома, находящиеся в управлении ООО <...>. Таким образом, проведенная ООО <...> корректировка платы за коммунальную услугу является незаконной. Выводы суда о том, что указанные нарушения являются формальными, не обоснованны, поскольку влекут нарушения прав и законных интересов собственников и нанимателей жилых помещений, проживающих в домах, управление которыми осуществляет ООО <...>, обусловленные необходимостью выплаты сумм, не предусмотренных законодательством и рассчитанных с нарушением Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Кроме того, судом не дана оценка доводам ответчика, согласно которым по показаниям приборов учета нельзя разграничить тепловую энергию на подогрев холодной воды и отопление. Вместе с тем, это противоречит доводам ответчика о том, что по подогреву холодной воды наблюдается перерасход тепла, по отоплению тепла расходуется меньше. Также имеется противоречие между мотивировочной и резолютивной частью решения суда, содержащих разные выводы относительно заявленных требований.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов жалобы.
Юридически значимые для дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка, нарушений требований материального и процессуального закона, влекущих отмену решения, судом не допущено.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к Правилам (подпункт "а" пункта 21); при оборудовании коммунальной квартиры общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в этом жилом помещении рассчитывается для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 приложения N 2 к Правилам (подпункт "а" пункта 28); при оборудовании коммунальной квартиры общим (квартирным) и индивидуальными приборами учета электрической энергии размер платы за освещение помещений вспомогательного использования, являющихся общим имуществом в коммунальной квартире, определяется в соответствии с пунктом 5 приложения N 2 к Правилам (пункта 29).
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение и электроснабжение определяется по формуле с учетом количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, коммунальной квартире, жилом доме), количества граждан, зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания во всех жилых помещениях дома, не оборудованных индивидуальными приборами учета (подпункт 1 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам); при оборудовании коммунальной квартиры общими (квартирными) приборами учета и отсутствии индивидуальных приборов учета объем (количество) потребленной холодной воды, горячей воды, газа, электрической энергии или объем отведенных бытовых стоков в жилом помещении коммунальной квартиры рассчитывается по формуле, исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении, в коммунальной квартире (подпункт 2 пункта 4 Приложения N 2 к Правилам); при оборудовании коммунальной квартиры общим (квартирным) и индивидуальными приборами учета электрической энергии размер платы за освещение помещений вспомогательного использования, являющихся общим имуществом в коммунальной квартире, приходящийся на жилое помещение в коммунальной квартире, определяется по формуле, исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении, количество граждан, проживающих в коммунальной квартире (пункт 5 Приложения N 2 к Правилам).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ООО <...>, являясь исполнителем, предоставляет потребителям (собственникам и нанимателям жилых помещений, расположенных в домах обслуживаемых ответчиком) коммунальную услугу - горячее водоснабжение, для оказания которой ООО <...> приобретает у ресурсоснабжающей организации - ОАО "ТГК-<...>" коммунальный ресурс - тепловую энергию. Дома, находящиеся в управлении ответчика, оборудованы общедомовыми приборами учета, которые учитывают объем потребленной тепловой энергии (без разделения данных об объемах тепловой энергии расходуемой на отопление и ГВС) и объем потребленной воды.
В сентябре 2010 года ООО <...> произвело доначисление платы за горячее водоснабжение за 1 и 2 кварталы 2010 года собственникам и нанимателям многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО <...>.
Отказывая прокурору в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение за спорные периоды, суд исходил из того, что, несмотря на наличие общедомовых приборов учета, плата за потребленную тепловую энергию, в том числе за горячее водоснабжение в спорные периоды взималась не по фактическому потреблению, которое должно быть учтено по данным общедомовых приборов учета, а по нормативу, утвержденному решением Думы Губахинского городского поселения N 161 от 22.10.2009 г., которым были утверждены нормативы потребления тепловой энергии на территории Губахинского городского поселения - для квартир, оборудованных приборами учета, и по усредненным показателям, предшествующего года - для квартир, не оборудованных приборами учета. Суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик правомерно произвел доначисление платы за горячее водоснабжение, поскольку вследствие указанных выше действий ответчика в 1 и 2 квартале 2010 года, во втором полугодии возникла разница между стоимостью потребленной жильцами тепловой энергии и стоимостью тепловой энергии, проданной (отпущенной) ОАО "ТГК-<...>". Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение. Поскольку при оплате услуги - горячее водоснабжение, начисление платы за данную услугу было произведено не в полном объеме, без учета затрат на содержание общедомового имущества, ответчик имел основания доначислить плату, исходя из фактически потребленного объема.
Доводы кассационного представления отмену решения суда не влекут, поскольку выводы суда первой инстанции не опровергают.
В суд первой инстанции прокурором не представлены доказательства, подтверждающие, что в результате произведенного ответчиком перерасчета платы за горячее водоснабжение, нарушены права жителей многоквартирных домов. В кассационном представлении также не содержится ссылка на доказательства, которые бы подтверждали, что после доначисления платы за горячее водоснабжение собственники и наниматели жилых помещений внесли плату в большем размере, чем по данным общедомовых приборов учета.
Доводы кассационного представления относительно имеющихся противоречий между мотивировочной и резолютивной частями решения суда, отмену решения суда не влекут. Определением суда от 14.01.2011 г. в решение суда в абзац 7 на странице 2 внесено исправление, в результате которого противоречие устранено.
Принятое судом решение соответствует нормам материального права, правильно примененным и истолкованным судом, оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ для отмены его в кассационном порядке, не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Губахинского городского суда Пермского края от 17 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора г. Губаха - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 21.02.2011 ПО ДЕЛУ N 33-1493
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 февраля 2011 г. по делу N 33-1493
Судья Троцко Д.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Балуевой Н.А.
и судей Лапухиной Е.А., Хрусталевой Л.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 21 февраля 2011 года дело по кассационному представлению прокурора г. Губаха на решение Губахинского городского суда Пермского края от 17 декабря 2010 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора города Губаха отказать в полном объеме.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Хрусталевой Л.Е., пояснения представителя прокуратуры Пермского края Кузнецовой С.Н. об отмене решения суда, представителей ООО <...> Б., Б1., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Губаха обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО <...> о признании незаконными действий по проведению корректировки размера платы за услугу по подогреву воды за 1 и 2 кварталы 2010 год, возложении обязанности по перерасчету размера платы за услугу по подогреву воды за 1 и 2 кварталы 2010 года по домам, находящимся в управлении ООО <...>, указав, что ответчик в сентябре 2010 года необоснованно произвел корректировку размера платы за поставку тепловой энергии в горячей воде за 1 и 2 кварталы 2010 года. При проведении корректировки ответчик неправомерно применил к коммунальной услуге - горячее водоснабжение, порядок, установленный для коммунальной услуги - отопление, чем нарушил права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании и.о. заместителя прокурора г. Губаха Иванова И.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчика Б. и Б1. иск не признали.
Представитель третьего лица ОАО "Территориальная генерирующая компания <...>" Г. поддержала позицию ответчика.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационном представлении прокурор г. Губахи. В кассационном представлении указывается, что судом сделан правильный вывод о том, что ответчик ООО <...> являясь исполнителем, предоставляет потребителям именно коммунальную услугу - горячее водоснабжение, а не коммунальный ресурс - тепловую энергию в горячей воде. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (п.п. 19, 21, 23, 25) установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в соответствии с которым размер платы за коммунальные услуги периодически корректируется исполнителем с соблюдением порядка ее проведения, установленного Правилами. Правилами не предусмотрена возможность корректировки размеров платы за услуги по горячему водоснабжению при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета, которыми оборудованы дома, находящиеся в управлении ООО <...>. Таким образом, проведенная ООО <...> корректировка платы за коммунальную услугу является незаконной. Выводы суда о том, что указанные нарушения являются формальными, не обоснованны, поскольку влекут нарушения прав и законных интересов собственников и нанимателей жилых помещений, проживающих в домах, управление которыми осуществляет ООО <...>, обусловленные необходимостью выплаты сумм, не предусмотренных законодательством и рассчитанных с нарушением Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Кроме того, судом не дана оценка доводам ответчика, согласно которым по показаниям приборов учета нельзя разграничить тепловую энергию на подогрев холодной воды и отопление. Вместе с тем, это противоречит доводам ответчика о том, что по подогреву холодной воды наблюдается перерасход тепла, по отоплению тепла расходуется меньше. Также имеется противоречие между мотивировочной и резолютивной частью решения суда, содержащих разные выводы относительно заявленных требований.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов жалобы.
Юридически значимые для дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка, нарушений требований материального и процессуального закона, влекущих отмену решения, судом не допущено.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к Правилам (подпункт "а" пункта 21); при оборудовании коммунальной квартиры общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в этом жилом помещении рассчитывается для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 приложения N 2 к Правилам (подпункт "а" пункта 28); при оборудовании коммунальной квартиры общим (квартирным) и индивидуальными приборами учета электрической энергии размер платы за освещение помещений вспомогательного использования, являющихся общим имуществом в коммунальной квартире, определяется в соответствии с пунктом 5 приложения N 2 к Правилам (пункта 29).
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение и электроснабжение определяется по формуле с учетом количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, коммунальной квартире, жилом доме), количества граждан, зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания во всех жилых помещениях дома, не оборудованных индивидуальными приборами учета (подпункт 1 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам); при оборудовании коммунальной квартиры общими (квартирными) приборами учета и отсутствии индивидуальных приборов учета объем (количество) потребленной холодной воды, горячей воды, газа, электрической энергии или объем отведенных бытовых стоков в жилом помещении коммунальной квартиры рассчитывается по формуле, исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении, в коммунальной квартире (подпункт 2 пункта 4 Приложения N 2 к Правилам); при оборудовании коммунальной квартиры общим (квартирным) и индивидуальными приборами учета электрической энергии размер платы за освещение помещений вспомогательного использования, являющихся общим имуществом в коммунальной квартире, приходящийся на жилое помещение в коммунальной квартире, определяется по формуле, исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении, количество граждан, проживающих в коммунальной квартире (пункт 5 Приложения N 2 к Правилам).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ООО <...>, являясь исполнителем, предоставляет потребителям (собственникам и нанимателям жилых помещений, расположенных в домах обслуживаемых ответчиком) коммунальную услугу - горячее водоснабжение, для оказания которой ООО <...> приобретает у ресурсоснабжающей организации - ОАО "ТГК-<...>" коммунальный ресурс - тепловую энергию. Дома, находящиеся в управлении ответчика, оборудованы общедомовыми приборами учета, которые учитывают объем потребленной тепловой энергии (без разделения данных об объемах тепловой энергии расходуемой на отопление и ГВС) и объем потребленной воды.
В сентябре 2010 года ООО <...> произвело доначисление платы за горячее водоснабжение за 1 и 2 кварталы 2010 года собственникам и нанимателям многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО <...>.
Отказывая прокурору в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение за спорные периоды, суд исходил из того, что, несмотря на наличие общедомовых приборов учета, плата за потребленную тепловую энергию, в том числе за горячее водоснабжение в спорные периоды взималась не по фактическому потреблению, которое должно быть учтено по данным общедомовых приборов учета, а по нормативу, утвержденному решением Думы Губахинского городского поселения N 161 от 22.10.2009 г., которым были утверждены нормативы потребления тепловой энергии на территории Губахинского городского поселения - для квартир, оборудованных приборами учета, и по усредненным показателям, предшествующего года - для квартир, не оборудованных приборами учета. Суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик правомерно произвел доначисление платы за горячее водоснабжение, поскольку вследствие указанных выше действий ответчика в 1 и 2 квартале 2010 года, во втором полугодии возникла разница между стоимостью потребленной жильцами тепловой энергии и стоимостью тепловой энергии, проданной (отпущенной) ОАО "ТГК-<...>". Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение. Поскольку при оплате услуги - горячее водоснабжение, начисление платы за данную услугу было произведено не в полном объеме, без учета затрат на содержание общедомового имущества, ответчик имел основания доначислить плату, исходя из фактически потребленного объема.
Доводы кассационного представления отмену решения суда не влекут, поскольку выводы суда первой инстанции не опровергают.
В суд первой инстанции прокурором не представлены доказательства, подтверждающие, что в результате произведенного ответчиком перерасчета платы за горячее водоснабжение, нарушены права жителей многоквартирных домов. В кассационном представлении также не содержится ссылка на доказательства, которые бы подтверждали, что после доначисления платы за горячее водоснабжение собственники и наниматели жилых помещений внесли плату в большем размере, чем по данным общедомовых приборов учета.
Доводы кассационного представления относительно имеющихся противоречий между мотивировочной и резолютивной частями решения суда, отмену решения суда не влекут. Определением суда от 14.01.2011 г. в решение суда в абзац 7 на странице 2 внесено исправление, в результате которого противоречие устранено.
Принятое судом решение соответствует нормам материального права, правильно примененным и истолкованным судом, оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ для отмены его в кассационном порядке, не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Губахинского городского суда Пермского края от 17 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора г. Губаха - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)