Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рубцовой Л.В.,
судей Крымджановой М.С., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Минкович И.А.,
при участии:
- от истца, Товарищества собственников жилья "Холмогоры" - Степанов В.В., паспорт, доверенность от 20.10.2009 г.; Кошкина Е.В., паспорт, доверенность от 17.05.2008 г.;
- от ответчика Муниципального учреждения "Жилищная служба города Перми" - Абатурова М.Р., паспорт, доверенность от 18.03.2010 г. N 625;
- от третьего лица, Управления жилищно-коммунального хозяйства города Перми - представители не явились;
- от третьего лица, Департамента имущественных отношений администрации города Перми - Ефремова А.В., удостоверение, доверенность от 28.12.2009 г. N 229;
- от третьего лица, Муниципального бюджетного учреждения "Управление муниципальным жилищным фондом города Перми" - представители не явились;
- Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца - Товарищества собственников жилья "Холмогоры"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 июня 2010 года
по делу N А50-3429/2010,
принятое судьей Теслевой Н.В.,
по иску Товарищества собственников жилья "Холмогоры"
к Муниципальному учреждению "Жилищная служба города Перми"
третьи лица: Управление жилищно-коммунального хозяйства города Перми, Департамент имущественных отношений администрации города Перми, Муниципальное бюджетное учреждение "Управление муниципальным жилищным фондом города Перми"
о понуждении заключения соглашения и об обязании передать документацию,
установил:
Товарищество собственников жилья "Холмогоры" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Муниципальному учреждению "Жилищная служба города Перми" (далее - ответчик) о понуждении к заключению соглашения о передаче дома в управление ТСЖ, а также обязать ответчика передать техническую и иную документацию, документы по регистрационному учету граждан, соглашение о техническом обслуживании и ремонте многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу г. Пермь, ул. Холмогорская, 7а, в предусмотренном порядке и сроки, установленные Постановлением Администрации г. Перми N 1320 от 28.07.2006 г.
До принятия решения истец уточнил перечень технической документации, просил обязать ответчика передать следующую документацию: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем, проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на дом; акты приемки дома от строительных организаций, акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику, схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-газоснабжения, электроснабжения, паспорта лифтового хозяйства, паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок, исполнительные чертежи контуров заземления (т. 1, л.д. 123).
Ходатайство истца судом рассмотрено и удовлетворено на основании статьи 49 АПК РФ.
Кроме того, истец заявил ходатайство о дополнении к заявленным исковым требованиям, требования о производстве капитального ремонта жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Холмогорская, 7а. В удовлетворении данного ходатайства истцу было отказано.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11 июня 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с решением не согласен в части отказа в обязании ответчика выдать техническую документацию на многоквартирный дом, по основаниям, указанным в апелляционной жалобе, просит решение отменить, обязать ответчика передать техническую документацию.
Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ответчик не согласен с доводами истца, указал, что технической документацией не располагает, МУ ЖС "Центр" она ответчику не передавалась.
Представитель Департамента имущественных отношений администрации города Перми, в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Управления жилищно-коммунального хозяйства города Перми, Муниципального бюджетного учреждения "Управление муниципальным жилищным фондом города Перми" в судебное заседание апелляционной инстанции представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, с января 2006 г. управление многоквартирным домом, расположенным по адресу г. Пермь, ул. Холмогорская, 7а, осуществляется товариществом собственников жилья (п. 2 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).
В исковом заявлении истец указывает, что письмами от 18.05.2006 г. и от 09.02.2009 г. N 27 ТСЖ обращалось в адрес МУ "Жилищная служба Центр" (правопредшественник ответчика) с требованием о передаче технической документации и передаче дома в управление ТСЖ.
Поскольку многоквартирный дом не был передан в управление ТСЖ, а также не была передана техническая документация на многоквартирный дом, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела в порядке ст. 266, 268 АПК РФ в обжалуемой части, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы обоснованными.
Как пояснил представитель истца, он несколько раз обращался в МУ "ЖС "Центр" Свердловского района г. Перми с требованием о передаче технической документации на дом по ул. Холмогорская, 7а, что не оспаривается ответчиком. Документы переданы не были. Письмо о получении документов он не получал. Доказательства его направления в адрес истца отсутствуют. Он также не один раз обращался в суд с другим предметом иска - о признании незаконным бездействия ответчиков - МУ "ЖС "Центр" и Управления ЖКХ по передаче дома ТСЖ и исполнению Постановления Администрации г. Перми от 08.10.2003 г. В удовлетворении иска в первом случае было отказано, во втором случае производство по делу прекращено. В рассматриваемом деле он, кроме других требований, просил обязать ответчика - МУ "Жилищная служба г. Перми" передать техническую документацию ТСЖ "Холмогоры". В данной части решением суда было отказано, поскольку истцом не были представлены доказательства о наличии технической документации у ответчика. В указанной части с решением суда не согласен, считает его незаконным и необоснованным.
Апелляционный суд считает указанные доводы подлежащими удовлетворению. Как усматривается из материалов дела, ТСЖ "Холмогоры" создано по решению общего собрания собственников квартир и зарегистрировано в ЕГРЮЛ 31.01.2006 г.
Избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников помещений в многоквартирном доме (статьи 209, 291 Гражданского кодекса РФ, пункт 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ). Такими способами могут быть: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией. Многоквартирный дом может управляться только одним способом и только одной управляющей организацией (пункты 2, 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
Частью 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена передача технической документации, а также иных, связанных с управлением таким домом документов. Перечень таких документов установлен п. 24, п.п. "е" п. 26 "Правил содержания общего имущества", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491. В состав иных документов включаются, в частности, иные, связанные с управлением многоквартирным домом, документы, утвержденные общим собранием членов ТСЖ. При этом конкретный и исчерпывающий перечень иных, связанных с управлением многоквартирным домом документов, указанным пунктом не определен.
Кроме того, передаче подлежат документы долговременного хранения, предусмотренные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. за N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". Документы, истребуемые истцом, перечисленные в апелляционной жалобе, указанным нормам права соответствуют и подлежат передаче. Ответчик по перечню запрашиваемых документов, указанных в апелляционной жалобе, возражений не представил. Также ответчик не доказал в соответствии со ст. 65 АПК РФ уклонение истца от получения документации от МУ ЖС "Центр".
Довод ответчика о том, что техническая документация у него отсутствует и ему не передавалась МУ ЖС "Центр", во внимание не принимается. Как усматривается из материалов дела, она имелась в полном комплекте у МУ ЖС "Центр", что следует из его письма от 07.07.2008 г. После реорганизации МУ ЖС "Центр" все его права и обязанности перешли МУ ЖС г. Перми. В связи с этим, не требовалась подача заявления ответчику о выдаче документации, поскольку он стал полным правопреемником МУ ЖС "Центр". Кроме того, из материалов дела следует, что ответчик отказывается передавать техническую документацию истцу, утверждая об ее отсутствии. Из передаточного акта МУ ЖС "Центр" не усматривается передача технической документации ответчику. Однако отсутствие документов не освобождает от обязанности их передать. Указанная позиция сформирована ВАС РФ в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 г. по делу N 17074/09. В нем указано, что нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса предусмотрено, что обязанность по передаче документации возникает, в частности, при наличии такого юридического факта, как создание товарищества собственников жилья.
Жилищное законодательство и нормативные акты, регулирующие техническую эксплуатацию жилого фонда, не устанавливают последствий неисполнения обязанности по передаче технической документации. Поэтому в данном случае подлежат применению общие правила ответственности, установленные главой 25 ГК РФ.
Таким образом, ответчик не вправе ссылаться на отсутствие технической документации и отказывать в ее предоставлении истцу. Решение суда 1 инстанции об отказе в истребовании технической документации ввиду ее отсутствия у ответчика, является необоснованным.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда Пермского края от 11 июня 2010 года подлежит отмене в обжалуемой части в связи с неправильным применением норм материального права.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика (ст. 110 АПК РФ).
Истцом при обращении с иском заявлены два требования неимущественного характера, каждое из которых оплачивается пошлиной в размере 4 000 руб. 00 коп. в соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ (в редакции на день подачи искового заявления).
Таким образом, с учетом заявленных истцом требований государственная пошлина по настоящему иску в сумме составляет 8 000 руб. 00 коп.
Истцом в федеральный бюджет уплачена государственная пошлина по иску в сумме 4 000 руб. 00 коп.
Поскольку заявление истца об истребовании документации подлежит удовлетворению, государственная пошлина по данному требованию в сумме 4 000 руб. относится на ответчика.
Государственная пошлина по второму требованию о понуждении к заключению соглашения относится на истца и подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 июня 2010 года по делу N А50-3429/2010 в обжалуемой части отменить.
Обязать Муниципальное учреждение "Жилищная служба города Перми" передать Товариществу собственников жилья "Холмогоры" техническую документацию: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем, проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на дом; акты приемки дома от строительных организаций, акты технического состояния жилого дома, схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-газоснабжения, электроснабжения, паспорта лифтового хозяйства, паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок, исполнительные чертежи контуров заземления.
Взыскать с Муниципального учреждения "Жилищная служба города Перми" в пользу Товарищества собственников жилья "Холмогоры" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе 6 000 (шесть тысяч) руб. 00 коп.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Холмогоры" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 4 000 (четыре тысячи) руб. 00 коп.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.08.2010 N 17АП-7683/2010-ГК ПО ДЕЛУ N А50-3429/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2010 г. N 17АП-7683/2010-ГК
Дело N А50-3429/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рубцовой Л.В.,
судей Крымджановой М.С., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Минкович И.А.,
при участии:
- от истца, Товарищества собственников жилья "Холмогоры" - Степанов В.В., паспорт, доверенность от 20.10.2009 г.; Кошкина Е.В., паспорт, доверенность от 17.05.2008 г.;
- от ответчика Муниципального учреждения "Жилищная служба города Перми" - Абатурова М.Р., паспорт, доверенность от 18.03.2010 г. N 625;
- от третьего лица, Управления жилищно-коммунального хозяйства города Перми - представители не явились;
- от третьего лица, Департамента имущественных отношений администрации города Перми - Ефремова А.В., удостоверение, доверенность от 28.12.2009 г. N 229;
- от третьего лица, Муниципального бюджетного учреждения "Управление муниципальным жилищным фондом города Перми" - представители не явились;
- Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца - Товарищества собственников жилья "Холмогоры"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 июня 2010 года
по делу N А50-3429/2010,
принятое судьей Теслевой Н.В.,
по иску Товарищества собственников жилья "Холмогоры"
к Муниципальному учреждению "Жилищная служба города Перми"
третьи лица: Управление жилищно-коммунального хозяйства города Перми, Департамент имущественных отношений администрации города Перми, Муниципальное бюджетное учреждение "Управление муниципальным жилищным фондом города Перми"
о понуждении заключения соглашения и об обязании передать документацию,
установил:
Товарищество собственников жилья "Холмогоры" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Муниципальному учреждению "Жилищная служба города Перми" (далее - ответчик) о понуждении к заключению соглашения о передаче дома в управление ТСЖ, а также обязать ответчика передать техническую и иную документацию, документы по регистрационному учету граждан, соглашение о техническом обслуживании и ремонте многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу г. Пермь, ул. Холмогорская, 7а, в предусмотренном порядке и сроки, установленные Постановлением Администрации г. Перми N 1320 от 28.07.2006 г.
До принятия решения истец уточнил перечень технической документации, просил обязать ответчика передать следующую документацию: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем, проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на дом; акты приемки дома от строительных организаций, акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику, схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-газоснабжения, электроснабжения, паспорта лифтового хозяйства, паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок, исполнительные чертежи контуров заземления (т. 1, л.д. 123).
Ходатайство истца судом рассмотрено и удовлетворено на основании статьи 49 АПК РФ.
Кроме того, истец заявил ходатайство о дополнении к заявленным исковым требованиям, требования о производстве капитального ремонта жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Холмогорская, 7а. В удовлетворении данного ходатайства истцу было отказано.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11 июня 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с решением не согласен в части отказа в обязании ответчика выдать техническую документацию на многоквартирный дом, по основаниям, указанным в апелляционной жалобе, просит решение отменить, обязать ответчика передать техническую документацию.
Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ответчик не согласен с доводами истца, указал, что технической документацией не располагает, МУ ЖС "Центр" она ответчику не передавалась.
Представитель Департамента имущественных отношений администрации города Перми, в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Управления жилищно-коммунального хозяйства города Перми, Муниципального бюджетного учреждения "Управление муниципальным жилищным фондом города Перми" в судебное заседание апелляционной инстанции представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, с января 2006 г. управление многоквартирным домом, расположенным по адресу г. Пермь, ул. Холмогорская, 7а, осуществляется товариществом собственников жилья (п. 2 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).
В исковом заявлении истец указывает, что письмами от 18.05.2006 г. и от 09.02.2009 г. N 27 ТСЖ обращалось в адрес МУ "Жилищная служба Центр" (правопредшественник ответчика) с требованием о передаче технической документации и передаче дома в управление ТСЖ.
Поскольку многоквартирный дом не был передан в управление ТСЖ, а также не была передана техническая документация на многоквартирный дом, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела в порядке ст. 266, 268 АПК РФ в обжалуемой части, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы обоснованными.
Как пояснил представитель истца, он несколько раз обращался в МУ "ЖС "Центр" Свердловского района г. Перми с требованием о передаче технической документации на дом по ул. Холмогорская, 7а, что не оспаривается ответчиком. Документы переданы не были. Письмо о получении документов он не получал. Доказательства его направления в адрес истца отсутствуют. Он также не один раз обращался в суд с другим предметом иска - о признании незаконным бездействия ответчиков - МУ "ЖС "Центр" и Управления ЖКХ по передаче дома ТСЖ и исполнению Постановления Администрации г. Перми от 08.10.2003 г. В удовлетворении иска в первом случае было отказано, во втором случае производство по делу прекращено. В рассматриваемом деле он, кроме других требований, просил обязать ответчика - МУ "Жилищная служба г. Перми" передать техническую документацию ТСЖ "Холмогоры". В данной части решением суда было отказано, поскольку истцом не были представлены доказательства о наличии технической документации у ответчика. В указанной части с решением суда не согласен, считает его незаконным и необоснованным.
Апелляционный суд считает указанные доводы подлежащими удовлетворению. Как усматривается из материалов дела, ТСЖ "Холмогоры" создано по решению общего собрания собственников квартир и зарегистрировано в ЕГРЮЛ 31.01.2006 г.
Избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников помещений в многоквартирном доме (статьи 209, 291 Гражданского кодекса РФ, пункт 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ). Такими способами могут быть: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией. Многоквартирный дом может управляться только одним способом и только одной управляющей организацией (пункты 2, 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
Частью 10 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена передача технической документации, а также иных, связанных с управлением таким домом документов. Перечень таких документов установлен п. 24, п.п. "е" п. 26 "Правил содержания общего имущества", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491. В состав иных документов включаются, в частности, иные, связанные с управлением многоквартирным домом, документы, утвержденные общим собранием членов ТСЖ. При этом конкретный и исчерпывающий перечень иных, связанных с управлением многоквартирным домом документов, указанным пунктом не определен.
Кроме того, передаче подлежат документы долговременного хранения, предусмотренные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. за N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". Документы, истребуемые истцом, перечисленные в апелляционной жалобе, указанным нормам права соответствуют и подлежат передаче. Ответчик по перечню запрашиваемых документов, указанных в апелляционной жалобе, возражений не представил. Также ответчик не доказал в соответствии со ст. 65 АПК РФ уклонение истца от получения документации от МУ ЖС "Центр".
Довод ответчика о том, что техническая документация у него отсутствует и ему не передавалась МУ ЖС "Центр", во внимание не принимается. Как усматривается из материалов дела, она имелась в полном комплекте у МУ ЖС "Центр", что следует из его письма от 07.07.2008 г. После реорганизации МУ ЖС "Центр" все его права и обязанности перешли МУ ЖС г. Перми. В связи с этим, не требовалась подача заявления ответчику о выдаче документации, поскольку он стал полным правопреемником МУ ЖС "Центр". Кроме того, из материалов дела следует, что ответчик отказывается передавать техническую документацию истцу, утверждая об ее отсутствии. Из передаточного акта МУ ЖС "Центр" не усматривается передача технической документации ответчику. Однако отсутствие документов не освобождает от обязанности их передать. Указанная позиция сформирована ВАС РФ в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 г. по делу N 17074/09. В нем указано, что нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса предусмотрено, что обязанность по передаче документации возникает, в частности, при наличии такого юридического факта, как создание товарищества собственников жилья.
Жилищное законодательство и нормативные акты, регулирующие техническую эксплуатацию жилого фонда, не устанавливают последствий неисполнения обязанности по передаче технической документации. Поэтому в данном случае подлежат применению общие правила ответственности, установленные главой 25 ГК РФ.
Таким образом, ответчик не вправе ссылаться на отсутствие технической документации и отказывать в ее предоставлении истцу. Решение суда 1 инстанции об отказе в истребовании технической документации ввиду ее отсутствия у ответчика, является необоснованным.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда Пермского края от 11 июня 2010 года подлежит отмене в обжалуемой части в связи с неправильным применением норм материального права.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика (ст. 110 АПК РФ).
Истцом при обращении с иском заявлены два требования неимущественного характера, каждое из которых оплачивается пошлиной в размере 4 000 руб. 00 коп. в соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ (в редакции на день подачи искового заявления).
Таким образом, с учетом заявленных истцом требований государственная пошлина по настоящему иску в сумме составляет 8 000 руб. 00 коп.
Истцом в федеральный бюджет уплачена государственная пошлина по иску в сумме 4 000 руб. 00 коп.
Поскольку заявление истца об истребовании документации подлежит удовлетворению, государственная пошлина по данному требованию в сумме 4 000 руб. относится на ответчика.
Государственная пошлина по второму требованию о понуждении к заключению соглашения относится на истца и подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 июня 2010 года по делу N А50-3429/2010 в обжалуемой части отменить.
Обязать Муниципальное учреждение "Жилищная служба города Перми" передать Товариществу собственников жилья "Холмогоры" техническую документацию: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем, проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи на дом; акты приемки дома от строительных организаций, акты технического состояния жилого дома, схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-газоснабжения, электроснабжения, паспорта лифтового хозяйства, паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок, исполнительные чертежи контуров заземления.
Взыскать с Муниципального учреждения "Жилищная служба города Перми" в пользу Товарищества собственников жилья "Холмогоры" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе 6 000 (шесть тысяч) руб. 00 коп.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Холмогоры" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 4 000 (четыре тысячи) руб. 00 коп.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Л.В.РУБЦОВА
Л.В.РУБЦОВА
Судьи
М.С.КРЫМДЖАНОВА
В.Ю.НАЗАРОВА
М.С.КРЫМДЖАНОВА
В.Ю.НАЗАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)