Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 марта 2012 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района", Республика Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2012 года по делу N А65-30886/2011 (судья Воробьев Р.М.),
принятое по заявлению ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района", Республика Татарстан, г. Казань,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района" (далее - ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района", общество, заявитель) (ОГРН 1061683041364, ИНН 1661016185) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Татарстан (далее - Роспотребнадзор) от 16.11.2011 N 1232/з по делу о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д. 2 - 6).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.01.2012 по делу N А65-30886/2011 в удовлетворении заявления отказано (л.д. 54 - 56).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 62 - 67).
Роспотребнадзор апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 28.10.2011 Роспотребнадзором, на основании распоряжения от 11.10.2011 N 8089/20-вп/д (л.д. 29), в отношении ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района", расположенного по адрес г. Казань, ул. Побежимова, 28, проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в сфере защит прав потребителей, а именно: несвоевременное представление в расчетный центр сведений размере платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенную расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для произведения корректировки размера платы за отопление жилых помещений за 2007 - 2009 годы, которая должна производиться 1 раз в год в соответствии с подп. 2 п. 1 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, дома N 41 по ул. Максимова г. Казани.
По результатам проверки составлен акт от 28.10.2011 N 8089 (л.д. 27 - 28).
08.11.2011 Роспотребнадзором в отношении ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (л.д. 22 - 23).
Рассмотрев материалы проверки Роспотребнадзором 16.11.2011 вынесено постановление N 1232/з по делу об административном правонарушении, которым ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ и наложено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 руб. (л.д. 14 - 15, 20 - 21).
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.
Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.
Одним из условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
С учетом положений Федерального закона от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом.
Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.
В соответствии с п. 17 Правил N 307 при применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.
В силу подп. "а" п. 19 Правил N 307 (в редакции от 29.07.2010 N 3) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 2 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно подп. 2 п. 1 приложения N 2 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
Судом первой инстанции обоснованно установлен факт нарушения заявителем установленного порядка ценообразования в части несвоевременного проведения корректировки за 2007 - 2009 годы размера платы за отопление жилых помещений, дома N 41 по ул. Максимова г. Казани, подп. 2 п. 1 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции не принял во внимание следующее обстоятельства.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации установлено, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг", вступившим в силу 09.06.2011, подп. "а" п. "2" отменена публичная обязанность по проведению корректировки размера платы за отопление в отсутствие общедомового счетчика тепла. Подпункт 2 п. 1 Приложения N 2 к Правилам 307, признан утратившим силу, а из подп. "а" п. 19 Правил исключено последнее предложение.
Таким образом, общество совершило административного правонарушение до вступления в силу изменений в постановление Правительства N 307 и его положение как лица, совершавшего административное правонарушение, улучшилось из-за отмены обязанности производить корректировку размера платы за отопление в отсутствие общедомового счетчика тепла, поскольку постановление от 16.11.2011 N 1232/з о назначении административного наказания не исполнено, то подлежит применению нормативный акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
Поскольку на день рассмотрения дела заявителем выявленное нарушение устранено, а также объект противоправного посягательства был устранен принятием закона, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об освобождении юридического лица от административной ответственности.
Данная правовая позиция также изложена в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 по делу N А65-21857/2011.
Довод общества о том, что вменяемое ему правонарушение является деянием, носящим одномоментный характер, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку конкретные сроки проведения перерасчета законодательством не установлены.
Данная правовая позиция отражена в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу от 07.07.2011 года N А65-7276/2011.
Согласно действующей ранее редакции подп. "а" п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 (в редакции от 06.05.2011), при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление должен был определяться в соответствии с под. 1 п. 1 приложения N 2 к названным Правилам, в котором была установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
При этом исполнитель должен был производить один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 2 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам по формуле:
Рок.i = Pk.p x Si / Sd - Pfn.i
где:
- Pkp - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.);
- Si - общая площадь 1-ного помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- Sd - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);
- Pfn.i - общий размер платы за отопление в 1-ном жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).
В постановлении Президиума от 15.07.2010 N 2380/10 определена правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, согласно которой вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами государственной власти субъектов РФ нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, в отсутствие общедомовых приборов учета, ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а обязана выставлять ТСЖ счета исходя из нормативов потребления.
Следует учесть, что корректировку обусловливает не разница между суммой, предъявляемой к оплате РСО, и суммой сбора денежных средств с населения по причине отсутствия в многоквартирных домах коллективных приборов учета, а правильность установления норматива потребления коммунального ресурса, а также состояние внутридомовых инженерных сетей и оборудования.
На это обращено внимание в Письме Минрегиона России от 28.05.2007 N 10087-ЮТ/07 и Постановлении ФАС СКО от 11.02.2011 по делу N А53-5653/2010.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что с учетом пунктов 2, 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, части 2 статьи 211 АПК РФ, решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявление общества удовлетворению, а оспариваемого постановление Роспотребнадзора от 16.11.2011 N 1232/з признать незаконным и отменить.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2012 года по делу N А65-30886/2011 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан от 16 ноября 2011 N 1232/з по делу о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района" к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.03.2012 ПО ДЕЛУ N А65-30886/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2012 г. по делу N А65-30886/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 марта 2012 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района", Республика Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2012 года по делу N А65-30886/2011 (судья Воробьев Р.М.),
принятое по заявлению ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района", Республика Татарстан, г. Казань,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района" (далее - ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района", общество, заявитель) (ОГРН 1061683041364, ИНН 1661016185) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республики Татарстан (далее - Роспотребнадзор) от 16.11.2011 N 1232/з по делу о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д. 2 - 6).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.01.2012 по делу N А65-30886/2011 в удовлетворении заявления отказано (л.д. 54 - 56).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д. 62 - 67).
Роспотребнадзор апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 28.10.2011 Роспотребнадзором, на основании распоряжения от 11.10.2011 N 8089/20-вп/д (л.д. 29), в отношении ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района", расположенного по адрес г. Казань, ул. Побежимова, 28, проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в сфере защит прав потребителей, а именно: несвоевременное представление в расчетный центр сведений размере платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенную расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для произведения корректировки размера платы за отопление жилых помещений за 2007 - 2009 годы, которая должна производиться 1 раз в год в соответствии с подп. 2 п. 1 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, дома N 41 по ул. Максимова г. Казани.
По результатам проверки составлен акт от 28.10.2011 N 8089 (л.д. 27 - 28).
08.11.2011 Роспотребнадзором в отношении ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (л.д. 22 - 23).
Рассмотрев материалы проверки Роспотребнадзором 16.11.2011 вынесено постановление N 1232/з по делу об административном правонарушении, которым ООО "УК ЖКХ Авиастроительного района" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ и наложено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 руб. (л.д. 14 - 15, 20 - 21).
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.
Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.
Одним из условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
С учетом положений Федерального закона от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом.
Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.
В соответствии с п. 17 Правил N 307 при применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.
В силу подп. "а" п. 19 Правил N 307 (в редакции от 29.07.2010 N 3) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 2 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно подп. 2 п. 1 приложения N 2 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
Судом первой инстанции обоснованно установлен факт нарушения заявителем установленного порядка ценообразования в части несвоевременного проведения корректировки за 2007 - 2009 годы размера платы за отопление жилых помещений, дома N 41 по ул. Максимова г. Казани, подп. 2 п. 1 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции не принял во внимание следующее обстоятельства.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации установлено, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг", вступившим в силу 09.06.2011, подп. "а" п. "2" отменена публичная обязанность по проведению корректировки размера платы за отопление в отсутствие общедомового счетчика тепла. Подпункт 2 п. 1 Приложения N 2 к Правилам 307, признан утратившим силу, а из подп. "а" п. 19 Правил исключено последнее предложение.
Таким образом, общество совершило административного правонарушение до вступления в силу изменений в постановление Правительства N 307 и его положение как лица, совершавшего административное правонарушение, улучшилось из-за отмены обязанности производить корректировку размера платы за отопление в отсутствие общедомового счетчика тепла, поскольку постановление от 16.11.2011 N 1232/з о назначении административного наказания не исполнено, то подлежит применению нормативный акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
Поскольку на день рассмотрения дела заявителем выявленное нарушение устранено, а также объект противоправного посягательства был устранен принятием закона, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об освобождении юридического лица от административной ответственности.
Данная правовая позиция также изложена в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 по делу N А65-21857/2011.
Довод общества о том, что вменяемое ему правонарушение является деянием, носящим одномоментный характер, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку конкретные сроки проведения перерасчета законодательством не установлены.
Данная правовая позиция отражена в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу от 07.07.2011 года N А65-7276/2011.
Согласно действующей ранее редакции подп. "а" п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 (в редакции от 06.05.2011), при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление должен был определяться в соответствии с под. 1 п. 1 приложения N 2 к названным Правилам, в котором была установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
При этом исполнитель должен был производить один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 2 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам по формуле:
Рок.i = Pk.p x Si / Sd - Pfn.i
где:
- Pkp - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.);
- Si - общая площадь 1-ного помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- Sd - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);
- Pfn.i - общий размер платы за отопление в 1-ном жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).
В постановлении Президиума от 15.07.2010 N 2380/10 определена правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, согласно которой вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами государственной власти субъектов РФ нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, в отсутствие общедомовых приборов учета, ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а обязана выставлять ТСЖ счета исходя из нормативов потребления.
Следует учесть, что корректировку обусловливает не разница между суммой, предъявляемой к оплате РСО, и суммой сбора денежных средств с населения по причине отсутствия в многоквартирных домах коллективных приборов учета, а правильность установления норматива потребления коммунального ресурса, а также состояние внутридомовых инженерных сетей и оборудования.
На это обращено внимание в Письме Минрегиона России от 28.05.2007 N 10087-ЮТ/07 и Постановлении ФАС СКО от 11.02.2011 по делу N А53-5653/2010.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что с учетом пунктов 2, 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, части 2 статьи 211 АПК РФ, решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявление общества удовлетворению, а оспариваемого постановление Роспотребнадзора от 16.11.2011 N 1232/з признать незаконным и отменить.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2012 года по делу N А65-30886/2011 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан от 16 ноября 2011 N 1232/з по делу о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства Авиастроительного района" к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)