Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 01.03.2010 ПО ДЕЛУ N А46-19003/2009

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2010 г. по делу N А46-19003/2009


резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2010 года
постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2010 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего, судьи О.И. Антипиной,
судей В.И. Ильина, Е.М. Цыгановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании при участии представителей сторон
от заявителя - Мельникова В.И. по доверенности от 11.01.2010 N 25,
от заинтересованного лица представитель не явился, извещен в установленном законом порядке,
кассационную жалобу заявителя - закрытого акционерного общества "Омская региональная компания по реализации газа", на решение от 30.10.2009 Арбитражного суда Омской области (судья Л.А. Крещановская) по делу N А46-19003/2009 по заявлению закрытого акционерного общества "Омская региональная компания по реализации газа" к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:

закрытое акционерное общество "Омская региональная компания по реализации газа" (далее - ЗАО "Омская региональная компания по реализации газа", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 08.09.2009 N 1-331 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение режима оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Заявленные требования мотивированы тем, что Общество является ненадлежащим субъектом вмененного ему административного правонарушения.
Решением от 30.10.2009 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении требований Общества отказано в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ЗАО "Омская региональная компания по реализации газа" просит отменить указанное решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Общество считает, что его действия по ограничению поставки газа обществу с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "Октан" (далее - ООО ПФ "Октан") являются правомерными, совершены в соответствии с условиями договора поставки газа и положениями Порядка прекращения подачи энергии и газа, не влекут нарушения прав потребителей, с которыми оно не состоит в правоотношениях и коммунальных услуг им не оказывает.
В судебном заседании представитель ЗАО "Омская региональная компания по реализации газа" просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что закрытое акционерное общество "Омская региональная компания по реализации газа" зарегистрирована в качестве юридического лица Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска 17.12.2003 за основным государственным регистрационным номером 1035501031510.
В отношении Общества 19.08.2009 государственным жилищным инспектором Осетровым Анатолием Александровичем - должностным лицом заинтересованного лица, составлен протокол N 28 об административном правонарушении по факту отключения газа путем перекрытия задвижки на подводящем газопроводе к котельной в микрорайоне "Кристалл", что привело, по мнению административного органа, к нарушению нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальной услугой по горячему водоснабжению.
По результатам рассмотрения материалов административного производства, возбужденного на основании вышеуказанного протокола от 19.08.2009 N 28, в отношении ЗАО "Омская региональная компания по реализации газа" принято постановление о привлечении его к административной ответственности, ответственность за которое предусмотрено статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Полагая, что данное постановление является необоснованным и незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения заявления ЗАО "Омская региональная компания по реализации газа" согласившись с постановлением административного органа о нарушении Обществом качества и порядка предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению.
Суд кассационной инстанции считает вывод суда ошибочным, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), деятельность исполнителя коммунальных услуг (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив) по горячему водоснабжению относится к коммунальным услугам.
Согласно пункту 49 Правил исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
В силу пункта 75 Правил установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг несет исполнитель.
При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении горячей воды непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ответственность за режим и качество подачи горячей воды несет ресурсоснабжающая организация (пункт 7 Правил).
Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами является административным правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 7.23 КоАП РФ.Из диспозиции указанной статьи во взаимосвязи с приведенными положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил следует, что субъектом данного административного правонарушения может быть лицо, на которое возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с Правилами, регулирующими отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, обязательство по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникает у исполнителя (лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные услуги и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем) перед всеми потребителями, подача коммунальных ресурсов должна быть бесперебойной и надлежащего качества, в объемах, необходимых потребителю. При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Пунктом 4.12 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" также предусмотрено, что потребительские свойства и режим оказания коммунальных услуг должны обеспечивать непрерывность потребления.
Статьями 1.5 и 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что 30.08.2007 ЗАО "Омская региональная компания по реализации газа" заключен договор N 36-4-0002 с ООО ПФ "Октан" о поставке газа, с дополнительным соглашением от 24.02.2009, согласно условиям которого, ЗАО "Омская региональная компания по реализации газа" обязуется поставлять газ и обеспечивать его безопасную поставку, в то время как ООО "ПФ "Октан" получать (отбирать) и оплачивать поставщику стоимость газа и снабженческо-бытовые услуги в согласованных объемах.
Однако условиям договора, изложенным в пунктах 3.10, 3.14 и п. 2 дополнительного соглашения в их совокупности с другими доказательствами, представленными в деле, а именно: письмом (л.д.20,т.1) и актом (л.д.95,т.1) в их совокупности оценка судом не давалась.
Кроме того, из материалов дела следует, и судом установлено, что ООО ПФ "Октан" заключен договор с ООО "Стройподряд-Сервис" по управлению и техническому обслуживанию помещения, надлежащему содержанию и ремонту его инженерных систем и оборудования и обеспечение предоставления коммунальных услуг за соответствующую плату. В материалах дела содержится временное соглашение от 10.10.2008 N 2 на теплоснабжение (л.д.122,т.1), заключенное между указанными сторонами, на основании которого ООО ПФ "Октан" обязуется продавать ООО "Стройподряд-Сервис" через присоединенную теплосеть тепловую энергию в горячей воде от теплоисточника ООО ПФ "Октан".
В свою очередь, между обществом с ограниченной ответственностью "Стройподряд-Сервис" и гражданами - потребителями заключены договоры на техническое обслуживание квартиры и предоставление коммунальных услуг (л.д.134-139,т.1).
Согласно акту обследования жилого помещения от 14.08.2009 N 05-03-09/111 (л.д.86, т.1), собственникам жилых помещений многоквартирного дома по улице Дмитриева, 20 с 08.07.2009 не оказывалась коммунальная услуга по горячему водоснабжению в связи с прекращением подачи газа на котельную общества с ООО ПФ "Октан" микрорайона "Кристалл".
Проведенной административным органом проверкой установлено, в результате действий заявителя, добросовестные потребители, не имеющие задолженности по оплате коммунальных услуг, были лишены возможности пользования услугой горячего водоснабжения с 08.07.2009 по 14.08.2009, в то время как допустимая продолжительность перерывов подачи горячей воды 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа (приложения N 1 Правил).
Кроме того, на основании пунктов 2, 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в передаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускается по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом. По смыслу данной нормы ограничение горячего водоснабжения населения не допускается в случае задолженности энергоснабжающей организации перед кем-либо.
Таким образом, судом по делу установлено, что в рассматриваемых правоотношениях по поставке газа и оказанию коммунальных услуг по горячему водоснабжению участвует несколько субъектов.
Однако видам правоотношений, статусу субъектов и их действиям на предмет соответствия условиям заключенных договоров и закона не дано правовой оценки, что повлияло на установление обстоятельств, имеющих значение для дела об административном правонарушении и на существо принятого решения. Полномочия административного органа не установлены. Лица, оказывающие коммунальные услуги по горячему водоснабжению, к участию в дело неосновательно не привлечены.
Следовательно, судом при принятии решения по делу неполно исследованы о оценены доказательства, не установлены обстоятельства о субъекте ответственности и вине лица, привлекаемого к административной ответственности, сделаны выводы, не соответствующие доказательствам, представленным в материалах дела, чем нарушены нормы материального права (части 1 статьи 1.5, частей 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и процессуального права (части 2 статьи 46 и части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные нарушения закона.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:

решение от 30.10.2009 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-19003/2009 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.И.АНТИПИНА

Судьи
В.И.ИЛЬИН
Е.М.ЦЫГАНОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)