Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.01.2012 ПО ДЕЛУ N А05-7385/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 января 2012 г. по делу N А05-7385/2011


Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Маховой Ю.В. и Моисеевой И.Н.
при ведении протокола без применения аудиозаписи секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 октября 2011 года по делу N А05-7385/2011 (судья Вахлова Н.Ю.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Кредо" (ОГРН 1062901067415, далее - ООО "Кредо") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, далее - ОАО "ТГК N 2") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки ресурсов от 01.11.2010 N 2491 по пунктам 5.2, 5.3, 5.7.1 и 5.7.5 договора, а также по приложениям N 5, 6 и 7 к указанному договору.
В судебном заседании 10.10.2011 истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, и в связи с частичным урегулированием заявленных требований просил урегулировать пункты 5.7.2 и 8.1 договора поставки ресурсов от 01.11.2010 N 2491.
Решением от 17 октября 2011 года возникшие между сторонами разногласия по договору поставки ресурсов от 01.11.2010 N 2491 урегулированы, пункт 5.7.2 договора изложен в следующей редакции: "По нежилым помещениям, находящимся в многоквартирном доме, исходя из нормативов на отопление, утвержденных уполномоченным органом, и площади нежилого помещения в многоквартирном доме. Размер платы за поставленную исполнителю тепловую энергию корректируется по отоплению 1 раз в год в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации"; пункт 8.1 договора изложен в следующей редакции: "Настоящий договор вступает в силу после подписания его Сторонами, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.11.2010 по 30.06.2012. Договор считается продленным на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора". Кроме того, с ОАО "ТГК N 2" взыскано в пользу ООО "Кредо" 2000 руб. судебных расходов.
ОАО "ТГК N 2" с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его изменить в части и пункт 5.7.2 договора изложить в следующей редакции: "По нежилым помещениям, не являющимся общим имуществом многоквартирного дома, на нужды: 1) отопления - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных уполномоченным органом и площади нежилого помещения в многоквартирном доме. Размер платы за поставленную исполнителю тепловую энергию корректируется по отоплению 1 раз в год в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации; 2) горячего водоснабжения - исходя из нормативов водопотребления, а при их отсутствии - в соответствии с требованиями строительных норм на основании договорных тепловых нагрузок (Приложение N 2) с учетом фактических условий поставки, в том числе фактической температуры наружного воздуха, коэффициента часовой неравномерности и фактического числа часов работы систем теплопотребления". Кроме того в жалобе указывает на то, что суд первой инстанции, изложив в решении редакцию пункта 5.7.2 договора, не принял во внимание требования подпункта "а" пункта 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), в соответствии с которыми при отсутствии индивидуальных приборов учета тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным законодательством Российской Федерации, а также исходя из объема потребленных коммунальных ресурсов. Вместе с тем нормативы потребления коммунальных услуг для нежилых помещений на территории муниципального образования "Город Архангельск" не установлены. Обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что в указанной части разногласия по договору остались неурегулированными.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба подлежит рассмотрению в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
ООО "Кредо" в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласилось, считает, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "ТГК N 2" - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ОАО "ТГК N 2" - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции ответчик, являясь теплоснабжающей организацией, направил в адрес ООО "Кредо" проект договора поставки ресурсов от 01.11.2010 N 2491.
ООО "Кредо" подписало договор с протоколом разногласий от 21.02.2011.
14.03.2011 ОАО "ТГК N 2" письмом N 2000-21-1-08/2540 направило в адрес ООО "Кредо" протокол урегулирования разногласий от 28.02.2011.
ООО "Кредо", не согласившись с протоколом урегулирования разногласий, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства стороны подписали протокол согласования разногласий от 22.09.2011, не урегулировав при этом пункты 5.7.2 и 8.1 договора поставки ресурсов от 01.11.2010 N 2491.
В судебном заседании 10.10.2011 истец согласился принять пункт 8.1 договора в редакции ответчика: "Настоящий договор вступает в силу после подписания его Сторонами, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.11.2010 по 30.06.2012. Договор считается продленным на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора".
Как видно из дела, истец является управляющей организацией и получает услуги по теплоснабжению для целей предоставления соответствующей коммунальной услуги гражданам.
Ввиду того, что в ряде жилых домов, находящихся в управлении у истца, приборы учета тепловой энергии отсутствуют, спор между сторонами возник относительно порядка определения количества отпускаемой тепловой энергии во встроенные нежилые помещения.
ОАО "ТГК N 2" предложило изложить пункт 5.7.2 договора в следующей редакции (с учетом письменных пояснений от 22.09.2011):
"В случаях отсутствия приборов учета у Исполнителя, временного выхода их из строя или непредоставлении показаний приборов учета в указанный в Приложении N 6 срок стоимость ресурсов, подлежащих оплате, определяется:
по нежилым помещениям, не являющимся общим имуществом многоквартирного дома, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных уполномоченным органом для нежилых помещений, а при их отсутствии - в соответствии со СНиП на основании договорных тепловых нагрузок (Приложение N 2) с учетом фактических условий поставки, в том числе фактической температуры наружного воздуха, коэффициента часовой неравномерности и фактического числа часов работы систем теплопотребления".
Между тем, истец настаивал на исключении указанного пункта из текста договора.
Как правильно установлено судом первой инстанции, отношения, возникшие между сторонами, регулируются правилами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о договоре энергоснабжения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно порядка определения количества отпускаемой тепловой энергии во встроенные нежилые помещения.
Согласно статье 548 ГК РФ правила об энергоснабжении, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ энергоснабжающая организация по договору энергоснабжения обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. При этом договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
На основании подпунктов "а" и "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, которым установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги.
Размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется по формуле, указанной в пункте 1 приложения N 2 к Правилам N 307.
Таким образом, при отсутствии средств измерения объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов.
Это правило является императивным и подлежит применению сторонами спора, независимо от условий договора.
В соответствии с положениями пункта 20 Правил N 307 при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются: для горячего водоснабжения - расчетным путем исходя из нормативов водопотребления, а при их отсутствии - в соответствии с требованиями строительных норм и правил; для отопления - на основании подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам.
Из решения Архангельского городского совета депутатов от 29.11.2006 N 286 (в редакции решения Архангельского городского совета от 21.04.2008 N 629) следует, что данным решением установлены и введены в действие нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Правила N 307 приняты в соответствии со статьей 157 ЖК РФ и в них помимо норм, регулирующих отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг - гражданам по расчетам за коммунальные услуги, оказанные для жилых помещений, содержатся положения, устанавливающие порядок расчетов за коммунальные услуги в нежилых помещениях (не относящихся к общедомовому имуществу).
Из системного толкования статьи 157 ЖК РФ, пункта 20 Правил N 307, статьи 426 ГК РФ следует, что при отсутствии на территории Архангельской области норматива отопления для нежилых помещений подлежит применению пункт 20 Правил N 307 в части использования в отношении нежилых помещений норматива отопления, установленного в соответствии с требованиями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, для жилых помещений, с возможностью производить 1 раз в год корректировку размера платы по этим помещениям, учитывая, что истец не согласен в отношении нежилых помещений производить расчеты по СНиПу.
Таким образом, суд первой инстанции, исследовав обстоятельства дела и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, обоснованно включил пункт 5.7.2 в договор поставки ресурсов от 01.11.2010 N 2491 изложив его в следующей редакции: "По нежилым помещениям, находящимся в многоквартирном доме, исходя из нормативов на отопление, утвержденных уполномоченным органом, и площади нежилого помещения в многоквартирном доме. Размер платы за поставленную исполнителю тепловую энергию корректируется по отоплению 1 раз в год в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации".
В связи с изложенным доводы ответчика в апелляционной жалобе подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно рассмотрел спор по существу, не допустив нарушений норм процессуального права. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в удовлетворении которой заявителю отказано, относятся на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 октября 2011 года по делу N А05-7385/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.К.ЕЛАГИНА
Судьи
Ю.В.МАХОВА
И.Н.МОИСЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)