Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации В.А. Емышевой
при секретаре Гудковой Е.Ю.
с участием прокурора В.А. Кротова
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО "Сибирский коммунальник" о признании недействующим пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307,
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила). Постановление официально опубликовано в изданиях "Российская газета", N 115, 01.06.2006 г., "Собрание законодательства РФ", 05.06.2006 г., N 23, ст. 2501.
В силу пунктам 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем коммунальных ресурсов и услуг по водоотведению осуществляется по тарифам в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые используются для расчета платы за коммунальные услуги гражданами.
ЗАО "Сибирский коммунальник" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 15 Правил в части, предусматривающей, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций.
Как указал заявитель, пункт 15 Правил в оспариваемой части, противоречит ст. 157 ЖК РФ, согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, абзацу третьему пункта 1 ст. 2 ГК РФ, пункту 1 ст. 779 ГК РФ, согласно которым предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли от оказания услуг, по договору возмездного оказания услуг заказчик обязуется оплатить эти услуги. Оспариваемое положение фактически понуждает оказывать коммунальные услуги бесплатно, чем нарушает права заявителя, который является исполнителем коммунальных услуг.
Заявитель извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 38).
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение 01.11.2008 N СИ-П9-6718).
В суде представители заинтересованного лица Мелентьева О.М., Аблаев Э.К. и Акопян Г.Л. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям Жилищного кодекса РФ, изданы в пределах компетенции Правительства РФ, не противоречат гражданскому законодательству и не нарушают прав заявителя, т.к. в соответствии с частями 1 и 2 статьи 154 ЖК РФ услуги и работы по управлению многоквартирным домом включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Выслушав объяснения представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ В.А. Кротова, полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Жилищным кодексом РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154); размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157).
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" подлежат регулированию: тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (пункт 2 статьи 1). Расчеты потребителей за услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей (пункт 3 статьи 3). Плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом (часть 3 статьи 19).
Потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в жилищном секторе в соответствии с подпунктом 17 статьи 2 данного Федерального закона являются в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений (подпункт "а"); в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги (подпункт "б").
Из приведенных норм следует, что плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений рассчитывается по тарифам с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, т.е. в том же размере, что и для исполнителей коммунальных услуг.
Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 г. N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год.
Согласно частям 6, 6.1 статьи 6 Федерального Закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ, если увеличение размера платы граждан за жилое помещение и (или) увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышают установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за коммунальные услуги должны быть приведены в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении указанных индексов.
Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 г. N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", прямо предусматривает ликвидацию с 1 января 2004 года практики установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей.
Следовательно, установление каких-либо иных надбавок к плате за коммунальные услуги будет прямо противоречить федеральному законодательству.
Таким образом, пункт 15 Правил, устанавливающий необходимость применения при расчете коммунальных услуг гражданам тарифов, установленных для ресурсоснабжающих организаций, соответствует законодательству Российской Федерации и направлен на обеспечение равных условий получения коммунальных услуг всеми категориями потребителей.
Кроме того, отмена пункта 15 Правил создаст возможность для управляющих компаний по собственному усмотрению устанавливать размер платы за коммунальные услуги гражданам, что приведет к необоснованному увеличению платы за коммунальные услуги гражданами.
Доводы ОАО "Сибирский коммунальник" о том, что установленное в пункте 15 Правил правило фактически принуждает управляющие организации оказывать услуги бесплатно не могут быть признаны обоснованными.
Жилищным кодексом РФ установлено, что управление многоквартирным домом осуществляется на основании договора (ст. 162), услуги и работы по управлению многоквартирным домом включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения (части 1 и 2 статьи 154), размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации (часть 7 статьи 156).
При таких обстоятельствах управляющая организация, основной деятельностью которой является управление жилищным фондом, обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме, получает плату за оказываемые услуги по управлению многоквартирным домом.
С учетом изложенного пункт 15 Правил не противоречит приведенным нормам федерального законодательства и не нарушает прав заявителя.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
заявление ЗАО "Сибирский коммунальник" о признании недействующим пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 25.12.2008 N ГКПИ08-1871
Разделы:Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 декабря 2008 г. N ГКПИ08-1871
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации В.А. Емышевой
при секретаре Гудковой Е.Ю.
с участием прокурора В.А. Кротова
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО "Сибирский коммунальник" о признании недействующим пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила). Постановление официально опубликовано в изданиях "Российская газета", N 115, 01.06.2006 г., "Собрание законодательства РФ", 05.06.2006 г., N 23, ст. 2501.
В силу пунктам 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем коммунальных ресурсов и услуг по водоотведению осуществляется по тарифам в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые используются для расчета платы за коммунальные услуги гражданами.
ЗАО "Сибирский коммунальник" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 15 Правил в части, предусматривающей, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций.
Как указал заявитель, пункт 15 Правил в оспариваемой части, противоречит ст. 157 ЖК РФ, согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, абзацу третьему пункта 1 ст. 2 ГК РФ, пункту 1 ст. 779 ГК РФ, согласно которым предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли от оказания услуг, по договору возмездного оказания услуг заказчик обязуется оплатить эти услуги. Оспариваемое положение фактически понуждает оказывать коммунальные услуги бесплатно, чем нарушает права заявителя, который является исполнителем коммунальных услуг.
Заявитель извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 38).
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение 01.11.2008 N СИ-П9-6718).
В суде представители заинтересованного лица Мелентьева О.М., Аблаев Э.К. и Акопян Г.Л. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям Жилищного кодекса РФ, изданы в пределах компетенции Правительства РФ, не противоречат гражданскому законодательству и не нарушают прав заявителя, т.к. в соответствии с частями 1 и 2 статьи 154 ЖК РФ услуги и работы по управлению многоквартирным домом включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Выслушав объяснения представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ В.А. Кротова, полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Жилищным кодексом РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154); размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157).
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" подлежат регулированию: тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (пункт 2 статьи 1). Расчеты потребителей за услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей (пункт 3 статьи 3). Плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом (часть 3 статьи 19).
Потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в жилищном секторе в соответствии с подпунктом 17 статьи 2 данного Федерального закона являются в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений (подпункт "а"); в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги (подпункт "б").
Из приведенных норм следует, что плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений рассчитывается по тарифам с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, т.е. в том же размере, что и для исполнителей коммунальных услуг.
Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 г. N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год.
Согласно частям 6, 6.1 статьи 6 Федерального Закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ, если увеличение размера платы граждан за жилое помещение и (или) увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышают установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за коммунальные услуги должны быть приведены в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении указанных индексов.
Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 г. N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", прямо предусматривает ликвидацию с 1 января 2004 года практики установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей.
Следовательно, установление каких-либо иных надбавок к плате за коммунальные услуги будет прямо противоречить федеральному законодательству.
Таким образом, пункт 15 Правил, устанавливающий необходимость применения при расчете коммунальных услуг гражданам тарифов, установленных для ресурсоснабжающих организаций, соответствует законодательству Российской Федерации и направлен на обеспечение равных условий получения коммунальных услуг всеми категориями потребителей.
Кроме того, отмена пункта 15 Правил создаст возможность для управляющих компаний по собственному усмотрению устанавливать размер платы за коммунальные услуги гражданам, что приведет к необоснованному увеличению платы за коммунальные услуги гражданами.
Доводы ОАО "Сибирский коммунальник" о том, что установленное в пункте 15 Правил правило фактически принуждает управляющие организации оказывать услуги бесплатно не могут быть признаны обоснованными.
Жилищным кодексом РФ установлено, что управление многоквартирным домом осуществляется на основании договора (ст. 162), услуги и работы по управлению многоквартирным домом включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения (части 1 и 2 статьи 154), размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации (часть 7 статьи 156).
При таких обстоятельствах управляющая организация, основной деятельностью которой является управление жилищным фондом, обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме, получает плату за оказываемые услуги по управлению многоквартирным домом.
С учетом изложенного пункт 15 Правил не противоречит приведенным нормам федерального законодательства и не нарушает прав заявителя.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление ЗАО "Сибирский коммунальник" о признании недействующим пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)