Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Кашиной Т.А., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пампу Н.Б.
при участии:
- от истца: Кабошиной Е.В. по доверенности от 15.06.2012 N 39;
- от ответчика: Ворониной Э.А. по доверенности от 19.12.2011 N 1399
- от 3-х лиц: 1) не явился, извещен;
2) не явился, извещен
3) Рыжих Л.Н. по доверенности от 15.12.2011 N 01-02/3435
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8506/2012) "ЖКС N 1 Красногвардейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2012 по делу N А56-4037/2012 (судья Ульянова М.Н.), принятое
по иску ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" (ОГРН 1089847180763, местонахождение: 195176, Санкт-Петербург, Пороховская Б. ул., 37, 2)
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (ОГРН 1037816003917, местонахождение: 195027, Санкт-Петербург Город, Тарасова Улица, 8, 1)
3-и лица:
1) ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство"
2) Жилищный комитет Санкт-Петербурга
3) Комитет финансов Санкт-Петербурга
о взыскании задолженности
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖКС N 1 Красногвардейского района" (далее - истец, ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (далее - ответчик, ГУ ЖА) о взыскании 10% от общей суммы задолженности в размере 7 352,87 руб. по договору N 2023-200/1 от 30.06.2010 (далее - договор N 2023-200/1), и возмещении расходов по оплате государственной пошлины.
В ходе судебного разбирательства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил размер исковых требований, просил взыскать с ответчика 73 528,72 руб. задолженности по договору N 2023-200/1 от 30.06.2010 за период с 01.01.2008 по 11.11.2011.
Уточненные исковые требования были приняты судом к рассмотрению, поддержаны представителем истца.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с жалобой, в которой ссылается на нарушение норм процессуального и материального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В жалобе истец настаивает на наличии у ответчика обязанности как у представителя собственника жилых помещений, предоставленных гражданам по договорам социального найма, производить оплату в соответствии с условиями заключенного сторонами договора. При этом расчет, начисление и корректировка платы за коммунальные и жилищные услуги нанимателям жилищного фонда, принадлежащего г. Санкт-Петербургу, производится ответчиком.
Истец также указывает, что договором на управление установлены правила расчетов за оказанные истцом жилищные и коммунальные услуги, отличные от установленных пунктом 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации: наниматели вносят плату ответчику, который производит ее расчет и начисление, а также обеспечивает ее перечисление истцу. Наниматели жилых помещений плату непосредственно истцу не вносят, договорные отношений между истцом и нанимателями отсутствуют.
В судебном заседании истец поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Ответчик против апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель комитета финансов против доводов апелляционной жалобы возражал.
ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство" и Жилищный комитет Санкт-Петербурга, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, своих представителей не направили, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон и третьего лица, апелляционный суд установил следующее.
30.06.2010 Санкт-Петербургское государственное учреждение "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (собственник) и ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" (управляющая организация) был заключен договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и жилищной организацией, выступающей уполномоченным представителем Санкт-Петербурга - собственника жилых и нежилых помещений в этом доме N 2023-200/1 (л.д. 12-19), по условиям которого управляющая компания по заданию собственника обязалась обеспечивать управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Санкт-Петербург, Большеохтинский пр., д. 5 корп. 3 (далее - многоквартирный дом), оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в указанном многоквартирном доме, обеспечивать предоставление коммунальных услуг в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, а собственник, в свою очередь, обязался обеспечить перечисление истцу платы за выполненные работы и оказанные услуги.
Согласно пункту 1.2. договора N 2023-200/1 перечень помещений приведен в приложении 1 (л.д. 20). Состав общего имущества в многоквартирном доме определятся в соответствии с действующим законодательством и указан в приложении 2 к указанному договору (пункт 1.3.), (л.д. 21).
Перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлен в приложении 3 к договору N 2023-200/1 (пункт 1.4.), (л.д. 22).
Пунктом 2.3.1 договора N 2023-200/1 установлена обязанность собственника в соответствии с условиями договора в пределах выделенных бюджетных ассигнований по целевой статье 3500696 "Оплата расходов жилищных организаций на содержание и ремонт недвижимого имущества казны Санкт-Петербурга, расположенного в многоквартирных домах, находящихся в управлении ЖК, ЖСК и ТСЖ, а также управляющих организаций", Закона Санкт-Петербурга от 03.12.2009 N 605-104 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" вносить исполнителю денежные средства, указанные в пункте 3.4.2. договора.
Порядок платежей и расчетов по договору определен сторонами в статье 3 договора N 2023-200/1.
В соответствии с пунктом 3.1. указанного договора наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного жилого фонда г. Санкт-Петербурга вносят плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также за предоставление в помещения коммунальных услуг. Работы и услуги считаются выполненными в отсутствие у собственника претензий по качеству и объему работ и услуг.
По условиям пункта 3.3. данного договора собственник обеспечивает перечисление управляющей организации платежей нанимателей жилых помещений за содержание и ремонт жилых помещений, платежей за коммунальные услуги, а также пеней в размере, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством, поступивших на расчетный счет ГУП "ВЦКП ЖХ" на основании предъявленных нанимателям жилых помещений платежных документов, формируемых ГУП "ВЦКП ЖХ" по договору с собственником.
В пункте 3.4.1. договора N 2023-200/1 перечислены платежи нанимателей жилых помещений, перечисляемых ГУП "ВЦКП ЖХ" непосредственно на расчетный счет управляющей организации, а пункт 3.4.2. указанного договора содержит перечень выплат, осуществляемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в размере, определяемом в соответствии с приложением 4 к договору и порядок их расчета.
До заключения 30.03.2010 договора N 2023-200/1 отношения между сторонами регулировались договором N 2023-200 управления многоквартирным домом между управляющей организацией и жилищной организацией, выступающей уполномоченным представителем Санкт-Петербурга как собственника жилых и пустующих нежилых помещений в этом доме, от 11.07.2008 с аналогичными условиями.
В период с 01.01.2008 по 11.11.2011 ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" оказало услуги и выполнило работы в соответствии с условиями договора по управлению многоквартирным домом.
Ссылаясь на наличие у ГУ ЖА задолженности по оплате выполненных работ и услуг по договору в размере 73 528,72 руб., ЖКС N 1 направило ответчику претензию от 20.12.2011 N 71-ДО (л.д. 23-24) с требованием погасить указанную задолженность.
В связи с отсутствием оплаты по предъявленному требованию ЖКС N 1 обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции со ссылкой на положения статей 30, 67, 153, 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 8, 678 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу вышеуказанных норм права ООО "ЖКС N 1" является управляющей организацией в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербурге, Большеохтинский пр., д. 5, корп. 3.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Частью 3 статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации также установлено, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Из материалов дела следует, что задолженность за содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги возникла в связи с не оплатой нанимателями жилых помещений по договорам, заключенным с ГУ ЖА, услуг по содержанию, ремонту жилья и предоставленных коммунальных услуг.
Расчет просроченной задолженности нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, переданном в управление ЖКС N 1 за период с 2008 по 11.11.2011 (с разбивкой по лицевым счетам) представлен истцом в материалы дела (л.д. 25).
Пунктом 1 статьи 39 и пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
В целях исполнения Санкт-Петербургом как собственником жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию таких жилых помещений, а также содержанию и сохранению общего имущества упомянутых домов (кондоминиумов) и иных обязательств губернатором Санкт-Петербурга 16.03.2001 издано распоряжение N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - Распоряжение N 310-р), в соответствии с пунктом 1.1. которого Санкт-Петербург с момента его признания в соответствии с действующим законодательством собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, оплачивает фактически потребляемые коммунальные услуги, несет расходы по содержанию жилого помещения, оплачивает содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома (кондоминиума).
Пунктами 1.2. и 1.4. Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного Распоряжением N 310-р, предусмотрено, что расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание находящегося в его собственности жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме (далее - помещение), а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума), производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" по месту нахождения помещения. Перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.
Таким образом, в силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 30 и статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, неисполнение нанимателями обязанности по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги не освобождает ответчика (собственника) от обязанности содержания данного помещения и не может служить препятствием для реализации права управляющей компании на получение соответствующих платежей. Ответчик не лишен возможности восстановить свои имущественные интересы путем взыскания задолженности с нанимателей.
Соответствующая правовая позиция поддержана в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2012 N ВАС-3585/12, а также в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.06.2012 по делу N А56-36281/2011, от 27.06.2012 по делу N А56-42852/2011.
Ответчик не представил доказательств иного размера задолженности, нежели заявленный к взысканию.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что отсутствуют основания для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску в сумме 2 000 руб. и 2 000 руб. по апелляционной жалобе подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Кроме того, в связи с удовлетворением исковых требований в полном объеме, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 941,14 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2012 по делу N А56-4037/2012 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с Санкт-Петербургского Государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (ОГРН 1037816003917, местонахождение: 195027, г. Санкт-Петербург, ул. Тарасова, 8, 1) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЖКС N 1 Красногвардейского района" (ОГРН 1089847180763, местонахождение: 195176, Санкт-Петербург, ул. Пороховская Б., 37, 2) 73 528 рублей 72 копейки задолженности по договору N 2023-200/1 от 30.06.2010, 2000 рублей расходов по государственной пошлине по иску, 2000 рублей расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Взыскать с Санкт-Петербургского Государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" в доход федерального бюджета 941 рубль 14 копеек государственной пошлины по иску.
Председательствующий
Т.В.ЖУКОВА
Судьи
Т.А.КАШИНА
Я.Г.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.07.2012 ПО ДЕЛУ N А56-4037/2012
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2012 г. по делу N А56-4037/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2012 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Кашиной Т.А., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пампу Н.Б.
при участии:
- от истца: Кабошиной Е.В. по доверенности от 15.06.2012 N 39;
- от ответчика: Ворониной Э.А. по доверенности от 19.12.2011 N 1399
- от 3-х лиц: 1) не явился, извещен;
2) не явился, извещен
3) Рыжих Л.Н. по доверенности от 15.12.2011 N 01-02/3435
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8506/2012) "ЖКС N 1 Красногвардейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2012 по делу N А56-4037/2012 (судья Ульянова М.Н.), принятое
по иску ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" (ОГРН 1089847180763, местонахождение: 195176, Санкт-Петербург, Пороховская Б. ул., 37, 2)
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (ОГРН 1037816003917, местонахождение: 195027, Санкт-Петербург Город, Тарасова Улица, 8, 1)
3-и лица:
1) ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство"
2) Жилищный комитет Санкт-Петербурга
3) Комитет финансов Санкт-Петербурга
о взыскании задолженности
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖКС N 1 Красногвардейского района" (далее - истец, ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (далее - ответчик, ГУ ЖА) о взыскании 10% от общей суммы задолженности в размере 7 352,87 руб. по договору N 2023-200/1 от 30.06.2010 (далее - договор N 2023-200/1), и возмещении расходов по оплате государственной пошлины.
В ходе судебного разбирательства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил размер исковых требований, просил взыскать с ответчика 73 528,72 руб. задолженности по договору N 2023-200/1 от 30.06.2010 за период с 01.01.2008 по 11.11.2011.
Уточненные исковые требования были приняты судом к рассмотрению, поддержаны представителем истца.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с жалобой, в которой ссылается на нарушение норм процессуального и материального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В жалобе истец настаивает на наличии у ответчика обязанности как у представителя собственника жилых помещений, предоставленных гражданам по договорам социального найма, производить оплату в соответствии с условиями заключенного сторонами договора. При этом расчет, начисление и корректировка платы за коммунальные и жилищные услуги нанимателям жилищного фонда, принадлежащего г. Санкт-Петербургу, производится ответчиком.
Истец также указывает, что договором на управление установлены правила расчетов за оказанные истцом жилищные и коммунальные услуги, отличные от установленных пунктом 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации: наниматели вносят плату ответчику, который производит ее расчет и начисление, а также обеспечивает ее перечисление истцу. Наниматели жилых помещений плату непосредственно истцу не вносят, договорные отношений между истцом и нанимателями отсутствуют.
В судебном заседании истец поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Ответчик против апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель комитета финансов против доводов апелляционной жалобы возражал.
ГУП "ВЦКП Жилищное хозяйство" и Жилищный комитет Санкт-Петербурга, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, своих представителей не направили, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон и третьего лица, апелляционный суд установил следующее.
30.06.2010 Санкт-Петербургское государственное учреждение "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (собственник) и ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" (управляющая организация) был заключен договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и жилищной организацией, выступающей уполномоченным представителем Санкт-Петербурга - собственника жилых и нежилых помещений в этом доме N 2023-200/1 (л.д. 12-19), по условиям которого управляющая компания по заданию собственника обязалась обеспечивать управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Санкт-Петербург, Большеохтинский пр., д. 5 корп. 3 (далее - многоквартирный дом), оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в указанном многоквартирном доме, обеспечивать предоставление коммунальных услуг в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга, а собственник, в свою очередь, обязался обеспечить перечисление истцу платы за выполненные работы и оказанные услуги.
Согласно пункту 1.2. договора N 2023-200/1 перечень помещений приведен в приложении 1 (л.д. 20). Состав общего имущества в многоквартирном доме определятся в соответствии с действующим законодательством и указан в приложении 2 к указанному договору (пункт 1.3.), (л.д. 21).
Перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлен в приложении 3 к договору N 2023-200/1 (пункт 1.4.), (л.д. 22).
Пунктом 2.3.1 договора N 2023-200/1 установлена обязанность собственника в соответствии с условиями договора в пределах выделенных бюджетных ассигнований по целевой статье 3500696 "Оплата расходов жилищных организаций на содержание и ремонт недвижимого имущества казны Санкт-Петербурга, расположенного в многоквартирных домах, находящихся в управлении ЖК, ЖСК и ТСЖ, а также управляющих организаций", Закона Санкт-Петербурга от 03.12.2009 N 605-104 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" вносить исполнителю денежные средства, указанные в пункте 3.4.2. договора.
Порядок платежей и расчетов по договору определен сторонами в статье 3 договора N 2023-200/1.
В соответствии с пунктом 3.1. указанного договора наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного жилого фонда г. Санкт-Петербурга вносят плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также за предоставление в помещения коммунальных услуг. Работы и услуги считаются выполненными в отсутствие у собственника претензий по качеству и объему работ и услуг.
По условиям пункта 3.3. данного договора собственник обеспечивает перечисление управляющей организации платежей нанимателей жилых помещений за содержание и ремонт жилых помещений, платежей за коммунальные услуги, а также пеней в размере, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством, поступивших на расчетный счет ГУП "ВЦКП ЖХ" на основании предъявленных нанимателям жилых помещений платежных документов, формируемых ГУП "ВЦКП ЖХ" по договору с собственником.
В пункте 3.4.1. договора N 2023-200/1 перечислены платежи нанимателей жилых помещений, перечисляемых ГУП "ВЦКП ЖХ" непосредственно на расчетный счет управляющей организации, а пункт 3.4.2. указанного договора содержит перечень выплат, осуществляемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в размере, определяемом в соответствии с приложением 4 к договору и порядок их расчета.
До заключения 30.03.2010 договора N 2023-200/1 отношения между сторонами регулировались договором N 2023-200 управления многоквартирным домом между управляющей организацией и жилищной организацией, выступающей уполномоченным представителем Санкт-Петербурга как собственника жилых и пустующих нежилых помещений в этом доме, от 11.07.2008 с аналогичными условиями.
В период с 01.01.2008 по 11.11.2011 ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" оказало услуги и выполнило работы в соответствии с условиями договора по управлению многоквартирным домом.
Ссылаясь на наличие у ГУ ЖА задолженности по оплате выполненных работ и услуг по договору в размере 73 528,72 руб., ЖКС N 1 направило ответчику претензию от 20.12.2011 N 71-ДО (л.д. 23-24) с требованием погасить указанную задолженность.
В связи с отсутствием оплаты по предъявленному требованию ЖКС N 1 обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции со ссылкой на положения статей 30, 67, 153, 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 8, 678 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу вышеуказанных норм права ООО "ЖКС N 1" является управляющей организацией в отношении жилого дома, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербурге, Большеохтинский пр., д. 5, корп. 3.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Частью 3 статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации также установлено, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Из материалов дела следует, что задолженность за содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги возникла в связи с не оплатой нанимателями жилых помещений по договорам, заключенным с ГУ ЖА, услуг по содержанию, ремонту жилья и предоставленных коммунальных услуг.
Расчет просроченной задолженности нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, переданном в управление ЖКС N 1 за период с 2008 по 11.11.2011 (с разбивкой по лицевым счетам) представлен истцом в материалы дела (л.д. 25).
Пунктом 1 статьи 39 и пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
В целях исполнения Санкт-Петербургом как собственником жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию таких жилых помещений, а также содержанию и сохранению общего имущества упомянутых домов (кондоминиумов) и иных обязательств губернатором Санкт-Петербурга 16.03.2001 издано распоряжение N 310-р "О расходах Санкт-Петербурга как собственника жилых помещений, расположенных в домах жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов и кондоминиумах" (далее - Распоряжение N 310-р), в соответствии с пунктом 1.1. которого Санкт-Петербург с момента его признания в соответствии с действующим законодательством собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, оплачивает фактически потребляемые коммунальные услуги, несет расходы по содержанию жилого помещения, оплачивает содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума) пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома (кондоминиума).
Пунктами 1.2. и 1.4. Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества дома (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного Распоряжением N 310-р, предусмотрено, что расчеты Санкт-Петербурга по платежам за коммунальные услуги и содержание находящегося в его собственности жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме (далее - помещение), а также на содержание и сохранение общего имущества дома (кондоминиума), производятся через государственное учреждение "Районное жилищное агентство" по месту нахождения помещения. Перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.
Таким образом, в силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 30 и статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, неисполнение нанимателями обязанности по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги не освобождает ответчика (собственника) от обязанности содержания данного помещения и не может служить препятствием для реализации права управляющей компании на получение соответствующих платежей. Ответчик не лишен возможности восстановить свои имущественные интересы путем взыскания задолженности с нанимателей.
Соответствующая правовая позиция поддержана в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2012 N ВАС-3585/12, а также в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.06.2012 по делу N А56-36281/2011, от 27.06.2012 по делу N А56-42852/2011.
Ответчик не представил доказательств иного размера задолженности, нежели заявленный к взысканию.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что отсутствуют основания для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску в сумме 2 000 руб. и 2 000 руб. по апелляционной жалобе подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Кроме того, в связи с удовлетворением исковых требований в полном объеме, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 941,14 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2012 по делу N А56-4037/2012 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с Санкт-Петербургского Государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (ОГРН 1037816003917, местонахождение: 195027, г. Санкт-Петербург, ул. Тарасова, 8, 1) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЖКС N 1 Красногвардейского района" (ОГРН 1089847180763, местонахождение: 195176, Санкт-Петербург, ул. Пороховская Б., 37, 2) 73 528 рублей 72 копейки задолженности по договору N 2023-200/1 от 30.06.2010, 2000 рублей расходов по государственной пошлине по иску, 2000 рублей расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Взыскать с Санкт-Петербургского Государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" в доход федерального бюджета 941 рубль 14 копеек государственной пошлины по иску.
Председательствующий
Т.В.ЖУКОВА
Судьи
Т.А.КАШИНА
Я.Г.СМИРНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)