Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 01.10.2004 N А29-1201/2004-4Э

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 1 октября 2004 года Дело N А29-1201/2004-4э
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Терешиной Н.М., судей Ногтевой В.А., Отдельной Л.И., при участии представителей ответчика: Министерства финансов Республики Коми - Бамбиной С.В. по доверенности от 03.03.2004 N 10-02/949, третьего лица: Разумовской Н.А. по доверенности от 29.09.2004 N 01-05/1242, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы ответчика - администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" и третьего лица - финансового управления Министерства финансов Республики Коми в г. Сыктывкаре на решение от 09.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.08.2004 по делу N А29-1201/2004-4э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Каменевым А.Л., Тугаревым С.В., Вакулинской М.В., Горбатовым Ф.П., по иску товарищества собственников жилья "ЖСК" к Министерству финансов Республики Коми, администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" и Сыктывкарскому муниципальному унитарному предприятию "Управление жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика)", третье лицо - финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в г. Сыктывкаре, о взыскании убытков и

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья "ЖСК" (далее - ТСЖ "ЖСК") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству финансов Республики Коми, администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" и Сыктывкарскому муниципальному унитарному предприятию "Управление жилищно-коммунального хозяйства (Служба заказчика)" (далее - СМУП "Управление ЖКХ (Служба заказчика)" о взыскании 84010 рублей убытков, образовавшихся в связи с неполной компенсацией разницы в тарифах на оплату жилищно-коммунальных услуг и 8401 рубля расходов на оплату услуг представителя.
В порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец уточнил требования, увеличив взыскиваемую сумму до 90416 рублей убытков и 9041 рубля расходов по оплате услуг представителя.
Определением от 06.04.2004 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в городе Сыктывкаре.
Суд первой инстанции решением от 09.06.2004 удовлетворил исковые требования частично: взыскал за счет бюджета муниципального образования "Город Сыктывкар" 75493 рубля 86 копеек разницы в тарифах на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с 09.02.2001 по 31.03.2004. Во взыскании расходов по оплате услуг адвоката отказал за недоказанностью их наличия. В иске к Министерству финансов Республики Коми и СМУП "Управление ЖКХ (Служба заказчика)" также отказал.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.08.2004 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, администрация муниципального образования "Город Сыктывкар" и финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в городе Сыктывкаре обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение от 09.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.08.2004, принять новое решение об отказе в иске.
Заявители ссылаются на постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", согласно которому государственное регулирование цен (тарифов) на услуги систем водоснабжения и водоотведения осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Ответчики указывают на то, что, согласно статье 31 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", цены на услуги, оказываемые муниципальными предприятиями, вправе регулировать органы местного самоуправления, то есть это их право, а не обязанность. В рассматриваемый период администрация муниципального образования не регулировала названные цены. В этой связи, как полагают лица, заявившие жалобы, ответственность должна быть возложена на казну Республики Коми.
Истец, администрация муниципального образования "Город Сыктывкар" и СМУП "Управление ЖКХ (Служба заказчика)", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность решения от 09.06.2004 и постановления от 03.08.2004 Арбитражного суда Республики Коми по делу проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с февраля 2001 года по январь 2004 года включительно ТСЖ "ЖСК" обеспечивало подачу питьевой воды и прием сточных вод гражданам - членам товарищества собственников жилья - на основании договора, заключенного с Сыктывкарским муниципальным унитарным предприятием "Водоканал", предусматривающего тариф за указанные услуги для организаций.
Предметом иска явилось взыскание убытков, образовавшихся от разницы между тарифами по водоснабжению, установленными для организаций и граждан.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно Федеральному закону от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" товарищество (кооператив) является некоммерческой организацией, формой объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В силу статьи 19 названного Закона социальная защита домовладельцев, нанимателей и арендаторов жилых помещений в кондоминиуме осуществляется в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации, соответствующими решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, путем передачи товариществам собственников жилья установленных государственных и муниципальных дотаций на финансирование затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты, на отдельные виды коммунальных услуг, компенсаций за предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также иных предусмотренных дотаций; предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа домовладельцев, нанимателей и арендаторов.
Постановлениями главы администрации от 19.11.1998 N 11/3154, от 12.09.2000 N 9/2893 и другими аналогичными правовыми актами на Управление ЖКХ возложены обязанности по принятию, проверке расчетов и финансированию льгот за жилищно-коммунальные услуги населению г. Сыктывкара, проживающему в домах ЖСК и ТСЖ, по возмещению разницы в ценах на жилищно-коммунальные услуги, ведению контроля потребления тепловой энергии, воды ТСЖ и ЖСК согласно заключенным ими договорам с поставщиками услуг.
Согласно двусторонним актам сверок между ТСЖ "ЖСК" и СМУП "Управление ЖКХ (Служба заказчика)" и частичного погашения заявленной суммы, убытки истца, в связи с задолженностью по возмещению разницы в тарифах за водоснабжение и прием сточных вод, составили 75493 рубля 86 копеек.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги).
Настоящий спор связан с оказанием услуг по водоснабжению и канализации СМУП "Водоканал", находящемуся в муниципальной собственности.
Согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" органы местного самоуправления утверждают нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) с учетом реализации мероприятий по их снижению в результате выявляемых при проведении экспертизы тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в их оплате, необоснованных затрат.
Фактически тарифы на отпуск воды и прием сточных вод установлены органами исполнительной власти Республики Коми. Вместе с тем муниципальное образование, наделенное полномочиями по установлению тарифов по водоснабжению и приему сточных вод, должно было предусмотреть в местном бюджете денежные средства, достаточные для погашения убытков, возникших у ЖСК и ТСЖ в связи с разницей тарифов для юридических лиц и населения, поэтому судебные инстанции приняли обоснованное решение о возложении ответственности за образовавшиеся у товарищества убытки на МО "Город Сыктывкар".
Кроме того, как правомерно указал арбитражный суд, применив тарифы, установленные на уровне субъекта Российской Федерации, муниципальное образование согласилось с их размером.
При указанных обстоятельствах судебные инстанции приняли обоснованное решение о возложении ответственности за образовавшиеся у товарищества убытки, возникшие вследствие разницы в тарифах по водоснабжению и приему сточных вод, на муниципальное образование "Город Сыктывкар" во взысканной сумме.
Судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта в любом случае, судом округа не установлено. Кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Суд округа не рассматривал вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за кассационную жалобу, поскольку заявители в силу пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.08.2004 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-1201/2004-4э оставить без изменения, кассационные жалобы финансового управления Министерства финансов Республики Коми и администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
ТЕРЕШИНА Н.М.

Судьи
НОГТЕВА В.А.
ОТДЕЛЬНАЯ Л.И.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)