Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.07.2011 ПО ДЕЛУ N А46-13573/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2011 г. по делу N А46-13573/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гладышевой Е.В.,
судей Семеновой Т.П., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебном заседания Прилипко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3779/2011) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 11.04.2011, принятое по делу N А46-13573/2010 (судья Беседина Т.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш дом" (ИНН 5503092790, ОГРН 105504118009) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области и Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, при участии в деле в качестве третьего лица: Федерального государственного учреждения "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" (ИНН 7736121141), о взыскании 14 888 руб. 02 коп.
при участии в судебном заседании представителей:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - Усько М.П. по доверенности от 11.04.2011;
- от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш дом" - Битюцкий А.А. по доверенности от 22.11.2010;
- от Министерства обороны Российской Федерации - представитель не явился;
- от федерального государственного учреждения "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" - представитель не явился;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш Дом" (далее - ООО УК "Наш Дом") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области) о взыскании 14 888 руб. 02 коп., в том числе: 13 681 руб. 12 коп. задолженности и 1 206 руб. 90 коп. пени.
Кроме того, истец просил взыскать с ответчика судебные издержки на оплату услуг представителя в размере 1 369 руб.
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика 13 681 руб. 12 коп. задолженности за отопление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и 1 212 руб. 22 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением Арбитражного суда Омской области от 03.03.2011 по делу N А46-13573/2010 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - федеральное государственное учреждение "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" (далее - ФГУ "Объединенная дирекция" Минрегиона России).
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.04.2011 по делу N А46-13573/2010 производство по делу в отношении Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ. С Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Омской области в пользу ООО УК "Наш Дом" взыскано 14 879 руб. 37 коп., в том числе: 13 681 руб. 12 коп. задолженности за отопление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и 1 198 руб. 25 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 1 998 руб. 12 коп. государственной пошлины. В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ТУ Росимущества в Омской области в апелляционной жалобе просило его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ТУ Росимущества в Омской области указало, что является ненадлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком является Министерство обороны Российской Федерации.
ООО УК "Наш дом" в письменном отзыве на апелляционную жалобу указало на необоснованность доводов ТУ Росимущества в Омской области.
Представители Министерства обороны Российской Федерации и ФГУ "Объединенная дирекция" Минрегиона России, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились. На основании части 1 статьи 266, части 5 статьи АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества в Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО УК "Наш дом" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества в случае, если иное не установлено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена статьей 154 ЖК РФ и включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения (плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме) и плату за коммунальные услуги (плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Статьей 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; освещение помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с пунктом 28 названных выше Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья.
В силу части 6 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из материалов дела усматривается, установлено судом первой инстанции, что ООО УК "Наш Дом" на основании договора управления многоквартирным домом от 03.03.2008 оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений в доме по адресу: г. Омск, ул. Ядрянцева, д. 26.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.12.2010 N 01/322/2010-1578 (л.д. 72) Российская Федерация является собственником квартиры N 121, общей площадью 37 кв. м по ул. Ядрянцева, д. 26, в г. Омске.
Иных прав на указанную квартиру за иными лицами не зарегистрировано.
Право собственности Российской Федерации на квартиру N 121 по ул. Ядрянцева, д. 26, г. Омска, общей площадью 37 кв. м, стоимостью 1 069 300 руб. возникло на основании государственного контракта N 28/К от 23.12.2008 между ФГУ "Объединенная дирекция" Минрегиона России и обществом с ограниченной ответственностью Домостроительная корпорация "Стройбетон" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2008 N 902 "О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008 - 2009 годах".
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации ФГУ "Объединенная дирекция" Минрегиона России определено государственным заказчиком приобретения квартир в многоквартирных домах для граждан, уволенных с военной службы (пункт 4).
Согласно пункту 1.1 государственного контракта от 23.12.20089 N 28/К выгодоприобретателем является Российская Федерация в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти (центрального аппарата или его территориального органа) - Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Указанная выше квартира передана Российской Федерации в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти - ТУ Росимущества в Омской области по акту приема-передачи квартиры от 24.12.2008 N 1 (л.д. 117 - 118).
По правилам статьи 124 ГК РФ Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
От имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 ГК РФ).
В соответствии с Положением о ТУ Росимущества в Омской области, утвержденным Приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", ТУ Росимущества в Омской области, в том числе осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 4.1).
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", на которое сослался ответчик в обоснование довода апелляционной жалобы, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Доказательств того, что квартира N 121 по ул. Ядрянцева, д. 26, г. Омска, общей площадью 37 кв. м в установленном законом порядке передана Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в лице территориального управления в Омской области в хозяйственное ведение или оперативное управление Министерства обороны Российской Федерации не имеется.
Само по себе обстоятельство, связанное с тем, что спорная квартира приобреталась для граждан, уволенных с военной службы, вопреки утверждению ответчика, не означает, что указанная квартира после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" перешла в хозяйственное ведение или оперативное управление Министерства обороны Российской Федерации.
Как указывалось ранее, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.12.2010 N 01/322/2010-1578 собственником квартиры N 121 по ул. Ядрянцева, д. 26, г. Омск, является Российская Федерация. Иных прав на указанную квартиру за иными лицами не зарегистрировано.
Следовательно, Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в Омской области является законным владельцем указанной квартиры в многоквартирном доме по ул. Ядрянцева, д. 26, г. Омск, и в силу приведенных норм гражданского законодательства обязана нести расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг и с эксплуатацией и содержанием общего имущества многоквартирного дома.
Учитывая вышеприведенные нормы права и обстоятельства, иск обоснованно предъявлен к Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Омской области.
Из материалов дела усматривается и правильно установлено судом первой инстанции, что в период с 01.03.2009 по 01.09.2010 истец оказывал коммунальные услуги (отопление) квартиры N 121 по ул. Ядрянцева, д. 26, г. Омска и услуги по содержанию, ремонту общего имущества указанного многоквартирного дома.
Возражения по качеству оказанных услуг не заявлены.
По расчету истца, задолженность Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Омской области по оплате коммунальных услуг составляет 6 120 руб. 17 коп., по оплате услуг по содержанию, ремонту общего имущества многоквартирного дома - 7 560 руб. 95 коп.
Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в Омской области контррасчет задолженности не представила.
Суд первой инстанции, проверив расчет истца, признал его верным, соответствующим действующему законодательству.
Оснований сомневаться в данном выводе суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно взыскал с Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Омской области в пользу ООО УК "Наш Дом" 13 681 руб. 12 коп. задолженности за отопление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с частью 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
На основании пункта 1 статьи 395 ГК РФ истец начислил ответчику 1 212 руб. 22 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.04.2009 по 25.02.2011, исходя из учетной ставки рефинансирования - 7,75%.
Суд первой инстанции, проверив расчет истца процентов за пользование чужими денежными средствами, пришел к выводу о том, что обоснованным является взыскание процентов за период с 11.04.2009 по 25.02.2011.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такой корректировкой расчета истца.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции о прекращении производства по делу в отношении Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и об отказе в удовлетворении требования о взыскании с ответчика судебных издержек на оплату услуг представителя, у суда апелляционной инстанции не имеется (пункт 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Учитывая выше приведенные обстоятельства, основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Апелляционную жалобу ТУ Росимущества по Омской области суд апелляционной инстанции оставляет без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как ТУ Росимущества по Омской области в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 11.04.2011 по делу N А46-13573/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Е.В.ГЛАДЫШЕВА

Судьи
Т.П.СЕМЕНОВА
Ю.М.СОЛОДКЕВИЧ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)